Бюджетное устройство и бюджетная система федеративных государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Принцип государственного устройства определяет распределение прав и обязанностей между уровнями бюджетной системы. Активное развитие бюджетных отношений государства, требует четкого правового регулирования с помощью бюджетного права, которое позволяет разграничить полномочия между различными уровнями публичной власти, определить компетенцию субъектов бюджетного права, обеспечив правовыми средствами баланс их финансовых интересов. Так, углубление процессов дифференциации регионов России по показателям социального и экономического развития, стремление к финансовой самостоятельности субъектов Федерации и муниципальных образований, возрастание роли косвенных методов управления макро- и микроэкономическими процессами, как в рамках страны, так и в пределах конкретных регионов, делают чрезвычайно важным выбор модели бюджетного устройства и методологии межбюджетных отношений в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
1. Бюджетное устройство и бюджетная система…………………...…5
1.1 Понятие и сущность бюджетной системы в федеративных и унитарных государства.
1.2 Понятие и модели бюджетного устройства………………………8
1 .3 Принципы бюджетного устройства в федеративных и унитарных государствах………………………………………………………………13
2 .Проблемы реализации принципов бюджетного устройства в Российской Федерации и Великобритании……………………………………….….17
3. Основные направления совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………24
Список используемой литературы……………………………….…25

Файлы: 1 файл

МАКРО..МАРТЫНОВ июнь.docx

— 52.23 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

 

 

 

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Тверской государственный  технический университет»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему:« Бюджетное устройство и бюджетная система федеративных государств. »

 

 

                                                                                  

 

                                                                                   Выполнила:

                                                                                  студентка гр. ТБА-1з-123-12

                                                                                  Данилова Е.А

                                                                                  Проверил:

                                                                                  Мартынов Д.В

 

 

Тверь  2013г.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

    Введение…………………………………………………………………3

    1. Бюджетное устройство  и бюджетная система…………………...…5

    1.1 Понятие и  сущность бюджетной системы в  федеративных и унитарных государства.

    1.2 Понятие и  модели бюджетного устройства………………………8

    1 .3 Принципы бюджетного  устройства в федеративных и  унитарных государствах………………………………………………………………13

   2 .Проблемы реализации принципов бюджетного устройства в Российской Федерации и Великобритании……………………………………….….17

   3. Основные направления совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации………………………………………………….21

    Заключение……………………………………………………………24

     Список используемой  литературы……………………………….…25


 

 

Введение

Бюджетная система является частью финансовой системы государства. По сути - это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.

Принцип государственного устройства определяет распределение прав и  обязанностей между уровнями бюджетной  системы. Активное развитие бюджетных  отношений государства, требует  четкого правового регулирования  с помощью бюджетного права, которое  позволяет разграничить полномочия между различными уровнями публичной  власти, определить компетенцию субъектов  бюджетного права, обеспечив правовыми  средствами баланс их финансовых интересов. Так, углубление процессов дифференциации регионов России по показателям социального и экономического развития, стремление к финансовой самостоятельности субъектов Федерации и муниципальных образований, возрастание роли косвенных методов управления макро- и микроэкономическими процессами, как в рамках страны, так и в пределах конкретных регионов, делают чрезвычайно важным выбор модели бюджетного устройства и методологии межбюджетных отношений в России.

Однако вплоть до настоящего времени  все практические действия государства, направленные на разрешение сложных  проблем становления и развития бюджетного федерализма в России, на разработку соответствующих механизмов укрепления финансовой базы бюджетов субъектов Российской Федерации, дали недостаточные результаты.

 

До сих пор обсуждаются вопросы, связанные с эффективностью принципов  организации межбюджетных отношений; с конфликтностью экономических  и финансовых интересов федеральных, региональных и местных органов  власти; с противоречивостью взаимодействия государства, с одной стороны, физических и юридических лиц, с другой. Отсутствие эффективных способов решения этих задач делает проблематичным экономическое возрождение российских регионов, а, следовательно, и перспективы стабилизации социально-экономического развития страны.

Вопросами становления и развития бюджетного федерализма в России в научной литературе уделяют  внимание такие авторы как Балтина А.М., Бухвальд Е. М., Гаврилов В., Игудин А.Г. ,Клин Ю., Назаров В.С.и другие.

Тем более актуальным становится изучение этих проблем в условиях, когда  не завершена дискуссия о роли государства в рыночной экономике, когда ведутся поиски новых принципов  организации экономических систем. Интерес России к мировому опыту  решения названных проблем является актуальным, поскольку страна учитывает  в своем развитии зарубежные модели функционирования и развития межбюджетных отношений. Изучение методов и механизмов, которые разные страны используют для  решения аналогичных проблем, позволит выделить то общее, что характерно для современного этапа развития всего человеческого общества. Исходя из этого, можно выработать для России стратегию формирования и развития системы местного самоуправления, ее взаимодействия с вышестоящими органами управления, учитывающую, с одной стороны, российскую специфику, а с другой, - тенденции, свойственные всему мировому сообществу.

 

              

 

 

                    1.Бюджетное устройство и бюджетная система

1.1 Понятие и  сущность бюджетной системы в  федеративных и унитарных государствах

         Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

По мнению А.С.Колесова, бюджетная система - это совокупность элементов - бюджетополучателей, являющихся юридическими лицами, включая элементы, составляющие его ядро (Минфин Российской Федерации и органы управления бюджетами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления) и создающие системообразующие связи, то есть движение денежных потоков к бюджетополучателям с целью своевременного и точного поступления необходимого качества и количества людских и материальных ресурсов, требующихся для стабильного существования и развития государства, включая его субъекты и местное самоуправление [15,с.23].

