Изучение бюджета времени студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение структуры бюджета времени жизнедеятельности и формы досуга студентов.
В соответствии с целью данной работы по теме «Изучение бюджета времени студентов», необходимо решить следующие задачи: определить бюджет времени студентов в учебные и выходные дни; изучить особенности досуга студентов, определить круг их интересов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 Основные понятия и структура бюджета времени……………..4
1.1. Бюджет времени студентов и его структура………………………...4
1.2.Особенности бюджета времени студентов……………………...…....6
ГЛАВА 2 Организация жизнедеятельности студентов…......……………....8
2.1. Режим дня ………………………………………………….……......8
2.2. Составляющие здорового образа жизни…………………….…...…..9
2.3. Режим труда и отдыха………………………………………….….....11
2.4. Организация сна ……………………………………………….….12
2.5. Организация режима питания……………………………………….12
2.6.Организация двигательной активности………………………….….13
2.7. Профилактика вредных привычек…………………………………..13
2.8. Культура межличностного общения………………………..………14
2.9. Психофизическая регуляция организма….…...............................….15
ГЛАВА 3 Анализ бюджета времени ……………...............................…….....21
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованных источников и литературы……………………...34

Файлы: 1 файл

мой курсовик переделаный.docx

— 69.99 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 Основные понятия и структура бюджета времени……………..4

1.1. Бюджет времени студентов  и его структура………………………...4

1.2.Особенности бюджета  времени студентов……………………...…....6

ГЛАВА 2 Организация жизнедеятельности студентов…......……………....8

2.1. Режим дня ………………………………………………….……......8

2.2. Составляющие здорового образа жизни…………………….…...…..9

2.3. Режим труда и отдыха………………………………………….….....11

2.4. Организация сна ……………………………………………….….12

2.5. Организация режима питания……………………………………….12

2.6.Организация двигательной активности………………………….….13

2.7. Профилактика вредных привычек…………………………………..13

2.8. Культура межличностного общения………………………..………14

2.9. Психофизическая регуляция организма….…...............................….15

ГЛАВА 3 Анализ бюджета времени ……………...............................…….....21

Заключение……………………………………………………………………...30

Список использованных  источников и литературы……………………...34

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
         Актуальность темы данной курсовой работы заключается в следующем. Бюджет времени результат особого рода бюджет, обследований, в которых, вместо прихода и расхода материальных ценностей данного хозяйства, семьи или отдельных лиц, учету подвергаются затраты этими лицами времени на выполнение различных работ и на удовлетворение потребностей их в течение данного срока, например за сутки, месяц или год.

Двадцать первый век характеризуется  глобальными переменами, динамизмом и ускорением. На образ жизни человека, как и на использование, им времени, влияют изменения в технике, технологиях, образовании, доходах. Облик современного студента тоже очень изменился. Он чаще всего сталкивается с проблемой  жесточайшей нехватки времени. Сейчас многие студенты попросту становятся жертвами современного ритма жизни, который ускоряется с каждым годом  и требует от молодежи пересмотра своих временных ресурсов. Поэтому, именно проблема рационального использования свободного времени, особенно остро стоит в молодежной среде, потому что именно эта часть общества, обладая значительным свободным временем, страдает от неумения правильно распорядиться им. 
         Целью курсовой работы является изучение структуры бюджета времени жизнедеятельности и формы досуга студентов. 
В соответствии с целью данной работы по теме «Изучение бюджета времени студентов», необходимо решить следующие задачи: определить бюджет времени студентов в учебные и выходные дни; изучить особенности досуга студентов, определить круг их интересов.

 

 

 

 

ГЛАВА 1 Основные понятия и структура бюджета времени

    1. Бюджет времени студентов и его структура

 

Студенты вузов составляют многочисленную группу лиц умственного труда, деятельность которой сопряжена с рядом особенностей. Ими являются

значительные временные  затраты на учебный процесс, необходимость  изучить большое количество дисциплин за короткий срок, отсутствие своевременного питания, что приводит к выраженному нервно-эмоциональному напряжению и снижению резервов здоровья. Одним из показателей здорового образа жизни и учебной активности студентов является структура бюджета времени.

Суммарная продолжительность  рабочего времени студентов в  вузе и дома по данным литературы составляет 9-11 часов. В настоящее время изучение проблем бюджета времени ведется довольно интенсивно. Но среди них почти нет таких, которые показывали бы взаимосвязь учебного и свободного времени студентов с показателями здоровья студенчества, с их мотивацией на ведение здорового образа жизни и включение в свой режим дня оздоровительных технологий, хотя необходимость разработки подобных вопросов очевидна.

