Изучение бюджета времени студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение структуры бюджета времени жизнедеятельности и формы досуга студентов.
В соответствии с целью данной работы по теме «Изучение бюджета времени студентов», необходимо решить следующие задачи: определить бюджет времени студентов в учебные и выходные дни; изучить особенности досуга студентов, определить круг их интересов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 Основные понятия и структура бюджета времени……………..4
1.1. Бюджет времени студентов и его структура………………………...4
1.2.Особенности бюджета времени студентов……………………...…....6
ГЛАВА 2 Организация жизнедеятельности студентов…......……………....8
2.1. Режим дня ………………………………………………….……......8
2.2. Составляющие здорового образа жизни…………………….…...…..9
2.3. Режим труда и отдыха………………………………………….….....11
2.4. Организация сна ……………………………………………….….12
2.5. Организация режима питания……………………………………….12
2.6.Организация двигательной активности………………………….….13
2.7. Профилактика вредных привычек…………………………………..13
2.8. Культура межличностного общения………………………..………14
2.9. Психофизическая регуляция организма….…...............................….15
ГЛАВА 3 Анализ бюджета времени ……………...............................…….....21
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованных источников и литературы……………………...34

Файлы: 1 файл

мой курсовик переделаный.docx

— 69.99 Кб (Скачать файл)

3 этап - этап физического самовоспитания, который непосредственно связан с его практическим осуществлением. Данный этап основывается на использовании способов воздействия на самого себя с целью изменения. Методы самовоздействия, направленные на совершенствование личности, называются методами самоуправления, к ним относятся: самоприказ, самоубеждение, самовнушение, самокритика, самоободрение, самообязательство, самоконтроль.

Ежедневное заполнение дневника самоконтроля является своего рода самоотчетом  о проделанной работе за день. Отчитываясь  за свои действия, студент в полной мере осознает, над какими именно качествами ему необходимо работать в первую очередь, от каких недостатков требуется  избавиться, чтобы улучшить свою личность и какие вносить изменения  в личный план работы над собой.

Отсюда  следует, что способность студента отмечать самые незначительные изменения в работе над собой имеет большое значение, поскольку подкрепляет его уверенность в своих силах, а также содействует дальнейшему совершенствованию программы самовоспитания и реализации здорового образа жизни.

Физическая  культура является основой социально-культурного бытия индивида, основополагающей формой его общей и профессиональной культуры.

При постоянном активном использовании разнообразных физических упражнений человек улучшает свое физическое состояние и подготовленность, то есть физически совершенствуется.

Физическое совершенство отражает такую степень физических возможностей индивида, которые позволяют  ему максимально полно воплотить  все имеющиеся планы, то есть успешно  принимать участие в необходимых  обществу и желательных для данного  индивида видах социально-трудовой деятельности, усиливают его адаптивные возможности и, как следствие, рост социальной отдачи. Степень физического  совершенства определяется тем, насколько  прочную основу оно представляет для дальнейшего развития, в какой  мере оно открыто новым качественным изменениям и создает условия  для преобразования индивида в иное, более совершенное качество.

Физическое совершенствование  правильно рассматривать как постоянно меняющееся состояние, которое характеризуется стремлением индивида к целостному развитию путем выбранного вида спорта или физкультурно-спортивной деятельности. В результате чего обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующий его социально-психологическим особенностям, раскрытию и развитию его индивидуальности. Таким образом, физическое совершенство представляет собой не только желаемое качество будущего специалиста, но необходимый элемент личностной структуры самого индивида.

Одним из наиболее эффективных механизмов интеграции общественных и личных интересов, а также формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей является физкультурно-спортивная деятельность. В основе физкультурно-спортивной деятельности лежат отношения, которые способствуют развитию физической и духовной сфер личности, постоянно пополняемые идеалами и ценностными ориентациями.

Физическая культура личности, как правило, проявляет себя в следующих основных направлениях:

1.Определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности «На себя», что вызвано ее социальным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к самосовершенствованию.

2.Является основой индивидуального самовыражения будущего специалиста.

