Задача по "Экологическое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 14:52, задача

Описание работы

При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать загрязнение воздуха вредными для здоровья людей веществами выше предельных концентраций: как нарушение правил охраны окружающей природной среды или как нарушение правил охраны труда?
Дайте разъяснение по данному вопросу.
Каковы юридические признаки, при наличии которых воздух, вода и почва будет охраняться с помощью экологического законодательства?

Файлы: 1 файл

задачи экол право.docx

— 95.71 Кб (Скачать файл)

Задача №3

При подготовке к строительству высокоскоростной магистрали "Москва - Санкт-Петербург" главы администраций ряда районов Новгородской области приняли решение об отводе земельных участков.

Новгородская природоохранная прокуратура опротестовала эти решения, ссылаясь на отрицательное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации по участку дороги, которую предполагается провести по территории Новгородской области, проведенной областными комитетами по охране окружающей среды.

Обоснован ли протест прокурора?

Ответ:

Да, протест прокурора обоснован, т.к. основным правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта намечаемой деятельности.

Задача№4

По решению городской мэрии на окраине города был выделен земельный участок для строительства химического комбината. Население микрорайона заявило категорический протест против такого строительства и добилось проведения научной экспертизы группой научно-исследовательских институтов района. По результатам экспертизы было дано отрицательное заключение. Несмотря на это, строительство объекта началось.

Городское общество охраны природы в интересах местного населения предъявило в арбитражный суд иск, в котором, опираясь на заключение научной экспертизы, просило отменить решение мэрии о строительстве комбината.

Является ли проведенная экспертиза разновидностью экологической экспертизы? Какую юридическую силу имеет ее заключение?

Как общество охраны природы должно обосновать свои требования?

Ответ:

В соответствии со ст.4. Федерального закона РФ «Об экологической экспертизе», в Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.  Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Городскому обществу охраны природы в обоснование своих требований необходимо сослаться на ст.87-88  Земельного Кодекса РФ, в соответствии с которыми землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов. Экологические требования при проектировании, строительстве, реконструкции городов и других населенных пунктов, должны обеспечивать наиболее благоприятные экологические условия для жизни, труда и отдыха населения. Промышленные, транспортные предприятия, сооружения, транспортные магистрали и другие хозяйственные объекты должны размещаться таким образом, чтобы исключить неблагоприятное влияние вредных факторов на здоровье и санитарно-бытовые условия жизни населения.

Задача№5

Три городских комбината по производству железобетонных изделий договорились о совместном строительстве на условиях долевого участия цементного завода. Под строительство был отведен участок, и областным комитетом по природным ресурсам была назначена государственная экологическая экспертиза проекта.

Однако экспертная комиссия отказалась давать заключение данным проектам, ссылаясь на то, что документация разработана без учета требований об оценке воздействия на окружающую среду в случае реализации проектов.

Инициаторы строительства возражали, ссылаясь на то, что оценка воздействия данных объектов на окружающую среду должна содержаться в заключение экспертной комиссии.

Решите дело.

Ответ:

Статья 32 Федерального Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды посвящена проведению оценки воздействия на окружающую среду. Согласно этому закону оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) проводится, в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду. Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную или иную деятельность с участием общественных объединений. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Таким образом, решение должно быть вынесено в пользу Экспертной комиссии, т.к. инициаторы строительства оценки воздействия на окружающую среду в своих проектных документациях.

Тема №9

Задача №1

Начальник РСУ Токарев получил по почте постановление начальника государственной природоохранной инспекции о наложении на него (Токарева) штрафа в размере 1 минимального месячного размера оплаты труда за засорение водохранилища и водоохранной зоны отходами производства. Впоследствии он выяснил, что государственным инспектором, с участием работника местной администрации, производился осмотр берега водохранилища в черте города, составлялись акты, но представители предприятий, в том числе и он, в осмотре не участвовали, акты им не показывались.

Каков порядок осуществления государственного экологического контроля? Был ли он нарушен? Какие иные меры воздействия могут применять органы государственного экологического контроля?

Ответ:

Инструкция по осуществлению федерального государственного экологического контроля (далее - Инструкция) разработана на основании положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 08.08.01 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", Федерального закона от 23.11.96 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федерального закона от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона от 30.11.95 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федерального закона от 13.12.96 N 150-ФЗ "Об оружии", иных правовых актов Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 данной Инструкции, в данном случае был нарушен порядок осуществления государственного экологического контроля: При проведении проверок должностные лица органов экологического контроля не вправе осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении проверок должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей.

Задача №2

По многолетним наблюдениям урожайность сельскохозяйственных культур на земельных угодьях сельскохозяйственных кооперативов и крестьянских хозяйств, расположенных в зоне действия выбросов металлургического комбината, на 25% ниже, чем в других хозяйствах данного района.

Опираясь на эти данные, местная администрация вынесла решение об ограничении экологически вредной деятельности завода (закрытии участка литейного цеха). Завод отказался выполнить это решение, пояснив, что выброс вредных веществ в атмосферу им осуществляется в пределах, установленных ему органами охраны окружающей среды.

Каковы основания и порядок принятия решения об ограничении, приостановлении и прекращении экологически вредной деятельности?

Каким образом можно защитить интересы природопользователей в данном случае?

