10. Экономический механизм
охраны окружающей среды Экономич-ий механизм
охраны окруж-й среды состоит в том, что
наряду с админ-но—правовыми сред-ми воздействия
в него вкл. Экономич-е средства и м-ды,
кот. стимулируют Sов природополь-я к рацион-му
и бережному отношению к природе. Для решения
этой задачи определено следующее: 1) планирование
и финансирование природоохранных мероприятий;
2) установление лимитов использования
природных ресурсов, выбросов и сбросов
загрязняющих вещ-в в окружающую среду
и размещения отходов; 3) установление нормативов
платы и размеров платежей за использование
природных ресурсов, выбросы и сбросы
загрязняющих веществ в окружающую природную
среду; 4) предоставление предприятиям,
учреждениям, организациям и гражд-м налоговых,
кредитных и иных льгот при внедрении
ими малоотходных и ресурсосберегающих
технологий; 5) возмещение в установленном
порядке вреда, причиненного окружающей
среде и здоровью чел. Цель механизма финансир-я природопользования
яв-ся развитие прямых
и косвенных м-дов гос. регулирования данной
на природоохранные цели: федеральный
бюджет; бюджеты Sов РФ; местные бюджеты.
Помимо основных источников финансирования,
существуют внебюджетные дополнительные
источники поступления ден-х средств на
природоохранные цели - внебюджетные экологические
фонды. Такие фонды создаются в РФ, республиках
в составе РФ, краях, областях, автономных
образованиях, городах, районах. Так
же собственные сред-ва вправе использовать
и предприятия, учреж-ия и орг-ии. Экологическое
страхование - это элемент эконом-го
механизма охраны окружающей среды –
способ защиты имущественных интересов
граждан и юр лиц в случае наступления
неблагоприятных последствий за счет
денежных фондов, которые создаются страхователями.
Формы экологического страхования: обязательное;
добровольное. Глава IV. ФЗ «Об охране
окружающей среды» регулирует экономич.
направленность в области окружающей
среды (см.методы экономич. Воздействия.
11. Природоохранные нормативы
и лимиты природопользования. Нормативы в
области охраны окруж. среды – установленные нормативы
качества окружающей среды и нормативы
допустимого воздействия на нее, при соблюдении
кот. обеспечивается устойчивое функционирование
естественных экологических систем и
сохраняется биологического разнообразие
Виды нормативов: (см. ст.1 ФЗ) 1 Нормативы качества
окружающей среды –
2Нормативы допустимого воздействия
на окружающую среду 3Нормативы допустимой
антропогенной нагрузки на окружающую
среды –Нормативы допустимых выбросов
и сбросов химических веществ 4Технологический
норматив – 5Нормативы предельно допустимых
концентраций химических веществ, в том
числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов
6Нормативы допустимых физических
воздействий –
7Лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих
веществ
Правила разработки
и утверждения нормативов и лимитов утверждаются
Правит-вом. Утверждены:
- Порядок разработки и утверждения
нормативов предельно допустимых
вредных воздействий на водные объекты
- Правила разработки и утверждения
нормативов предельно допустимых концентрация
вредных веществ и допустимых вредных воздействий
на морскую среду и природные ресурсы
внутренних морских вод и территориального моры РФ
- Правила разработки и утверждения
нормативов образования отходов и лимитов
на их размещения
- Положение о нормативах выбросов
вредных веществ в атмосферный воздух
и вредных физических воздействий на него
- Порядок разработки и утверждения экологических нормативов
выбросов и сбросов загрязняющих веществ
в окружающую природную среды, лимитов
использования при + гл 5
12. Оценка воздействия
хозяйственной деятельности на окружающую
среду Оценка воздействия на OC (ст.1 ФЗ) вид деят-ти по выявлению, анализу и учету
прямых, косвенных и иных последствий
воздействия на окружающую среду планируемой
хозяйственной и иной деят-ти в целях принятия
решения о возможности или невозможности
ее осуществления; осуществляется с целью
выявления и принятия необходимых мер
по предупреждению возможных неприемлемых
для общ-ва эколог-х и связанных с ними
соц-ных, эконом-х и иных последствий реализации
хоз-ной деят-сти Оценка воздействия
проводится при подготовке обосновывающей
