Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 20:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение структуры бюджета времени жизнедеятельности и формы досуга студентов.
В соответствии с целью данной работы по теме «Изучение бюджета времени студентов», необходимо решить следующие задачи: определить бюджет времени студентов в учебные и выходные дни; изучить особенности досуга студентов, определить круг их интересов.
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 Основные понятия и структура бюджета времени……………..4
1.1. Бюджет времени студентов и его структура………………………...4
1.2.Особенности бюджета времени студентов……………………...…....6
ГЛАВА 2 Организация жизнедеятельности студентов…......……………....8
2.1. Режим дня ………………………………………………….……......8
2.2. Составляющие здорового образа жизни…………………….…...…..9
2.3. Режим труда и отдыха………………………………………….….....11
2.4. Организация сна ……………………………………………….….12
2.5. Организация режима питания……………………………………….12
2.6.Организация двигательной активности………………………….….13
2.7. Профилактика вредных привычек…………………………………..13
2.8. Культура межличностного общения………………………..………14
2.9. Психофизическая регуляция организма….…...............................….15
ГЛАВА 3 Анализ бюджета времени ……………...............................…….....21
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованных источников и литературы……………………...34
Также очень важно соблюдать следующий распорядок дня:
вставать ежедневно в одно и то же время;
заниматься регулярно утренней гимнастикой;
принимать пищу в строго отведённые часы;
чередовать умственный труд с физическими упражнениями;
соблюдать правила личной гигиены, то есть следить за чистотой тела, одежды, обуви и так далее;
работать и спать в хорошо проветриваемых помещениях;
ложиться спать в одно и то же время.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) представляет собой совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности индивида, которая базируется на принципах нравственности, культурных нормах и ценностях, является рационально организованной, активной, а вместе с тем защищающей от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющей до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Образ жизни относят к социально-
Здоровый стиль жизни есть конкретный тип поведения индивида или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, склонности культурной жизнедеятельности в конкретных социальных условиях.
К основным составляющим здорового образа жизни относятся:
режим труда и отдыха;
организацию сна;
режим питания;
организацию двигательной активности;
выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания;
профилактику вредных привычек;
культуру межличностного общения;
психофизическую регуляцию организма.
2.3. Режим труда и отдыха
Целесообразный режим труда и отдыха - есть необходимый элемент здорового образа жизни, так как при правильном и неукоснительно соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что обеспечивает оптимальные условия для работы и отдыха, а, следовательно, способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.
2.4. Организация сна
Сон - является необходимой,
обязательной и наиболее полноценной
формой ежедневного отдыха. В частности
для студента необходимой нормой
ночного монофазного сна
2.5. Организация режима питания
Культура питания имеет огромное значение в формировании здорового образа жизни студентов. Каждый студент обязан знать принципы рационального питания, а также регулировать нормальную массу своего тела. Рациональное питание - есть физиологически полноценный прием пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. Питание основывается на следующих принципах:
достижения энергетического баланса;
установления правильного соотношения между основными пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, между растительными и животными белками и жирами, простыми и сложными углеводами);
сбалансированности
ритмичности приема пищи.
Основополагающим моментом культуры питания является режим питания, и распределение калорийности пищи в течение суток. И опять-таки, к режиму питания необходимо подходить строго индивидуально.
2.6. Организация двигательной активности
Обязательным фактором здорового образа жизни студентов является систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья, использование физических нагрузок, которые представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом.
Важнейшим фактором оптимизации двигательной активности являются самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями, такими как утренняя гимнастика, небольшие паузы в учебном труде с использованием специальных упражнений, а также ежедневные прогулки, походы выходного дня и тому подобное. Также неотъемлемым условием самостоятельных занятий является свободный выбор средств и методов их использования, высокая мотивация, положительный эмоциональный эффект от затраченных физических, волевых, эмоциональных усилий.
2.7. Профилактика вредных привычек
Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, такими как употребление алкоголя, наркотических веществ, табака, так как они входят в число основных факторов риска многих заболеваний, а также негативно отражаются на здоровье студентов.
Алкоголь представляет собой вещество наркотического действия; он обладает всеми характерными для данной группы веществ особенностями.
Длительное и систематическое употребление алкоголя раздражающе действует на проводящую систему сердца, а также нарушает нормальный процесс обмена веществ. Вместе с тем страдают также органы пищеварения. Раздражая органы желудочно-кишечного тракта, алкоголь вызывает нарушение секреции желудочного сока и выделения ферментов, что приводит к развитию гастритов, язвы желудка и даже злокачественных опухолей. Развивается ожирение печени, затем ее цирроз.
Стиль жизни, сопряженный
с употреблением алкоголя, неумолимо
ведёт к утрате социальной активности.
Наряду с этим, снижается качество
жизни студента, а его главные
жизненные ориентиры искажаются
и не совпадают с общепринятыми.
Работа, требующая волевых и
Курение также является одной из самых вредных привычек. Воздействие табачного дыма на органы дыхания приводит к раздражению слизистых оболочек дыхательных путей, вызывая в них воспалительные процессы, сопровождаемые кашлем, хрипотой. Впоследствии нарушается эластичность легочной ткани и развивается эмфизема легких.
