- юридическая ответственность
(реализация санкции, т.е. мера государственного
принуждения, предполагающая за
собой претерпевание неблагоприятных
последствий за совершенное правонарушение,
выраженное в назначении соответствующего
наказания).
Обязанности по выполнению
природоохранных требований устанавливаются
законодательством РФ и автоматически
возлагаются на всех субъектов хозяйственной
и иной деятельности. При этом обязанности
по выполнению природоохранных требований
(исполнение обязанностей, соблюдение
запретов и ограничений) направлены, прежде
всего, на соблюдение природоохранных
требований и поэтому рассчитаны на правомерное
поведение лица. При этом изначально исполнение
природоохранных обязанностей (требований)
должно обеспечиваться теми лицами, на
которых они возлагаются, т.е. субъектами
хозяйственной и иной деятельности.
Обязанность по устранению
выявленных нарушений в области охраны
окружающей среды устанавливается предписанием
и возлагается соответствующим органом
исполнительной власти. При этом посредством
возложения указанной обязанности контролирующими
органами обеспечивается исполнение виновными
лицами природоохранных обязанностей
(требований) в принудительном порядке.
Указанная обязанность возникает в связи
с невыполнением природоохранных обязанностей
и поэтому рассчитана на устранение противоправного
поведения виновного лица. Исполняется
обязанность по устранению выявленных
нарушений виновными лицами. Цель установления
обязанности по устранению выявленного
нарушения – принудительно заставить
виновных лиц исполнить возложенные законом
обязанности.
Для привлечения виновного
лица к юридической ответственности устранения
выявленных нарушений (восстановления
нарушенного права) недостаточно. Виновное
лицо, привлеченное к юридической ответственности,
должно нести наказание за совершенное
нарушение. Поэтому юридическая ответственность
применяется в совокупности с мерами восстановительного
характера, но не исчерпывается этими
мерами.
Таким образом, неисполнение
субъектами хозяйственной и иной деятельности
природоохранных обязанностей (требований)
влечет за собой применение следующих
мер:
- возложение уполномоченными
органами государственной власти
соответствующим предписанием обязанностей
по устранению выявленных нарушений;
- привлечение виновного
лица к юридической ответственности
посредством возложения соответствующих
санкций (назначения соответствующего
наказания).
При этом устранение нарушения
(восстановления нарушенных прав) рассматривается
законодателем не как стадия реализации
юридической ответственности, а как самостоятельная
категория - обязанность по устранению
выявленного нарушения, применяемая наряду
с юридической ответственностью либо
ей предшествующая.
Устранение нарушений не освобождает
виновное лицо от юридической ответственности,
поскольку устранением нарушения оно
лишь выполняет возлагаемую на него законом
обязанность. Цель же юридической ответственности
– назначение наказания за совершенное
правонарушение. В противном случае утрачивается
назначение и смысл юридической ответственности.
Таким образом, проведение соответствующих
мероприятий по устранению выявленных
нарушений не может рассматриваться как
стадия реализации юридической ответственности,
а именно имущественной (гражданско-правовой).
Поэтому требование о возмещении вреда
окружающей среде (т.е. привлечение виновного
лица к имущественной ответственности)
не может заменяться обязанностью по устранению
выявленного нарушения, а обязанность
по устранению нарушения не может заменить
возмещаемый окружающей среде вред, причиненный
экологическим правонарушением. 12
Глава II. Способы (порядки)
возмещения вреда причиненного экологическими
правонарушениями
2.1 Внесудебный порядок
возмещения экологического вреда. Экологическое
страхование
Внесудебный порядок возмещения
реализуется рядом способов, включая добровольное
возмещение, посредством страхования
риска причинения экологического вреда
и в административном порядке. Добровольный
способ возмещения вреда, редко встречающийся
на практике, имеет некоторые преимущества. 13
Весомым дополнением к административному
или судебному возмещению экологического
вреда, причиняемого здоровью граждан,
может стать выплата страховых сумм –
при условии, что соответствующие риски
были застрахованы.
