Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 16:10, реферат

Описание работы

Процесс формирования и исполнения бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетными правоотношениями, т. е. урегулированными нормами права общественными отношениями, к которым относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в ходе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы, контроля за их исполнением, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1 Бюджетные полномочия …………………………………………...5
1.1. Понятие бюджетных полномочий……………………………….5
1.2. Бюджетные полномочия органов государственной власти РФ.8
1.3. Бюджетные полномочия субъектов РФ………………………...14
1.4. Бюджетные полномочия органов местного самоуправления…16
Глава 2 Бюджетный федерализм как основа реализации
бюджетных полномочий…………………………………………...20
2.1. Понятие бюджетного федерализма……………………………...20
2.2. Современные проблемы развития бюджетного
федерализма в РФ………………………………………………...22
Заключение…………………………………………………………………...27
Список использованной литературы ……………………………………….28

Файлы: 1 файл

Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления.docx

— 59.01 Кб (Скачать файл)

В рамках проводимой политики бюджетного регулирования за последние  годы были достигнуты значительные позитивные результаты. В частности, сделан большой  шаг в направлении уточнения  расходных полномочий всех уровней бюджетной системы. Существенно усовершенствован механизм распределения Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Бюджетный кодекс РФ с изменениями и дополнениями установил нормативы отчислений от федеральных налогов в бюджеты различных уровней бюджетной системы страны. Это позволило повысить предсказуемость и стабильность доходной базы бюджетов. 18

Вместе с тем, расширение бюджетной самостоятельности и  ответственности региональных и  местных органов власти, являющееся целью реформы межбюджетных отношений, не подкреплено необходимой финансовой базой. Некоторые положения законов  не увязаны с законопроектами  по реформе государственного и местного самоуправления. Например, исключение из текста Бюджетного кодекса категорий  «минимальные государственные социальные стандарты», «минимальная бюджетная  обеспеченность» противоречит социальной направленности реформ. Необоснованно  исключены полномочия и функции  органов государственной власти по составлению прогнозов консолидированного бюджета РФ. Снижается их ответственность  за сбалансированность бюджетной системы  в целом на региональных и местных  уровнях. 
Продолжается сохранение жесткой зависимости доходной базы консолидированных бюджетов субъектов от отчислений по федеральным налогам и сборам. На долю федеральных налогов и сборов, закрепляемую за бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами, в 2005 г. приходилось 80% налоговых доходов этих бюджетов
19.

Вопрос о сбалансированности доходной и расходной частей бюджетов разных уровней, безусловно, является одним из главных направлений  реализации принципов бюджетного федерализма.

При осуществлении политики централизации доходов нужно  учитывать, что критерием для  определения предела централизации  доходов вышестоящих уровней  бюджетной системы должна быть та граница, за которой выравнивающая  функция межбюджетных отношений  действует в ущерб их стимулирующей  функции. Выход за эту границу  чреват потерей инициативы и самостоятельности  субъектов бюджетного процесса в  наращивании налогового потенциала на местах, что может сопровождаться усилением сепаратизма и вести  к нарушению единого экономического пространства. В подобном случае ситуация будет развиваться в ущерб  как общегосударственным, так и  региональным и местным интересам.

В условиях излишней централизации  доходов, сокращения собственных доходов  бюджетов регионов и муниципалитетов, изъятия у них налоговых источников и наделения их социально значимыми  мандатами первостепенную важность приобретает проблема бюджетного выравнивания.  
В настоящее время представляется совершенно необходимым создание в России модели финансового выравнивания уровня развития отдельных регионов, адекватной современным представлениям об эффективности и справедливости.
20

При реализации межбюджетного  выравнивания важно отталкиваться  от необходимости обеспечения минимально необходимого уровня и качества социальных услуг в регионах. Чтобы не снижать  мотивацию достаточно сильных регионов в наращивании налогового потенциала, правильным и, главное, справедливым будет  учитывать порядок распределения  регионов по степени бюджетной обеспеченности до выравнивания и сохранить его  таким же после реализации межбюджетных мероприятий. Власти территорий должны быть заинтересованы в наиболее полном и своевременном сборе налогов  в бюджетную систему страны, в  рациональном и эффективном расходовании бюджетных средств.