3.Отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

ГЛАВА 3 Исследование бюджета времени

          Для изучения времени, затрачиваемого студентами на различные виды учебнойработы, я распределил его на два общепринятых раздела: аудиторное время (лекционные, семинарские, практические, лабораторные занятия, консультации, а также другое время, связанное с аудиторными занятиями) и внеаудиторное время, затрачиваемое на самостоятельную подготовку к занятиям (изучение обязательной учебной и научной литературы, чтение дополнительной литературы, конспектирование первоисточников, участие в студенческих научных конференциях, составление планов, отчетов, графиков и т. д.). Эта структура учебного времени была взята на учет при обработке поступающей информации и ее последующей интерпретации.

        Внеучебное время. Это время, затрачиваемое студентами на естественно-физиологические потребности, бытовые нужды, проезд на транспорте, посещение различных учреждений по личным делам, а также на некоторые другие виды деятельности.

         Приступая к исследованию структуры внеучебного времени, я исходил из рабочей гипотезы о том, что общая величина суточного бюджета времени так же, как и его составных компонентов, будет зависеть от ранее приобретенного социального и жизненного опыта студентов, характера их материального обеспечения в данный момент, индивидуальных психофизиологических различий, учебных и организационно-бытовых условий жизни в институте и от других объективных и субъективных факторов.

          Показатели времени, установленные в процессе исследования, важны не только для оценки и сопоставления их с какими-либо нормативами, но и как исходные расчетные величины для определения желательных практических путей улучшения подготовки молодых специалистов.

          При изучении бюджета времени  использованы различные методы: хронометраж, интервью, заочный опрос (анкетирование).

          Исследования показали, что временные затраты на учебное время у студентов составляют: аудиторные занятия в среднем 5-6 часов. Эти показатели подтверждаются анализом учебного расписания, предоставленного учебным отделом вуза. Продолжительность времени самоподготовки значительно варьирует и составляет у 45% респондентов – 1,5-2 часа, у 48% – 2,5-3 часа, у 7% - 3,5-4 часа. Отмечается, что к числу факторов, приводящих к сокращению продолжительности времени на самоподготовку относится совмещение учебы с работой. Современные студенты, обучающиеся на возмездной основе (так называемые внебюджетные студенты) работают для того, чтобы иметь возможность платить за обучение. Подавляющее большинство студентов – 74% оценивают учебную нагрузку как умеренно напряженную, 18% как нормальную и 8% ощущают перегрузки. При этом чувство переутомления иногда испытывают 85% учащихся и довольно часто – 15%. В связи с этим следует отметить, что основными критериями рациональности режима труда и отдыха являются высокая работоспособность и отсутствие признаков переутомления. Соответственно, подавляющее большинство опрошенных не способны сохранять высокую работоспобность в течение рабочего дня и как следствие, достигать высоких результатов одновременно оставаясь здоровыми людьми.

          Внеучебное время по результатам  исследований составляют следующие показатели: продолжительность ночного сна у студентов в учебные дни в среднем варьирует около 6,5 часов. Данный показатель явно не соответствует устоявшимся физиологическим нормам, которые составляют в среднем 7-8 часов ночного сна для взрослого человека. Не соответствует общепринятым нормативом и время отхода ко сну. Большая часть студентов – 69% ложатся спать в промежутке от 23 до 24 часов; оставшиеся студенты отмечают интервал времени для отхода ко сну от 24 часов до 2 часов ночи.

          Бытовые нужды в среднем отнимают у студентов – 1,5-2 часа, а средняя продолжительность пребывания на свежем воздухе составляет до 1 часа ежедневно. Рациональный режим дня в норме предусматривает ежедневное пребывание на свежем воздухе не менее двух часов в день.

          Таким образом, проведенные исследования выявляют недостаточно грамотную и рациональную организацию бюджета времени у студентов, в том числе и относительно организации учебного процесса. Эти нарушения негативно отражаются и на здоровье учащихся. Для осуществления более успешной учебной деятельности студентов, снятия нервно-эмоционального напряжения, более успешной адаптации к учебному процессу и повышения качества здоровья учащихся, необходимо оптимизировать режим труда и отдыха, скорректировав бюджет времени в соответствии с рекомендациями по рациональной организации умственного труда.

