Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 20:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение структуры бюджета времени жизнедеятельности и формы досуга студентов.
В соответствии с целью данной работы по теме «Изучение бюджета времени студентов», необходимо решить следующие задачи: определить бюджет времени студентов в учебные и выходные дни; изучить особенности досуга студентов, определить круг их интересов.
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 Основные понятия и структура бюджета времени……………..4
1.1. Бюджет времени студентов и его структура………………………...4
1.2.Особенности бюджета времени студентов……………………...…....6
ГЛАВА 2 Организация жизнедеятельности студентов…......……………....8
2.1. Режим дня ………………………………………………….……......8
2.2. Составляющие здорового образа жизни…………………….…...…..9
2.3. Режим труда и отдыха………………………………………….….....11
2.4. Организация сна ……………………………………………….….12
2.5. Организация режима питания……………………………………….12
2.6.Организация двигательной активности………………………….….13
2.7. Профилактика вредных привычек…………………………………..13
2.8. Культура межличностного общения………………………..………14
2.9. Психофизическая регуляция организма….…...............................….15
ГЛАВА 3 Анализ бюджета времени ……………...............................…….....21
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованных источников и литературы……………………...34
Содержание
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1 Основные понятия и структура бюджета времени……………..4
1.1. Бюджет времени студентов и его структура………………………...4
1.2.Особенности бюджета
времени студентов……………………...….
ГЛАВА 2 Организация жизнедеятельности студентов…......……………....8
2.1. Режим дня ………………………………………………….……....
2.2. Составляющие здорового образа жизни…………………….…...…..9
2.3. Режим труда и отдыха………………………………………….….....
2.4. Организация сна ……………………………………………….….12
2.5. Организация режима питания……………………………………….12
2.6.Организация двигательной активности………………………….….13
2.7. Профилактика вредных привычек…………………………………..13
2.8. Культура межличностного общения………………………..………14
2.9. Психофизическая регуляция
организма….…..................
ГЛАВА 3 Анализ бюджета
времени …………….........................
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………...34
Приложение
Введение
Актуальность
темы данной курсовой работы заключается
в следующем. Бюджет времени результат
особого рода бюджет, обследований, в которых,
вместо прихода и расхода материальных
ценностей данного хозяйства, семьи или
отдельных лиц, учету подвергаются затраты
этими лицами времени на выполнение различных
работ и на удовлетворение потребностей
их в течение данного срока, например за
сутки, месяц или год.
Двадцать первый век характеризуется
глобальными переменами, динамизмом
и ускорением. На образ жизни человека,
как и на использование, им времени,
влияют изменения в технике, технологиях,
образовании, доходах. Облик современного
студента тоже очень изменился. Он чаще
всего сталкивается с проблемой
жесточайшей нехватки времени. Сейчас
многие студенты попросту становятся
жертвами современного ритма жизни,
который ускоряется с каждым годом
и требует от молодежи пересмотра
своих временных ресурсов. Поэтому,
именно проблема рационального использования
свободного времени, особенно остро стоит
в молодежной среде, потому что именно
эта часть общества, обладая значительным
свободным временем, страдает от неумения
правильно распорядиться им.
Целью курсовой
работы является изучение структуры
бюджета времени жизнедеятельности и
формы досуга студентов.
В соответствии с целью данной работы
по теме «Изучение бюджета времени студентов»,
необходимо решить следующие задачи: определить
бюджет времени студентов в учебные и
выходные дни; изучить особенности досуга
студентов, определить круг их интересов.
ГЛАВА 1 Основные понятия и структура бюджета времени
Студенты вузов составляют многочисленную группу лиц умственного труда, деятельность которой сопряжена с рядом особенностей. Ими являются
значительные временные затраты на учебный процесс, необходимость изучить большое количество дисциплин за короткий срок, отсутствие своевременного питания, что приводит к выраженному нервно-эмоциональному напряжению и снижению резервов здоровья. Одним из показателей здорового образа жизни и учебной активности студентов является структура бюджета времени.
Суммарная продолжительность рабочего времени студентов в вузе и дома по данным литературы составляет 9-11 часов. В настоящее время изучение проблем бюджета времени ведется довольно интенсивно. Но среди них почти нет таких, которые показывали бы взаимосвязь учебного и свободного времени студентов с показателями здоровья студенчества, с их мотивацией на ведение здорового образа жизни и включение в свой режим дня оздоровительных технологий, хотя необходимость разработки подобных вопросов очевидна.
