Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 18:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экологическое право"

Файлы: 1 файл

Экологическое шпора -ок.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

1. Природа как объект экологического права Взаимодействие общества и природы. Любая отрасль права имеет св. пред-т и объ-т правового регул-я. По Адиханову пред-м ЭП явл. экол-е отношения(отн-я м/у людьми по поводу природы). Природу как объект ЭП м. рассм–ть в узком и широком смыслах. 1) под природой понимается вся окружающая нас материя (то что нах-ся на земле + солнце+ др. планеты). Однако на самом деле нет же взаим-я чел. и солнца. Поэтому объектом ЭП явл. природа в узком смысле, т.е. та природа с кот. Чел. вступает во взаимод-е, оказ-т на нее возд-е и м. изменить ее состояние. Под природой подразум-ся земные объ-ты (2группы). К 1-й относят биосферу, сферу жизнедеят-ти чел., а также неживые объ-ты (недра), т.е. это естественная природная среда (есть природа), кот. Явл. объ-м ЭП. К 2-й объ-ты кот. В рез-те хоз. деят-ти чел. оторваны от естественной среды (О матерьяльного мира) - не явл. природными О. Но не все предметы природ-й среды на кот. оказал возд. Чел. перестают б. природ-ми О напр. посаженный чел. лес. Т.о. природа как О – это та часть окруж-го нас материаль-го мира, кот находится в естеств. состоянии. Взаимодействие общества и природы В ЭП взаим-вие общ-ва и пр-ды как естественный и объект-й процесс, необходимое условие сущ-я чел. проявляется в двух основных формах. Люди используют объекты и силы природы с целью удовл-я своих биологических и иных потребностей, создания средств для жизни. Использование природных ресурсов, выступая одной из форм взаимодействия общества и природы, обеспечивает экон-е интересы общества. Т.е. деят-ть чел. оказывает влияние на саму окружающую ср-у, подвергая ее изменениям, кот. потом влияют и на самого чел. Это — загрязнение окружающей среды (закон ФЗ ст.1), истощение природных ресурсов (Истощение - потеря тех природных ресурсов, которые служат для человека источником его экономической деятельности), разрушение природной среды Разрушение – утрата природных ресурсов, их полное исчезновение, невозможность дальнейшего использования. 2-я форма. Охрана окруж. среды с целью сохранения чел. как биологического и соц-го организма и его естественной среды обитания - экологическая форма выражается в охране окружающей среды (ст.1 ФЗ)- форма общественной и государственной деятельности, направленная на сохранение и воспроизводство природных ресурсов

2. Экологические правоотношения. Принципы охраны окружающей среды. Экол-е правоот-я –общ-е отношения, возник-е в сфере взаимодействия общества и природы, урегул-е нормами ЭП. Объ-т эколог. Правоот-й – природные объекты (земля, вода, леса, заповедники)

Экол-е отношения м. классиф-ть в зависимости от содержания прав и обязанностей субъ-в. Нар., правоот-я, возн. в связи с охраной окружающей среды (опр. ст.1) от химического загрязнения; от вредных физических воздей-й. Важное значение имеет класс-я экол-х правоот-й по их объ-м, нашедшая достаточно четкое определение в действующем законодательстве. Так, в соответствии со статьей 4 Закона "Об охране окружающей природной среды" следует различать правовые отношения в сфере: естественных экологических систем и озонового слоя атмосферы;

земельных, горных, водных, лесных отношений, отношений по поводу использования и охраны атмосферного воздуха, животного мира, микроорганизмов, генетического фонда, природных ландшафтов; ООПТ (заповедников, заказников, национальных природных парков и др.) Принципы ЭП – основополагающие начала, отражающие закономерности развития ЭП как отрасли Рос. права и составляющие его основы ФЗ «Об охране окружающей среды» ст. 3 (разделить на общеправовые, пр. ЭП и м/ународные) см. ст.3 -соблюдение прав чел. на благопр. окруж. среду (закр. В Конст РФ) -Охрана, воспрои-во и рациональное испол-е прир-х ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности ( с т. Зр. ЭП, а не эконом-и) -Сохранение биолог. разнообразия-опр ст.1 (осн. На пр. м/ународ-го права.- имеет необходимость сохранения всех живых организмов

3. Понятие и система экологического права.

