Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 18:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экологическое право"
1. Природа как объект экологического права Взаимодействие общества и природы. Любая отрасль права имеет св. пред-т и объ-т правового регул-я. По Адиханову пред-м ЭП явл. экол-е отношения(отн-я м/у людьми по поводу природы). Природу как объект ЭП м. рассм–ть в узком и широком смыслах. 1) под природой понимается вся окружающая нас материя (то что нах-ся на земле + солнце+ др. планеты). Однако на самом деле нет же взаим-я чел. и солнца. Поэтому объектом ЭП явл. природа в узком смысле, т.е. та природа с кот. Чел. вступает во взаимод-е, оказ-т на нее возд-е и м. изменить ее состояние. Под природой подразум-ся земные объ-ты (2группы). К 1-й относят биосферу, сферу жизнедеят-ти чел., а также неживые объ-ты (недра), т.е. это естественная природная среда (есть природа), кот. Явл. объ-м ЭП. К 2-й объ-ты кот. В рез-те хоз. деят-ти чел. оторваны от естественной среды (О матерьяльного мира) - не явл. природными О. Но не все предметы природ-й среды на кот. оказал возд. Чел. перестают б. природ-ми О напр. посаженный чел. лес. Т.о. природа как О – это та часть окруж-го нас материаль-го мира, кот находится в естеств. состоянии. Взаимодействие общества и природы В ЭП взаим-вие общ-ва и пр-ды как естественный и объект-й процесс, необходимое условие сущ-я чел. проявляется в двух основных формах. Люди используют объекты и силы природы с целью удовл-я своих биологических и иных потребностей, создания средств для жизни. Использование природных ресурсов, выступая одной из форм взаимодействия общества и природы, обеспечивает экон-е интересы общества. Т.е. деят-ть чел. оказывает влияние на саму окружающую ср-у, подвергая ее изменениям, кот. потом влияют и на самого чел. Это — загрязнение окружающей среды (закон ФЗ ст.1), истощение природных ресурсов (Истощение - потеря тех природных ресурсов, которые служат для человека источником его экономической деятельности), разрушение природной среды Разрушение – утрата природных ресурсов, их полное исчезновение, невозможность дальнейшего использования. 2-я форма. Охрана окруж. среды с целью сохранения чел. как биологического и соц-го организма и его естественной среды обитания - экологическая форма выражается в охране окружающей среды (ст.1 ФЗ)- форма общественной и государственной деятельности, направленная на сохранение и воспроизводство природных ресурсов
2. Экологические правоотношения. Принципы охраны окружающей среды. Экол-е правоот-я –общ-е отношения, возник-е в сфере взаимодействия общества и природы, урегул-е нормами ЭП. Объ-т эколог. Правоот-й – природные объекты (земля, вода, леса, заповедники)
Экол-е отношения м. классиф-ть в зависимости от содержания прав и обязанностей субъ-в. Нар., правоот-я, возн. в связи с охраной окружающей среды (опр. ст.1) от химического загрязнения; от вредных физических воздей-й. Важное значение имеет класс-я экол-х правоот-й по их объ-м, нашедшая достаточно четкое определение в действующем законодательстве. Так, в соответствии со статьей 4 Закона "Об охране окружающей природной среды" следует различать правовые отношения в сфере: естественных экологических систем и озонового слоя атмосферы;
земельных, горных, водных, лесных отношений, отношений по поводу использования и охраны атмосферного воздуха, животного мира, микроорганизмов, генетического фонда, природных ландшафтов; ООПТ (заповедников, заказников, национальных природных парков и др.) Принципы ЭП – основополагающие начала, отражающие закономерности развития ЭП как отрасли Рос. права и составляющие его основы ФЗ «Об охране окружающей среды» ст. 3 (разделить на общеправовые, пр. ЭП и м/ународные) см. ст.3 -соблюдение прав чел. на благопр. окруж. среду (закр. В Конст РФ) -Охрана, воспрои-во и рациональное испол-е прир-х ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности ( с т. Зр. ЭП, а не эконом-и) -Сохранение биолог. разнообразия-опр ст.1 (осн. На пр. м/ународ-го права.- имеет необходимость сохранения всех живых организмов
4. Предмет и метод
экологического права предметом ЭП
явл. общественные отношения, складывающиеся
по поводу использования и охраны природных
объектов как средств материального производства
и пространственной среды жизнедеятельности
чел. предмет К предмету
ЭП относятся: 1 группа - отношения собственности;
2 гр – отношения по гос-му экологическому
управлению; 3 гр – отношения по пользованию
природными ресурсами; 4 гр. Отношения
охранительного хар-ра. Методы экологического
права — это совокупность приемов
и способов правового воздействия на поведение
участников экологических правоотношений.
