Пункт 3 ст. 78 закона « Об охране
окружающей среды» устанавливает срок,
в течение которого могут быть предъявлены
иски о компенсации вреда окружающей среде
– 20 лет. 30 Пропуск срока, если об этом
заявила заинтересованная сторона, является
основанием к вынесению судом решения
об отказе в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ). Выделяется
два вида сроков исковой давности: общий
и специальный. Общий срок исковой давности
составляет 3 года (ст. 196 ГК РФ). Учитывая
значение благоприятного состояния окружающей
среды для жизни и здоровья граждан, для
подачи исков о возмещении экологического
вреда комментируемая статья устанавливает
специальный срок исковой давности. В
российском праве этот срок в 20 лет является
одним из самых продолжительных. Это обусловлено
тем, что при причинении вреда окружающей
среде затрагивается не только частный,
но и публичный интерес.
Интересным является то, что
в действующем законодательстве существуют
правовые коллизии относительно срока
давности по возмещению вреда окружающей
среде. Например, ст. 58 федерального закона
«Об использовании атомной энергии»31 устанавливает срок исковой
давности по требованиям о возмещении
убытков и вреда, причиненных радиационным
воздействием имуществу или окружающей
среде – три года со дня, когда лицо узнало
или должно было узнать о нарушении своего
права. До настоящего времени в России
отсутствуют прецеденты возмещения такого
вреда, как в добровольном, так и в судебном
порядке, но при возникновении необходимости
разрешения по существу судами такой категории
дел, неизбежно встанет вопрос о сроке
исковой давности. При этом достаточно
сложно будет определить, какой срок необходимо
применить при возмещении вреда природе
- установленный «экологическим» законом
или нормативно-правовыми актами об атомной
энергетике. 32
Ответственность граждан и
юридических лиц за причинение ущерба
природным объектам и обязанность его
возмещения предусмотрены ст. 69 Водного
кодекса РФ;33 ст. 56 Федерального закона «О
животном мире»;34 ст. 46 Федерального закона «О
континентальном шельфе РФ»;35 ст. 100 Лесного кодекса РФ;36 ст. 51 Закона «О недрах».37
Согласно ст. 79 ФЗ «Об охране
окружающей среды»: «Вред, причиненный
здоровью и имуществу граждан негативным
воздействием окружающей среды в результате
хозяйственной и иной деятельности юридических
и физических лиц, подлежит возмещению
в полном объеме». 38
Возмещение вреда здоровью
граждан производится на основании решения
суда по иску потерпевшего, членов его
семьи, прокурора, уполномоченного на
то государственного органа управления,
общественной организации в интересах
потерпевшего.
Требования о возмещении вреда
предъявляются к непосредственному причинителю
вреда, т.е. к тем юридическим лицам и гражданам,
по вине которых произошло загрязнение
или иное вредное воздействие на природную
среду, что и явилось причиной расстройства
здоровья потерпевшего. В тех случаях,
когда сведения о виновном лице отсутствуют
и обнаружить виновного не представляется
возможным, сумма денежных средств за
причиненный вред здоровью граждан возмещается
государством. При наличии нескольких
причинителей вреда суд вправе возложить
на лиц либо долевую, либо солидарную ответственность
перед потерпевшим. При возложении на
указанных лиц долевой ответственности
учитывается степень вины каждого из них,
а при невозможности определить ее – исходя
из равенства долей. При этом в резолютивной
части решения судье необходимо указать,
на кого из виновных лиц возлагается солидарная
ответственность, а на кого – долевая
и в каком размере. 39
При определении величины вреда,
причиненного здоровью граждан, учитываются
(ст.79 ФЗ «Об охране окружающей среды»):
а) степень утраты трудоспособности
потерпевшим;
б) необходимые затраты на лечение
и восстановление здоровья;
в) затраты на уход за больным;
г) иные расходы, в том числе
упущенные профессиональные возможности;
д) затраты, связанные с необходимостью
изменения места жительства и образа жизни,
профессии;
е) потери, связанные с моральными
травмами;
ж) невозможностью иметь детей
или риском иметь детей с врожденной патологией.
