ФГБОУ ВПО «ОмГУ
им. Ф.М. Достоевского»
Юридический
факультет
Кафедра СОЦИАЛЬНого
права
Способы и формы возмещения
вреда, причиненного экологическими правонарушениями
Курсовая работа
Выполнила: студентка 2 курса
очной формы обучения
группы ЮЮБ-102-О
А.О. Самойлова
Эл. адрес: arwen_1@mail.ru
Научный руководитель:
канд. юрид. наук, М.А. Драчук
Омск
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей проблемой
современности является активное и зачастую
неразумное вмешательство человека в
сложнейший естественный механизм биосферы.
Современный экологический кризис ставит
под угрозу возможность устойчивого развития
человеческой цивилизации. Дальнейшая
деградация природных систем ведет к дестабилизации
биосферы, утрате ее целостности и способности
поддерживать качества окружающей среды,
необходимые для жизни. Россия играет
ключевую роль в поддержании глобальных
функций биосферы, так как на ее обширных
территориях, занятых различными природными
экосистемами, представлена значительная
часть биоразнообразия Земли. Российская
Федерация, как крупнейшее государство,
обязана принимать необходимые меры для
поддержания этого баланса не только исходя
из собственных национальных интересов,
но и во благо всей цивилизации.
В советские времена основной
проблемой в сфере экологии была безоглядная
гонка в наращивании промышленного потенциала,
в особенности в условиях «холодной войны»,
когда активно разворачивалось производство
химического оружия, иных опасных химических
веществ и радиоактивных материалов, беспощадно
расходовались ценные природные ресурсы.
Сегодня на смену пришел иной,
не менее вредоносный подход – попытки
получения сверхприбылей путем варварской
эксплуатации как восполняемых, так и
не восполняемых природных ресурсов.
На протяжении все постсоветских лет наблюдался
устойчивый рост правонарушений в сфере
эксплуатации земельных, водных ресурсов
и атмосферного воздуха (например, в 2000
г. он составил 32,3 %). Отмечается существенный
рост правонарушений в области охраны
животного мира, почти двукратный рост
ущерба от незаконных порубок леса и т.п.
Исходя из этого, совершенствование
системы административно-правового регулирования
отношений в сфере экологии, в том числе
совершенствование системы административно-правовых
санкций могут послужить существенным
вкладом в общее дело обеспечения экологической
безопасности Российской Федерации. В
связи указанным назрела необходимость
создания эффективного правового механизма
обеспечения сохранения природной среды
и улучшения экологической обстановки,
а также совершенствования правоприменительной
практики с учетом новелл, привнесенных
новым законодательством.
Важность дальнейших разработок
в данном направлении обусловливается
и тем, что многочисленные свидетельства
роста правонарушений в этой области общественных
отношений указывают на низкую эффективность
правового механизма природопользования
и охраны окружающей среды, резкое ослабление
управленческих и, прежде всего, контрольно-надзорных
функций государства в этой сфере.
Исходя из вышеизложенного,
представляется актуальной и тема данной
работы, основной целью которой является
исследование способов и форм возмещения
вреда, причиненного экологическими правонарушениями.
Выявление основной цели предопределяет
и несколько задачи, которые необходимо
решить, а именно:
- раскрыть понятие и сущность
экологического правонарушения, экологического
вреда и определение видов ответственности
за его причинение;
- рассмотрение возможных способов
и форм возмещения экологического вреда.
Достоверность и обоснованность
результатов выполнения работы опирается
и обеспечивается использованием широкой
источниковедческой базы, в том числе
учебной и научной литературы, нормативных
правовых актов, а также публикаций в различных
периодических изданиях.
Глава I. Понятие экологического
правонарушения, экологического вреда,
и юридическая ответственность за его
причинение
1.1. Понятие экологического
правонарушения
В современном понимании экологического
правонарушения нет единой точки зрения.
При этом токование понятия «экологическое
правонарушение» дается в широком и узком
плане.
Широкая трактовка вышеуказанного
понятия превалировала в течение долгого
времени, поскольку базировалась на раннее
действовавшем Законе РСФСР «Об охране
окружающей природной среды», который
определял экологическое правонарушение
как виновное противоправное деяние, нарушающее
природоохранительное законодательство
и причиняющее вред окружающей природной
среде и здоровью человека (ст. 81). То есть
включало в себя и экологические преступления
(уголовные правонарушения) и экологические
проступки (административные, гражданские,
дисциплинарные правонарушения).1 Экологические проступок –
наименее общественно опасные деяния
по сопоставлению с экологическими преступлениями
и являются дисциплинарными, административными
и гражданскими правонарушениями.