Явл. комплексной отраслью права, ЭП право
совокупностью методов правового регулирования, 1) императивный
метод, основывается на использовании
админ. предписаний. Хар-ная черта: Это
установление разнообразных запретов
и ограничений на использование природных
объектов, нормативов воздействий на природную
среду, выдача лицензий, сертификатов,
разрешений и т. Н-р, согласно статье 45
Закона «Об охране ОС» выброс и сброс вредных
веществ, захоронение отходов допускаются
только на основе разрешения, выдаваемого
специально уполномоченным на то гос-ными
органами. 2) Метод эконом-го
регулирования в сфере охраны ОС воздействуют
на имущество физ и юр лиц, деят-сть которых
влияет на состояние ОС. Сюда относятся
плата за загрязнение ОС и налогообложение. Цель данного
метода – стимулировании Sов осуществлять
экологически безопасную деят-сть. 3) гражданско-правовой
метод регулирования. Характерной
чертой этого метода яв-ся равноправие
Sов. Заключая между собой соглашение,
участники сами определяют свои права
и обязанности, которые в то же время должны
соответствовать з-ну. Диспозитивный метод
применяется в ЭП при регулировании имущественных
отношений в сфере природопользования.
в формах:
-дозволений -разрешений Для ЭП характерно
то, что к одним и тем же отношениям по
природопользованию и охране ОС могут
быть применены все три метода
5. Государственное управление в сфере охраны окружающей природной среды Государственный орган - это одно лицо или организованная группа лиц, специально предназначенные для реализации государственной власти в предусмотренных законом случаях. Управление в сфере экологии – это дея-ть компетентных гос. Орг. по практическому осуществлению целей и задач, связанных с охраной окружающей среды Цель – рациональное использ-е природ. ресурсов, охрана окруж. среды и обеспечение экол. безопасности. Гос. управление осущ-ют разл-е гос. органы, кот. наделены разной компет-ей и функц-т на разных уровнях. Виды таких гос. органов. 1, органы общей компетенции (осуществляют эту деят-ть наряду с решением др. задач, отнесенных к их компет-и, - развитие экон., управление соц. сферы (здравоох-ие, образование и др.), К органам общей компетенции, осущ-их гос. управление в сфере охраны окружающей прир. среды относятся: -Президент Р. (его деят-ть, как Sта гос. управления природопользованием и охраной ОС регул-ся Конст РФ и ФЗ. К важнейшим его функциям м. отнести определение основных направлений внутр. и внеш. эколог-ой пол-ки гос.; нормотворчество; орг. сис-мы органов исполнит-ной власти Рос.; гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны ОС; так же данное осущ-тся структурами администрации президента РФ. В н.в. такой структурой яв-ся Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета безопасности РФ); - Правительство России и правительства (администрация) субъектов РФ (Их компетенция в сфере природопользования и охраны ОС определена многими нормативными правовыми актами. Осн-ми актами общего хар-ра являются Конст РФ, ФКЗ "О Правительстве РФ". Конкретные полномочия этих орг. в этой сфере определяются актами спец-го хар-ра – фед-и и регион-ми з-ми, указами През-та РФ и др.