Ответ:

Согласно положениям статьи 56 Федерального закона "Об охране окружающей среды" ограничение, приостановление и прекращение деятельности организаций может последовать лишь по причине нарушения требований главы VII данного Закона "Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности". Однако многие положения указанной главы закона являются отсылочными к нормам всего массива природоохранного законодательства, в связи с чем, по сути ограничение, приостановление или прекращение деятельности организаций может последовать в качестве меры ответственности за нарушение любого требования в области охраны окружающей среды. Но это вовсе не означает, что опасность совершенного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем правонарушения не влияет на последовавшие со стороны государства санкции. Принятие решения об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности хозяйствующего субъекта должно прежде всего быть основано на соблюдении принципа соразмерности правонарушения и понесенного наказания. В противном случае соответствующее решение может быть отменено в судебном или административном порядке.

Порядок ограничения, приостановления и прекращения экологически опасной деятельности

Законодательство предоставляет право принимать решения об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности организации или индивидуального предпринимателя, нарушающих природоохранные требования, следующим лицам:

  • руководители и специалисты Федеральной службы лесного хозяйства России и ее территориальных органов (Постановление Правительства РФ от 1 июня 1998 г. № 544 "Об утверждении порядка осуществления федеральной службой лесного хозяйства России и ее территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов");
  • должностные лица Министерства природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов, наделенные полномочиями по осуществлению государственного экологического контроля (Правила осуществления государственного экологического контроля должностными лицами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов от 17 апреля 1996 года).

Задача №3

Комитет по охране природы предъявил в арбитражный суд иск к инженеру СП "Сарматы" о наложении штрафа за невыполнение обязанностей по выполнению заключения государственной экологической экспертизы. Суд удовлетворил иск, взыскав с инженера сумму штрафа в размере 2-х минимальных размеров оплаты труда.

Правомерно ли решение суда?

Ответ:

Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе

1. Невыполнение требований законодательства  об обязательности проведения  государственной экологической  экспертизы, финансирование или  реализация проектов, программ и  иной документации, подлежащих государственной  экологической экспертизе и не  получивших положительного заключения  государственной экологической  экспертизы, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Действия суда неправомерно, размер штрафа не соответствует КоАп РФ.

Задача №4

В ходе проверки государственным инспектором комитета по экологии было выявлено, что ОАО "Восток" не систематически нарушает установленные ему нормативы выбросов вредных веществ, очистные сооружения не работают, на территории предприятия под открытым небом без разрешения хранятся ядохимикаты. Данные факты были отражены в акте проверки, а также в протоколах об экологическом правонарушении, на основании которым Государственным инспектором было вынесено решение о прекращении экологически вредной деятельности. Одновременно в банк было направлено предписание о прекращении финансирования деятельности АО.

АО обжаловало решения о прекращении его деятельности в арбитражный суд. В суде представитель АО указал на то, что в соответствии с Положением о данном органе у должностных лиц органов Госкомэкологии нет права выносить подобное решение.

Какое решение должен принять суд?

Ответ:

В соответствии со статьей 5 ФЗ "ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"

от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2008) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

- обеспечение проведения федеральной  политики в области экологического  развития Российской Федерации;

- разработка и издание федеральных  законов и иных нормативных  правовых актов в области охраны  окружающей среды и контроль  за их применением;

- разработка, утверждение и обеспечение  реализации федеральных программ  в области экологического развития  Российской Федерации;

- объявление и установление правового  статуса и режима зон экологического  бедствия на территории Российской  Федерации;

- координация и реализация мероприятий  по охране окружающей среды  в зонах экологического бедствия;

- установление порядка осуществления  государственного мониторинга окружающей  среды (государственного экологического  мониторинга), формирование государственной  системы наблюдений за состоянием  окружающей среды и обеспечение  функционирования такой системы;

- установление порядка осуществления  государственного контроля в  области охраны окружающей среды, в том числе на объектах  хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся в ведении Российской Федерации, объектах, способствующих трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (федеральный государственный экологический контроль);

- установление федеральных органов  исполнительной власти, осуществляющих  государственное управление в  области охраны окружающей среды;

- обеспечение охраны окружающей  среды, в том числе морской  среды на континентальном шельфе  и в исключительной экономической  зоне Российской Федерации;

- установление порядка обращения  с радиоактивными отходами и  опасными отходами, контроль за  обеспечением радиационной безопасности;

- подготовка и распространение  ежегодного государственного доклада  о состоянии и об охране  окружающей среды;

- установление требований в области  охраны окружающей среды, разработка  и утверждение нормативов, государственных  стандартов и иных нормативных  документов в области охраны  окружающей среды;

- установление порядка определения  размера платы за выбросы и  сбросы загрязняющих веществ  в окружающую среду, размещение  отходов и другие виды негативного  воздействия на окружающую среду;

- организация и проведение государственной  экологической экспертизы;

- взаимодействие с субъектами  Российской Федерации по вопросам  охраны окружающей среды;

- установление порядка ограничения, приостановления и запрещения  хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением  законодательства в области охраны  окружающей среды, и их осуществление;

- предъявление исков о возмещении  вреда окружающей среде, причиненного  в результате нарушения законодательства  в области охраны окружающей  среды;

Информация о работе Задача по "Экологическое право"