К числу наиболее опасных вредных привычек относится употребление наркотиков. Их систематическое употребление ведёт к резкому истощению организма, изменению обмена веществ, психическим расстройствам, ухудшению памяти, появлению стойких бредовых идей, деградации личности, бесплодию. Общая деградация личности наступает в 15 - 20 раз быстрее, чем при злоупотреблении алкоголем.
2.8. Культура межличностного общения
Культура межличностного общения включает систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, где живет индивид, которые органично и непринужденно реализуются им в деловом и эмоциональном общении.
Развитие коммуникативной культуры подразумевает, главным образом, развитие способностей восприятия и умений правильно воспринимать окружающих людей. Коммуникативная культура предполагает наличие таких социальных установок, которые утверждают общение как диалог, требующий умения слушать, проявлять терпимость к идеям и недостаткам партнера.
Развитию культуры межличностного общения, бесспорно, содействует разнообразная и разносторонняя физкультурно-спортивная деятельность с ее многочисленными межличностными контактами гуманистического характера.
2.9. Психофизическая регуляция организма
Все субъективные восприятия
различных жизненных ситуаций, явлений,
а также их оценка связаны с
эмоциями, которые помогают мобилизовать
силы организма для экстренного
преодоления возникших
Профилактикой срывов при стрессах является регулярная, но не чрезмерная физическая нагрузка, которая обладает антистрессовым действием, снижает тревогу и подавленность. Главное условие - физические упражнения должны доставлять удовольствие.
Также при возникновении стрессов может использоваться аутогенная тренировка, которая практически не имеет противопоказаний. Разновидностью аутотренинга является психогигиеническая гимнастика. Это система упражнений, используемых с психогигиеническими целями, отличается меньшим объемом. И имеет такие особенности как применение её по утрам для создания психофизиологической настройки на предстоящий день, и по вечерам, перед сном.
В системе аутогенной тренировки огромную роль выполняет дыхательная гимнастика. Так как правильно поставленное брюшное дыхание вовлекает в дыхательный акт все части легких, повышает насыщение крови кислородом и увеличивает жизненную емкость легких. Также в системе психотренинга используются упражнения, направленные на тренировку внимания и развития самоконтроля, словесный самоприказ и аутогенное погружение.
Физическое самосовершенствование и самовоспитание как неотъемлемое условие здорового образа жизни.
Физическое самовоспитание представляет собой процесс целенаправленной, осознанной, систематической работы над собой, которая направлена на развитие и формирование физической культуры личности. Данный процесс должен в себя включать совокупность приемов и видов деятельности, которые определяют и регулируют эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении собственного здоровья, психофизического состояния, а также физического совершенствования и образования.
Не стоит ждать положительных и
В качестве основных причин для физического самовоспитания выступают:
Также причинами могут послужить критика или самокритика, которые помогут осознать собственные недостатки.
Процесс физического самовоспитания включает в себя три основных этапа. А именно:
1 этап - неразрывно связан с познанием собственной личности, определением ее положительных психических и физических качеств, и в обязательном порядке определение отрицательных качеств, над которыми необходимо работать. Эффект самопознания зависит от степени требовательности студента к себе.
Методами самопознания являются - самонаблюдение, самоанализ и самооценка.
Самонаблюдение является универсальным методом самопознания, глубина и адекватность которого зависят от его целенаправленности и способности субъекта видеть и постоянно наблюдать за качествами или свойствами личности.
Самоанализ требует рассмотрения какого-либо совершенного действия, а также причин, вызвавших это действие. Способствует выяснению истинной причины поступка, и определению способов преодоления нежелательного поведения в будущем. Действенность самоанализа напрямую зависит от адекватности самооценки как средства организации личностью своего поведения, деятельности, отношений с окружающими, отношения к успехам и неудачам, что в дальнейшем влияет на эффективность развития личности.
Самооценка сопряжена с оценкой степени трудности достижения целей, которые студент ставит перед собой. Расхождение между желаемыми и реальными возможностями приводит к тому, что студент начинает неверно себя оценивать, в результате чего его поведение становится неадекватным.
Самооценка зависит от ее качества и бывает: адекватной, завышенной и заниженной. Главным образом, адекватность оценки в значительной степени зависит от определения наличия четких критериев поведения, действий, развития физических качеств, состояния организма.
Главным решением завершающим 1 этап является принятие решения работать над собой.
2 этап - характеризуется определением цели и программы самовоспитания, а также создания на их основе личного плана. Цель может носить обобщенный характер и в большинстве случаев ставится достаточно большой отрезок времени, в то время как частные цели ставятся на несколько недель или месяцев.
Ориентировочная программа
- ориентир физического самовоспитания
может выглядеть следующим
Цель - формирование физической культуры личности.
Задачи деятельности:
1.Включиться в здоровый образ жизни и укрепить здоровье.
2.Активизировать познавательную и практическую физкультурно-спортивную деятельность.
3.Сформировать нравственно-волевые качества личности.
4.Овладеть основами методики физического самовоспитания.
5.Улучшить физическое развитие и физическую подготовленность в соответствии с требованиями будущей профессиональной деятельности.
Общая программа должна учитывать условия жизни, особенности самой личности и её потребности, также на основе программы вырабатывается личный план физического самовоспитания.