ЭП как отрасль права – совок-ть правовых норм, регул-их общ-ные отн-ния по поводу охраны ОС, а также рац-ного использ-я общ-вом в целом и отдельными его членами природ-х ресурсов. Отрасль права(совок-ть норм, регул-их однородные сходные или близкие общ-ые отношения присущим им методам) ЭП как наука – систематизированная совок-ть научных знаний о правовом регулировании взаимодействия чел. и общ-ва с природой, методах правовой охраны ОС, тенденциях в области охраны ОС в мире, направлениях совершенст-я природоохранного закон-ва ЭП как учебная дисциплина – сис-ма знаний в области науки ЭП, определяющая необходимый уровень подготовки обучаемых, определенным образом структурированная в целях наиболее эффективного изучения и усвоения основных положений экологического закон-ва. Системоа ЭП структура основных элементов, частей этой отрасли - подотраслей, институтов (право природопользования, нормирования (нормативы)), норм. ЭП, как учебная дисцип-на, состоит из общей, особенной и спец-ной частей.  Общая часть (предмет, метод, право соб-ти и тд) Особенная часть вкл в себя регулирование отдельных частей ЭП, его подотраслей. Н-р земельная, водная, отрасли права хоть и яв-ся в сам-ными по отн-нию к отрасли ЭП. В сис-ме права они могут рассматриваться как его подотрасли. В спец-ную часть ЭП входят нормы др. отраслей права, регулирующие общ-ные отн-ния, связанные с охраной ОС. Напр. междунар. правовая охрана окруж. среды. Место ЭП в системе права РФ имеет нетрадиц-е место. На стыке частного и публ. Права. Главная задача ЭП как отрасли права - сохранить всю окружающую природную среду как единую эколог-кую сис-му, а не только отдельные объекты природы.

4. Предмет и метод экологического права предметом ЭП явл. общественные отношения, складывающиеся по поводу использования и охраны природных объектов как средств материального производства и пространственной среды жизнедеятельности чел. предмет К предмету ЭП относятся: 1 группа - отношения собственности; 2 гр – отношения по гос-му экологическому управлению; 3 гр – отношения по пользованию природными ресурсами; 4 гр. Отношения охранительного  хар-ра. Методы экологического права — это совокупность приемов и способов правового воздействия на поведение участников экологических правоотношений.  Явл. комплексной отраслью права, ЭП право совокупностью методов правового регулирования, 1) императивный метод, основывается на использовании админ. предписаний. Хар-ная черта: Это установление разнообразных запретов и ограничений на использование природных объектов, нормативов воздействий на природную среду, выдача лицензий, сертификатов, разрешений и т. Н-р, согласно статье 45 Закона «Об охране ОС» выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются только на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченным на то гос-ными органами. 2) Метод эконом-го регулирования в сфере охраны ОС воздействуют на имущество физ и юр лиц, деят-сть которых влияет на состояние ОС. Сюда относятся плата за загрязнение ОС и налогообложение. Цель данного метода – стимулировании Sов осуществлять экологически безопасную деят-сть. 3) гражданско-правовой метод регулирования. Характерной чертой этого метода яв-ся равноправие Sов. Заключая между собой соглашение, участники сами определяют свои права и обязанности, которые в то же время должны соответствовать з-ну.  Диспозитивный метод применяется в ЭП при регулировании имущественных отношений в сфере природопользования. в формах:   
-дозволений -разрешений Для ЭП характерно то, что к одним и тем же отношениям по природопользованию и охране ОС могут быть применены все три метода

 

 

5. Государственное  управление в сфере охраны  окружающей природной среды Государственный орган - это одно лицо или организованная группа лиц, специально предназначенные для реализации государственной власти в предусмотренных законом случаях. Управление  в  сфере  экологии  –  это  дея-ть  компетентных  гос.  Орг.  по  практическому осуществлению  целей  и задач, связанных с охраной окружающей среды Цель – рациональное использ-е природ. ресурсов, охрана окруж. среды и обеспечение экол. безопасности.  Гос. управление осущ-ют разл-е гос. органы, кот. наделены разной компет-ей и функц-т на разных уровнях. Виды таких гос. органов. 1, органы общей компетенции (осуществляют эту деят-ть наряду с решением др. задач, отнесенных к их компет-и, - развитие экон., управление соц. сферы (здравоох-ие, образование и др.), К органам общей компетенции, осущ-их гос. управление в сфере охраны окружающей прир. среды относятся: -Президент Р. (его деят-ть, как Sта гос. управления природопользованием и охраной ОС регул-ся Конст РФ и ФЗ. К важнейшим его функциям м. отнести определение основных направлений внутр. и внеш. эколог-ой пол-ки гос.; нормотворчество; орг. сис-мы органов исполнит-ной власти Рос.; гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны ОС; так же данное осущ-тся структурами администрации президента РФ. В н.в. такой структурой яв-ся Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета безопасности РФ); - Правительство России и правительства (администрация) субъектов РФ (Их компетенция в сфере природопользования и охраны ОС определена многими нормативными правовыми актами. Осн-ми актами общего хар-ра являются Конст РФ, ФКЗ "О Правительстве РФ". Конкретные полномочия этих орг. в этой сфере определяются актами спец-го хар-ра – фед-и и регион-ми з-ми, указами През-та РФ и др.