Задача педагогического вуза состоит не только в том, чтобы дать студенту максимальное количество знаний, но и в том, чтобы научить каждого студента работать самостоятельно, добывать необходимые знания при минимальных затратах времени. К сожалению, современная система обучения в вузе еще не в полной мере решает проблему подготовки учащихся к самостоятельной работе. Также не в полной мере продуманы и разработаны методы контроля проделанной учащимися самостоятельной работы. Объем материала, предлагаемого будущим педагогам для самостоятельной отработки, непрерывно возрастает. Однако темп восприятия этой информации в ряде случаев не соответствует ее объему, отмечается его явное отставание. Если такое положение сохранится и дальше, то могут создаться немалые трудности в постановке и организации учебно-воспитательного процесса. Объем учебной информации, который усваивается за один день студентом со средними способностями, трудно установить вследствие его зависимости от индивидуальных психофизиологических возможностей обучаемого, от его готовности к восприятию учебного материала. Наряду с учебными задачами не меньшее значение имеют и вопросы профессионального становления будущих учителей, формированию которых уделяются немалые временные затраты.
Изучение бюджета времени является одним из важнейших показателей уровня развития личности студента, так как вместе с количественной оценкой оно несет также многообразную информацию о характере образа жизни и быта учащихся, их интересах, потребностях, других многочисленных факторах студенческой жизни.
Бюджет времени выступает своеобразной «моделью личности». Он является существенной особенностью, характеризующей образ жизни, быта, поведения как отдельной группы, так и социальной группы или даже нации в целом. Безусловно, структуру бюджета времени нельзя разбить на четкие блоки определенных занятий, оно носит многомерный характер, имеет определенные ритмы, насыщенность занятий, окрашено психическим состоянием человека, связано со многими одновременными занятиями.
Учебная работа в вузе с это сложный, трудоемкий дидактический процесс, рассчитанный на такое количество времени, которое необходимо затратить студентам для успешного усвоения учебного материала программы.
Не менее важной в учебной работе является ее интенсивность, тот уровень нервной и физической напряженности студентов, которую они испытывают при выполнении различных видов учебных действий. Особую значимость в учебном процессе приобретает фонд учебного времени, т. е. то время, которое студенты могут отводить учебе без ущерба для состояния их здоровья и всестороннего развития
1.2.Особенности бюджета времени студентов
Изучение бюджета времени студентов показывает, что загрузка учебной работой, включая и самоподготовку, в различных вузах по факультетам и курсам в учебном году далеко не одинакова и определяется конкретными условиями, трудоемкостью и сложностью изучаемых дисциплин.
Время на учебные занятия
является наиболее стабильным и составляет
6-8 часов в день. Самоподготовка весьма
варьирована и в среднем
Большую значимость в бюджете
времени студента имеет свободное
время. Оно составляет в среднем
1,7-2,8 часа в день. Студенты посвящают
его общественной работе, овладению
ценностями духовной культуры, интеллектуальному
и физическому
Обследование около 10000 студентов
показало, что приступают к самоподготовке
в период от 18 до 20 часов - 26,3% студентов,
от 20 до 22 часов-36,8%, от 22-24 часов 23,2%. Если
в среднем продолжительность
самоподготовки составляет 4 часа, можно
заключить, что 60% студентов выполняют
ее в поздние вечерние часы.
Работа в это время требует повышенных
затрат нервной энергии, что
отрицательно отражается на качестве
сна, ухудшает здоровье, снижает эффективность
усвоения учебного материала. У многих
студентов нарушен режим сна. У 87% студентов,
проживающих в общежитии, отход ко сну
затягивается до 1-3 часов ночи. Крайне
недостаточная продолжительность ночного
сна до 6 часов наблюдается у 25% студентов,
от 6-7часов у 60%. Нормальная продолжительность
сна от 7 до 8 часов отмечается лишь у 15%
студентов. При систематическом недосыпании
наблюдается снижение умственной работоспособности
на 7-18%. Недооценивается студентами и режим
питания. В определенные часы принимают
пищу около 29% студентов, без завтрака
уходят на занятия 21%,не ужинают 16%,около
47% принимают горячую пищу только 2 раза
в день. Оздоровительные мероприятия в
режиме дня являются важным фактором укрепления
здоровья. Однако, из числа обследованных
утреннюю гигиеническую зарядку систематически
выполняют лишь 3,4%,закаливающие процедуры-0,8%,очень
мало студенты бывают на свежем воздухе:
до 30 мин в день – 61%, до I часа 29%, до 2 часов
10%. В период экзаменов буквально "затворниками"
становятся около 97% студентов, пребывание
на воздухе которых ограничивается 30 минутами
в день.