          На сегодняшний день в работу активно вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, предусматривающие большое количество часов на самостоятельную работу студентов. Кроме этого, не снижаются требования и к аудиторным учебным занятиям (лекционным, практическим и лабораторным).

             В качестве примера виды самостоятельной работы для студентов:

          1. Выполнение домашних заданий, освоение и проработка тем лекционного курса. Студент к семинарским занятиям повторяет лекционный материал, отвечая на вопросы, предложенные преподавателем. Кроме этого привлекает для полных и глубоких ответов на поставленные вопросы дополнительный материал. Пытается самостоятельно отобрать, сформулировать и объяснить интересующую его проблему в рамках учебной

дисциплины.

          2. Выполнение и подготовка к защите домашних семестровых заданий

(ДСЗ). Домашние семестровые  задания выполняются с целью  практической проработки разделов  дисциплины, что способствует закреплению,  углублению и обобщению теоретических  знаний, развивает творческую инициативу  и самостоятельность, повышает  интерес к изучению дисциплины  и прививает навыки научно-исследовательской  работы. Домашние семестровые задания  по дисциплине выполняются каждым  студентов в рамках самостоятельной  работы по темам, предложенным  преподавателем. Защита домашних  семестровых заданий проводится  в форме беседы или тестирования, предусматривает решение ситуационных  задач или тестовых заданий  и призвана выявить уровень  знаний студента по теме защищаемого  ДСЗ.

           3. Подготовка к практическим занятиям. Студенту необходимо просмотреть и вспомнить лекционный материал по теме практического занятия, а также ознакомиться с дополнительной учебной и научной литературе по изучаемой теме. Кроме этого заранее необходимо изучить методические рекомендации, выданные преподавателем и ответить на контрольные вопросы.

           Одним из видов проверки качественной подготовки студента к практической работе может служить просеминар, который направлен на предварительное ознакомление студента с предстоящей практической работой и снятие возможных трудностей при ее последующем выполнении.

           Выполнение этих видов работы в соответствующие сроки позволят студентам уже в течение семестра вести подготовку к экзамену по дисциплине и снять повышенную нагрузку на функциональные системы организма во время сессии. Кроме этого, виды работы и сроки отчетности должны быть равномерно распределены по неделям семестра.

       Анализ  бюджета времени студентов:        

        Из 62 юношей и девушек оказалось ровно поровну. Из них 8% состоят в браке, и только 6% имеют детей. 63% опрошенных студентов живут дома с родителями, 14% - в общежитии, 9% - снимают квартиру. Остальные или имеют собственное жильё, или живут с мужем и женой. Таким образом, только 24% респондентов (живущих в общежитии или снимающих квартиру) целиком взваливают на себя бытовые проблемы. У тех, кто живёт с родителями, обязанностей по дому неизмеримо меньше. Режим дня как нормативная основа жизнедеятельности является общим для всех студентов и предусматривает определённое время для учёбы, отдыха, приёма пищи и сна и др.  При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда. Установлено, что студенты, соблюдающие режим, имеют достаточно свободного времени, в среднем от 2 до 4, а некоторые – более 5 часов. У этих студентов находится время на общественную работу, занятия физкультурой и спортом, художественной самодеятельностью, хобби .Для того чтобы узнать, как тратят своё время студенты разных курсов в учебные и выходной день, я попросили их указать, сколько времени они тратят на самые характерные виды деятельности в неделю. Распределение ответов представлено в таблице 1

 

 

 

 

 

Таблица 1

Распределение недельного бюджета  времени студентов в учебные  и выходные дни

Деятельность

Распределение времени в

В среднем

учеб.дни

выходные

Учёба

22%

10%

16%

Досуг

17%

19%

18%

Сон

31%

37%

34%

Работа

10%

12%

11%

Самообслуживание

10%

12%

11%

Общественная деятельность

4%

6%

5%

Физическая культура и  спорт

6%

4%

5%

Информация о работе Изучение бюджета времени студентов