Обращаясь к вопросу рассмотрения
дел о причинении вреда здоровью граждан
экологическим правонарушением, следует
сказать, что действующее законодательство
формулирует следующие категории экологического
вреда, причиненного здоровью граждан: 40
- вред, причиненный здоровью
и имуществу граждан экологическим
правонарушением;
- вред, причиненный здоровью
в результате загрязнения окружающей
природной среды и иных вредных
воздействий на нее, в том числе
последствий аварий и катастроф;
- вред, причиненный здоровью
граждан загрязнением и иными
неблагоприятными воздействиями
на окружающую природную среду;
- вред, причиненный здоровью
граждан порчей, уничтожением, повреждением,
нерациональным использованием
природных ресурсов, разрушением
естественных экологических систем
и другими экологическими правонарушениями;
- вред, причиненный здоровью
граждан в результате неблагоприятного
воздействия окружающей природной
среды, вызванного деятельностью
предприятий, учреждений, организаций
или отдельных граждан;
- вред, причиненный здоровью
граждан в результате загрязнения
окружающей природной среды;
- ущерб от вреда, причиненного
здоровью в результате нарушения
санитарных правил, повлекших за
собой возникновение массовых
инфекционные и (или) неинфекционных
заболеваний и отравлений людей;
- моральный вред.
Предприятия, оказывающие неблагоприятное
воздействие на окружающую природную
среду, несут ответственность перед гражданами
за вред, причиненный их здоровью. Если
установлена прямая или косвенная причинная
связь с неблагоприятным воздействием
природной среды (радиации) на здоровье,
это дает право потребовать возмещения
вреда в судебном порядке.41
Требование по возмещению вреда
здоровью можно предъявлять одновременно
с требованиями по возмещению морального
вреда. Компенсация морального вреда осуществляется
независимо от подлежащего возмещению
имущественного вреда.
Возмещение вреда, причиненного
здоровью, выражается в убытках, которые
несет гражданин в связи с ухудшением
здоровья. Обоснование подачи иска о возмещении
вреда, причиненного повреждением здоровья,
регулируется ст. 1087 ГК РФ. Дополнительно
понесенные расходы на лечение, восстановление
здоровья в санаториях, профилакториях,
расходы на лечение, протезирование, посторонний
уход и т.д. регулируются в соответствии
с п. 1 ст. 1085 ГК РФ.42
В настоящее время многие граждане
подают исковые заявления в суд. При этом
очень важно получить положительное решение
в суде первой инстанции. Если суд установит
вину предприятия и причинно-следственную
связь между ухудшением здоровья гражданина
и загрязнением окружающей природной
среды и вынесет положительное решение,
у этого гражданина появляется возможность
подать на предприятие в суд, требуя возмещения
ему всех убытков, которые он понесет в
течение всей жизни.
Для реализации своего права
на возмещение вреда, причиненного экологическим
правонарушением, потерпевшее лицо в обоснование
своих требований представляет следующие
доказательства: факт причинения повреждения
здоровья, повлекшего утрату трудоспособности
наличие причинной связи между причинением
вреда и неблагоприятным воздействием
окружающей среды, вызванным деятельностью
загрязнителей.
Когда факт заболевания доказан,
перед потерпевшим возникает более сложная
задача: необходимость доказывания причинной
связи между повреждением его здоровья
и неблагоприятным воздействием окружающей
среды. В выданной потерпевшему справке
(либо выписке из медицинской карты) должна
быть информация о причине повреждения
здоровья. Например, загрязнение атмосферного
воздуха, воды хлором, серой, ацетиленом
или другими загрязняющими веществами.
Данный факт должен быть подтвержден
справкой органа государственного экологического
контроля (о том, то выброс таких загрязняющих
веществ имел место быть). Следующий шаг
– установление факта нахождения потерпевшего
в зоне заражения (данное обстоятельство
подтверждается справкой с места работы
либо свидетельскими показаниями). Сложность
доказывания причинной связи между повреждением
здоровья и загрязнением окружающей среды
является основным аргументом, сдерживающим
развитие судебной практики по защите
экологических прав граждан. При рассмотрении
дела суд может назначить экспертизу (ст.
33 ФЗ «Об охране окружающей
среды») для определения подлинного размера
ущерба. Однако отсутствие такс или методик
подсчета ущерба не должно служить основанием
для отказа в рассмотрении иска в суде
или арбитражном суде. При наличии нескольких
причинителей вреда, взыскание производится
в соответствии с долей участия каждого
в причинении вреда (ст. 1080 ГК РФ).43
Глава III. Формы возмещения
экологического вреда
2.1 Формы возмещения
вреда и исчисление размеров ущерба,
причиненного экологическим правонарушением
Формы возмещения вреда установлены
Гражданским кодексом РФ (нормы которого
имеют общий характер) и Федеральным законом
«Об охране окружающей среды» (нормы которого
имеют специальный характер).