Если компенсация вреда в административном
порядке осуществляется на основании
акта государственного органа, а судебный
порядок состоит в возбуждении искового
производства и получении благоприятного
решения суда, то страховое возмещение
выплачивается на основании специальных
договоров. Договорный характер отношений
сторон - главное отличие страхового способа
возмещения от административного и судебного. 14
Страхование представляет собой
отношения по защите имущественных интересов
физических и юридических лиц при наступлении
определенных событий (страховых случаев)
за счет денежных фондов, формируемых
из уплачиваемых ими страховых взносов
(ст. 2 Закона РФ «Об организации страхового
дела в РФ»).15
В специальной литературе широко
употребляется термин «экологическое
страхование», под которым понимают страхование
ответственности объектов – потенциальных
источников аварийного, непреднамеренного
загрязнения окружающей среды. Отраслевое
законодательство при характеристике
экологического страхования использует
категорию экологического риска, однако
содержание этой категории никак не определяет. 16
В данной работе экологическое
страхование рассматривается как использование
возможностей системы страхования в решении
проблемы наиболее полной компенсации
экологического вреда, причиняемого здоровью
граждан. При этом помимо страхования
гражданской ответственности, определенным
защитным потенциалом обладает также
и личное страхование. Оба вида страхования
могут осуществляться как в добровольной,
так и в обязательной форме. Обязательное
страхование осуществляется в отношении
риска ответственности за причинение
вреда населению, а также в отношении жизни
и здоровья определенных групп (категорий)
граждан в порядке, установленном законодательством
РФ. Добровольное экологическое страхование
проводится в договорном порядке. Обязательным
является страхование, осуществляемое
в силу закона. Виды, условия и порядок
проведения обязательного страхования
определяются соответствующими законами
Российской Федерации. Добровольное страхование
осуществляется на основе договора между
страхователем и страховщиком. Правила
добровольного страхования, определяющие
общие условия и порядок его проведения,
устанавливаются страховщиком самостоятельно
в соответствии с положениями Закона РФ
«Об организации страхового дела в РФ»
и главы 48 Гражданского кодекса РФ. Конкретные
условия страхования определяются при
заключении договора страхования.
2.2. Административный
порядок возмещения
экологического вреда
Под административным порядком
возмещения экологического вреда здесь
понимается совокупность правил и способов
внесудебного возмещения вреда, следующих
прямо из закона или из распорядительного
правового акта, принимаемого органом
власти в конкретной ситуации. Эти правила
не систематизированы. Есть отдельные
нормативные акты, свидетельствующие
о формировании характерных тенденций
в законодательстве, но не составляющие
пока целостного института в системе права.
Действующее законодательство предусматривает
возможность планового (бесспорного, внесудебного)
возмещения вреда в виде выплаты пособий,
а также в виде предоставления материальной
помощи, различных льгот и компенсаций,
связанных с проживанием на экологически
неблагополучных территориях или с проживанием
вблизи экологически опасных объектов,
в условиях повышенного техногенного
риска. 17
К сожалению, административное
(внесудебное) возмещение экологического
вреда регулируется в законодательстве
недостаточно. Обычно это декларативные
статьи, требующие для своего применения
дополнительных правовых актов, которые
в большинстве своем до сих пор не приняты.
В самом общем виде регулирует
вопросы социальной защиты граждан Федеральный
закон «О защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера». Так, в соответствии
со ст. 18 Закона «Права граждан Российской
Федерации в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций»:
«Граждане имеют право на защиту жизни,
здоровья в случае возникновения чрезвычайных
ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного
их здоровью вследствие чрезвычайных
ситуаций; на медицинское обслуживание,
компенсации и льготы за проживание и
работу в зонах чрезвычайных ситуаций».
Порядок и условия государственного социального
страхования, виды и размеры компенсаций
и льгот устанавливаются законодательством
РФ и субъектов РФ. В развитие этой нормы
уточняющих актов пока не принималось. 18
Согласно ст. 7 Градостроительного
кодекса РФ, осуществление права граждан
на благоприятную среду жизнедеятельности
предусматривает: компенсацию в административном
порядке вреда, причиненного гражданам
в результате нарушения законодательства
РФ о градостроительстве и повлекшего
за собой ухудшение среды жизнедеятельности.
Ст.70 «Компенсация в административном
порядке вреда, причиненного гражданам
в результате нарушения законодательства
Российской Федерации о градостроительстве
и повлекшего за собой существенное изменение
среды жизнедеятельности» предусматривает
следующее: «В случае причинения вреда
гражданам в результате нарушения законодательства
Российской Федерации о градостроительстве,
повлекшего за собой существенное ухудшение
среды жизнедеятельности, органы государственной
власти Российской Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления могут
принять решения о компенсации причиненного
вреда, в том числе об установлении специальных
льгот и пособий. Специальные льготы и
пособия устанавливаются для определенных
категорий пострадавших граждан. Категории
пострадавших граждан, которым устанавливаются
специальные льготы и пособия, определяются
соответствующими органами государственной
власти и органами местного самоуправления.
Специальные льготы могут быть установлены
в виде предоставления жилых помещений
в первоочередном или во внеочередном
порядке. Специальные пособия могут выплачиваться
на переселение граждан и на минимальное
обустройство ими новых мест жительства.
Средства на предоставление специальных
льгот и пособий для определенных категорий
пострадавших граждан выплачиваются за
счет средств соответствующих бюджетов
и иных не запрещенных законом источников.