Широкая трактовка понятия
«экологическое правонарушение» подкрепляется
и современном пониманием экологической
ответственности сформулированной в действующем
Федеральном законе «Об охране окружающей
реды» 2, который в ст. 75 закрепил, что
за нарушение законодательства в области
охраны окружающей среды устанавливается
имущественная, дисциплинарная, административная
и уголовная ответственность в соответствии
с законодательством.
Широкая трактовка этого определение
было небесспорным и подвергалось обоснованной
критике. В частности указывалось, что
противоправное деяние не всегда должно
быть виновным (например, в случае причинения
вреда источником повышенной опасности),
не во всех случаях влечет за собой наступление
вреда и т.д. В настоящее время законодательство
не содержит единого понятия, либо определения
правонарушений в данной области. Федеральный
закон «Об охране окружающей среды» в
ст. 75 говорит о «нарушениях в области
охраны окружающей среды» и указывает
на различные виды ответственности.
Таким образом, исходя из широкой
трактовки экологическое правонарушение
– это противоправное, обычно, виновное
деяние (действие либо бездействие), совершаемое
праводееспособным субъектом, причиняющее
экологический вред либо создающее настоящую
опасность причинения такового вреда,
или нарушающее другие права и законные
интересы субъектов экологического права.3
В узком смысле понятие «экологическое
правонарушение» предлагает рассматривание
эти правонарушения через основные характеристики
понятия административного правонарушения.
Примером может служить понятие, сформулированное
О.Л. Дубовик: «Экологическое правонарушение – это
посягающее на экологический правопорядок,
экологические права и свободы граждан,
право собственности на природные ресурсы
и порядок управления природопользованием
и охраной окружающей среды противоправное,
виновное (умышленное или неосторожное)
действие (бездействие), которое причинило
или могло причинить вред окружающей среде
и за которое законодательством предусмотрена
административная ответственность».4 Схожие определения, можно
встретить и у других авторов.
1.2. Понятие вреда, причиненного
окружающей среде
Прежде чем говорить о понятии экологического
вреда, рассмотрим, как трактуется понятие
«вред» вообще в гражданском законодательстве.
В п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ (далее
ГК) раскрывается содержание понятия «вред»
и субъектный состав возникающего при
его причинении обязательства. Речь идет
о вреде, причиненном личности или имуществу
гражданина либо имуществу юридического
лица. Это означает, что по нормам главы
59 вред подлежит возмещению, если он явился
последствием нарушения личных неимущественных
прав (благ) гражданина (здоровье, жизнь,
честь, достоинство, деловая репутация,
личная свобода, личная неприкосновенность
и др.), а также имущественных прав граждан
и юридических лиц.
Принцип возмещения вреда в полном объеме
раскрывается в ст. 1082 ГК: вред может быть
возмещен в натуре путем предоставления
вещи того же рода и качества, исправления
поврежденной вещи и т. п. либо путем возмещения
убытков5.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК под убытками
понимаются реальный ущерб (стоимость
утраченного имущества, иные расходы,
которые лицо произвело или должно будет
произвести для восстановления нарушенного
права), а также упущенная выгода (неполученные
доходы, которые потерпевший получил бы
при обычных условиях гражданского оборота,
если бы его право не было нарушено)6.
При определении размера возмещения
убытков применяется общее правило: размер
вреда устанавливается по ценам, существовавшим
на момент возмещения вреда (ст. 393).
Иногда определить размер причиненного
вреда затруднительно, например, такое
положение возникает при причинении вреда
животному миру. Если экономический вред
можно определить как широкий гражданско-правовой
институт, то вред причиняемый нарушением
экологических требований, принято называть
в доктрине экологического права экологическим
или экогенным вредом. Под таким вредом
понимается любое ухудшение состояния
окружающей природной среды, произошедшее
вследствие нарушения правовых экологических
требований, и связанное с ним умаление
охраняемого законом материального и
нематериального блага.7
Федеральный закон «Об охране окружающей
среды» выделяет два вида вреда:
- вред окружающей среде (ст.
77, 78);
- вред, причиненный здоровью
и имуществу граждан в результате
нарушения законодательства в
области охраны окружающей среды
(ст. 79).