Правительство РФ осуществляет деят-ть в сфере охраны окружающей природной среды сам-но и ч/з созданные им структуры).  2. Специально уполномоченные гос. органы в области природопользования и охраны ОС (на разных уровнях на эти орг-ы управления, возложены наиболее ответственные функции, связанные с эколог-м нормированием, экспертизой, лицензированием, контролем и т.д. В н. в. спец-но уполномоченные гос. органы в области природопользования и охраны ОС вкл: федеральные министерства; федеральные агентства; федеральные службы. В соответствии с указом Презид-та от 12.05.2008 г. №724 "Структура фед.х органов испол-ой власти» в н. в. специально уполномоченными гос. органами в данной сфере яв-ся: 1. Министерство природных ресурсов и экологии РФ: Федер-я служба по гидрометеорологии и мониторингу ОС; Федер-я служба по надзору в сфере природопользования; Федер-е агентство водных ресурсов; 2. Министерство с/х РФ: Федер-я служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; 3. Министерство эконом-кого развития РФ:  
Федер-е агентство по управлению гос-ным имуществом4. Федеральная служба безопасности РФ 5. Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство).6. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. 7. Федеральное агентство лесного хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Становление и развитие экологического законодательства

 Винокуров выделяет 3 этапа  периодизации:

1.  Досоветский период (до 1917 г.)

2.  Советский период (1917–1991 гг.).

3.  Современный период (1992 г. – по настоящее время).

 «Русская правда» , Соборное  уложение -первые источники права.. В данный  период охрана природы сводилась  к  охране  лесов  и  животного  мира, от  браконьерства, а также к развитию системы заповедных территорий. В XVII  в.  с ростом  городов устанавливаются правила сан.-эпидемиолог.  характера.

 В XIX в. появляются акты, регул-щие охрану вод и атмосферного  воздуха. В досоветский периоде нет комплексного подхода к регулированию экол. отношений. Советский  период:  Декрет «О  земле»,отменял частную собственность на землю. В 1922  г.  принят  первый  ЗК РСФСР,  1918 г. -  Декрет «О лесах», 1919  г. – Декрет «О сроках охоты»,  Основная черта закон-ва  данного периода– слабый  регулятивный хар-р, отсутствие стимулирования. В 1960 Закон РСФСР «Об охране природы в РСФСР», а также кодексы (ЗК, Водный, О недрах…)   ЗК -1991 г. и Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» -переходные. В советск. пер-д появился комплексный подход к проблемам регулирования экол. Права Данный период отмечен бурным развитием экологич-х отношений, принятием принципиально новых законодательных актов (ФЗ «О  гос-м регулировании в области  генно-инженерной деятельности  (1996  г.), в н. в. – так же принимаются законы по охраны окружающей природной среды. Это действующие ФЗ Об охр окр ср, ЗК, ВК, ЛК, ФЗ об ООПТ

7. Конституция и другие законы как источники экологического права

Конст. РФ – основной источник ЭП. Она имеет верховенство на всей  терр-и  Рос.  В Конст. определены основы конституционного права и свободы чел. и гражд-на в сфере эколог-х отношений, основополагающие принц-ы, порядок, методы и нормы правового регулирования эколог-х отношений в гос. Наиболее  значимыми  в  экологическом плане яв-ся нормы, закрепленные в ч. 1 ст. 9, ч.ч. 2 и 3 ст.ст. 36 и  41  Конст  РФ.  ст.  42  (см. конст) Ст 58 Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Большое знач-е имеют положения, кот. разгранич-т компетенции фед-х органов гос. власти и субъ-в РФ. В их ведении находятся природопол-е, охрана окруж. Среды, обеспечение эколог-