Создание современной  системы межбюджетных отношений  позволит реально перейти от малоэффективного выравнивания экономического развития регионов к созданию условий, стимулирующих  субъекты Федерации и муниципальные  образования к мобилизации доступных  им ресурсов экономического роста. Необходимо создать условия, чтобы отношения  центра и регионов были прозрачными  и предсказуемыми. Все это будет  способствовать развитию не только бюджетного федерализма, но и бюджетной системы  в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Бюджетные полномочия - это  полномочия компетентных органов государственной  власти и органов местного самоуправления в области бюджетного процесса (составление  проекта бюджета, утверждение нормативно-правового  акта о бюджете на предстоящий  финансовый год, исполнение бюджета, контроль за его исполнением, составление  проекта отчета об исполнении бюджета, утверждение отчета об исполнении бюджета  и т.д.). Данными полномочиями в  той или иной степени обладают все органы государственной власти и органы местного самоуправления. Иными словами, в составе аппарата государственного или муниципального управления можно выделить две группы органов:

- органы, осуществляющие  бюджетные полномочия в рамках  проведения основной деятельности. Это органы государственной власти  и органы местного самоуправления  общей компетенции; 

- органы, специально созданные  для реализации бюджетных полномочий. Это система специализированных  органов (министерств, ведомств, управлений, комитетов и т.п.), осуществляющих  управление финансами и контроль  за использованием бюджетных  средств и средств внебюджетных  государственных фондов. Данные  органы охватывают своими бюджетными  полномочиями все звенья финансовой  системы РФ - бюджет, целевые государственные  внебюджетные фонды, кредит, страхование,  финансы предприятий, организаций  и учреждений.

Однако помимо органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, выполняющих  бюджетные полномочия, существуют также  негосударственные кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. - 2009. - 7. 137ст.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 257-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 06.10.2003. -  40. 86ст.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (Принят Государственной Думой 17 июля 1998 года) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - 7. 307ст.
  4. Акмалова, А.А. Особенности местного самоуправления в Российской Федерации. Теория вопроса и опыт регулирования/А.А. Акмалова. - М.: 2002. 144с.
  5. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации :Учебник/ И.М. Алесандров. 2-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. 486 с.
  6. Вахрин, П.И. Бюджетная система Российской Федерации/П.И. Вахрин.  - М.: Юрист, 2010. 380с.
  7. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник; под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М.: Юрайт, 2009. 356с.
  8. Игнатюк, Н.А., Павлушкин, А.В. Муниципальное право: Учебное пособие/Н.А. Игнатюк, А.В. Павлушкин. - М.: Юстицинформ, 2007. 466с.
  9. Совершенствование Российского законодательства в условиях реформирования бюджетных отношений (обзор выступлений на «круглом столе» Финансовой академии при Правительстве РФ) // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2006. 1. С. 33-39.
  10. Христенко, В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы/ В.Б.Христенко. М.: Дело, 2009. 256с.
  11. http://lib.4i5.ru/cu702.htm
  12. http://www.rusconsult.ru/glossary/

1 Вахрин, П.И. Бюджетная система Российской Федерации/П.И. Вахрин.  - М.: Юрист, 2010. – С.161.

2 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник; под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт, 2009. – С. 98.

3 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник; под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт, 2009. – С. 103.

4 Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации :Учебник/ И.М. Алесандров. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — С.230.

5 http://lib.4i5.ru/cu702.htm.

6 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник; под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт, 2009. – С.110.

7 http://lib.4i5.ru/cu702.htm

8 Вахрин, П.И. Бюджетная система Российской Федерации/П.И. Вахрин.  - М.: Юрист, 2010. – С.170.

9 Там же.- С. 172.

10 Игнатюк, Н.А., Павлушкин, А.В. Муниципальное право: Учебное пособие/Н.А. Игнатюк, А.В. Павлушкин. - М.: Юстицинформ, 2007. – С. 34.

11 Акмалова, А.А. Особенности местного самоуправления в Российской Федерации. Теория вопроса и опыт регулирования/А.А. Акмалова. - М.: 2002. – С.80.

12 http://www.rusconsult.ru/glossary/.

13 Совершенствование Российского законодательства в условиях реформирования бюджетных отношений (обзор выступлений на «круглом столе» Финансовой академии при Правительстве РФ) // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2006. – № 1. – С. 33.

14 http://www.rusconsult.ru/glossary/

15 Христенко, В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы/ В.Б.Христенко. – М.: Дело, 2009. – С.22.

16 Совершенствование Российского законодательства в условиях реформирования бюджетных отношений (обзор выступлений на «круглом столе» Финансовой академии при Правительстве РФ) // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2006. – № 1. – С. 34.

17 Христенко, В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы/ В.Б.Христенко. – М.: Дело, 2009. – С.38.

18 Совершенствование Российского законодательства в условиях реформирования бюджетных отношений (обзор выступлений на «круглом столе» Финансовой академии при Правительстве РФ) // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2006. – № 1. – С. 34.

19Там же.- С. 35.

20 Христенко, В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы/ В.Б.Христенко. – М.: Дело, 2009. – С.56.

Информация о работе Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления