Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 02:48, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экологическое право".
Отношения собственности на природные ресурсы регулируются также в ст. 36 Конституции РФ, закрепившей право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю.
Допуская возможность
передачи природных ресурсов в частную
собственность при
Под экологическим законодательством понимают совокупность специальных нормативных актов, предметом регулирования которых являются отношения по поводу использования и охраны природной среды.
Действующее экологическое законодательство подразделяет всю сферу эколого-правового регулирования на две составные части: природопользование и охрана природной среды.
В соответствии с этим экологическое законодательство также делится на две части: природоресурсное и природоохранительное законодательство.
ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Природоресурсное законодательство регулирует отношения по поводу использования человеком природной среды, осуществляемого с целью удовлетворения экономических, экологических, культурно-оздоровительных интересов.
Природоресурсное
Целью природоресурсного
законодательства является регулирование
отношений в области
В структуре природоресурсного законодательства выделяют следующие правовые институты: право собственности на природные ресурсы, приобретение и прекращение права пользования природными ресурсами, государственное управление в области использования и охраны природных ресурсов, охрана природных ресурсов, ответственность за нарушение природоресурсного законодательства.
ПРИРОДООХРАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Природоохранительное законодательство регулирует отношения, непосредственно направленные на сохранение, улучшение природной среды, предотвращение и устранение вредных последствий хозяйственной и иной деятельности. Окружающая среда при этом выступает как целостный объект охраны.
Основным нормативным
актом в системе
Особенность правового
регулирования
Таким образом, природоохранные отношения регулируются как на основе специального природоохранительного законодательства, так и на основе экологизированных норм хозяйственного законодательства.
В силу того, что Закон «Об охране окружающей среды» является головным нормативным актом, положениям которого должны соответствовать все иные нормативные акты, принятые после вступления в силу этого Закона и регулирующие отношения в данной области, ранее принятые нормативные акты применяются постольку, поскольку они не противоречат данному Закону.
На основе Закона «Об охране окружающей среды» принимаются нормативные акты, регулирующие отдельные сферы отношений, связанные с охраной окружающей среды, в частности, отношения в области государственного экологического контроля, отношения по поводу охраны особо ценных природных объектов и территорий, отноше- ния, связанные с обеспечением экологической безопасности граждан, и другие сферы. Данные законы принимаются на основе и в развитие головного Закона «Об охране окружающей природной среды».
Основным направлением
природоохранительного
11. Федеральный
закон РФ «Об охране
Особое значение имеет Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года. Предметом регулирования данного федерального закона в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются отношения в области охраны окружающей среды, важнейшим компонентом которой является окружающая природная среда.
Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Федеральный закон регулирует
отношения в сфере
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» фактически является новым федеральным законом, а не создает новую редакцию Закона РСФСР от 19 декабря 1991 года № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды». Он является основным и комплексным законодательным актом в области охраны окружающей среды.
В Федеральном законе
определяются правовые основы государственной
политики, обеспечивающие сбалансированное
решение социально-
Комплексность данного закона состоит в постановке и решении трех взаимосвязанных задач:
Существенным достоинством данного акта видится в том, что в ст.1 дается достаточно исчерпывающий перечень понятий, используемых в законе, и прежде всего – понятие «окружающей среды». Так в соответствии с законом, окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
Охрана окружающей среды определяется как деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, юридических и физических лиц по обеспечению гармоничного взаимодействия общества и природы, предупреждения негативных (вредных) воздействий на окружающую среду в результате хозяйственной и иной деятельности и ликвидации их последствий.
В понятийном аппарате закона также содержатся такие определения как «оценка воздействия на окружающую вреду», «экологический аудит», «экологическое предпринимательство», «инновационная деятельность в области охраны окружающей среды», «экологическое правонарушение», «экологическое преступление», «вред окружающей среде (экологический вред)», «экологическая безопасность», «контроль в области и охраны окружающей среды (экологический контроль)».
В представленном законе
определяется компетенция, а также
разграничение предметов
Актуальным также
12. Общая
характеристика права
Право на природные ресурсы — это субъективное право имущественного характера, содержание которого составляет правомочие пользования природным объектом, сопряженное или не сопряженное с правом владения и распоряжения данным объектом.
Данные права подразделяются на две группы:
Различие названных прав проводится по следующим признакам:
В ГК РФ установлен перечень видов вещных прав. В соответствии со ст. 209 и 216 ГК к ним относятся:
В соответствии со ст. 334 ГК РФ к вещным правам относится право залога.
Данный перечень не может быть изменен по воле участников правоотношений. Однако он может быть изменен в сторону расширения или ограничения на основе федеральных законов. В частности, в соответствии с действующим природоресурсным законодательством не применяется по отношению к природным ресурсам право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом.
Вещное право в отличие от обязательственного права содержит правомочие владения вещью, т. е. фактического господства над ней. В случае нарушения данного права субъект права использует вещно-правовые способы защиты, а именно, истребование вещи из чужого незаконного владения либо устранение препятствий в осуществлении вещного права.
Вещному праву корреспондирует обязанность неограниченного круга лиц не нарушать данное право.
Обязательственные права в области природопользования содержат правомочие их субъекта осуществлять пользование природным объектом, не связанное с владением данным объектом.
К числу обязательственных прав относится
концессия,
право краткосрочного и долгосрочного пользования природными объектами.
Аренда, хотя и обладает признаками вещного права, однако формально к числу вещных прав не отнесена, поэтому также рассматривается как обязательственное право.
В природоресурсном законодательстве устанавливается исчерпывающий перечень видов обязательственных прав в сфере природопользования. В данной области неприменим принцип свободы договора, установленный ст. 421 ГК РФ. Участники правоотношений в сфере природопользования при выборе правовой формы природопользования должны руководствоваться тем перечнем прав, которые предусмотрены в отраслевом природоре-сурсном законодательстве.
Объектом прав в области природопользования могут выступать только такие природные объекты, которые могут быть индивидуализированы в установленном законом порядке. К ним относятся земельные участки, недра, леса и иная растительность, водные объекты, животный мир . Общим способом индивидуализации природных объектов является определение территориальных границ расположения природного объекта.
Субъектами прав на природные ресурсы могут являться публичные образования (РФ, субъекты РФ и муниципальные образования), государственные и муниципальные органы, российские и иностранные физические и юридические лица, международные организации.
Отдельные виды прав в
соответствии с федеральными законами
могут принадлежать либо только физическим
лицам (право пожизненного наследуемого
владения), либо только юридическим
лицам (право постоянного
Право собственности по своей природе является гражданско-правовым институтом. В гражданском законодательстве закреплены общие положения, определяющие содержание, основания возникновения и прекращения права собственности. В то же время природные ресурсы являются объектами особого рода в силу своей публичной значимости. Поэтому в природоресурсном законодательстве устанавливаются специальные нормы, определяющие порядок пользования и распоряжения природными ресурсами.