Построение бюджетной системы  зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения  власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства  подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

 

 

 

 

Унитарное (простое, единое) государство - это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух звеньев - государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления (доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, формируются и используются территориями самостоятельно). Примером унитарных государств являются - Франция, Турция, Италия, Япония, Великобритания, Испания.

Федеративное (объединенное, союзное) государство - это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определённой политической самостоятельностью в пределах распределённых между ними и центром компетенций. Для бюджетной системы федеративного государства характерны три звена - государственный федеральный бюджет (иногда его называют бюджетом центрального правительства), бюджеты субъектов федерации (штатов - в США, провинций - в Канаде, республик, областей и др.), и местные бюджеты. В федеративных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а бюджеты членов федерации не включаются в федеральный бюджет, т.е. все бюджетные уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты. Примером федеративных государств являются - РФ, США, Германия, Индия, Бразилия, Канада, Мексика.

 

Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все  без исключения государственные  образования древности и средних  веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить  Римская империя, императорские  Китай и Япония, средневековые  европейские королевства. Федерация  как особая форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII - XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно - демократических  революций. Федерация может возникнуть либо путем добровольного объединения  нескольких государств в одно (примером такого объединения являются США, Германия, Швейцария, где федерации создавались  снизу - т.е. штатами, землями, кантонами - причем, органы союзного государства  получали столько полномочий, сколько  отмерили им участники договора об объединении), либо в результате децентрализации  изначально централизованного государства (Россия). Способ создания федерации  в дальнейшем оказывает значительное влияние на ее развитие, на взаимоотношение  федерации и членов федерации, на решение вопросов социально-экономического развития территорий.

Выше перечисленные две формы государственного устройства являются основными, но еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объединениям в качестве "ассоциированных участников". Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества. При существовании экономических предпосылок (общего рынка) и единой правовой среды (создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге).

 

 

1.2 Понятие и модели  бюджетного устройства

Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения. Оно определяет взаимоотношения между отдельными звеньями бюджетной системы страны на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в неё, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств.

Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными  законодательными актами, ролью бюджета  в общественном воспроизводстве  и социальных процессах.

Понятие «бюджетный федерализм» первоначально  появилось в зарубежной экономической  литературе и употреблялось для  характеристики бюджетных систем и  федеративных, и унитарных государств, отличавшихся высоким уровнем децентрализации  государственной власти, но различия между федеративными и унитарными государствами становятся все менее  чётким. В первых идут процессы централизации, во вторых - децентрализации. Но нецелесообразно  считать подлинно федеративными  межбюджетные отношения, складывающиеся в унитарных государствах, так  как независимо от степени децентрализации  в них отсутствует субфедеральный уровень государственной власти, дополняющий государственные полномочия федерального центра и в ряде случаев  составляющий ему конкуренцию по их выполнению.

 

 

 

По нашему мнению, суть бюджетного федерализма проявляется через  эффективную систему межбюджетных отношений. В свою очередь, межбюджетные отношения представляют собой единый взаимосвязанный и взаимообусловленный  процесс, с одной стороны, распределения  расходных полномочий между различными уровнями власти, а, с другой - распределение  доходных полномочий и финансовой помощи между звеньями бюджетной системы. Поэтому целесообразно рассматривать  во взаимосвязи понятия «межбюджетные  отношения» и «бюджетный федерализм».

Любая модель бюджетного федерализма, будучи формой организации межбюджетных отношений, основывается на трех главных  составляющих, которые являются условиями  ее эффективного функционирования: во-первых, на четком разграничении полномочий между всеми уровнями власти по расходам; во-вторых, на наделении соответствующих  уровней власти достаточными для  реализации этих полномочий фискальными  ресурсами; в-третьих, на сглаживании  вертикальных и горизонтальных дисбалансов  с помощью системы бюджетных  трансфертов с тем, чтобы обеспечить на всей территории страны некий стандарт государственных услуг.

Как показывает мировой опыт, ни одной  стране не удалось создать идеальную  модель фискального федерализма. Под  влиянием политических, исторических и национальных факторов в мире сложилось  множество бюджетных систем, заметно  различающихся между собой и  часто противоречащих оптимальной  теоретической модели. Формирование эффективной системы бюджетного федерализма обычно осуществляется методом проб и ошибок.

 

 

 

В самом общем виде можно выделить два типа моделей - децентрализованные (конкурентные) и кооперативные.

Децентрализованные модели обладают следующими основными особенностями:

1. Из трех главных функций государственных органов власти и управления - макроэкономической стабилизации, перераспределения национального дохода и производства государственных товаров и услуг (обычно последняя называется функцией распределения ресурсов) - первые две чаще всего (в крайнем случае - полностью) относятся к сфере деятельности центрального правительства, а третья делится между тремя уровнями власти, но считается важнейшей в деятельности субнациональных правительств, что в целом соответствует оптимальной теоретической модели бюджетного федерализма.

2. Наделение полномочий по налогообложению  разных уровней власти происходит  в соответствии с указанным  распределением функций. Налоговыми  источниками центрального бюджета  становятся такие виды налогов,  как подоходные на физических  и юридических лиц, а также  акцизное и таможенное обложение,  тогда как субнациональные бюджеты  довольствуются второстепенными  источниками - налогами на товары  и услуги, имущество и земельные  участки.

3. Признается высокая степень  финансовой независимости и самостоятельности  региональных властей. Это фактически  может привести к отказу центрального  правительства от контроля за бюджетной деятельностью региональных органов, безразличному отношению к проблеме горизонтальных дисбалансов и региональных бюджетных дефицитов, отсутствию ответственности по их долгам.

Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система федеративных государств