Бюджетный процесс и его содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная система России – важнейший элемент финансовой системы страны, поэтому проблемы правового регулирования бюджетной системы занимают огромное место в финансовом праве и даже выделяются в особую подотрасль – бюджетное право. Построение бюджетной системы России во многом определяет эффективность функционирования финансовой системы государства [12, стр. 145].
Правовое регулирование бюджетной системы призвано разрешить многие вопросы: разграничение полномочий между уровнями бюджетной системы, принципы формирования доходной и расходной части бюджетов, объем прав РФ, ее субъектов и муниципальных образований при формировании бюджетов, полномочия, методы и принципы деятельности и взаимодействия различных государственных органов в бюджетной сфере и многое другое.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….
Глава 1. Бюджетная система Российской Федерации…………………………..
Понятие бюджетной системы РФ…………………………………….
Принципы формирования бюджетной системы РФ……….……….
Глава 2. Бюджетный процесс и его содержание…………………………………
2.1. Сущность и содержание бюджетного процесса……………………..
2.2. Стадии и участники бюджетного процесса ………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………………….

Файлы: 1 файл

Бюджетный процесс и его содержание.docx

— 49.27 Кб (Скачать файл)

Рассмотрение предложений  в соответствующем органе представительной власти обязательно включает в себя их всестороннее изучение в его комиссиях  и комитетах на предмет целесообразности, необходимости, актуальности расходов, а также финансовой и материальной возможности их осуществления.

Решения органов представительной власти о санкционировании бюджетных  расходов являются основанием для выделения  бюджетных ассигнований.

После внесения всех уточнений  в проект бюджета органы исполнительной власти представляют его в соответствующий  орган представительной власти для  утверждения.

6. Утверждение бюджетов  осуществляется постатейно. Ассигнования  на финансирование деятельности  органов представительной власти, аппарата исполнительной власти и судебной власти включаются в бюджеты соответствующего уровня в качестве самостоятельных статей расходов.

Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов должно производиться  в соответствии с используемыми  бюджетными классификациями. При этом при постатейном рассмотрении и  утверждении расходной части  соответствующего бюджета в составе  статей функциональной классификации  обязательно выделяются части расходов текущего (оперативного) и капитального (инвестиционного) характера, утверждаемые отдельно. Они составляют соответственно бюджет текущих расходов и расходы  бюджета развития.

 

Участники бюджетного процесса

Участниками бюджетного процесса являются:

  • Президент Российской Федерации;
  • высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
  • законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
  • исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • органы государственного (муниципального) финансового контроля;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
  • главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
  • главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
  • получатели бюджетных средств.

Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными органами государственной  власти (государственными органами), органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, устанавливаются Бюджетным Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Право и обязанность органов  государственной власти и органов  местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных  Бюджетным Кодексом

 

Бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов

Законодательные органы рассматривают  и утверждают соответствующие бюджеты  и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением  соответствующих бюджетов, формируют  и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением  соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с  настоящим Кодексом и иными правовыми  актами бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетные полномочия исполнительных органов государственной  власти (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований):

Исполнительные органы государственной  власти обеспечивают составление проекта  бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с  необходимыми документами и материалами  на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и порядки  предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и  составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета  на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные Бюджетным Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Финансовые органы составляют проект соответствующего бюджета, представляют его с необходимыми документами  и материалами для внесения в  законодательный (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают  порядок составления бюджетной  отчетности. Также ежемесячно составляют и представляют отчет о кассовом исполнении бюджета в порядке, установленном  Министерством финансов Российской Федерации.

Федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому  обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации в  соответствии с Бюджетным Кодексом.

Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями и получателями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные  полномочия, установленные Бюджетным  Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами. В условиях военного и чрезвычайного положений осуществляют бюджетные полномочия по решению Президента Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных принятыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [14, стр. 12].

Бюджетные полномочия Центрального банка Российской Федерации

Центральный банк Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает  и представляет на рассмотрение Государственной  Думы основные направления денежно-кредитной  политики.

Центральный банк Российской Федерации обслуживает счета  бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам  Российской Федерации.

Кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета

Кредитные организации могут  привлекаться на основании агентского соглашения для осуществления операций по предоставлению и возврату бюджетных  кредитов.

Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования вправе открывать счета в кредитных  организациях, обслуживающих расчеты  по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальными ценными  бумагами, осуществляющих расчеты в  случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей  территории или невозможности выполнения ими этих функций.

Бюджетные полномочия органов государственного и муниципального финансового контроля

Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными органами, осуществляют контроль за исполнением  соответствующих бюджетов и готовят  заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и  правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации.

Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местной  администрацией, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих  бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Счетная палата Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора вправе проводить проверки бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов - получателей  межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Контрольный орган, созданный  законодательным органом субъекта Российской Федерации, финансовый орган  субъекта Российской Федерации и  иной орган, уполномоченный органом  исполнительной власти субъекта Российской Федерации, вправе проводить проверки местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации.

Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств

Главный распорядитель бюджетных  средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер  использования бюджетных средств  в соответствии с утвержденными  ему бюджетными ассигнованиями  и лимитами бюджетных обязательств;

2) формирует перечень  подведомственных ему распорядителей  и получателей бюджетных средств;

3) ведет реестр расходных  обязательств, подлежащих исполнению  в пределах утвержденных ему  лимитов бюджетных обязательств  и бюджетных ассигнований;

4) осуществляет планирование  соответствующих расходов бюджета,  составляет обоснования бюджетных  ассигнований;

5) составляет, утверждает  и ведет бюджетную роспись,  распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств  по подведомственным распорядителям  и получателям бюджетных средств  и исполняет соответствующую  часть бюджета;

6) вносит предложения  по формированию и изменению  лимитов бюджетных обязательств;

7) вносит предложения  по формированию и изменению  сводной бюджетной росписи;

8) определяет порядок  утверждения бюджетных смет подведомственных  бюджетных учреждений;

9) формирует государственные  (муниципальные) задания;

10) обеспечивает контроль  за соблюдением получателями  субвенций, межбюджетных субсидий  и иных субсидий, определенных  Бюджетным Кодексом, условий, установленных  при их предоставлении;

11) организует и осуществляет  ведомственный финансовый контроль  в сфере своей деятельности;

12) формирует бюджетную  отчетность главного распорядителя  бюджетных средств;

13) осуществляет иные бюджетные  полномочия, установленные Бюджетным  Кодексом и принимаемыми в  соответствии с ним нормативными  правовыми актами (муниципальными  правовыми актами), регулирующими  бюджетные правоотношения.

Распорядитель бюджетных  средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) осуществляет планирование  соответствующих расходов бюджета;

2) распределяет бюджетные  ассигнования, лимиты бюджетных  обязательств по подведомственным  распорядителям и (или) получателям  бюджетных средств и исполняет  соответствующую часть бюджета;

3) вносит предложения  главному распорядителю бюджетных  средств, в ведении которого  находится, по формированию и  изменению бюджетной росписи;

4) в случае и порядке,  установленных соответствующим  главным распорядителем бюджетных  средств, осуществляет отдельные  бюджетные полномочия главного  распорядителя бюджетных средств,  в ведении которого находится.

3. Главный распорядитель  средств федерального бюджета,  бюджета субъекта Российской  Федерации, бюджета муниципального  образования выступает в суде  соответственно от имени Российской  Федерации, субъекта Российской  Федерации, муниципального образования  в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:

1) о возмещении вреда,  причиненного физическому лицу  или юридическому лицу в результате  незаконных действий (бездействия)  государственных органов, органов  местного самоуправления или  должностных лиц этих органов,  по ведомственной принадлежности, в том числе в результате  издания актов органов государственной  власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или  иному правовому акту;

2) предъявляемым в порядке  субсидиарной ответственности по  денежным обязательствам подведомственных  бюджетных учреждений.

Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета

Главный администратор доходов  бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов  бюджета, представляет сведения, необходимые  для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта  бюджета; представляет сведения для  составления и ведения кассового  плана; формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные  Бюджетным Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми  актами), регулирующими бюджетные правоотношения [10, стр. 147].

Информация о работе Бюджетный процесс и его содержание