Учитывая специальный характер
правовых норм закона «Об охране окружающей
среды», они при регулировании отношений
в сфере охраны окружающей среды имеют
приоритетное значение.
Итак, согласно п. 3 ст. 77 закона
«Об охране окружающей среды»,
«Вред окружающей среде, причиненный
субъектом хозяйственной и иной деятельности,
возмещается в соответствии с утвержденными
в установленном порядке таксами и методиками
исчисления размера вреда окружающей
среде, а при их отсутствии исходя из фактических
затрат на восстановление нарушенного
состояния окружающей среды, с учетом
понесенных убытков, в том числе упущенной
выгоды».
При этом приоритет при определении
формы возмещения вреда законодателем
отдается утвержденным в установленном
порядке таксам и методикам исчисления
размера вреда окружающей среде.
Методические указания по оценке и возмещению
вреда, нанесенного окружающей природной
среде в результате экологических правонарушений,
принятыми на основании постановления
Правительства РФ от 28.09.1992 № 632 44 определяют:
процедуру установления факта
экологического правонарушения и определения
величины вредного воздействия;
исчисление размеров
убытков, причиненных экологическим
правонарушением;
В частности выяснение обстоятельств
дела об экологическом правонарушении
и выявление его последствий производится
территориальными органами Федеральной
службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору, компетентными органами
субъектов РФ – немедленно при получении
информации о нем. По факту совершения экологического
правонарушения составляется протокол.
В протоколе могут быть приведены как
точные, так и предварительные сведения
о размерах воздействия на окружающую
среду.
Дальнейшее рассмотрение дела
об экологическом правонарушении осуществляется
специально уполномоченным должностным
лицом территориального органа или комиссией
по рассмотрению дела об экологическом
правонарушении.
После рассмотрения дела, должностное
лицо (комиссия) территориального органа
выносит постановление о возмещении вреда,
причиненного окружающей среде.
Исчисление убытков осуществляется
путем специальных обследований и аналитических
расчетов на основании действующих нормативных
актов, методической документации, кадастровой
оценке природных ресурсов, а также такс
для исчисления размера взыскания причиненного
вреда. При исчислении убытков учитываются
продолжительность негативного воздействия
на окружающую среду, соответствующие
коэффициенты экологической ситуации
и экологической значимости, а также изменение
уровня цен.
При неисполнении нарушителем
требований постановления о возмещении
вреда, причиненного окружающей природной
среде, территориальные органы могут предъявлять
в суд или арбитражный суд иск о возмещении
вреда, причиненного окружающей природной
среде.
Возмещение вреда может осуществляться
в стоимостной форме за счет собственных
средств лица, совершившего экологическое
правонарушение, или средств страховых
организаций.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 78 закона
«Об охране окружающей среды»: «Определение
размера вреда окружающей среде, причиненного
нарушением законодательства в области
охраны окружающей среды, осуществляется
исходя из фактических затрат на восстановление
нарушенного состояния окружающей среды,
с учетом понесенных убытков, в том числе
упущенной выгоды, а также в соответствии
с проектами рекультивационных и иных
восстановительных работ, при их отсутствии
в соответствии с таксами и методиками
исчисления размера вреда окружающей
среде, утвержденными органами исполнительной
власти, осуществляющими государственное
управление в области охраны окружающей
среды».
Поэтому, согласно данной норме
определение размера вреда осуществляется:
1) исходя из фактических затрат
на восстановление нарушенного состояния
окружающей среды, с учетом понесенных
убытков, в том числе упущенной выгоды,
а также в соответствии с проектами рекультивационных
и иных восстановительных работ;
2) при их отсутствии в соответствии
с таксами и методиками исчисления размера
вреда окружающей среде, утвержденными
органами исполнительной власти, осуществляющими
государственное управление в области
охраны окружающей среде.
В первом случае размер вреда
определяется одновременно из следующих
составляющих:
- фактических затрат на
восстановление нарушенного состояния
окружающей среды с учетом
понесенных убытков, в том числе
упущенной выгоды;
- в соответствии с проектами
рекультивационных и иных восстановительных
работ.
При отсутствии этих составляющих
размер вреда определяется в соответствии
с таксами и методиками исчисления размера
вреда окружающей среде, утвержденными
органами исполнительной власти, осуществляющими
государственное управление в области
охраны окружающей среде.