Правительство РФ осуществляет
деят-ть в сфере охраны окружающей природной
среды сам-но и ч/з созданные им структуры). 2. Специально
уполномоченные гос. органы в области
природопользования и охраны ОС (на
разных уровнях на эти орг-ы управления,
возложены наиболее ответственные функции,
связанные с эколог-м нормированием, экспертизой,
лицензированием, контролем и т.д. В н.
в. спец-но уполномоченные гос.
органы в области природопользования
и охраны ОС вкл: федеральные министерства;
федеральные агентства; федеральные службы.
В соответствии с указом Презид-та от 12.05.2008
г. №724 "Структура фед.х органов испол-ой
власти» в н. в. специально уполномоченными
гос. органами в данной сфере яв-ся: 1. Министерство природных ресурсов
и экологии РФ: Федер-я служба по гидрометеорологии
и мониторингу ОС; Федер-я служба по надзору
в сфере природопользования; Федер-е агентство
водных ресурсов; 2. Министерство с/х РФ: Федер-я служба по ветеринарному
и фитосанитарному надзору; 3. Министерство эконом-кого
развития РФ:
Федер-е агентство по управлению гос-ным
имуществом4. Федеральная служба безопасности
РФ 5. Федеральное агентство по рыболовству
(Росрыболовство).6. Федеральная служба
по экологическому, технологическому
и атомному надзору. 7. Федеральное агентство
лесного хозяйства.
Винокуров выделяет 3 этапа периодизации:
1. Досоветский период (до 1917 г.)
2. Советский период (1917–1991 гг.).
3. Современный период (1992 г. – по настоящее время).
«Русская правда» , Соборное уложение -первые источники права.. В данный период охрана природы сводилась к охране лесов и животного мира, от браконьерства, а также к развитию системы заповедных территорий. В XVII в. с ростом городов устанавливаются правила сан.-эпидемиолог. характера.
В XIX в. появляются акты, регул-щие охрану вод и атмосферного воздуха. В досоветский периоде нет комплексного подхода к регулированию экол. отношений. Советский период: Декрет «О земле»,отменял частную собственность на землю. В 1922 г. принят первый ЗК РСФСР, 1918 г. - Декрет «О лесах», 1919 г. – Декрет «О сроках охоты», Основная черта закон-ва данного периода– слабый регулятивный хар-р, отсутствие стимулирования. В 1960 Закон РСФСР «Об охране природы в РСФСР», а также кодексы (ЗК, Водный, О недрах…) ЗК -1991 г. и Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» -переходные. В советск. пер-д появился комплексный подход к проблемам регулирования экол. Права Данный период отмечен бурным развитием экологич-х отношений, принятием принципиально новых законодательных актов (ФЗ «О гос-м регулировании в области генно-инженерной деятельности (1996 г.), в н. в. – так же принимаются законы по охраны окружающей природной среды. Это действующие ФЗ Об охр окр ср, ЗК, ВК, ЛК, ФЗ об ООПТ
Конст. РФ – основной источник ЭП. Она имеет верховенство на всей терр-и Рос. В Конст. определены основы конституционного права и свободы чел. и гражд-на в сфере эколог-х отношений, основополагающие принц-ы, порядок, методы и нормы правового регулирования эколог-х отношений в гос. Наиболее значимыми в экологическом плане яв-ся нормы, закрепленные в ч. 1 ст. 9, ч.ч. 2 и 3 ст.ст. 36 и 41 Конст РФ. ст. 42 (см. конст) Ст 58 Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Большое знач-е имеют положения, кот. разгранич-т компетенции фед-х органов гос. власти и субъ-в РФ. В их ведении находятся природопол-е, охрана окруж. Среды, обеспечение эколог-
й безоп-ти, ООПТ, охрана памятников ист-и и кул-ры Источники ЭП – норм-ые акты, принятые уполномоченными гос. органами и ОМС в установл. Форме, регулирующие общ-ные отн-я в области природопользования, охраны ОС и обеспечения экологич. безоп-ти. Общественный источник ЭП – экологическое закон-во, которое подр-т на 3 подсистемы. 1. НА комплексного регулирования, создаваемые на основе с Конституцией РФ. Напр: ФЗ «Об охране ОС». Данный з-н яв-ся основным комплексным закон-ным актом, регулирующим общ-ные отн-ния в сфере охраны природной среды. 2. Нормативные акты, которые регулируют использование природных ресурсов, н-р Лесной кодекс. 3. ФЗ от 21.12.1994 г. № 69–ФЗ «О пожарной безопасности» и ФЗ от 01.01.1996 г. № 3–ФЗ «О радиационной безопасности населения». Особое место отведено международно—правовым актам. К таким актам относятся: Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и др материалов (1972 г.); Среди предписаний экологического закон-ва имеется множ-во технических норм. Их роль в ЭП яв-ся одной из основных. Технические нормы вкл в нормативные акты и таким образом приобретают статус технико—юр норм. (нормативы допустимых сбросов и выбросов загрязняющих веществ)
