Бюджетный процесс и его содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная система России – важнейший элемент финансовой системы страны, поэтому проблемы правового регулирования бюджетной системы занимают огромное место в финансовом праве и даже выделяются в особую подотрасль – бюджетное право. Построение бюджетной системы России во многом определяет эффективность функционирования финансовой системы государства [12, стр. 145].
Правовое регулирование бюджетной системы призвано разрешить многие вопросы: разграничение полномочий между уровнями бюджетной системы, принципы формирования доходной и расходной части бюджетов, объем прав РФ, ее субъектов и муниципальных образований при формировании бюджетов, полномочия, методы и принципы деятельности и взаимодействия различных государственных органов в бюджетной сфере и многое другое.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….
Глава 1. Бюджетная система Российской Федерации…………………………..
Понятие бюджетной системы РФ…………………………………….
Принципы формирования бюджетной системы РФ……….……….
Глава 2. Бюджетный процесс и его содержание…………………………………
2.1. Сущность и содержание бюджетного процесса……………………..
2.2. Стадии и участники бюджетного процесса ………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………………….

Файлы: 1 файл

Бюджетный процесс и его содержание.docx

— 49.27 Кб (Скачать файл)

Гласность предполагает публикацию в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении, а также полноту  представления информации о ходе исполнения бюджетов. Процедуры рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри законодательного (представительного) органа государственной  власти, должны быть открыты для  общества в СМИ. При этом секретные  статьи утверждаются только в составе федерального бюджета.

Достоверность бюджета означает научную обоснованность показателей  прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реальность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств  в определенной степени гарантирует  получение бюджетных средств  конкретными получателями с обозначением их целевого направления. Нарушения  адресности либо целей использования, не обозначенных бюджетом, оцениваются  как нарушения бюджетного законодательства РФ.

 

 

Глава 2. Бюджетный процесс и его содержание

2.1.    Сущность  и содержание бюджетного процесса

 

Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации  деятельность органов государственной  власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и  утверждению бюджетной отчетности.

Задачи бюджетного процесса:

1) Определение доходов  бюджета по отдельным налоговым  и др. платежам, а также общего  объема в соотв. с общими  прогнозами и целевыми программами  социального и экономического  развития;

2) осуществление бюджетного  регулирования;

3) Установление расходов  по целевому назначению, а также  их общего объема исходя из  потребности общегосударственного  мероприятия, предусмотренного бюджетом;

4) Повышение роли перспективности  бюджетного планирования (прогнозирования);

5) Контроль за финансовой  деятельности отдельных юридических  лиц и доходов отдельных граждан  при выполнения ими налоговых  обязательств;

6) Автоматизация процесса  составления и исполнения бюджета.  Бюджетный процесс включает в  себя:

1) а) сводное финансовое  планирование и прогнозирование.

б) составление бюджета.

2) в) рассмотрение и  утверждение проекта бюджета.

3) г) исполнение бюджета  в течение бюджетного года.

д) анализ и контроль исполнения бюджета.

4) е) составление отчета  об исполнении бюджета и его  утверждении.

Законодательные органы - федеральное  собрание, представительные органы власти субъектов РФ, а также местные  органы самоуправления рассматривают  и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль. Формируют и устанавливают статус органов, осуществляющих контроль за исполнением  бюджетов.

Составление проекта бюджета  и его исполнение, предоставление бюджета на утверждение в законодательных  органах - это функции исполнительных органов.

Организация, методическая и практическая работа по составлению  и исполнению бюджета возлагается  на Минфин РФ. Министерство по налоговым  сборам осуществляет контроль за соблюдением  налогового законодательства, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты  налогов и др. платежей, установленных законодательством [9, стр. 41].

Правовые основы организации  бюджетного процесса подразумевают  раскрытие таких понятий как, понятие и принципы бюджетного процесса, порядок составления проектов бюджетов, стадии бюджетного процесса, распределение  компетенции между органами государственной  власти (органами местного самоуправления) по осуществлению стадий бюджетного процесса и закреплены в Бюджетном  кодексе РФ.

 

2.2.   Стадии и участники бюджетного процесса

 

Формирование бюджетов включает в себя следующие три стадии: составление  бюджетов, их рассмотрение и утверждение.

Исполнение бюджетов - это  четвертая стадия прохождения бюджетов в их периодическом цикле. Заключительным этапом стадии исполнения бюджетов является составление и утверждение отчетов  об исполнении бюджетов. Порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов устанавливается законодательством  Российской Федерации, законодательством республик в составе РФ и иных субъектов РФ, решениями органов местного самоуправления.

Основные положения формирования бюджетов установлены Бюджетным  Кодексом РФ. На основе российского  законодательства субъекты РФ и органы местного самоуправления принимают  свои нормативные акты, регламентирующие порядок формирования и исполнения соответствующих бюджетов.

Продолжительность всех стадий бюджетного процесса в Российской Федерации  от начала составления бюджетов до утверждения отчетов об их исполнении занимает период в 3,5 года. Срок действия утвержденного бюджета называется бюджетным годом. В нашей стране он определен в 12 месяцев и совпадает  с календарным годом (с 1 января по 31 декабря).

В основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные для  бюджетного устройства РФ: единства бюджетной  системы Российской Федерации; разграничения  доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами  бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельности бюджетов; равенства  бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов  бюджетов; сбалансированности бюджета; результативности и эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; прозрачности (открытости); достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов [8, стр. 74].

Распределение полномочий в  бюджетном процессе основано на принципе разграничения компетенции между  органами представительной и исполнительной властей. В соответствии с этим принципом  составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов  исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением  бюджетов – к функциям органов  представительной власти.

