Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 20:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение структуры бюджета времени жизнедеятельности и формы досуга студентов.
В соответствии с целью данной работы по теме «Изучение бюджета времени студентов», необходимо решить следующие задачи: определить бюджет времени студентов в учебные и выходные дни; изучить особенности досуга студентов, определить круг их интересов.
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 Основные понятия и структура бюджета времени……………..4
1.1. Бюджет времени студентов и его структура………………………...4
1.2.Особенности бюджета времени студентов……………………...…....6
ГЛАВА 2 Организация жизнедеятельности студентов…......……………....8
2.1. Режим дня ………………………………………………….……......8
2.2. Составляющие здорового образа жизни…………………….…...…..9
2.3. Режим труда и отдыха………………………………………….….....11
2.4. Организация сна ……………………………………………….….12
2.5. Организация режима питания……………………………………….12
2.6.Организация двигательной активности………………………….….13
2.7. Профилактика вредных привычек…………………………………..13
2.8. Культура межличностного общения………………………..………14
2.9. Психофизическая регуляция организма….…...............................….15
ГЛАВА 3 Анализ бюджета времени ……………...............................…….....21
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованных источников и литературы……………………...34
Так, по данным исследования бюджет времени студентов 1-5 курсов состоит из учебного времени, что составляет 22% недельного бюджета, и внеучебного времени, что составляет 78%.Значительный удельный вес в бюджете времени студентов занимает восстановление сил, проявляющееся в виде сна (среднее время, отводимое студентом на сон - 8 часов). Жизнь студенчества очень насыщенная и активная, для выполнения всех необходимых заданий и дел, требуется большое количество сил, которые в полной мере можно восстановить во время отдыха ночью. Достаточно много времени уходит на развлечение и проведение досуга – 18% (4 часа в среднем), причем в выходной день на это тратится больше времени, нежели в учебный. Так, 4,5 часов студенты проводят, отдыхая в воскресный день, и 4 часа для того же рода деятельности – во время учебной недели. Как известно, жизнедеятельность студентов предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне досуг помогает снять создавшееся напряжение. Третье место в бюджете времени студентов занимает время, расходуемое на учебу. В среднем студент тратит на посещение учебных занятий 5 часов ежедневно, на выполнение домашних заданий – около часа (в зависимости от степени загруженности учебным процессом). Что же касается выходного дня, то общее время, затраченное на учебу – 2 часа (в зависимости от курса эта цифра меняется).Как уже отмечалось ранее, занятость современного студента существенно изменилась. Невозможность прожить на стипендию, необходимость зарабатывать деньги, большие учебные нагрузки, домашние хлопоты, работа и т.п. скорректировали общую структуру бюджета времени. Поэтому нами была выдела ещё одна составляющая – работа. В среднем на ее выполнение требуется ежедневно 3 часа (11% недельного бюджета). Сюда относится занятость на предприятии или фирме, так и домашние заботы. Такое же количество времени необходимо студентам на самообслуживание (личная гигиена, питание). В среднем: и в будни, и в выходные дни на это тратится 3 часа от общего бюджета времени. Спортивная и общественная составляющие жизнедеятельности студентов занимают по 5% общего времени, что составляет примерно один час в день. Этот показатель, наглядно указывает на то, что студенты мало времени уделяют активной жизни и на наличие превосходства пассивного отдыха в студенческой среде. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь студенту реализовать то лучшее, что в нем есть. В этой связи выделяют реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг. Реальный досуг - это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения. Мнимый досуг обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, часто приводящее к асоциальным поступкам. Организация и содержание досуга студентов характеризуют культурный облик личности и её включённость в здоровый образ жизни. Для измерения показателя предпочтительного способа проведения свободного времени задавался вопрос: «Какие формы досуга включены в ваш недельный бюджет?». Студентам требовалось указать наиболее предпочтительные варианты. Формы студенческого досуга студентов 1-5 курсов по иерархии ценностней представлены в приложении (Приложение 1).
Из таблицы видно, что среди привычных форм досуга доминируют (свыше 60%) прослушивание музыки, радио, просмотр телевизионных передач, занятия физкультурой и спортом. Встречающиеся формы (37-31%) - пассивный отдых, чтение художественной литературы, посещение кинотеатров. К редким формам досуга (до 27%) относятся участие в общественной жизни, чтение газет, журналов, посещение спортивных соревнований, посещение дискотек, коллекционирование, фотография, игра в карты, домино и др. азартные игры, а также занятия и игры с детьми. Таким образом, досуг студентов ориентирован на потребление «массовой культуры». Приятно отметить, что студенты отдают предпочтение занятиям физкультурой и спортом. Это связано с наличием мужского контингента в учебных группах. Но, несмотря на это существенное место в бюджете студентов занимает пассивный отдых (37%), который иногда просто необходим для полного восстановления сил. Посещение культурно-образовательных учреждений (театры, музеи) не очень популярны в студенческой среде (это составляет 2% времени), что объясняется неразвитостью подобной инфраструктуры в нашем небольшом городе.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что особенности учебного процесса оказывают существенное влияние на структуру недельного бюджета времени студентов 1-5 курсов. Как видно жизнь студентов является достаточно напряженной и очень разнообразной. Довольно много времени, особенно в выходные дни, расходуется нерационально, что может привести к недовосстановлению процессов жизнедеятельности молодого организма.
Заключение
Одним из основных условий
сохранения высокой работоспособности
является соблюдение режима дня –
распорядка работы, питания, отдыха, сна.