8. Подзаконные акты и региональные нормативно-правовые акты как источники экологического права Президент РФ, являясь главой гос., определяет основные направления его внутр. и внешней полит-и, в том числе в области экологии. Он выносит на рассмотрение в Госдуму РФ законопроекты, подписывает и обнародует ФЗ, подписывает международные договоры РФ. Его указы и распоряжения обязательны для исполнения на всей терр страны и не должны противоречить Констит РФ и ФЗ (ч.ч. 1 и 3 ст. 80 п.п. «г» и «д», ст. 84 п. «б», ст.ст. 86, 90 Конст РФ). Указы Президента регулируют различные аспекты охраны ОС. "О федеральных природных ресурсах" "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" Правительство РФ осуществляет исполн-ю власть РФ, обеспечивает проведение в РФ единой гос. политики в области экологии. издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение. Таковы постановления Правительства РФ : "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" "О федеральной целевой программе "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы"Министерство природных ресурсов и экологии РФ также осуществляет нормотворчество. К компетенции мин-ва относится формирование нормативно-правовой и инструктивно-методической базы и издание ведомственных нормативных правовых актов по вопросам, связанным с обеспечением охраны ОС. НПА Sов РФ составляют отраслевое закон-во по землепользованию, водопользованию, лесопользованию и т.д. на уровне Sтов РФ, должны учитываться специфика того или иного региона при осуществлении охраны OC и природопользования.
9. Понятие, формы и виды права собственности на природные ресурсы Право собственности как юр-ая категория пониматься в двух значениях - субъективном и объективном Право собст-ти в субъ-ом смысле - это право конкретного субъ-та владеть, пользоваться и распоряжаться природ-ми ресурсами. В объ-ом смысле - совокупность правовых норм, кот. закрепляют принадлежность природных ресурсов, регулируют порядок и условия владения, пользования и распоряжения ими. Право собственности на природные ресурсы установлено в Конст. РФ, ГК РФ, актах эколог-го законод-ва: Лесном кодексе РФ, Водном кодексе РФ, Законе РФ «О недрах». В н.в. формы права собственности на природные ресурсы определяются Конст РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в следующих формах собственности: гос-ая, муниципальная, частная Право гос-ой собст-и установлено на землю, недра, воды, леса и другие природные объекты Муниципальная собст-ть - имущ-во, принадлежащее на праве собст-ти городскому и сельскому поселению, а также др. муниципальным образованиям. (Управляют органы МСУ). В соответствии с дейст-м законод-ом право частной собственности в РФ провозглашено на земельные участки, обособленно-замкнутые водные и древесно-кустарниковую растит-сть, расположенную на земельном участке. Однако основные правомочия собст-а на природные объекты и ресурсы м.б. ограничены. Право собст-ти на природные ресурсы – возможность владения, пользования и распоряжения данными природными ресурсами. Правомочие владения – установленная з-ном фактич-я принадлежность материальных ценностей конкретному лицу. Правомочие пользования – основанная на з-не возможность эксплуатации материальных ценностей, извлечения из них полезных свойств с целью удовлетворения производ-х и личных нужд. Правомочие распоряжения – возможность соб-ка изменять юр. категорию принадлежащих ему материальных ценностей. Все три правомочия необходимы для права собственности.