Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 16:10, реферат
Процесс формирования и исполнения бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетными правоотношениями, т. е. урегулированными нормами права общественными отношениями, к которым относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в ходе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы, контроля за их исполнением, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1 Бюджетные полномочия …………………………………………...5
1.1. Понятие бюджетных полномочий……………………………….5
1.2. Бюджетные полномочия органов государственной власти РФ.8
1.3. Бюджетные полномочия субъектов РФ………………………...14
1.4. Бюджетные полномочия органов местного самоуправления…16
Глава 2 Бюджетный федерализм как основа реализации
бюджетных полномочий…………………………………………...20
2.1. Понятие бюджетного федерализма……………………………...20
2.2. Современные проблемы развития бюджетного
федерализма в РФ………………………………………………...22
Заключение…………………………………………………………………...27
Список использованной литературы ……………………………………….28
Реализация перечисленных
принципов возможна лишь при четком
определении основ местного самоуправления:
территориальной и финансово-
Федеральный закон от 6 октября
2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» целиком
посвящена экономическим
Бюджетный Кодекс РФ
более подробно определяет
- установление порядка
составления и рассмотрения
- составление и рассмотрение
проекта местного бюджета,
- установление и исполнение
расходных обязательств
- определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
- осуществление муниципальных за
- детализация объектов
бюджетной классификации
- в случае и порядке,
предусмотренных
- установление в соответствии
– законодательством субъектов
Российской Федерации
- установление порядка
и условий предоставления
- определение целей и
порядка предоставления субвенц
- составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.
- установление порядка
составления, утверждения и
Так, полномочия по составлению
проектов бюджетов отнесены Бюджетным
кодексом РФ к компетенции исполнительных
органов местного самоуправления; полномочия
по рассмотрению и утверждению проектов
бюджета – к компетенции
Глава 2 Бюджетный федерализм как основа реализации бюджетных полномочий
2.1. Понятие и основные принципы бюджетного федерализма
Бюджетный федерализм как объективная системно организованная совокупность денежных потоков и фондов финансовых ресурсов характеризуется рядом свойств и особенностей: специфическими субъектами, направленностью бюджетных потоков, потенциалом и интенсивностью межбюджетных связей, наличием той или иной причинной обусловленности трансфертов, признаками их повторяемости, воспроизводимости и замкнутости.12
Главная задача межбюджетных
отношений — двигаться к
В настоящее время в
России постепенно формируются межбюджетные
отношения, которые имеют своей
целью, опираясь на единую методологию,
задействовать наиболее существенные
объективные факторы бюджетного
процесса. Задача в том, чтобы сделать
данный процесс в значительной степени
автоматическим, не зависящим от субъективного
влияния органов власти разных уровней,
чтобы исключалась
Используя бюджетный федерализм необходимо учитывать специфику местных бюджетов, которая определяется двумя, в определенной степени разнонаправленными факторами. С одной стороны, механизмы формирования местных бюджетов должны обеспечивать реализацию принципа самодостаточности местного самоуправления. С другой, — местные бюджеты являются составной частью единой бюджетной системы страны. Более того, независимость местных бюджетов ограничивается повсеместной практикой определения полномочий местных органов в конституциях государств, а в ряде федераций, — основными законами их субъектов.13
Таким образом, хотя местные бюджеты обособлены (обладают финансовой автономией), бюджетные полномочия местного самоуправления все же определяются государственным законодательством. Об этом, в частности, свидетельствует структура доходов местных бюджетов, складывающаяся из местных налогов, неналоговых доходов, субсидий, займов и дотаций из центрального бюджета и (в федеративных государствах) из бюджетов субъектов Федерации.
Бюджетный федерализм основывается
на следующих основных принципах:
1) законодательном разграничении полномочий
между органами власти всех уровней по
формированию доходов и расходов бюджетов;
2) обеспечении органов
власти соответствующего
3) обеспечении вертикального и горизонтального
выравнивания доходов всех звеньев бюджетной
системы;
4) самостоятельности и
равноправии каждого бюджета,
входящего в бюджетную систему.
5) организации межбюджетных отношений в рамках бюджетной системы РФ. 14
В основе межбюджетных отношений
лежат следующие положения:
• распределение и закрепление расходов
бюджетов по определенным уровням бюджетной
системы — закрепление расходов за федеральным
бюджетом, за бюджетами субъектов Федерации,
исключительно за местными бюджетами;
• разграничение (закрепление на постоянной
основе и распределение по временным нормативам)
регулирующих доходов по уровням бюджетной
системы РФ;
• равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенство бюджетных прав муниципальных образований;
• выравнивание уровней
минимальной бюджетной
• равенство местных бюджетов во взаимоотношениях
с бюджетами субъектов Российской Федерации
2.2. Современные проблемы развития бюджетного федерализма в РФ
Развитие российской экономики
в условиях рыночных отношений изменило
условия формирования и исполнения
бюджетов всех уровней. Бюджеты стали
рассматриваться как
Поэтому большое значение
приобрели вопросы бюджетного федерализма,
взаимоотношений между
Отношения между органами
власти и, соответственно, бюджетами
разного уровня существуют в любом
государстве с административно-
Исследования, посвященные проблеме бюджетного федерализма, можно условно разделить на классические и новые17.
Что касается взаимоотношений
региональных и местных бюджетов,
то Бюджетный кодекс не содержит требований
к форме законодательного регулирования
данных вопросов на региональном уровне.
Однако в целях обеспечения