документации:
- программ и планов отраслевого и территориального социально-экономического
развития
- схем комплексного использования
и охраны природных ресурсов
- градостроительной документации
- документации по созданию новой
техники, технологии, материалов и веществ
- предпроектных обоснований
инвестиций в строительство, обоснований
проектов строител-ва новых, реконструкции действующих
хозяйственных и иных объ-в и комплексов
При подготовке документации, для некот. Объ-в и видов хоз-ной проведение
такой оценки обязательна. Перечень таких
объектов приводится в приложении к Положению
об оценке воздействия на OC в РФ. Целесообразность
проведения ОВОС по остальным видам деят-сти
определяется орг. исполнит-й власти Sов
РФ по представлению органов по охране
окружающей природной среды. Результатом
оценки яв-ся вывод о допустимости воздействия
намечаемой им деят-сти на OC
13. Экологическая экспертиза Порядок проведения
экологической экспертизы регулируется
ФЗ «Об экологической экспертизе»
Экологическая экспертиза – установление соответствия
намечаемой хозяйственной или иной деятельности
экологическим требованиям и определение
допустимости реализации объекта экологической
экспертизы в целях предупреждения возможных
неблагоприятных воздействий этой деятельности
на природную среду
Экспертиза проводится экспертной
комиссией, За проведение экспертизы
платит заказчик. Срок проведение экспертизы
определяется сложностью объекта, но не
должен превышать 6 месяцев. Виды:
- Государственная – подлежат все предплановые, проектные материалы по объектам хозяйственной или иной деятельности на территории РФ, независимо
от их сметной стоимости и принадлежности
- Общественная Принципы проведения
экспертизы:
- П-п презумпции потенциальной
эколог-ой опасности – осуществление
работ и финансирование любой деятельности
производится только при наличии положительного заключения
гос-й экол. экспертизы
- П-п обязательного проведения
гос-й экол-й экспертизы до принятия решения
о реализации хозяйственного или иного
объекта - заказчик планируемой деятельности
обязан предоставить требуемую документацию
на экспертизу
- П-п комплексности оценки воздействия
на окружающую среду хозяйственной или
иной деятельности – данный принцип распространяется
на оба вида экологической экспертизы
- П-п достоверности и полноты информации,
предоставляемой на экологическую экспертизу - обязывает заказчика обеспечить предъявление достоверной и полной информации об объекте экспертизы
- П-п независимости экспертов при осуществлении экол. экспертизы
- П-п научной обоснованности, объект-сти и законности заключения
эколог-й экспертизы - содержащиеся в заключении суждения
и выводы д.б. научно аргументированы
- П-п гласности, - является средством реализации права граждан на благоприятную окружающую среду
- П-р ответственности участников
экологической экспертизы за организацию,
проведение, качество экологической экспертизы
14. Экологическая сертификация,
эк страхование, эк. Аудирование Эколог-я
сертификация (сертификация по
эколог-м требованиям) проводится для
обеспечения экологически безопасного
осуществления хозяйственной и иной деят-и
(ст.31 ФЗ об охране окружающей среды). Сертификация
на соответствие экол-им требованиям явл.
стимулом к внедрению технологических
процессов и выпуску продукции, кот. дают
гарантию безопасности продукции для
жизни, здоровья, имущества и среды обитания
потребителя.
виды объектов экологической
сертификации:
-объ-ы окруж-й среды
(природные ресурсы, природные компоненты);-источники
загрязнения окружающей среды (производства,
технолог-ие процессы, отходы );-продукция
природоохранного назначения (природоохр-е
технологии, услуги);-экологические информационные
ресурсы, продукты и технологии (базы данных,
модели загрязнения). Оценке соответствия
подлежит не только готовая продукция,
предназначенная для потребителя, но и
система экологического управления (СЭУ)
предприятия в целом.
Обязательное эколог-е страхование предусмотрено ФЗ «Об использовании
атомной энергии». Опред-ый круг лиц подлежит
обязат-му гос. страхованию личности от
риска радиационного воздействия за счет
ср-тв собствен-ов объ-ов использования
атомной энергии
Осн-м док-том добр-го экологич.
страхования явл. Типовое положение о
порядке добровольного эколог-о страхования
Страхователями яв-ся предприятия любой
формы собст-сти, расположенные на терр
РФ, за ее пределами, но имеющие производственные
мощности на ее терри-и Объектом страхования
яв-ся риск гражданской ответственности,
выражающийся: -в предъявлении страхователю
имущ-х претензий физ. или юр. лицами в
соответствии с нормами гражд-го закон-ва
о возмещении ущерба за загрязнение земельных
угодий, водной среды или воздушного бассейна
на террит-и действия договора страхования Страховое событие
- внезапное, непреднамеренное нанесение
ущерба OC в результате аварий, приведших
к неожиданному выбросу загрязняющих
веществ в OC. Перечень загрязняющих веществ
и причин страховых событий оговаривается
в каждом случае при заключении дог-ра
страхования Но сущ-т Страховые события,
по которым страховщик не несет ответственности:
Напр: события, связанные с последствиями
военных действий. события, вызванные
радиоактивным загрязнением, облучением
и др последст-ми деятельности, связанной
с использованием ядерного топлива, события,
вызванные нарушением з-нов Страховое
возмещение выплачивается в размерах,
предусмотренных гражд-м закон-вом
Экологический аудит – это независимая, комплексная,
документированная оценка соблюдения
Sом хоз-ной и иной деят-сти требований
в области охраны OC, нац-ных и м/ународных
стандартов и подготовка рекомендаций
по улучшению такой деят-сти. Решение о
проведении такой проверки д. принимать
само предприятие. Цель аудиторских
проверок - информирование дирекции
о практической реализации политики в
области охраны OC в интересах ее дальнейшего
совершенст-я и информирование общ-ности
о состоянии OC и путях решения экологических
проблем на предприятии
формы аудиторских проверок таковы:
- обсуждение со специалистами
компании реального положения дел 2. осмотр предприятия, вкл ознакомление
с технологическим процессом и беседы
с сотрудниками 3. анализ документации по охране OC
В итоге проверки составляется
отчет о реальном положении дел охраны
OC на предприятии, Аудиторская группа
состоит из трех-четырех чел. Законодательство
России в области экологического аудита
ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране
ОС (в ст. 1 дано определение экологического
аудита)
ФЗ от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
(статья 27, п..2 - предусмотрено использование
экоаудита по требованию гос-ных инспекторов)
15. Понятие, формы, виды и
принципы экологического контроля
Экологич-й контроль - правовая мера обеспечения
рационального природопользования и охраны
окружающей среды от вредных воздействий Виды:
- Экологический
мониторинг - комплексная система наблюдения
за состоянием окружающей среды, оценки
и прогноза изменений состояния окружающей
среды под воздействием природных и антропогенных
факторов
- Гос. контроль осуществляется специально
уполномоченными на то гос. органами РФ в области охраны окружающей среды
- Общественный
контроль - осуществляется общественными
организациями, профсоюзами, гражданами, ОМС. Задача - проверка выполнения требований Закона «Об охране окружающей
среды»
- Производственный осущ-ся экологической службой предприятия,
учреждения, организации. Задача проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов,
соблюдения нормативов качества окружающей
среды, выполнения требований природоохранительного
законодательства Принципы:
- соблюдение права чел. на благопр. окружающую среду
- гласность и достоверность информации
о сост-и окружающей среды
- приоритетность мер, направленных
на предупреждение нарушений природоохранного
законодательства
- презумпция экологической опасности
планируемой хозяйственной деят-и
- обязательность выполнения
требований законодательства
- обязательность проведения
гос. экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хоз-ную и иную деят-ть, кот. м. оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан
- объективность долж-х лиц, осущ-х гос. Эколог-й контроль
- ответственность органов гос. власти и МСУ за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности
- независимость контроля в области
охраны окружающей среды
- воспитание и формир-ие эколог-ской культуры
- - ответственность за нарушение законод-ва в области охраны окружающей
среды