Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 20:37, курсовая работа
В качестве предмета исследования рассматривается республиканский бюджет, его исполнение в соответствии с бюджетной политикой.
Цель работы определить основные направления бюджетной политики Республики Беларусь и особенности реализации.
В работе проведен диалектический, системный и сравнительный анализ, группировки данных.
Введение 4
1 Бюджетная политика Республики Беларусь 6
Государственный бюджет: понятие и функции 6
Понятие доходов и расходов, их классификация 10
Защищенные и незащищенные статьи бюджета. Механизм секвестра 12
2 Основные направления бюджетной политики Республики Беларусь
и особенности реализации 15
2.1 Направления бюджетной политики Республики Беларусь 15
2.2 Результаты реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь 21
Заключение 31
Список использованных источников
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 33 с., 7 рис., 2 табл., 17 источников.
Бюджетная политика в Республике Беларусь: основные направления и особенности реализации
Бюджетная политика, государственный бюджет, государственные доходы, государственные расходы, секвестр, консолидированный бюджет
Объектом исследования является бюджетная политика государства.
В качестве предмета исследования рассматривается республиканский бюджет, его исполнение в соответствии с бюджетной политикой.
Цель работы определить основные направления бюджетной политики Республики Беларусь и особенности реализации.
В процессе работы рассматриваются основные направления бюджетной политики Республики Беларусь, выработка и реализация подходов по формированию основных доходных источников, определению приоритетов в финансировании государственных расходов и регулированию дефицита бюджета.
Автор подтверждает, что весь аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Введение
1 Бюджетная политика Республики Беларусь 6
2 Основные направления бюджетной политики Республики Беларусь
и особенности реализации
2.1 Направления бюджетной
политики Республики Беларусь
15
2.2 Результаты реализации бюджетно-налоговой
политики в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным институтом экономической политики государства.
На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.
Бюджет, денежное обращение - это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно вырастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
Бюджетная система страны представляет собой сложный механизм, характеризующий особенности взаимоотношений государства и местных органов власти. Структура бюджета страны зависит от её государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двухъярусное построение - государственный и местный бюджеты.
Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы. Все элементы бюджетного строя функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства.
Экономические и политические реформы, проводимые в Беларуси с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каком направлении пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
От эффективности проведения бюджетной политики зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны, регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения.
Объектом исследования является бюджетная политика государства.
В качестве предмета исследования рассматривается республиканский бюджет, его исполнение в соответствии с бюджетной политикой.
Цель работы определить основные направления бюджетной политики Республики Беларусь и особенности реализации.
В работе проведен диалектический, системный и сравнительный анализ, группировки данных.
Задачи курсовой работы: изучить сущность построения и функционирования государственного бюджета; определить особенности бюджета Республики Беларусь; провести анализ бюджета Республики Беларусь.
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является государственный бюджет. Наиболее общее определение бюджета - это роспись денежных доходов и расходов государства, территориальных образований, домохозяйств и т.д.
Государственный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства.
По своей внешней форме государственный бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период. Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода, главенствующее положение в системе финансовых планов.
В разных странах мира бюджетное
устройство отличается особенностями
в зависимости от государственного устройства,
территориально-
Республиканский бюджет - это баланс доходов и расходов республики как субъекта финансовых отношений.
Основным предназначением республиканского бюджета выступает удовлетворение финансовых потребностей центрального правительства. За счет средств республиканского бюджета финансируются общенациональные нужды, оказывается регулирующее воздействие на макроэкономические процессы.
Для определения единой бюджетной политики государства, определенных регионов, выявления определенных тенденций в развитии доходов, расходов государства самостоятельные бюджеты нижестоящего уровня включаются в статистический свободный бюджет регионов: района, города, области, республики в целом. На практике такой свободный бюджет носит название консолидированного бюджета. По существу он представляет собой свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего административного образования, используемого в основном для анализа совокупных финансовых показателей целого региона или государства, а также сбалансирования бюджетов соответствующей территории посредством регулирования доходными источниками. Консолидированный бюджет позволяет всесторонне изучить, а затем совершенствовать финансовые отношения между звеньями бюджетной системы и повышать эффективность использования бюджетных ресурсов.
Важнейшими принципами построения бюджета являются принципы единства, полноты, реальности и гласности. Принцип единства означает сосредоточение в госбюджете всех производимых расходов и получаемых доходов. Государство должно иметь лишь один бюджет. Организационно единство достигается посредством использования единой закономерной базы, бюджетной классификации, а также общих форм бюджетной документации, статистической отчетности. Единство основано и на взаимодействии бюджетов всех уровней через использование регулирующих доходных источников, финансовой поддержки бюджетов нижестоящего уровня для их сбалансирования, а также образования целевых и региональных бюджетных фондов частичного перераспределения.
Требование единства дополняется принципом полноты, что предполагает учет по каждой статье всех затрат и поступлений. Принцип полноты отражает объективную необходимость сосредоточения в бюджете всех доходов и расходов органов государственной власти и управления. В этой связи необходимо определить все денежные поступления, а также размеры и конкретные направления расходов бюджета.
Бюджет должен быть реальным, учитывать конкретную ситуацию, тенденции развития производства, общегосударственные потребности. Поэтому его показатели следует обосновывать многовариантными расчетами, учитывать результаты глубокого анализа использования бюджетов, финансовых планов ведомств за пошедший период, прогнозные оценки. Мировая практика использует моделирование движения бюджетных ресурсов на текущий год, более длительные периоды, а также их корректировку в течение бюджетного года в связи с изменением конкретных обстоятельств.
Гласность выступает важным условием соблюдения прав человека, демократических преобразований в стране. Формирование доходов бюджета, как и направление бюджетных ресурсов, затрагивает интересы субъектов хозяйствования и всех членов общества. Поэтому они должны быть осведомлены о содержании бюджета, источниках его формирования, порядке изъятия налоговых платежей, а также направлении бюджетных ассигнований. Бюджет и отчет его исполнения за предшествующий период публикуется в печати и таким образом становится гласным объем доходов и расходов, основные источники поступлений, направления расходов на текущий год.
Бюджет выполняет следующие функции:
Состояние и исполнение бюджета предполагает соблюдение определенных правил. Прежде всего, устанавливается бюджетный год, период, в течении которого существует данный бюджет. Он равняется 12 месяцам, но начинается в разное время: в Великобритании, Японии, Канаде - с 1 апреля, в Швеции и Норвегии - с 1 июля, в США - с 1 октября, в Беларуси, как и в ряде других стран, совпадает с началом календарного года.
Бюджет состоит из расходной и доходной частей и в каждой стране имеет свои особенности [16, c.26].
Расходная часть бюджета отличается разнообразием, но в большинстве стран предназначена для финансирования общегосударственных программ.
Существуют различные классификации государственных расходов. Выделяют так называемые трансформационные и трансфертные расходы. К трансформационным относят государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, выплаты из бюджета заработной платы. При трансфертных расходах затраты государства выступают как прямая передача средств.
Другая систематизация расходов связана с институциональном направлением. Принцип, на котором она основана, - распределение средств по исполненным структурам государственной власти.
Используется и функциональный принцип классификации расходов. На его основе расходы группируют по целевому направлению: