Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 16:10, реферат
Процесс формирования и исполнения бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетными правоотношениями, т. е. урегулированными нормами права общественными отношениями, к которым относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в ходе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы, контроля за их исполнением, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1 Бюджетные полномочия …………………………………………...5
1.1. Понятие бюджетных полномочий……………………………….5
1.2. Бюджетные полномочия органов государственной власти РФ.8
1.3. Бюджетные полномочия субъектов РФ………………………...14
1.4. Бюджетные полномочия органов местного самоуправления…16
Глава 2 Бюджетный федерализм как основа реализации
бюджетных полномочий…………………………………………...20
2.1. Понятие бюджетного федерализма……………………………...20
2.2. Современные проблемы развития бюджетного
федерализма в РФ………………………………………………...22
Заключение…………………………………………………………………...27
Список использованной литературы ……………………………………….28
Федеральное
Государственное Бюджетное
Ульяновский Государственный Педагогический университет
имени И.Н. Ульянова
юридический факультет
кафедра государственно-правовых дисциплин
Реферат
по дисциплине Бюджетное право
На тему: Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления
Выполнила: студентка 5 курса
очного отделения группы ЮР-07-2
Дунина Ксения Валерьевна.
Научный руководитель:
ассистент кафедры государственно-
правовых дисциплин Симонова
Ольга Владимировна.
Ульяновск,2012.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Бюджетные полномочия …………………………………………...5
1.1. Понятие бюджетных полномочий……
1.2. Бюджетные полномочия органов государственной власти РФ.8
1.3. Бюджетные полномочия субъектов РФ………………………...14
1.4. Бюджетные полномочия органов местного самоуправления…16
Глава 2 Бюджетный федерализм как основа реализации
бюджетных полномочий…………………………
2.1. Понятие бюджетного федерализма……………………………...20
2.2. Современные проблемы развития бюджетного
федерализма в РФ………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………………….28
Введение
В Российском законодательстве регулируются вопросы бюджетного устройства страны, функционирования бюджетной системы, компетенции органов власти всех уровней в области бюджета.
Бюджет - важнейший финансовый
документ страны, определяющий многие
параметры ее развития на предстоящий
год и среднесрочную
А бюджетное право в свою очередь – это совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство страны и бюджетный процесс, то есть порядок формирования и исполнения всех бюджетов, входящих в бюджетную систему государства, а также компетенцию всех органов власти в бюджетной сфере.
Проводимые в нашей стране коренные преобразования в различных сферах опираются на соответствующую законодательную базу. Ее ядро составляет Конституция РФ.
Знание основополагающих конституционных принципов, содержания закрепленных прав и свобод человека и гражданина, организации государственной власти, в том числе разграничения полномочий между ветвями власти и взаимоотношений между ними, необходимо для правильной ориентации в государственно-правовой жизни нашей страны.
Процесс формирования и исполнения бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетными правоотношениями, т. е. урегулированными нормами права общественными отношениями, к которым относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в ходе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы, контроля за их исполнением, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.
В условиях демократии одной
из важнейших составных частей финансовой
системы государства являются территориальные
финансы, которые охватывают территориальные
бюджеты (в России это собственно
республиканские и местные
Глава 1 Бюджетные полномочия
1.1. Понятие бюджетных полномочий
Бюджетные полномочия - установленные Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.1
В состав органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят: органы законодательной и исполнительной власти, включая Президента РФ и соответствующих руководителей субъектов РФ, финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного и муниципального финансового контроля. Каждый из этих органов имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий.
Конституция страны — основополагающий акт бюджетного права.
В Конституции Российской Федерации 1993г. заложены основы бюджетных прав федеральных, региональных и местных органов власти, которые сформулированы с учетом федеративного устройства государства.
В соответствии со ст. 5 Конституции РФ федеративное устройство Российской Федерации основано на государственной целостности и разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предметы ведения в области бюджета очерчены в ст. 71 Конституции РФ, где зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.
В ст. 72 Конституции РФ записано, что установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В ст. 1 «Протокола к Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» зафиксировано, что к совместному ведению относится и установление общих принципов бюджетной системы Российской Федерации.
В ст. 75 Конституции РФ отмечено,
что система налогов, взимаемых
в федеральный бюджет, и общие
принципы налогообложения в Российской
Федерации устанавливаются
В развитие основных положений в области бюджетного права, зафиксированных в Конституции РФ, издаются специальные законодательные акты.
Поскольку бюджетными полномочиями обладают субъекты публичной власти всех уровней, возникает необходимость разграничения полномочий между ними. Основанием для такого разграничения служит четкое разделение предметов ведения между органами государственной власти (федеральными и региональными) и местного самоуправления, зафиксированное в Конституции страны. Под предметом ведения понимаются виды, направления и сферы деятельности, регламентацией и регулированием которых занимается соответствующий орган государственной власти или местного самоуправления2.
Многогранные бюджетные полномочия федеральных органов государственной власти России зафиксированы в Бюджетном кодексе РФ; они позволяют не только обеспечить федеральный уровень власти необходимыми финансовыми ресурсами, достаточными для проведения единой социально-экономической и финансово-бюджетной политики, служащей интересам всех граждан страны, но и создать единое правовое поле в сфере бюджетных отношений.3
Деятельность Российской Федерации в рамках закрепленных за нею бюджетных полномочий дает возможность проводить единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны, гибко использовать средства федерального бюджета, направляя их на важнейшие сферы государственной деятельности (обеспечение национальной безопасности, оборону страны, реализацию социальных программ и т.п.) и оказание финансовой помощи субъектам Федерации в целях выравнивания их социально-экономических условий. Бюджетные полномочия органов государственной власти субъектов Федерации аналогичны полномочиям, установленным для федеральных органов государственной власти, но с учетом специфики, характерной для регионального уровня государственного управления. Бюджетные полномочия органов местного самоуправления ограничены рамками бюджетных прав и обязанностей, закрепленных за органами местного самоуправления и муниципальных образований. Определенная часть бюджетных полномочий относится к предметам совместного ведения органов власти разного уровня.
Соответственно и финансировани
Часть бюджетных полномочий органы государственной власти одного уровня могут передавать на другой уровень.
Передача бюджетных полномочий может осуществляться также от федеральных и субфедеральных органов государственной власти к органам местного самоуправления. В этом случае основанием для подобной передачи бюджетных полномочий служат государственные полномочия, передаваемые муниципальным образованиям. При передаче бюджетных полномочий одновременно должны решаться вопросы об источниках финансирования полномочий, передаваемых как вверх, так и вниз по бюджетной системе Российской Федерации.