Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 02:48, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экологическое право".

Файлы: 1 файл

экол общ.doc

— 505.50 Кб (Скачать файл)

Отношения собственности  на природные ресурсы регулируются также в ст. 36 Конституции РФ, закрепившей право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю.

Допуская возможность  передачи природных ресурсов в частную  собственность при одновременном  закреплении режима народного достояния,. законодатель признает комплексную природу экологических отношений, устанавливая приоритет публично-правового регулирования , указанных отношений.

 

 

  1. Система экологического законодательства.

Под экологическим законодательством понимают совокупность специальных нормативных актов, предметом регулирования которых являются отношения по поводу использования и охраны природной среды.

Действующее экологическое  законодательство подразделяет всю сферу эколого-правового регулирования на две составные части: природопользование и охрана природной среды.

В соответствии с этим экологическое законодательство также делится на две части: природоресурсное и природоохранительное законодательство.

 ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Природоресурсное  законодательство регулирует отношения по поводу использования человеком природной среды, осуществляемого с целью удовлетворения экономических, экологических, культурно-оздоровительных интересов.

Природоресурсное законодательство подразделяется на следующие отрасли: земельное, лесное, законодательство о  недрах, о животном мире и водное законодательство. Деление природоресурсного законодательства на отрасли осуществляется на основе классификации видов природных ресурсов.

Целью природоресурсного  законодательства является регулирование  отношений в области использования  и охраны природных ресурсов в целях поддержания оптимальных условий использования соответствующего природного ресурса, обеспечение качества природных ресурсов, отвечающего санитарным и экологическим требованиям, обеспечение прав граждан на здоровую окружающую среду

В структуре природоресурсного  законодательства выделяют следующие правовые институты: право собственности на природные ресурсы, приобретение и прекращение права пользования природными ресурсами, государственное управление в области использования и охраны природных ресурсов, охрана природных ресурсов, ответственность за нарушение природоресурсного законодательства.

ПРИРОДООХРАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Природоохранительное  законодательство регулирует отношения, непосредственно направленные на сохранение, улучшение природной среды, предотвращение и устранение вредных последствий хозяйственной и иной деятельности. Окружающая среда при этом выступает как целостный объект охраны.

Основным нормативным  актом в системе природоохранительного законодательства выступает Закон РФ «Об охране окружающей среды». В данном Законе охрана окружающей среды обеспечивается путем закрепления экологических требований, предъявляемых к источникам вредного воздействия на окружающую среду, посредством регулирования деятельности субъектов, которая связана с воздействием на окружающую среду.

Особенность правового  регулирования природоохранительных отношений состоит в том, что экологические предписания и требования подлежат конкретизации в законодательстве, регулирующем хозяйственную деятельность данного вида.

Таким образом, природоохранные  отношения регулируются как на основе специального природоохранительного законодательства, так и на основе экологизированных норм хозяйственного законодательства.

В силу того, что Закон  «Об охране окружающей среды» является головным нормативным актом, положениям которого должны соответствовать все иные нормативные акты, принятые после вступления в силу этого Закона и регулирующие отношения в данной области, ранее принятые нормативные акты применяются постольку, поскольку они не противоречат данному Закону.

На основе Закона «Об  охране окружающей среды» принимаются  нормативные акты, регулирующие отдельные сферы отношений, связанные с охраной окружающей среды, в частности, отношения в области государственного экологического контроля, отношения по поводу охраны особо ценных природных объектов и территорий, отноше- ния, связанные с обеспечением экологической безопасности граждан, и другие сферы. Данные законы принимаются на основе и в развитие головного Закона «Об охране окружающей природной среды».

Основным направлением природоохранительного законодательства является экологизация всех отраслей законодательства, закрепляющих правовые основы деятельности хозяйствующих субъектов в области природопользования и охраны природной среды.

 

11. Федеральный  закон РФ «Об охране окружающей  среды», его характеристика.

Особое значение имеет  Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года. Предметом регулирования данного федерального закона в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются отношения в области охраны окружающей среды, важнейшим компонентом которой является окружающая природная среда.

Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие  при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Федеральный закон «Об  охране окружающей среды» фактически является новым федеральным законом, а не создает новую редакцию Закона РСФСР от 19 декабря 1991 года № 2060-1 «Об  охране окружающей природной среды». Он является основным и комплексным законодательным актом в области охраны окружающей среды.

В Федеральном законе определяются правовые основы государственной  политики, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических  задач, сохранение благоприятной окружающей среды и биологического разнообразия, природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Комплексность данного  закона состоит в постановке и решении трех взаимосвязанных задач:

  1. охраны окружающей среды,
  2. предупреждения вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности,
  3. оздоровления окружающей среды, улучшения ее качества.

