Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 20:37, курсовая работа
Принцип государственного устройства определяет распределение прав и обязанностей между уровнями бюджетной системы. Активное развитие бюджетных отношений государства, требует четкого правового регулирования с помощью бюджетного права, которое позволяет разграничить полномочия между различными уровнями публичной власти, определить компетенцию субъектов бюджетного права, обеспечив правовыми средствами баланс их финансовых интересов. Так, углубление процессов дифференциации регионов России по показателям социального и экономического развития, стремление к финансовой самостоятельности субъектов Федерации и муниципальных образований, возрастание роли косвенных методов управления макро- и микроэкономическими процессами, как в рамках страны, так и в пределах конкретных регионов, делают чрезвычайно важным выбор модели бюджетного устройства и методологии межбюджетных отношений в России.
Введение…………………………………………………………………3
1. Бюджетное устройство и бюджетная система…………………...…5
1.1 Понятие и сущность бюджетной системы в федеративных и унитарных государства.
1.2 Понятие и модели бюджетного устройства………………………8
1 .3 Принципы бюджетного устройства в федеративных и унитарных государствах………………………………………………………………13
2 .Проблемы реализации принципов бюджетного устройства в Российской Федерации и Великобритании……………………………………….….17
3. Основные направления совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………24
Список используемой литературы……………………………….…25
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Тверской государственный технический университет»
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему:« Бюджетное устройство и бюджетная система федеративных государств. »
Тверь 2013г.
Содержание
Введение………………………………………………………… 1. Бюджетное устройство
и бюджетная система…………………...… 1.1 Понятие и сущность бюджетной системы в федеративных и унитарных государства. 1.2 Понятие и
модели бюджетного устройства…… 1 .3 Принципы бюджетного
устройства в федеративных и
унитарных государствах…………………… 2 .Проблемы реализации принципов
бюджетного устройства в Российской Федерации
и Великобритании………………………………………. 3. Основные направления совершенствования
бюджетного устройства Российской Федерации…………………………………………………. Заключение…………………………………………………… Список используемой литературы……………………………….…25 |
Введение
Бюджетная система является частью финансовой системы государства. По сути - это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.
Принцип государственного устройства
определяет распределение прав и
обязанностей между уровнями бюджетной
системы. Активное развитие бюджетных
отношений государства, требует
четкого правового
Однако вплоть до настоящего времени все практические действия государства, направленные на разрешение сложных проблем становления и развития бюджетного федерализма в России, на разработку соответствующих механизмов укрепления финансовой базы бюджетов субъектов Российской Федерации, дали недостаточные результаты.
До сих пор обсуждаются
Вопросами становления и развития бюджетного федерализма в России в научной литературе уделяют внимание такие авторы как Балтина А.М., Бухвальд Е. М., Гаврилов В., Игудин А.Г. ,Клин Ю., Назаров В.С.и другие.
Тем более актуальным становится изучение
этих проблем в условиях, когда
не завершена дискуссия о роли
государства в рыночной экономике,
когда ведутся поиски новых принципов
организации экономических
1.Бюджетное устройство и бюджетная система
1.1 Понятие и
сущность бюджетной системы в
федеративных и унитарных
Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
По мнению А.С.Колесова, бюджетная система - это совокупность элементов - бюджетополучателей, являющихся юридическими лицами, включая элементы, составляющие его ядро (Минфин Российской Федерации и органы управления бюджетами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления) и создающие системообразующие связи, то есть движение денежных потоков к бюджетополучателям с целью своевременного и точного поступления необходимого качества и количества людских и материальных ресурсов, требующихся для стабильного существования и развития государства, включая его субъекты и местное самоуправление [15,с.23].
Построение бюджетной системы
зависит от формы государственного
и административного устройства
страны. По степени распределения
власти между центром и
Унитарное (простое, единое)
государство - это форма государственного устройства,
при которой административно-
Федеративное (объединенное,
союзное) государство - это форма государственного устройства,
при которой государственные образования
или административно-
Исторически унитарная форма
Выше перечисленные две формы государственного устройства являются основными, но еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объединениям в качестве "ассоциированных участников". Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества. При существовании экономических предпосылок (общего рынка) и единой правовой среды (создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге).
1.2 Понятие и модели бюджетного устройства
Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения. Оно определяет взаимоотношения между отдельными звеньями бюджетной системы страны на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в неё, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств.
Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.
Понятие «бюджетный федерализм» первоначально
появилось в зарубежной экономической
литературе и употреблялось для
характеристики бюджетных систем и
федеративных, и унитарных государств,
отличавшихся высоким уровнем
По нашему мнению, суть бюджетного
федерализма проявляется через
эффективную систему
Любая модель бюджетного федерализма, будучи формой организации межбюджетных отношений, основывается на трех главных составляющих, которые являются условиями ее эффективного функционирования: во-первых, на четком разграничении полномочий между всеми уровнями власти по расходам; во-вторых, на наделении соответствующих уровней власти достаточными для реализации этих полномочий фискальными ресурсами; в-третьих, на сглаживании вертикальных и горизонтальных дисбалансов с помощью системы бюджетных трансфертов с тем, чтобы обеспечить на всей территории страны некий стандарт государственных услуг.
Как показывает мировой опыт, ни одной стране не удалось создать идеальную модель фискального федерализма. Под влиянием политических, исторических и национальных факторов в мире сложилось множество бюджетных систем, заметно различающихся между собой и часто противоречащих оптимальной теоретической модели. Формирование эффективной системы бюджетного федерализма обычно осуществляется методом проб и ошибок.
В самом общем виде можно выделить два типа моделей - децентрализованные (конкурентные) и кооперативные.
Децентрализованные модели обладают следующими основными особенностями:
1. Из трех главных функций государственных органов власти и управления - макроэкономической стабилизации, перераспределения национального дохода и производства государственных товаров и услуг (обычно последняя называется функцией распределения ресурсов) - первые две чаще всего (в крайнем случае - полностью) относятся к сфере деятельности центрального правительства, а третья делится между тремя уровнями власти, но считается важнейшей в деятельности субнациональных правительств, что в целом соответствует оптимальной теоретической модели бюджетного федерализма.
2. Наделение полномочий по
3. Признается высокая степень
финансовой независимости и
Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система федеративных государств