Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 18:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экологическое право"

Файлы: 1 файл

Экологическое шпора -ок.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

Формы:

  1. Предупредительная. Задача - разработка норм необходимых для качественной охраны окружающей среды и использования природных недр
  2. Карательная. Применяется в случае, когда есть жёсткие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Выражается в различных вариантах юридической ответственности нарушителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Государственный экологический  мониторинг

Экологический мониторинг – комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов

Включает мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа РФ, состояния недр, исключительной экономической зоны РФ, внутренних морских вод и территориального моря РФ   Цели:

  1. Наблюдение за состоянием окружающей среды
  2. Оценка и прогноз изменений состояния окруж-й среды под воздействием природных и антропогенных факторов 3. Обеспечение потребностей гос., юр. и физ. лиц в достоверной информации о состоянии окруж-й среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений  Задачи:
  3. Организация и проведение наблюдения за количественными и качественными показателями, характер-ми состояние окружающей среды
  4. Оценка состояния окружающей среды, своевременное выявление и прогноз развития негативных процессов, влияющих на состояние окружающей среды, выработка рекомендаций по предотвращению вредных воздействий на нее 3.Информационное обеспечение органов власти, органов МСУ, юридических и физических лиц по вопросам состояния окружающей среды 4.Формирование гос. информационных ресурсов о состоянии окружающей среды 5. Обеспечение участия РФ в м/ународных системах эколог-го мониторинга

Основные методы: сбор, обобщение, оценка информации о состоянии окружающей среды, предоставление этой информации в компетентные гос. органы, а также заинтересованным лицам Объекты экологического мониторинга – это OC в целом и отдельные ее элементы; Органы, осуществляющие экологические мониторинг: Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, ФЗ об охране окружающей среды

 

17 Основные требования  в области охраны окружающей  среды при осуществлении хозяйственной  и иной деятельности Юр. и физ. лица, осущест-ие хоз-ную и иную деятельность, должны разрабатывать и выполнять, технологические и организационные мероприятия, кот обеспеч. соблюдение нормативов качества окружающей среды, применять технические средства для обезвреживания и безопасного размещения отходов, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности регламентируются главой VII ФЗ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"(см.примеры в законе). Если провести анализ главы, то м. заключить, что практически любая хоз-ная и иная деят-ть, оказывающая прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Запрещается превышение нормативов допустимых физич-их воздействий соответственно нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда данной деятельности. Ст. 56 устанавливает, что при нарушении предусмотренных настоящей главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, м.б. ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законод-м РФ. Во многих случаях должны быть разработаны и реализованы мероприятия по воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.

 

18. Понятие, формы, виды и  основные принципы права природопользования Под «природопользованием» в ЭП понимают эксплуатацию природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деят-ти (ч. 16 ст. 1 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»). Виды 1) право природопользования, осущ-мое собст-ми природных ресурсов (Общее природоп-ие — это пользование природными ресурсами как естест-й средой обитания чел., осуществляемое гражд-и в Целях удовлетворения собственных нужд, не связанных с получением эконом.

 Выгоды (сбор грибов и ягод в лесах) Специальное природопользование — это направленное на удовлет-ие экономических интересов, использование природных ресурсов, (пользование атмосферой — для выброса загрязняющих веществ предприятиями и иными стационарными источниками (ст. 15—22 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»); 2) право природопользования лиц, не являющихся собственниками природных ресурсов. . В зависимости от срока: Бессрочное (предоставление земельного участка в пожизненное наследуемое землевладение, в собственность) Срочное– предоставление природного объекта на определённый срок (в аренду до 99 лет землю; для добычи полезных ископаемых до 20 лет и т.д.). П-пы права природопользования: его производность от права собственности на природные ресурсы; рациональность; устойчивость (заинтересованность каждого пользователя в длительном использовании соответствующего природного объекта), платность, Платность – уклонение от платы за пользование природным объектом влечет за собой прекращение такого права. Неистощительность – означает, что использование возобновимых природных ресурсов не приводит к их количественному уменьшению и не ухудшает их качественного состояния, что природные ресурсы м.б. использованы неопределенно длительное время.

