Задача по "Экологическое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 14:52, задача

Описание работы

При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать загрязнение воздуха вредными для здоровья людей веществами выше предельных концентраций: как нарушение правил охраны окружающей природной среды или как нарушение правил охраны труда?
Дайте разъяснение по данному вопросу.
Каковы юридические признаки, при наличии которых воздух, вода и почва будет охраняться с помощью экологического законодательства?

Файлы: 1 файл

задачи экол право.docx

— 95.71 Кб (Скачать файл)

- организация и развитие системы  экологического образования, формирование  экологической культуры;

- обеспечение населения достоверной  информацией о состоянии окружающей  среды;

- образование особо охраняемых  природных территорий федерального  значения, природных объектов всемирного  наследия, управление природно-заповедным  фондом, ведение Красной книги  Российской Федерации;

- экономическая оценка воздействия  хозяйственной и иной деятельности  на окружающую среду;

- экономическая оценка природных  и природно-антропогенных объектов;

- установление порядка лицензирования  отдельных видов деятельности  в области охраны окружающей  среды и его осуществление;

- осуществление международного сотрудничества  Российской Федерации в области  охраны окружающей среды;

- осуществление иных предусмотренных  федеральными законами и иными  нормативными правовыми актами  Российской Федерации полномочий.

В соответствии со статьей 29 ФЗ «Об охране окружающей среды» государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды устанавливаются:

- требования, нормы и правила в  области охраны окружающей среды  к продукции, работам, услугам и  соответствующим методам контроля;

- ограничения хозяйственной и  иной деятельности в целях  предотвращения ее негативного  воздействия на окружающую среду;

- порядок организации деятельности  в области охраны окружающей  среды и управления такой деятельностью.

Таким образом, должностное лицо государственного органа не имело право вынести решение о прекращении экологически вредной деятельности предприятия. Могло быть вынесено решение только об ограничении экологически вредной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду. Суд удовлетворит иск в пользу ответчика.

Тема№ 10

Задача №1

Арбитражный суд своим решением взыскал в пользу истца - областного комитета по охране окружающей среды - с Кадомского заготовительного потребительского общества сумму ущерба, причиненного сбросом загрязненных сточных вод в р. Мокшу. В судебном заседании было установлено, что в результате сброса сточных вод возникло превышение в несколько раз предельно допустимых концентраций вредных веществ в реке, что причинило вред рыбным запасам и создало угрозу причинения вреда здоровью граждан.

Ответчик против иска возражал. Он считал, что сумма ущерба уже выплачена предприятием путем внесения платежей в экологические фонды за нормативное и сверхнормативное загрязнение окружающей среды.

Являются ли действия комбината противоправными?

Какое решение должен принять суд?

Ответ:

Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются с учетом производственных возможностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждому источнику загрязнения, согласно действующий нормативом предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей природной среде.

Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды (по химическим веществам), санитарно-эпидемиологического надзора (по микроорганизмам и биологическим веществам). Выброс и сброс вредных веществ допускается на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.  
Нарушение этих нормативов и других условий и требований охраны окружающей природной среды, предусмотренных разрешением на выброс, сброс вредных веществ, а также возникновение угрозы здоровью населения, влечет за собой ограничение, приостановление, прекращение выбросов и сбросов вредных веществ и иной деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде вплоть до прекращения деятельности предприятия или его подразделения с одновременным прекращением финансирования указанной деятельности учреждениями банка. 
Любая производственная деятельность в той или иной мере воздействует на окружающую природную среду. Но это воздействие может быть трех видов: нормативное, сверхнормативное и противоправное.

Принцип платности пользования природными ресурсами предполагает, что за загрязнение окружающей природной среды взимается плата. Она взимается как за нормативное, так и за ненормативное загрязнение окружающей природной среды. Но внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и от возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. 
Действия комбината будут признаны правонарушением только, когда в суде будут доказаны все его составные элементы. В случае правонарушения предприятие возмещает ущерб в полном объеме.

Задача №2

Областное управление водного хозяйства предъявило в арбитражный суд иск к ОАО о взыскании суммы платежей за нормативные и сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в реку, а также неустойки за несвоевременное перечисление указанных платежей в размере 0,5% за каждый день просрочки.