Задача педагогического  вуза состоит не только в том, чтобы  дать студенту максимальное количество знаний, но и в том, чтобы научить каждого студента работать самостоятельно, добывать необходимые знания при минимальных затратах времени. К сожалению, современная система обучения в вузе еще не в полной мере решает проблему подготовки учащихся к самостоятельной работе. Также не в полной мере продуманы и разработаны методы контроля проделанной учащимися самостоятельной работы. Объем материала, предлагаемого будущим педагогам для самостоятельной отработки, непрерывно возрастает. Однако темп восприятия этой информации в ряде случаев не соответствует ее объему, отмечается его явное отставание. Если такое положение сохранится и дальше, то могут создаться немалые трудности в постановке и организации учебно-воспитательного процесса. Объем учебной информации, который усваивается за один день студентом со средними способностями, трудно установить вследствие его зависимости от индивидуальных психофизиологических возможностей обучаемого, от его готовности к восприятию учебного материала. Наряду с учебными задачами не меньшее значение имеют и вопросы профессионального становления будущих учителей, формированию которых уделяются немалые временные затраты.

Изучение бюджета времени  является одним из важнейших показателей  уровня развития личности студента, так как вместе с количественной оценкой оно несет также многообразную информацию о характере образа жизни и быта учащихся, их интересах, потребностях, других многочисленных факторах студенческой жизни.

Бюджет времени выступает  своеобразной «моделью личности». Он является существенной особенностью, характеризующей образ жизни, быта, поведения как отдельной группы, так и социальной группы или даже нации в целом. Безусловно, структуру бюджета времени нельзя разбить на четкие блоки определенных занятий, оно носит многомерный характер, имеет определенные ритмы, насыщенность занятий, окрашено психическим состоянием человека, связано со многими одновременными занятиями.

Учебная работа в вузе с  это сложный, трудоемкий дидактический процесс, рассчитанный на такое количество времени, которое необходимо затратить студентам для успешного усвоения учебного материала программы.

Не менее важной в учебной  работе является ее интенсивность, тот уровень нервной и физической напряженности студентов, которую они испытывают при выполнении различных видов учебных действий. Особую значимость в учебном процессе приобретает фонд учебного времени, т. е. то время, которое студенты могут отводить учебе без ущерба для состояния их здоровья и всестороннего развития

1.2.Особенности  бюджета времени студентов

Изучение бюджета времени  студентов показывает, что загрузка учебной работой, включая и самоподготовку, в различных вузах по факультетам  и курсам в учебном году далеко не одинакова и определяется конкретными условиями, трудоемкостью и сложностью изучаемых дисциплин.

Время на учебные занятия  является наиболее стабильным и составляет 6-8 часов в день. Самоподготовка весьма варьирована и в среднем занимает в день 3-5 часов, а в период сессий-8-9 часов. Таким образом, в среднем  в сумме учебная работа студентов  составляет 9-12 часов в день. Наиболее значительны затраты времени  на учебную и самостоятельную  работу у первокурсников, что объективно отражает их адаптацию к стилю  и методам обучения в вузе. Исследования показали, что это время у первокурсников за неделю составило 64,8-68,8 часа или  в среднем11 часов в день: у студентов 2 курса-50,7-56,3 часа или 8,9 часа в день; у студентов 3 курса - 46,2-55,9 часа или 8,5 часа в день. Характерно, что значительная часть студентов I курса, еще не научившихся  правильно планировать свой бюджет времени, занимается самоподготовкой  по 2-4 часа даже в выходные дни. Эти  данные говорят о том, что учебный  труд студентов является достаточно напряженным.

Большую значимость в бюджете  времени студента имеет свободное  время. Оно составляет в среднем 1,7-2,8 часа в день. Студенты посвящают  его общественной работе, овладению  ценностями духовной культуры, интеллектуальному  и физическому совершенствованию, отдыху. Условия, в которых живет, учится и отдыхает студент, оказывают  существенное влияние на его работоспособность, состояние здоровья. Режим учебного труда, приема пищи, сна, оздоровительные  мероприятия обеспечивают экономичное  расходование нервной энергии, снижают  нервно-психическую напряженность.