Существенным достоинством данного акта видится в том, что в ст.1 дается достаточно исчерпывающий перечень понятий, используемых в законе, и прежде всего – понятие «окружающей среды». Так в соответствии с законом, окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Охрана окружающей среды определяется как деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, юридических и физических лиц по обеспечению гармоничного взаимодействия общества и природы, предупреждения негативных (вредных) воздействий на окружающую среду в результате хозяйственной и иной деятельности и ликвидации их последствий.

В понятийном аппарате закона также содержатся такие определения  как «оценка воздействия на окружающую вреду», «экологический аудит», «экологическое предпринимательство», «инновационная деятельность в области охраны окружающей среды», «экологическое правонарушение», «экологическое преступление», «вред окружающей среде (экологический вред)», «экологическая безопасность», «контроль в области и охраны окружающей среды (экологический контроль)».

В представленном законе определяется компетенция, а также  разграничение предметов ведения  между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом данный закон, в отличие от Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», не содержит разграничение компетенции и предметов ведения между законодательными и исполнительными органами власти как Российской Федерации, так и ее субъектов.

Актуальным также представляется разграничения предметов ведения, не только между Российской Федерации  и ее субъектами, но и между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. От этого во многом зависит управление в области охраны окружающей среды.

 

12. Общая  характеристика права собственности  на природные ресурсы

Право на природные ресурсы  — это субъективное право имущественного характера, содержание которого составляет правомочие пользования природным объектом, сопряженное или не сопряженное с правом владения и распоряжения данным объектом.

Данные права подразделяются на две группы:

    • вещные права;
    • обязательственные права.

Различие названных  прав проводится по следующим признакам:

  1. по кругу обязанных субъектов. Для вещного права характерен абсолютный характер права, при котором правообладателю противостоит неограниченный круг 
    обязанных лиц. В обязательственном праве кредитору противостоит указанный в договоре должник;
  2. по предмету субъективного права. Предметом вещного права является вещь, предметом обязательственного права — действие;
  3. по содержанию права. В содержании вещного права присутствует правомочие владения вещью, в относительном праве такое право отсутствует, что 
    обусловлено выделением в качестве предмета права определенного действия.

В ГК РФ установлен перечень видов вещных прав. В соответствии со ст. 209 и 216 ГК к ним относятся:

  • право собственности;
  • право пожизненного наследуемого владения земельным участком;
  • право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
  • сервитута;
  • право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом.

В соответствии со ст. 334 ГК РФ к вещным правам относится  право залога.

Данный перечень не может быть изменен по воле участников правоотношений. Однако он может быть изменен в сторону расширения или ограничения на основе федеральных законов. В частности, в соответствии с действующим природоресурсным законодательством не применяется по отношению к природным ресурсам право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом.

Вещное право в отличие  от обязательственного права содержит правомочие владения вещью, т. е. фактического господства над ней. В случае нарушения данного права субъект права использует вещно-правовые способы защиты, а именно, истребование вещи из чужого незаконного владения либо устранение препятствий в осуществлении вещного права.

Вещному праву корреспондирует  обязанность неограниченного круга лиц не нарушать данное право.

Обязательственные права  в области природопользования содержат правомочие их субъекта осуществлять пользование природным объектом, не связанное с владением данным объектом.

К числу обязательственных  прав относится 

концессия,

право краткосрочного и долгосрочного пользования природными объектами.

Аренда, хотя и обладает признаками вещного права, однако формально к числу вещных прав не отнесена, поэтому также рассматривается как обязательственное право.

В природоресурсном законодательстве устанавливается исчерпывающий перечень видов обязательственных прав в сфере природопользования. В данной области неприменим принцип свободы договора, установленный ст. 421 ГК РФ. Участники правоотношений в сфере природопользования при выборе правовой формы природопользования должны руководствоваться тем перечнем прав, которые предусмотрены в отраслевом природоре-сурсном законодательстве.

Объектом прав в области  природопользования могут выступать  только такие природные объекты, которые могут быть индивидуализированы в установленном законом порядке. К ним относятся земельные участки, недра, леса и иная растительность, водные объекты, животный мир . Общим способом индивидуализации природных объектов является определение территориальных границ расположения природного объекта.


Субъектами прав на природные  ресурсы могут являться публичные образования (РФ, субъекты РФ и муниципальные образования), государственные и муниципальные органы, российские и иностранные физические и юридические лица, международные организации.

Отдельные виды прав в  соответствии с федеральными законами могут принадлежать либо только физическим лицам (право пожизненного наследуемого владения), либо только юридическим  лицам (право постоянного пользования  земельным участком).

Право собственности  по своей природе является гражданско-правовым институтом. В гражданском законодательстве закреплены общие положения, определяющие содержание, основания возникновения и прекращения права собственности. В то же время природные ресурсы являются объектами особого рода в силу своей публичной значимости. Поэтому в природоресурсном законодательстве устанавливаются специальные нормы, определяющие порядок пользования и распоряжения природными ресурсами.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"