ГЛАВА 2 Организация жизнедеятельности студентов
2.1. Режим дня
Организуя свою жизнедеятельность, человек вносит в неё упорядоченность, используя определенные структурные компоненты. Важность правильно организованного режима труда и отдыха главным образом заключается в том, чтобы синхронизировать свою жизнедеятельность с протеканием биологических процессов в организме, что позволит увеличить трудоспособность как в физической, так и в умственной деятельности.
Соблюдая соответствующий и максимально рациональный режим жизнедеятельности, человек, имеет возможность гармонично подстраиваться под течение важнейших физиологических процессов своего организма. В случаях, когда деятельность человека не совпадает с протеканием биологических процессов, то возникает рассеянность в сознании, быстрое утомление, дискомфорт, а также могут возникнуть разного рода заболевания.
Отсюда следует, что необходимо вести четко организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебном труде, отдыхе, питании, сне и заниматься физическими упражнениями. В результате систематического повторения определенного уклада жизни, между этими процессами весьма быстро устанавливается взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому физиологическому свойству предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивает ее лучшее выполнение.
2.2. Составляющие здорового образа жизни
Режим дня является основой жизнедеятельности не только для студентов, но и для всех людей в целом. Вместе с тем режим дня должен быть индивидуальным для каждого, то есть соответствовать состоянию здоровья, личным интересам и склонностям студента, уровню работоспособности и загруженности, а точнее условиям и потребностям конкретного индивида. Очень важно обеспечить постоянство того или иного вида деятельности в пределах суток, не допуская серьёзных отклонений от предписанной нормы, а также режим следует строить с учётом непредвиденных обстоятельств, что позволит данному режиму быть вполне реальным и выполнимым.
Для того, что бы разработать научно обоснованный режим дня, в первую очередь необходимо проанализировать затраты учебного, внеучебного и свободного времени в соответствии с гигиенически допустимыми нормами.
Исходя из гигиенических норм, суточный бюджет времени студента состоит из двух частей, а именно: 12 часов учебных занятий, то есть 6 часов аудиторных и 6 часов самостоятельных, которые отводятся для самоподготовки. И, соответственно, 12 часов, отведенных на восстановление организма, то есть сон, отдых, самообслуживание, а также личностное развитие, как то общественная деятельность, физическая культура и спорт, занятия по интересам, бытовое и дружеское общение. Следует помнить о том, что в выходные дни образуются 12 незадействованных часов, которые возникают в результате отсутствия учебной деятельности.
На следующем этапе необходимо распределить разные виды деятельности в рамках конкретного дня, то есть сформировать неизменную последовательность и правильное чередование труда и отдыха, а также общий распорядок дня исходя из сменности и учебного расписания.
На основании результатов исследования заболеваемости, медики пришли к выводу, что причиной основной массы заболеваний являются различного рода нарушения режима. В частности хаотичный прием пищи в большинстве случаев приводит к желудочно-кишечным заболеваниям, а отход ко сну в различное время ведет к бессоннице и нервному истощению, нарушение же планомерного распределения работы и отдыха неизбежно ведет к снижению работоспособности.
Помимо этого, режим несет в себе не только оздоровительное, но и воспитательное значение, так как неукоснительное его выполнение воспитывает в человеке такие качества, как целеустремленность, дисциплинированность, организованность, аккуратность. Вдобавок режим позволяет человеку целесообразно использовать каждый час и каждую минуту своего времени, что позволяет вести разнообразную и содержательную жизни. Однако не нужно забывать, что каждый человек должен выработать режим, руководствуясь конкретными условиями своей жизни.