Обследование около 10000 студентов  показало, что приступают к самоподготовке в период от 18 до 20 часов - 26,3% студентов, от 20 до 22 часов-36,8%, от 22-24 часов 23,2%. Если в среднем продолжительность  самоподготовки составляет 4 часа, можно  заключить, что 60% студентов выполняют  ее в поздние вечерние часы. 
Работа в это время требует повышенных затрат нервной энергии, что  
отрицательно отражается на качестве сна, ухудшает здоровье, снижает эффективность усвоения учебного материала. У многих студентов нарушен режим сна. У 87% студентов, проживающих в общежитии, отход ко сну затягивается до 1-3 часов ночи. Крайне недостаточная продолжительность ночного сна до 6 часов наблюдается у 25% студентов, от 6-7часов у 60%. Нормальная продолжительность сна от 7 до 8 часов отмечается лишь у 15% студентов. При систематическом недосыпании наблюдается снижение умственной работоспособности на 7-18%. Недооценивается студентами и режим питания. В определенные часы принимают пищу около 29% студентов, без завтрака уходят на занятия 21%,не ужинают 16%,около 47% принимают горячую пищу только 2 раза в день. Оздоровительные мероприятия в режиме дня являются важным фактором укрепления здоровья. Однако, из числа обследованных утреннюю гигиеническую зарядку систематически выполняют лишь 3,4%,закаливающие процедуры-0,8%,очень мало студенты бывают на свежем воздухе: до 30 мин в день – 61%, до I часа 29%, до 2 часов 10%. В период экзаменов буквально "затворниками" становятся около 97% студентов, пребывание на воздухе которых ограничивается 30 минутами в день.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 Организация жизнедеятельности студентов

2.1. Режим дня

Организуя свою жизнедеятельность, человек вносит в неё упорядоченность, используя определенные структурные  компоненты. Важность правильно организованного  режима труда и отдыха главным  образом заключается в том, чтобы  синхронизировать свою жизнедеятельность  с протеканием биологических  процессов в организме, что позволит увеличить трудоспособность как  в физической, так и в умственной деятельности.

Соблюдая  соответствующий и максимально  рациональный режим жизнедеятельности, человек, имеет возможность гармонично подстраиваться под течение важнейших физиологических процессов своего организма. В случаях, когда деятельность человека не совпадает с протеканием биологических процессов, то возникает рассеянность в сознании, быстрое утомление, дискомфорт, а также могут возникнуть разного рода заболевания.

Отсюда  следует, что необходимо вести четко организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебном труде, отдыхе, питании, сне и заниматься физическими упражнениями. В результате систематического повторения определенного уклада жизни, между этими процессами весьма быстро устанавливается взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому физиологическому свойству предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивает ее лучшее выполнение.

 

 

 

 

2.2. Составляющие здорового образа жизни

 

Режим дня является основой жизнедеятельности не только для студентов, но и для всех людей в целом. Вместе с тем режим дня должен быть индивидуальным для каждого, то есть соответствовать состоянию здоровья, личным интересам и склонностям студента, уровню работоспособности и загруженности, а точнее условиям и потребностям конкретного индивида. Очень важно обеспечить постоянство того или иного вида деятельности в пределах суток, не допуская серьёзных отклонений от предписанной нормы, а также режим следует строить с учётом непредвиденных обстоятельств, что позволит данному режиму быть вполне реальным и выполнимым.

Для того, что бы разработать научно обоснованный режим дня, в первую очередь необходимо проанализировать затраты учебного, внеучебного и свободного времени в соответствии с гигиенически допустимыми нормами.

Исходя  из гигиенических норм, суточный бюджет времени студента состоит из двух частей, а именно: 12 часов учебных занятий, то есть 6 часов аудиторных и 6 часов самостоятельных, которые отводятся для самоподготовки. И, соответственно, 12 часов, отведенных на восстановление организма, то есть сон, отдых, самообслуживание, а также личностное развитие, как то общественная деятельность, физическая культура и спорт, занятия по интересам, бытовое и дружеское общение. Следует помнить о том, что в выходные дни образуются 12 незадействованных часов, которые возникают в результате отсутствия учебной деятельности.

На следующем этапе необходимо распределить разные виды деятельности в рамках конкретного дня, то есть сформировать неизменную последовательность и правильное чередование труда и отдыха, а также общий распорядок дня исходя из сменности и учебного расписания.

На основании  результатов исследования заболеваемости, медики пришли к выводу, что причиной основной массы заболеваний являются различного рода нарушения режима. В частности хаотичный прием пищи в большинстве случаев приводит к желудочно-кишечным заболеваниям, а отход ко сну в различное время ведет к бессоннице и нервному истощению, нарушение же планомерного распределения работы и отдыха неизбежно ведет к снижению работоспособности.

Помимо  этого, режим несет в себе не только оздоровительное, но и воспитательное значение, так как неукоснительное его выполнение воспитывает в человеке такие качества, как целеустремленность, дисциплинированность, организованность, аккуратность. Вдобавок режим позволяет человеку целесообразно использовать каждый час и каждую минуту своего времени, что позволяет вести разнообразную и содержательную жизни. Однако не нужно забывать, что каждый человек должен выработать режим, руководствуясь конкретными условиями своей жизни.

Информация о работе Изучение бюджета времени студентов