Основу режима составляет правильное
распределение времени, что важно,
поскольку у студентов
Режим труда и отдыха зависит от индивидуальных особенностей каждого студента. Правда, не всегда студенту удается жить по своим индивидуальным режимом, ведь нужно уметь приспособить его к общепринятым в высшем учебном заведении, «есть спланировать бюджет времени.
Бюджет времени – правильное планирование и распределение времени, разумное и рациональное его расходования на различные виды работ и формы деятельности.
Структуру бюджета времени
студента формируют рабочий (учебный)
и нерабочий (нерабочее) время. Аудиторные
занятия и самостоятельная
Выделяют годичный, недельный, суточный бюджет времени студентов.
Традиционно, определяя бюджет учебного времени студентов дневной формы обучения, исходили из соотношения 6:4, что предусматривает 6 часов ежедневных аудиторных и 4 часа внеаудиторных занятий. Сейчас при получении студентами высшего образования на аудиторные занятия отводится 30-50% бюджета времени дисциплин, на самостоятельное изучение учебного материала – 50-70%, что свидетельствует об увеличении нагрузки студентов во внеучебное время.
Недельный бюджет рабочего времени на выполнение индивидуального учебного плана составляет 45 академических часов.
Максимальный недельный бюджет рабочего времени студента дневной формы обучения составляет 54 часа, в т.ч. 4 часа – учебные занятия по физическому воспитанию, до б часов – на углубленное изучение отдельных дисциплин, подготовку и участие в студенческих олимпиадах, конкурсах, конференциях.
С учетом продолжительности теоретического обучения, обязательной практической подготовки, семестрового контроля и выполнения индивидуальных заданий в 40 недель в год годовой бюджет времени студента составляет 1800 (45×40) часов.
Правильное распределение
режимных моментов в суточном бюджете
времени позволяет объективно подойти
к использованию своих
«Опыт организации учебной работы в высших учебных заведениях свидетельствует, что физиологическая норма учебных занятий, которая отвечает гигиеническим требованиям, составляет 10-11 год. в сутки. Студентам младших курсов рекомендуется начинать с 7-8 часов. занятий в сутки и затем постепенно увеличивать их продолжительность, чтобы в старших курсов значительно возрастал удельный вес их самостоятельной учебной работы.
Для того чтобы правильно спланировать бюджет времени, необходимо соблюдать следующие правила:
- Четко определять цели
своей деятельности. Это помогает
заблаговременно спланировать
- Придерживаться определенной
системы и последовательности
в работе, правильно и равномерно
распределять ее по времени.
Работать следует
- Не делать больших
перерывов в процессе
- Правильно чередовать
различные виды деятельности: сначала
умственную и физическую
- Научиться правильно отдыхать. Для восстановления сил нужны перерывы после каждых 1-2 часа работы; отдыхом может быть и замена умственного труда физическим;
- Выполнять всегда все
вовремя и помнить совет: «
- Вести дневник или
книгу для записей и
- Помнить, что волевые
усилия, желание добиться максимальных
положительных результатов
Каждый студент должен научиться рационально тратить время, ценить его, поддерживать здоровый образ жизни и овладевать навыками научной организации труда.
Список использованных источников и литературы
1. Вознесенская, Е.Д., Константиновский, Д.Л., Чередниченко, Г.А. «Кончить курс и место достать»: Исследование вторичной занятости студентов // Е.Д. Вознесенская, Д.Л. Константиновский, Г.А. Чередиченко. – Социологический журнал. 2001. № 3. С. 101-120.
2.Калинин С.И. Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем. –СПб.:Речь, 2006. Речь-371 с.
3. Кондратьева Н.С., Прокопенко Л.А. Структура бюджета времени и формы досуга студентов специальности «ПГС» ТИ (ф) СВФУ / Мат-лы
4. Константиновский, Д.Л. Молодежь в системе образования: динамика неравенства // Д.Л. Константиновский. – Социологический журнал. 1997. № 3. С. 92-123
5. Кривицкая Э.И. К вопросу о бюджете времени студентов.
6. ЛазаревЛ.П. Бюджет времени студентов и учебный план // Вестник высшей школы. 1949. № 10.
7. Методика изучения бюджетов времени трудящихся. Сборник материалов / Под ред. В.Д. Патрушева.
8. Небесная, В.В., Гридина, Н.А. Исследование бюджета рабочего времени
студентов высших учебных заведений // В.В. Небесная, Н.А. Гридина. – Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2008. № 6. с. 57-59.
9. Патрушев В Д. Жизнь горожанина. М.: Academia, 2000
10. Психология организации времени : Учебное пособие для студентов вузов / А. К. Болотова. — М.: Аспект Пресс, 2006.— 254 с.
11. Шульга, К.Ф. Бюджет времени студента / К.Ф. Шульга. – Минск: Высшая школа. 1971. – 102с.
12. http://www.knowed.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
№№ п/п |
Качества (ценности) |
% ответов |
1 |
Наиболее привычные Прослушивание музыки, радио Просмотр телевизионных передач Занятия физкультурой, спортом, туризмом |
84 74 60 9 |
2 |
Встречающиеся Пассивный отдых Чтение художественной литературы Посещение кинотеатров |
37 34 31 12 |
3 |
Редкие Участие в общественной жизни Чтение газет, журналов Посещение спортивных соревнований Посещение дискотек Коллекционирование, фотография Игра в карты, домино и др. азартные игры Занятия и игры с детьми |
27 27 19 19 16 13 13 4 |
4 |
Очень редкие Игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов, занятия живописью Изготовление поделок, рукоделие Участие в художественной самодеятельности Посещение театров, выставок, музеев |
10 8 5 2 2 2 |