Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 20:37, курсовая работа
Принцип государственного устройства определяет распределение прав и обязанностей между уровнями бюджетной системы. Активное развитие бюджетных отношений государства, требует четкого правового регулирования с помощью бюджетного права, которое позволяет разграничить полномочия между различными уровнями публичной власти, определить компетенцию субъектов бюджетного права, обеспечив правовыми средствами баланс их финансовых интересов. Так, углубление процессов дифференциации регионов России по показателям социального и экономического развития, стремление к финансовой самостоятельности субъектов Федерации и муниципальных образований, возрастание роли косвенных методов управления макро- и микроэкономическими процессами, как в рамках страны, так и в пределах конкретных регионов, делают чрезвычайно важным выбор модели бюджетного устройства и методологии межбюджетных отношений в России.
Введение…………………………………………………………………3
1. Бюджетное устройство и бюджетная система…………………...…5
1.1 Понятие и сущность бюджетной системы в федеративных и унитарных государства.
1.2 Понятие и модели бюджетного устройства………………………8
1 .3 Принципы бюджетного устройства в федеративных и унитарных государствах………………………………………………………………13
2 .Проблемы реализации принципов бюджетного устройства в Российской Федерации и Великобритании……………………………………….….17
3. Основные направления совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………24
Список используемой литературы……………………………….…25
Финансовым обеспечением
Примером децентрализованной модели служит американский вариант бюджетного федерализма. Более широкое распространение в мире получила не децентрализованная, а кооперативная модель бюджетного федерализма, для которой характерны:
- сравнительно более широкое
участие региональных властей
в перераспределении
- повышение роли региональных
властей в системе
- активная политика
Кооперативные модели бюджетного федерализма используют многие европейские государства и, прежде всего скандинавские страны.
В чистом виде не существует ни кооперативного,
ни конкурентного федерализма. Доминирование
принципов конкуренции или
Необходимость решать общенациональные задачи (участвовать в войнах, обустраивать страну после войны, развивать общенациональную инфраструктуру, осуществлять масштабные социальные проекты и т. д.) делает более адекватной кооперативную модель федерализма, тогда как для обеспечения устойчивых темпов экономического роста, учета местной специфики в организации общественного сектора, проведения масштабных институциональных реформ следует предпочесть принципы конкурентного федерализма.
1.3 Принципы бюджетного устройства в федеративных и унитарных государствах
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
2. Принцип разграничения доходов,
и органов управления
Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.
3. Принцип самостоятельности
- право и обязанность органов
государственной власти и
- право и обязанность органов
государственной власти и
- право органов государственной
власти и органов местного
самоуправления устанавливать
- право органов государственной
власти и органов местного
самоуправления в соответствии
с настоящим Кодексом
- недопустимость установления
расходных обязательств, подлежащих
исполнению за счет доходов
и источников финансирования
дефицитов других бюджетов
- право органов государственной
власти и органов местного
самоуправления предоставлять
- недопустимость изъятия
4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями.
Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.
5. Принцип полноты отражения
доходов, расходов и
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
2. Проблемы реализации принципов бюджетного устройства в Российской Федерации и Великобритании
2.1 Сравнительная характеристика бюджетного устройства Российской Федерации и Великобритании
Бюджетная система Российской Федерации
подразделяется на три уровня. Первый
уровень включает федеральный бюджет
и бюджеты государственных
Органы местного самоуправления действуют
в соответствии с Конституцией РФ
и федеральным
Бюджет муниципального образования
довольно прочно связан с бюджетом
вышестоящего уровня – бюджетом субъекта
РФ, за исключением одного из видов
местных бюджетов - бюджета закрытого
административно-
Из бюджетов субъектов РФ финансируются
расходы, отнесенные к ведению властных
структур субъектов РФ, в частности:
обеспечение функционирования органов
законодательной и
Все налоги, поступающие в бюджетную систему, подразделяются в соответствии с ее уровнями на федеральные, региональные, местные.
В соответствии с Налоговым кодекса Российской Федерации к федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.
К региональным налогам относятся: транспортный налог, налог на имущество организаций и игорный бизнес.
К местным налогам относятся: земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Для реализации принципа сбалансированности
бюджета применяется механизм бюджетного
регулирования, составным элементом
которого является система регулирующих
доходов. Регулирующие доходы бюджетов
– федеральные и региональные
налоги и иные платежи, по которым
устанавливаются нормативы
Бюджетным законодательством РФ в
числе форм финансовой помощи из федерального
бюджета бюджетам субъектов РФ предусмотрены:
предоставление дотаций на выравнивание
уровня минимальной бюджетной
Бюджетный федерализм выбранный Российской Федерацией, предполагает обеспечение чёткого разграничения функций между разными уровнями управления. Это необходимо для того, чтобы каждый бюджет мог сохранить свою самостоятельность с высокой степенью автономии региональных и местных бюджетов, оставляя в то же время за федеральным бюджетом доминирующее положение в общей бюджетной системе страны. Возникающие при этом межбюджетные отношения должны быть прозрачными и понятными любому участнику данного процесса.
Федеративное устройство получило законодательное закрепление в Конституции Российской Федерации в декабре 1993 г.
В настоящее время наблюдаются тенденции усиления централизма в России. Это происходит по следующим причинам причин:
1. Отсутствие у многих регионов необходимых финансовых ресурсов для реализации, полученных от центра полномочий в условиях экономических кризисов (в начале 1990-х годов и в 1998 году) и неравномерного размещения производства. В этих обстоятельствах центр приобрел дополнительные властные полномочия по перераспределению ресурсов между регионами, поскольку большинство регионов было заинтересовано в таком перераспределении, а значит, в усилении власти федерального центра. Кроме того, в условиях спада производства и снижения налогооблагаемой базы в руках федерального центра были сосредоточены различные доходные источники, полностью или частично недоступные региональным властям: приватизация крупнейших объектов государственной собственности, внешние и внутренние заимствования.
Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система федеративных государств