й безоп-ти, ООПТ, охрана памятников ист-и и кул-ры Источники ЭП – норм-ые акты, принятые уполномоченными гос. органами и ОМС в установл. Форме, регулирующие общ-ные отн-я в области природопользования, охраны ОС и обеспечения экологич. безоп-ти. Общественный источник ЭП – экологическое закон-во, которое подр-т на 3 подсистемы. 1. НА комплексного регулирования, создаваемые на основе с Конституцией РФ. Напр: ФЗ «Об охране ОС». Данный з-н яв-ся основным комплексным закон-ным актом, регулирующим общ-ные отн-ния в сфере охраны природной среды. 2. Нормативные акты, которые регулируют использование природных ресурсов, н-р Лесной кодекс. 3. ФЗ от 21.12.1994 г. № 69–ФЗ «О пожарной безопасности» и ФЗ от 01.01.1996 г. № 3–ФЗ «О радиационной безопасности населения». Особое место отведено международно—правовым актам. К таким актам относятся: Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и др материалов (1972 г.); Среди предписаний экологического закон-ва имеется множ-во технических норм. Их роль в ЭП яв-ся одной из основных. Технические нормы вкл в нормативные акты и таким образом приобретают статус технико—юр норм. (нормативы допустимых сбросов и выбросов загрязняющих веществ)

 

8. Подзаконные акты и региональные нормативно-правовые акты как источники экологического права Президент РФ, являясь главой гос., определяет основные направления его внутр. и внешней полит-и, в том числе в области экологии. Он выносит на рассмотрение в  Госдуму  РФ  законопроекты,  подписывает  и  обнародует  ФЗ,  подписывает  международные  договоры  РФ.  Его указы и распоряжения обязательны для исполнения на всей терр страны и не должны противоречить Констит РФ и ФЗ (ч.ч. 1 и 3 ст. 80 п.п. «г» и «д», ст. 84 п. «б», ст.ст. 86, 90 Конст РФ). Указы Президента регулируют различные аспекты охраны ОС. "О федеральных природных ресурсах" "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" Правительство РФ осуществляет исполн-ю власть РФ, обеспечивает проведение в РФ единой гос. политики в области экологии. издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение. Таковы постановления Правительства РФ : "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы"  "О федеральной целевой программе "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы"Министерство  природных  ресурсов  и  экологии  РФ  также осуществляет нормотворчество. К компетенции мин-ва относится  формирование  нормативно-правовой  и  инструктивно-методической базы и издание ведомственных нормативных правовых актов  по вопросам, связанным с обеспечением охраны ОС. НПА Sов РФ  составляют отраслевое  закон-во  по  землепользованию, водопользованию, лесопользованию и т.д. на уровне Sтов РФ,  должны  учитываться  специфика  того  или  иного региона при осуществлении охраны OC и природопользования.

9. Понятие, формы и виды права собственности на природные ресурсы Право собственности как юр-ая категория пониматься в двух значениях - субъективном и объективном Право собст-ти в субъ-ом смысле - это право конкретного субъ-та владеть, пользоваться и распоряжаться природ-ми ресурсами. В объ-ом смысле - совокупность правовых норм, кот. закрепляют принадлежность природных ресурсов, регулируют порядок и условия владения, пользования и распоряжения ими. Право собственности на природные ресурсы установлено в Конст. РФ, ГК РФ, актах эколог-го законод-ва: Лесном кодексе РФ, Водном кодексе РФ, Законе РФ «О недрах». В н.в. формы права собственности на природные ресурсы определяются Конст РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в следующих формах собственности: гос-ая, муниципальная, частная Право гос-ой собст-и установлено на землю, недра, воды, леса и другие природные объекты Муниципальная собст-ть -  имущ-во, принадлежащее на праве собст-ти городскому и сельскому поселению, а также др. муниципальным образованиям.  (Управляют органы МСУ). В соответствии с дейст-м законод-ом право частной собственности в РФ провозглашено на земельные участки, обособленно-замкнутые водные и древесно-кустарниковую растит-сть, расположенную на земельном участке. Однако основные правомочия собст-а на природные объекты и ресурсы м.б. ограничены. Право собст-ти на природные ресурсы – возможность владения, пользования и распоряжения данными природными ресурсами. Правомочие владения – установленная з-ном фактич-я принадлежность материальных ценностей конкретному лицу. Правомочие пользования – основанная на з-не возможность эксплуатации материальных ценностей, извлечения из них полезных свойств с целью удовлетворения производ-х и личных нужд. Правомочие распоряжения – возможность соб-ка изменять юр. категорию принадлежащих ему материальных ценностей. Все три правомочия необходимы для права собственности.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"