Какое решение примет суд?

Ответ:

После истечения срока, установленного для внесения платежа - в соответствии с действующим законодательством предприятие уплачивает пени в размере 0,7 процента от суммы невнесенного платежа за каждый календарный день просрочки, начиная со дня, следующего за установленным сроком внесения платежа, по день фактической уплаты включительно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" (п. 24).

(в  ред. письма Минприроды РФ, Минфина  РФ от 23.05.95)

Аналогичный порядок уплаты пени устанавливается для экологических фондов, указанных в пункте 3 настоящего раздела, при нарушении ими сроков перечисления причитающихся средств в Федеральный экологический фонд и местные экологические фонды.

Соответственно, суд вправе назначить ставку в 0,7 %, т.е. повысить ее и полностью удовлетворить исковое требование истца.

Задача №3

В соответствии с действующим законодательством Красноярская краевая администрация приняла решение об образовании краевого внебюджетного фонда социального развития, куда были включены все средства краевого экологического фонда.

Прокурор заявил протест о нарушении закона.

Какой закон нарушила краевая администрация и в чем состояли эти нарушения?

Каковы меры ответственности за подобные нарушения?

Ответ:

Произошло прямое нарушение бюджетного законодательства, а именно: бюджетные средства ушли во внебюджетные. Далее, так же пошло нарушение по отраслям – пересеклись две отрасли социальная и экологическая (Федеральный Закон «О бюджете Российской Федерации»).

Задача №4

Климов получил лесорубочный билет на вырубку деревьев для строительства жилого дома. За каждый куб. м вырубленной древесины Климов был обязан уплатить лесную подать. Кроме того, от Климова потребовали, чтобы он внес плату и на нужды воспроизводства, охраны и защиты лесов. Сомневаясь в такой двойной плате, Климов обратился за разъяснениями в юридическую консультацию.

Что такое лесная подать, кто, за что и в каком размере ее платит? Разъясните Климову, обоснованы ли его сомнения.

Ответ:

Лесные подати - один из видов платежей за пользование лесным фондом. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата - при аренде этих участков. Ставки лесной подати устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам лесопользования - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда. Лесная подать не взимаются за древесину, заготавливаемую лесхозами органа управления лесным хозяйством при проведении рубок промежуточного пользования, других лесохозяйственных работ, лесоустройстве, научно-исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства, а также при заготовке упомянутыми лесхозами второстепенных лесных ресурсов и при побочном лесопользовании.

Задача №5

В областной комитет по природным ресурсам обратился ряд предприятий по поводу взимания с них платы за пользование водными объектами. Сельскохозяйственное предприятие ОАО "Волжские просторы просило прояснить, по каким ставкам надлежит вносить плату за забор воды из реки для орошения сельскохозяйственных полей, а также обеспечения нужд животноводческой фермы и птицефабрики. Завод "Стальконструкция" выказал недоумение в связи с тем, что в последние шесть месяцев за сброс сточных вод в водный объект с него взимали непомерно высокую плату. Дирекция ГЭС выразила сомнение относительно правильности взимания с ГЭС платы в сумме 5 руб. за каждую тысячу киловатт-часов выработанной электроэнергии.

Назовите нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы платы за пользование водными объектами.

Каковы критерии определения ставок платы за пользование водой? Предусматривает ли закон взимание платы в повышенных размерах? Если да, то в каких случаях и в пределах?

Ответ:

С 1 января 2005 г. все нормативные правовые акты, на основании которых осуществляются исчисление, взимание и уплата налога за пользование водными объектами, не могут применяться в части, противоречащей гл. 25.2 "Водный налог". Это касается нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. 
Так, в связи с принятием комментируемого Закона Правительство РФ приняло Постановление от 27 декабря 2004 г. N 857 "О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2001 г. N 826" (на основании которого устанавливались ставки платы за пользование водными объектами). В большинстве случаев платежной базой выступает объем используемого ресурса (платежи за землю, недра, лес, при некоторых видах водопользования). Плата за право пользования природными ресурсами является формой реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов (объектов) и природопользователем и включает в себя следующие составляющие:

  • Рента (плата за использование природных ресурсов) - доход, который получает собственник природного ресурса, сдавая его в аренду или эксплуатируя самостоятельно. Величина дохода определяется, в первую очередь, природными свойствами ресурса. Для отдельных видов природных ресурсов рента имеет различное название. В горном законодательстве это платежи за пользование недрами, в лесном законодательстве - лесные подати за краткосрочное пользование участками лесного фонда и арендная плата - при их аренде, водный налог - в водном законодательстве. 
    2) Отчисления на воспроизводство, восстановление и охрану природных ресурсов. Водный кодекс РФ предусматривает отчисления на восстановление и охрану водных объектов, ФЗ РФ «О недрах» - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. 
    3) Штрафы за сверхлимитное (сверхнормативное) использование природных ресурсов. 
    4) Иные платежи, связанные с использованием природных ресурсов, отражают специфику реализации принципа платности ресурсопользования в отношении отдельных природных ресурсов. Так, горное законодательство предусматривает в качестве платежей сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий, акцизы, плату за землю или акваторию и участок дна территориального моря, плату за геологическую информацию о недрах, Водный кодекс РФ - сбор за выдачу лицензий на водопользование. Плата за ресурсопользование распределяется между бюджетом РФ и бюджетами субъектов РФ, на территории которых осуществляется использование природных ресурсов.

Система платежей, связанных с пользованием водами, включает плату за пользование водными объектами (водный налог), плату на восстановление и охрану водных объектов (ст. 123 Водного кодекса РФ);

Тема № 11

Задача №1

В июле 1996 г. АО "Русь" осуществило выемку грунта на территории заповедника "Лес на Ворскле". В результате была уничтожена лесная подстилка на площади 70 кв. м, плодородный слой лесных почв на площади 55 кв. м и 49 обитаемых нор землероек-бурозубок (отряд насекомоядных). К АО был предъявлен иск о возмещении вреда, причиненного объектам животного мира. Арбитражный суд удовлетворил предъявленный иск.

Каковы принципы возмещения вреда, причиненного природной среде? Были ли они соблюдены?

Ответ:

Принципы возмещения вреда окружающей среде сформулированы следующим образом: всеобщая обязанность причинителя возместить причиненный вред; полное возмещение вреда; ответственность юридических лиц и граждан за вред, причиненный их работниками; солидарная ответственность при совместном причинении вреда; вред, причиненный источником повышенной опасности, подлежит возмещению независимо от вины причинителя по факту причинения вреда.

В состав принципов, помимо указанных выше, включены следующие принципы: сроки и способы взыскания причиненного ущерба с виновных лиц, законность, равенство граждан перед законом, виновная ответственность (за исключением обязанности по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности), справедливость, гуманизм, дифференцированное ее возложение, экономия мер государственного принуждения. Все принципы были соблюдены.

Задача №2

Решением городской администрации с предприятия-должника было взыскано 100 тыс. рублей в счет погашения ущерба, причиненного сбросом неочищенных вод в водоем общего пользования. Организация - причинитель вреда обратилась в арбитражный суд с просьбой о признании данного взыскания недействительным с возвращением взысканной суммы на том основании, что организация постоянно перечисляет на счет экологического фонда плату за нормативные и сверхнормативные выбросы вредных веществ.

Решите дело

Ответ:

В юридической науке и практике нет единого мнения по поводу того, является плата за негативное воздействие на окружающую среду налогом или платежом. В зарубежных государствах плата за негативное воздействие на окружающую среду является экологическим налогом.

Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», иными федеральными законами. Однако ни ст. 16 Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ни иное федеральное экологическое законодательство не устанавливают формы, но устанавливают виды негативного воздействия, и, соответственно виды соответствующих платежей. Федеральными законами, а также подзаконными нормативными правовыми актами, устанавливающими виды и порядок платежей, являются Закон об охране атмосферного воздуха; Закон об отходах; Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»; Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1995 г. «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов»; Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»; Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утв. Минприроды РФ 26 января 1993 г.

Информация о работе Задача по "Экологическое право"