Компенсация вреда, причиненного гражданам
в результате нарушения законодательства
Российской Федерации о градостроительстве,
повлекшего за собой существенное ухудшение
среды жизнедеятельности, посредством
установления специальных льгот и пособий
не освобождает лиц, виновных в нарушении
законодательства Российской Федерации
о градостроительстве, от возмещения причиненного
ими вреда. О практике реализации в каких-либо
городах и регионах данной нормы Градостроительного
кодекса информации нет». 19
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» закрепляет право
граждан на возмещение в полном объеме
вреда, причиненного их здоровью при осуществлении
санитарно противоэпидемических (профилактических)
мероприятий, в порядке, установленном
законодательством (ст.8). 20
Особые социально-экономические
права граждан, проживающих и работающих
в зонах защитных мероприятий, закрепляет
Федеральный закон «Об уничтожении химического
оружия». Согласно ст. 13 «Основные задачи
по охране здоровья граждан и защите окружающей
среды при проведении работ по хранению,
перевозке и уничтожению химического
оружия», основными задачами по охране
здоровья граждан, проживающих и работающих
в зонах защитных мероприятий, являются:
осуществление комплекса санитарно-гигиенических,
противоэпидемических и лечебно-профилактических
мероприятий при проведении работ по хранению,
перевозке и уничтожению химического
оружия и после их завершения; поликлиническое
консультативно-диагностическое обследование
граждан, проживающих в зонах защитных
мероприятий; разработка планов мероприятий
и осуществление мероприятий по оказанию
медицинской помощи при общесоматических
заболеваниях, острых и хронических поражениях
токсичными химикатами, лечение и реабилитация
пострадавших в результате чрезвычайных
ситуаций, возникших при проведении работ
по хранению, перевозке и уничтожению
химического оружия, а также создание
материально-технической базы для оказания
такой помощи; мониторинг здоровья граждан,
проживающих в зонах защитных мероприятий. 21
Зона защитных мероприятий
– территория вокруг объекта по хранению
химического оружия или объекта по уничтожению
химического оружия, в пределах которой
осуществляется специальный комплекс
мероприятий, направленных на обеспечение
коллективной и индивидуальной защиты
граждан, защиты окружающей среды от возможного
воздействия токсичных химикатов вследствие
возникновения чрезвычайных ситуаций;
площадь указанной зоны зависит от расчетного
или нормируемого безопасного уровня
загрязнения окружающей среды и утверждается
Правительством РФ (ст.1).
2.3. Судебный порядок
возмещения экологического вреда
Конституция РФ наделяет каждого
гражданина правом на судебную защиту
(ст. 46)22. Конкретные формы реализации
данного права в природоохранной сфере
предусмотрены рядом федеральных законов,
таких как: «Об охране окружающей среды»,
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» и другими нормативными правовыми
актами.
Согласно федеральному закону
«Об охране окружающей среды» право предъявлять
в суд иски о возмещении вреда окружающей
среде представлено гражданам (ст. 11), некоммерческим
организациям (ст. 12), органам государственной
власти РФ (ст. 5) и органам государственной
власти субъектов РФ (ст. 6). Право публичных
образований на предъявление исков о возмещении
вреда, причиненного окружающей среде
в процессе природопользования, закреплено
также природоресурсным законодательством. 23
Для положительного решения
вопроса о возмещении экологического
вреда в судебном порядке важно оформить
должным образом доказательства, необходимые
для подтверждения факта экологического
правонарушения, оценки масштабов его
экологических последствий и расчетов
компенсации за вред, причиненный в результате
правонарушения. 24
Объем возмещения вреда по общему
правилу ст. 1064 ГК РФ регулируется нормами
ст. 15, 393 ГК РФ, в соответствии с которыми
расчет убытков должен производиться
исходя из цен, существовавших в день добровольного
удовлетворения должником требования
кредитора либо в день обращения кредитора
в суд в случае неудовлетворения его требований
должником в добровольном порядке. Кроме
того, суду предоставлено право в зависимости
от обстоятельств конкретного спора, присуждая
возмещение должником убытков, исходить
из цен, существующих в день вынесения
решения. Данное правило способствует
справедливому и полному возмещению убытков.
Вместе с тем остается открытым
вопрос о судьбе требований о возмещении
ущерба, не доказанных по размеру. В настоящее
время арбитражная судебная практика
исходит из норм процессуального законодательства,
регулирующих отношения, связанные с судебным
доказыванием. Отсутствие надлежащих
доказательств, подтверждающих объем
заявленных требований, является основанием
к отказу в иске. Между тем для истца доказать
в точных цифрах размер вреда, причиненного
окружающей среде, как правило, невозможно,
несмотря на доказанность существования
самого вреда. Обязанность возмещения
вреда вследствие загрязнения окружающей
среды при осуществлении промышленной,
оборонной и иных видов деятельности установлена:
Федеральными законами «Об использовании
атомной энергии» (ст. 2),25 «О внесении изменений и дополнений
в Закон РФ «О космической деятельности»
(ст. 18),26 «О федеральном железнодорожном
транспорте» (п. 4 ст. 20),27 «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» (ст. 55),28 Воздушным кодексом РФ (ст.
135).29