Вред здоровью человека является
особой разновидностью экологического
вреда. Однако возмещение вреда, причиненного
здоровью граждан неблагоприятным воздействием
окружающей среды, следует рассматривать
в качестве самостоятельного вида. При
этом существует целый механизм возмещения
вреда здоровью от загрязнения окружающей
среды: формы возмещения вреда, фонды возмещения
ущерба, меры предупреждения нанесения
вреда здоровью. В свою очередь, продолжением
этого вида экологического вреда является
вред, причиненный имуществу граждан.
Указанные виды вреда подробным
образом не регламентируются Федеральным
законом «Об охране окружающей среды».
К сожалению, до сих пор отсутствует
официально утвержденная методика определения
ущерба здоровью граждан негативным воздействием
окружающей среды. Поэтому в каждом конкретном
случае возникает трудность при подсчете
ущерба, определения степени вредного
воздействия на трудоспособность и жизнеспособность
человека. Несмотря на то, что существует
статистика, всевозможные аналитические
справки, характеризующие качественные
показатели изменения здоровья людей
под влиянием загрязненной окружающей
среды, практика исковых требований по
возмещению вреда здоровью граждан в России,
в отличие от Европы, практически отсутствует.
Новым для российского права
окружающей среды элементом экологического
вреда является моральный вред. В соответствии
с постановлением Пленума Верховного
Суда РФ от 20.12.1994 «Некоторые вопросы применения
законодательства о компенсации морального
вреда»8: «моральный вред может заключаться
в нравственных переживаниях в связи с
невозможностью продолжать активную общественную
жизнь, с потерей работы, а также с физической
болью, связанной с повреждением здоровья
либо в связи с заболеванием, перенесенным
в результате нравственных страданий».
Так как природа удовлетворяет эстетические
(духовные) потребности человека, уничтожение,
к примеру, зеленых насаждений в городах
также может рассматриваться как фактор
причинения морального вреда и соответственно
должно служить основанием для его возмещения.
Соответствующие иски могут предъявляться
в контексте нарушения права на благоприятную
окружающую среду. 9
Обязанность возмещения вреда
окружающей среде закреплена в ст. 77 Федерального
закона «Об охране окружающей среды».
Так, в соответствии с п. 1 ст.
77 Федерального закона «Об охране окружающей
среды» юридические и физические лица,
причинившие вред окружающей среде в результате
ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения,
нерационального использования природных
ресурсов, деградации и разрушения естественных
экологических систем, природных комплексов
и природных ландшафтов и иного нарушения
законодательства в области охраны окружающей
среды, обязаны возместить его в полном
объеме в соответствии с законодательством. 10
1.3. Виды ответственности
за экологическое правонарушение
В соответствии со ст. 75 Федерального
закона «Об охране окружающей среды» за
нарушение законодательства в области
охраны окружающей среды предусматриваются
четыре вида юридической ответственности:
- имущественная;
- дисциплинарная;
- административная;
- уголовная ответственность.
Исходя из требований законодательства
об административных правонарушениях
и уголовного законодательства, на альтернативной
основе может устанавливаться только
административная и уголовная ответственность
в отношении одного и тоже виновного лица
по одному и тому же факту нарушения. Остальные
виды юридической ответственности могут
применяться одновременно.
Так, например, при нарушении
природоохранного законодательства, повлекшем
за собой причинение вреда конкретному
компоненту природной среды, виновное
лицо может быть привлечено к административной
ответственности (причем не только виновное
должностное лицо организации, но и само
юридическое лицо), имущественной и дисциплинарной
ответственности. 11
Общие положения имущественной
ответственности определяются гражданским
законодательством. При раскрытии вопроса
имущественной ответственности важным
является определение ее содержания. Согласно
требованиям закона «Об охране окружающей
среды» в качестве имущественной ответственности
рассматривается обязанность возмещения
вреда окружающей среде.
Для исключения подмены одной
обязанности другой от возмещения вреда
окружающей среде необходимо отличать
иные правовые категории.
В связи с этим отметим, что
законодатель различает следующие правовые
категории:
- обязанность по выполнению
природоохранных требований (как
составная часть природоохранного
требования);
- обязанность по устранению
выявленных нарушений в области
охраны окружающей среды (как
мера государственного воздействия
на нарушителей, направленная на
обеспечение принудительного исполнения
ими неисполненных и возложенных
законом обязанностей и природоохранных
требований);