Бюджетное право как отрасль финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 15:20, реферат

Описание работы

В настоящее время в финансово - правовой науке считается, что общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований (т.е. отношения, которые в экономической науке называются отношениями по поводу обращения публичных финансов) регулируются соответствующей самостоятельной отраслью права. Такую отрасль называют финансовым правом, а бюджетное право – его крупнейшая подотрасль (институт).
Считается, что финансовой право регулирует общественные отношения в сфере публичной финансовой деятельности, или публичных финансов. Отношения, которые складываются в сфере частных финансов, регулируются предпринимательским, наследственным правом и отчасти нормами трудового, семейного права и права социального обеспечения.

Файлы: 1 файл

лекции Бюд право студ.doc

— 522.00 Кб (Скачать файл)

Бюджетное право как отрасль финансового  права

 

В настоящее время в финансово - правовой науке считается, что общественные отношения, складывающиеся в процессе  финансовой деятельности государства и муниципальных  образований (т.е. отношения, которые в экономической науке называются отношениями по поводу обращения публичных финансов) регулируются соответствующей самостоятельной отраслью права. Такую отрасль называют финансовым правом, а бюджетное право – его крупнейшая подотрасль (институт).

Считается, что финансовой право регулирует общественные отношения в сфере публичной финансовой деятельности, или публичных финансов. Отношения, которые складываются в сфере частных финансов, регулируются предпринимательским, наследственным правом и отчасти нормами трудового, семейного права и права социального обеспечения.

Согласно традиционному определению,  финансовое право – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе планирования образования, распределения и использования денежных фондов в государстве. Нормами финансового права регулируются финансовая деятельность государства, налоги, банковская и страховая деятельность, денежное обращение, валютные операции и операции с ценными бумагами.

В процессе осуществления финансовой деятельности органы управления на федеральном, региональном и местном уровнях принимают финансово-правовые акты. К ним относятся финансовые планы: федеральный и территориальные бюджеты, планы целевых бюджетных фондов и государственных внебюджетных фондов, финансово-кредитные и кассовые планы банков, финансовые сметы министерств и ведомств, балансы доходов и расходов организаций, сметы бюджетных учреждений.

 Как ранее отмечалось, составной частью финансового  права является бюджетное право.

Бюджетное право - это совокупность правовых норм, регулирующих бюджетное устройство страны и бюджетный процесс, т.е. порядок бюджетного планирования, рассмотрения, утверждения и исполнения всех бюджетов, входящих в бюджетную систему государства, а также компетенцию всех органов власти в бюджетной сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правоотношения, регулируемые БК РФ

 

 

 

Предмет бюджетного права  составляют общественные отношения по поводу планирования формирования, распределения и эффективности использования  бюджетов как составной части финансовой системы государства, (которые в совокупности и называются бюджетными правоотношениями, которые возникают, преобразуются и прекращаются в рамках бюджетного процесса).

 Процесс формирования  и использования бюджетов осуществляется  в соответствии с бюджетными правоотношениями, т.е. урегулированными нормами права общественными отношениями, к которым относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в ходе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы, контроля за их исполнением, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.

Отношения по непосредственному формированию бюджетов, а также государственных и местных внебюджетных фондов не входят в предмет бюджетного права. Они регулируются соответственно нормами налогового права, административного, гражданского. Бюджетное право регулирует только порядок планирования доходов при составлении бюджета (на первой стадии бюджетного процесса).

Таким образом, сложносоставные бюджетные правоотношения могут быть подразделены на следующие виды общественных отношений:

    • Планирование формирования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов;
    • Планирование формирования средств бюджетов государственных  внебюджетных фондов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
    • Распределение средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов;
    • Распределение средств бюджетов государственных  внебюджетных фондов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
    • Использование средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов;
    • Использование бюджетов государственных  внебюджетных фондов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
    • Возникающих в процессе государственного и  муниципального  бюджетного контроля;
    • Возникающих в процессе привлечения к ответственности за нарушение законодательства в бюджетной сфере (защите бюджетных прав и законных интересов субъектов бюджетного права).

 

 Регулируя бюджетные  отношения, бюджетное право определяет  участников этих отношений, т.е. субъектов  бюджетных правоотношений. Субъектами бюджетных  правоотношений являются:

    • Государство, национально-государственные и административно-территориальные образования;
    • Представительные и исполнительные органы государственной и местной власти;
    • Государственные и муниципальные организации;
    • Граждане и негосударственные организации.

 

Бюджетные правоотношения имеют свои особенности:

    • Возникают в процессе планового обращения, распределения и использования централизованных государственных (а также муниципальных) денежных фондов
    • Бюджетные правоотношения, как и финансовые правоотношения, являются разновидностью имущественных, так и возникают по поводу денежных средств (финансовых ресурсов государства)
    • Одной из сторон в бюджетных правоотношениях всегда выступает государство или его уполномоченный орган, органы местного самоуправления

 

Нормы бюджетного права – это установленные государством строго определенные правила поведения в бюджетных отношениях, закрепляющие юридические права  и обязанности их участников

    • Обязывающие нормы требуют от участников бюджетного процесса совершения установленных действий.
    • Запрещающие нормы запрещают участникам бюджетного процесса совершать определенные действия.
    • Уполномочивающие нормы устанавливают права участников бюджетного процесса на совершение определенных действий

Нормы бюджетного права устанавливают:

    • Бюджетное устройство РФ;
    • Состав бюджетной системы РФ;
    • Роль и компетенцию каждого звена бюджетной системы РФ;
    • Перечень доходов каждого звена бюджетной системы и порядок их формирования;
    • Бюджетные полномочия органов власти всех уровней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативные  правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения в РФ и нормы международного права (источники бюджетного права)

 

 

Законодательные акты, регулирующие бюджетные правоотношения, являются источниками бюджетного права.