 

19. Субъекты и объекты  права природопользования

Субъекты права природопользования – лица, которые обладают правом использовать природные ресурсы в результате их приобретения в установленном законом порядке. Это м.б. юр. И физ. Лица Необходимой предпосылкой права природопользования является правосубъектность – наличие правоспособности т.е. способностью иметь права и обязанности, и дееспособностью, т.е. чтобы S права мог своими действиями осуществлять имеющиеся у него право и отвечать за выполнение возложенных на него обязанностей. Так, право на получение лицензии на водопользование возникает у гражданина по достижении 18 лет, а у юр. лица – с момента его гос. регистрации (ст. 30 Водного кодекса РФ Причем для юридических лиц как общей правоспособности, так и специальной, если последняя предполагает возможность использования природных ресурсов в соответствии с целями их деятельности, предусмотренными в уставе

Объектом права природопользования –яв-ся природные ресурсы (земельный участок, водный объект, участок лесного фонда), закон-стве объекты права природопользования в большинстве случаев конкретизированы применительно к землепользованию, водопользованию, пользованию недрами и т.д. Объектом права землепользования яв-ся земля, водопользования — воды, пользования недрами — недра.

 

 

 

 

 

20. Основания возникновения  и прекращения права собственности  природопользования

Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы определяются законод-м и зависят от формы собственности ГК РФ устанавливает, что право собст-ти на имущ-о м.б. приобретено на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества

Право частной собственности на природные ресурсы м. возникнуть на основе передачи природных ресурсов, находящихся в гос. или муниципальной собственности, частным лицам прекращения права собственности природопользования Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом.  Природные ресурсы, находящиеся в частной собственности, м.б. обращены в государственную в случаях: обращения взыскания на имущество по обязательствам; изъятия для государственных нужд путем выкупа; изъятия объекта, используемого с нарушением требований законодательства; перехода наследства гос. ; реквизиции - изъятие у собственника в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущества в интересах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества ; конфискации - это безвозмездное изъятие по решению суда имущества у собственника в виде санкций за совершение преступления или иного правонарушения; национализации - обращения в государственную собственность имущества.  Природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, м.б. обращены в частную или гос. Собств-ть в случае их передачи частному лицу или гос-у в соответствии с законом

Право соб-ти прекращается при отчуждении собственником своего имущ-ва др. лицам, отказе собст-ка от права собст-ти, гибели или уничтожении имущ-ва и при утрате права собственности на имущ-о в иных случаях, предусмотренных законом. обращение взыскания на имущество по обязательствам Обращение взыскания на земельный Участок по обязательствам его собственника допускается только на основании решения суда. Зем-ый участок м.б. изъят у собственника для гос. или муницип-х нужд путем выкупа. Решение об изъятии принимается ФОИВ и ОИВ субъектов. При этом собственник д.б. не позднее чем за год до предстоящего изъятия письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника

21. Основные права и обязанности природопользователей, защита их прав Объем и состав прав и обязанностей природопользователей обусловлен видом природного объекта, предоставленного в пользование, целями использования, статусом Sов природопользования Права:

  1. осуществлять пользование природным объ-м в пределах установленных закон-вом, лицензией и дог-ом
  2. получать информацию о состоянии природного объе-а, предоставленного в пользование Обязанности:
  3. осуществлять использование природными объ-ми рационально, в соответствии с целевым назначением, способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью чел.
  4. осуществлять природоохранные мероприятия, предусмотренные закон-вом и договором
  5. своевременно и правильно вносит платежи за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды
  6. обеспечивать соблюдение экологических нормативов
  7. предоставлять спец-ым гос. органам инф-цию о сост-и природного объ-та
  8. восстанавливать природные объекты, нарушенные в процессе природопользования за свой счет

В случаях, предусмотренных закон-м, права природопользователей м.б. ограничены в гос., общ-х интересах, а также в интересах др пользоват-й природными ресурсами. Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами осущ-ся их собственниками свободно, если это не наносит ущерба OC и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

22. Понятие и  особенности ответственности за экологические правонарушения. Экологическое правонарушение – это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным Sом, причиняющее экологический вред или несущее угрозу причинения либо нарушающее права и законные интересы Sов ЭП. Признаки экологического правонарушения: – противоправность (общая и специальная), т. е. наличие запрета поведения, установленного нормой экологического или иного закона;  – виновность;  – наказуемость, т. е. наличие санкции за нарушение запретов; – экологичность причиняемого вреда, что проявляется в характеристиках объекта посягательства; – Sность как указание на статус, качества, свойства либо принадлежность лиц (физ и юр), привлекаемых к ответственности; – общ-ная опасность; – тип составов правонарушений.  Ответственность за экологические правонарушения – совокупность правовых норм, закрепляющих виды, средства, порядок применения гос-ом и его органами принудительных мер воздействия к нарушителю природоохранного закон-тва в целях обеспечения законности и правопорядка В соответствии со ст. 75 Закона «Об охране окружающей среды» выделяют следующие виды ответственности за экологические правонарушения: имущественную; дисциплинарную; административную; уголовную. (действует отсылочная норма) Ф-ции ответственности: Охрана общественных отношений в области природопользования 2.Наказание правонарушителей 3. Предупреждение совершения новых правонарушений в области охраны OC 4. Воспитание у населения уважения к сложившемуся порядку в области природопользования  Особенности: 1. Все экологические правонарушения совершаются в сфере охраны OC и пользования природными ресурсами 2. Объектами экологических правонарушений яв-ся именно природные объекты или тесно связанные с OC 3. В большинстве случаев экологические правонарушения посягают одновременно и на OC и на здоровье чел-ка

23. Состав экологических  правонарушений

Экологическое правонарушение – это общественно опасное, виновное, противоправное деяние, наносящее вред отношениям в области охраны окружающей среды

Состав:  Объект – общественные отношения в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. (объектами м. выступать окружающая среда в целом, или отдельные ее компоненты, регулируемые и охраняемые нормами права- здоровье человека) Субъекты –физ. Лица (граждане РФ, так и иностранные граждане, лица без гражданства, должностные лица и лица, исполняющие административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции в коммерческих организациях), а также юридические лица (организации, учреждения и др.).Объективная сторона – противоправность поведения; причинение или реальная угроза причинения экологического вреда; причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом. Субъективная сторона –вина в форме умысла (прямого и косвенного) либо неосторожности. В ряде случаев обязательными признаками являются также мотив и цель. Вред причиненный источником повышенной опасности возмещается независимо от наличия вины владельца источника повышенной опасности Способы совершения экологического правонарушения:

  1. Загрязнение окружающей среды
  2. нерациональное использование природных ресурсов
  3. порча, уничтожение природных объектов
  4. истощение природных ресурсов

Предмет экологического правонарушения – отдельные объекты окружающей среды – воды, земля, леса, животный мир, недра, атмосферный воздух

 

 

 

 

 

24. Общие положения  об административной ответственности  за экологические правонарушения ответ-сть за эколог. правонарушения установл. в ст. 75 ФЗ «ООС» одной из кот явл админист-я. Админ-я ответственность выражается в применении компетентным органом гос. мер админ-го взыскания за совершенное эколог-е правонарушение и регулируется КоАП РФ. Основанием ад. Ответ-ти явл. наличие в деянии признаков состава экол. проступка, умышленная или неосторожная вина суб-та ответственности , наличие правовой нормы, установившей запрет и содержащей санкцию за его нарушение. Ответ-ть физ. лица наступает с 16-лет (ст. 2.3), а юр. - если  установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм, за нарушение которых предусм-на адм. Ответ-ть, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Объектом экологических проступков является экологическая безопасность. КоАП в качестве одного из условия возложения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении состава преступления Составы экол. проступков содержатся в главе  7, 8и в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (глава 10).   За совершение ад-х эколог. правонарушений КоАП РФ предусмотрены санкцит: штраф (граждан, колеблется от 500 до 2500 рублей; на должностных лиц - от 1000 до 20000 рублей; на юридических лиц - от 10000 до 300000 тысяч рублей конфискация (орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений) и адм. Приостановлении деят-ти.   По своим объ-м признакам административное правонарушение внешне схоже с преступлением. Поэтому КоАП одним из предварительных условий возложения адм. ответственности предусматривает отсутствие в нарушении признаков состава прест-я. (анализ ст. КоАП И УК ст.8.6 и 254 УК – отл. УК повлекшее причинение вреде здоровью чел.  8.37-258 ук (см.ч.1 материальный состав имеет квалиф-е признаки)   В КоАП определяются органы и должн. лица, уполномоченные рассматривать соответствующие дела (гл. 23). судьи рассматривают дела об адм. Правон-х, предусмотренных статьями 7.5, 7.12, 7.15, 7.17, 7.24, 7.27, 7.28; ОВД рассматривают дела об адм. Правон-х, предусмотренных статьями 8.22, 8.23; органы государственной и тд

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"