Всем без исключения стадиям  бюджетного процесса свойственен принцип  специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов  бюджетной системы по источникам, а расходов – по целевому их направлению. Принцип специализации бюджетных  показателей реализуется через  бюджетную классификацию – систематизированную  группировку доходов и расходов бюджетов по однородным признакам. Бюджетная  классификация оформляется специальным  юридическим актом.

Бюджетная классификация  имеет важное организующее и юридическое  значение. С одной стороны, ее применение обеспечивает четкую организацию работы органов власти по формированию и исполнению бюджетов всех уровней; упрощает осуществление контроля за своевременностью и полнотой поступления бюджетных средств и их использованием по целевому назначению; создает условия для объединения бюджетов в консолидированные бюджеты соответствующих территорий; облегчает экономический анализ бюджетных показателей и т.д. С другой стороны, в бюджетной классификации выражена правовая организация бюджетов, поскольку, как уже указывалось, она является юридическим актом, лежащим в основе составления и исполнения бюджетов. Составленная на основе бюджетной классификации роспись доходов и расходов устанавливает конкретные рамки полномочий соответствующих субъектов по формированию и использованию бюджетных средств.

Для бюджетного процесса характерен и принцип ежегодности, выражающийся в ежегодном повторении его стадий. Разработка и принятие бюджетов на больший или меньший период времени  не нарушает принципа ежегодности бюджета  и бюджетного процесса, так как  годовые бюджеты принимаются в любом случае [6, стр. 75].

Несмотря на то, что каждый субъект Российской Федерации и  органы местного самоуправления формируют  и исполняют свои бюджеты самостоятельно, это не исключает наличия процессуальных юридических норм, устанавливающих  общие положения порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджетов независимо от их уровневого положения. Эти общие положения закреплены в бюджетном законодательстве Российской Федерации и состоят в следующем.

1. Составление бюджетов  производится в соответствии  с прогнозом и программами  социально-экономического развития  территорий. Это означает, что до  составления проектов бюджетов  разрабатываются планы, прогнозы  развития национально-государственных  и административно-территориальных  образований и соответствующие  целевые программы. На основе  этих разработок исполнительные  органы власти вносят предложения  в представительные органы власти  о доходах и расходах проекта  соответствующего бюджета, а также  представляют информацию, о прогнозируемом  консолидированном бюджете и  минимальных бюджетах нижестоящего  территориального уровня в представительный  орган власти в порядке и  в сроки, установленные этим  представительным органом власти.

2. Правительство Российской Федерации организует работу по доведению до органов представительной и исполнительной властей субъектов Российской Федерации включая города Москву и Санкт-Петербург не позднее, чем за семь месяцев до начала финансового года инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на предстоящий финансовый год, в том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах (минимальных).

Соответственно исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации в сроки, установленные  их представительными органами власти, доводят до представительных и исполнительных органов власти нижестоящего уровня соответствующие указания по разработке проектов их бюджетов, в том числе  социальные нормы и нормативы, включая  нормы и нормативы, утвержденные вышестоящим органом представительной власти.

В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых  расходов бюджетов национально-государственных  и административно-территориальных  образований их органы исполнительной власти представляют в соответствующий вышестоящий орган исполнительной власти в установленные сроки необходимые расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих передаче из вышестоящих бюджетов, а также данные об изменении состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию.

3. В основе составления  проектов бюджетов национально-государственных  и административно-территориальных  образований лежат:

– проектируемые нормативы (проценты) отчислений от регулирующих доходов и принятые в их расчет суммы контингентов этих доходов;

– показатели дотаций и  субвенций, намечаемые к предоставлению из соответствующего вышестоящего бюджета, и их целевое назначение;

– перечень и фиксированные  доли (в процентах) доходов, закрепленных за бюджетами соответствующих национально-территориальных  образований, обеспечивающих не менее 70% уровня доходной части их минимальных  бюджетов;

– перечень расходов, передаваемых из вышестоящего бюджета.

Доведение указанных показателей  до представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ организует Правительство РФ не позднее чем  за четыре с половиной месяца до начала финансового года. В свою очередь, исполнительные органы субъектов  РФ в сроки, установленные соответствующими органами представительной власти, доводят  эти показатели до органов исполнительной и представительной властей нижестоящей  территории.

4. Органы исполнительной  власти тщательно анализируют  показатели, доведенные до них  вышестоящими органами. При этом  они могут вносить свои предложения  по изменению и уточнению этих  показателей.

Рассмотрение предложений  по изменению и уточнению показателей  проектов бюджетов первоначально производится в соответствующем вышестоящем  органе исполнительной власти. В случае отклонения (полностью или частично) таких предложений вышестоящий орган исполнительной власти должен совместно с заинтересованным органом исполнительной власти составить протокол об имеющихся разногласиях. В протоколе необходимо отразить как обоснование предложений по изменению и уточнению показателей, так и обоснование отказа произвести такие изменения либо уточнения.

В дальнейшем для рассмотрения возникших в связи с отказом  разногласий представительные органы власти на паритетных началах образуют согласительную комиссию. Результаты рассмотрения согласительной комиссии должны быть доведены в установленные сроки до сведения соответствующих вышестоящего и нижестоящего органов представительной власти. Окончательное решение принимается соответствующим вышестоящим органом представительной власти [4, стр. 72].

5. На основании разработанных  планов и прогнозов развития  территорий и целевых программ  органы исполнительной власти  вносят в соответствующие органы  представительной власти предложения  о постатейном санкционировании  бюджетных расходов. Одновременно  представляются расчеты по определению  доходов бюджетов.

Информация о работе Бюджетный процесс и его содержание