Главный источник бюджетного права в РФ – Конституция РФ, принятая в 1993 г. В Конституции заложены основы бюджетных прав федеральных, региональных и местных органов власти, которые сформулированы с учетом федерального устройства государства.

В Конституции  заложены основы бюджетных прав федеральных, региональных и местных органов власти, которые сформулированы с учетом федеративного устройства государства.

В соответствии со ст. 5 Конституции РФ федеративное устойство РФ основано на государственной целостности и разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Предметы ведения в области бюджета очерчены в ст. 71 Конституции РФ, где зафиксировано, что в ведении РФ находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

В ст. 72 Конституции РФ записано, что установление общих принципов налогообложения в РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов Федерации. В ст. 1 протокола в Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ  зафиксировано, что к совместному ведению относится и установление общих принципов бюджетной системы РФ.

В ст. 75 Конституции РФ отмечено, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения в РФ устанавливаются федеральными законами.

В развитии основных положений в области бюджетного права, зафиксированных в Конституции РФ, издаются специальные законодательные акты. В их числе следует отметить Бюджетный кодекс РФ как наиболее важный и емкий. В БК РФ установлены общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, правовые положения субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, а также определены основы бюджетного процесса в РФ. БК РФ законодательно зафиксировал компетенцию и полномочия органов власти всех уровней в бюджетной сфере.

В БК РФ большое внимание уделено вопросам, связанным с бюджетным планированием.

В ст.1 установлено, что бюджетные правоотношения возникают между субъектами бюджетных правоотношений уже на стадии составления бюджетов всех уровней бюджетной системы.

В ст. 7 говорится, что компетенцией органов власти РФ в области регулирования бюджетных правоотношений является установление порядка составления проектов бюджетов всех уровней.

В ст. 18 установлено, что важнейшим инструментом бюджетного планирования является единая для всех бюджетов бюджетная классификация.

В гл. 5  установлено, что при бюджетном планировании необходимо руководствоваться следующими принципами:

    • Единства бюджетной системы РФ
    • Разграничения доходов и расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами
    • Самостоятельности бюджетов
    • Равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований
    • полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
    • сбалансированности бюджета 
    • результативности и эффективности использования бюджетных средств
    • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов
    • прозрачности (открытости)
    • достоверности бюджета
    • адресности и целевого характера бюджетных средств
    • подведомственности расходов бюджетов
    • единства кассы

 

Вгл. 6-9 регламентируются вопросы формирования доходов федерального, регионального и местного бюджетов.

В гл. 10,11 находят отражения вопросы планирования расходов федерального, регионального и местного бюджетов.

В гл. 12 регламентируется профицит бюджета т порядок его использования.

В гл. 13 регламентируется вопрос  о планировании дефицита бюджета  и источниках его покрытия.

В гл. 14 отражены вопросы формирования государственных долгов РФ, субъектов РФ. муниципальных долгов, их предельный объем и предельный объем расходов на их обслуживание и погашение.

В гл. 16 регламентируются межбюджетные отношения, в том числе планирование оказания финансовой помощи из федерального и региональных  бюджетов.

В гл. 17 излагается порядок составления бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В гл. 19 определяются полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня.

В гл. 20 регламентируются вопросы составления сводного финансового баланса, перспективного финансового плана и проектов бюджетов.

В гл. 21 определяются основы рассмотрения и утверждения бюджета.

В гл. 22 регламентируется порядок рассмотрения и утверждения бюджета.

В гл. 23 излагаются вопросы о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете.

В гл. 24 излагаются вопросы бюджетного планирования на этапе исполнения бюджета (составления бюджетной росписи, сметы доходов т расходов бюджетных учреждений, изменение лимитов бюджетных обязательств, изменение бюджетных ассигнований, перемещение бюджетных ассигнований, т.д.)

В гл. 25 регламентируются вопросы бюджетного планирования на федеральном уровне.

 

Бюджетное законодательство РФ также  состоит из принятых в соответствии с БК РФ федеральных законов о федеральном бюджете, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, нормативно-правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативно-правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения. (схема ). При этом установлено, что если международным договором РФ установлены иные  правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством РФ, применяются правила международного договора. Акты бюджетного законодательства РФ не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено БК РФ или федеральным законом (ст.5 БК РФ).

 Специфической формой бюджетных  нормативных правовых актов являются  плановые акты, к которым, в первую  очередь, относятся  законы о бюджетах  различных уровней. Действующим  бюджетным законодательством (ст. 11 БК РФ) установлена обязательность правовой формы бюджетов (схема  ):

Информация о работе Бюджетное право как отрасль финансового права