Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 20:37, курсовая работа
В качестве предмета исследования рассматривается республиканский бюджет, его исполнение в соответствии с бюджетной политикой.
Цель работы определить основные направления бюджетной политики Республики Беларусь и особенности реализации.
В работе проведен диалектический, системный и сравнительный анализ, группировки данных.
Введение 4
1 Бюджетная политика Республики Беларусь 6
Государственный бюджет: понятие и функции 6
Понятие доходов и расходов, их классификация 10
Защищенные и незащищенные статьи бюджета. Механизм секвестра 12
2 Основные направления бюджетной политики Республики Беларусь
и особенности реализации 15
2.1 Направления бюджетной политики Республики Беларусь 15
2.2 Результаты реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь 21
Заключение 31
Список использованных источников
Указанный подход дает представление о приоритетах в экономических действиях государства.
Под государственными доходами принято понимать текущие денежные и имущественные переводы средств частного сектора государству. Существует большое разнообразие форм и методов аккумуляции государственных доходов. В самом общем виде различают налоговые и неналоговые доходы, обычные и чрезвычайные доходы. Среди разнообразных государственных доходов наиболее распространенной формой являются налоги.
Налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций.
Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функциях. Фискальной функцией налогов является аккумуляция средств в государственном бюджете, связанная с производством общественных благ.
Вторая традиционная функция налогов - перераспределение богатства и дохода. Рыночное распределение доходов приводит к тому, что некоторые члены общества не в состоянии воспользоваться результатами общественного производства. Это создает диспропорции в накоплении и сокращает основу долговременного экономического роста.
Третья функция налогов состоит в регулировании экономики. Необходимость данной функции возникает тогда, когда рынок не в состоянии обеспечить освоение всех экономических ресурсов или не способствует их рациональному использованию.
Налоги - один из важнейших инструментов рыночной экономики, а поэтому их использование в управлении хозяйством представляет значительный интерес для Беларуси. Вводя новые или отменяя какие-то прежние налоги и сборы, повышая или понижая ставки, используя другие рычаги, государство не просто формирует свой бюджет, но и создает в обществе соответствующую экономическую, политическую атмосферу, стимулы для трудовой активности граждан, и в этом смысле налоги могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны.
На начальном этапе проведения реформ государство нуждается в значительном объеме централизованных финансовых ресурсов и соответственно увеличивает налоговое бремя. Однако долгосрочной эта стратегия быть не может, поскольку сдерживает экономический рост и не способствует привлечению инвестиций. Ее должна сменить налоговая политика, направленная на стимулирование экономического роста, создание благоприятного инвестиционного климата.
При разработке подходов в области совершенствования налоговой политики и решении задач увеличения доходов бюджета, правительство целенаправленно и последовательно проводит курс на сокращение налоговой нагрузки.
В качестве заключительного этапа бюджетного процесса выступает его исполнение.
Исполнение республиканского бюджета в Беларуси организовано через специальную систему Главного государственного казначейства при Министерстве финансов республики Беларусь, включая территориальные органы казначейства, единый казначейский счет и автоматизированную систему казначейства.
Система казначейства предусматривает переход на финансирование расходов министерств, их подведомственных учреждений с единого казначейского счета, перечисление средств непосредственно в адрес поставщиков товаров и услуг для бюджетного сектора, минуя зачисление средств на счета их распорядителей.
На этапе исполнения бюджета обнаруживаются уровень прогнозирования макроэкономических показателей, достигнутая финансовая и налоговая дисциплина, степень эффективности государственных расходов.
Центральным показателем государственного бюджета является величина его доходов. Сумма доходов определяет расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа. Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита - показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны. Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Анализ формирования доходов бюджетов различных стран показывает, что существует три основных канала денежных поступлений в бюджет:
1. Государственное имущество, общегосударственные ресурсы;
2. Обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые в виде различных налогов и сборов;
3. Привлеченные ресурсы
в форме государственных
В свою очередь, доходы бюджета подразделяются на такие виды как: налоговые, неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Доходы государственного бюджета традиционно классифицируются по
источникам (налоги, сборы, займы и т.д.) и видам (подоходный налог, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и т.д.). На практике еще используются юридическая и финансовая классификации. Первая распределяет доходы в зависимости от того, используется ли сила государственной власти при их формировании или нет. Соответственно выделяют налоги и штрафы, а также — плату за услуги и добровольные взносы. Вторая - делит доходы на постоянные (налоги) и временные (займы).
Наиболее часто применяется классификация доходов по источникам. Основным источником финансовых ресурсов государства являются налоги. В центральном бюджете они составляют от 80 до 90 % всех доходов. В местных на их долю приходится до 50 % всех поступлений. [17, c.23]
К налоговым платежам относятся такие виды налогов, как:
1. Налог на добавленную стоимость;
2. Акцизы;
3. Налог на прибыль и доходы;
4. Налог от выручки от реализации товаров;
5. Налог за использование природных ресурсов (экологический налог);
6. Таможенные пошлины и таможенные сборы;
7. Сбор за проезд автомобильных транспортных средств и другие.
К неналоговым доходам относятся доходы: от использования, продажи и иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности; от платных услуг, оказанных государственными или местными органами власти и учреждениями; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба); финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и другие.
Не менее актуально второе направление
бюджетной политики государственные расходы.
Расходы государственного бюджета - это
экономические отношения, возникающие
в связи с распределением фонда денежных
средств государства и его использованием
по отраслевому, целевому и территориальному
назначению. Многообразие конкретных
видов бюджетных расходов обусловлено
целым рядом факторов: природой и функциями
государства, уровнем социально-экономического
развития страны, разветвленностью связей
бюджета с народным хозяйством, административно-
Важный признак классификации расходов бюджета - предметный. При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов:
Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ.
Необходимым условием бюджетно-финансовой
политики является сбалансированность
бюджетов всех административно-
Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета.
Предельные размеры дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска устанавливаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.
Предельные размеры дефицита бюджетов районов и городов областного подчинения определяются решениями вышестоящих местных Советов депутатов в пределах уровня дефицита, установленного для бюджетов областей и города Минска, для бюджетов городов районного подчинения, поселков городского типа, сельсоветов - вышестоящими местными Советами депутатов.
Предельный размер дефицита республиканского бюджета устанавливается в абсолютной величине и (или) в процентах к валовому внутреннему продукту, местных бюджетов - в абсолютной величине или в процентах к объему расходов бюджета. К примеру, в Законе Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. N 95-3 «О республиканском бюджете на 2014 год» было установлено, что республиканский бюджет на 2014 год по расходам в сумме 128 594 105 926 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 128 594 105 926 тыс. рублей, предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2014 год в сумме 0 (ноль) рублей [4]. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат защищенные статьи бюджета.
Защищенные статьи - установленные законодательством статьи текущих расходов экономической (предметной) бюджетной классификации, финансируемые в первоочередном порядке и не подлежащие секвестру или блокированию.
Защищенными статьями расходов республиканского бюджета являются:
1) заработная плата;
2) начисления на заработную плату;
3) трансферты населению (стипендии,
пенсии, пособия, безналичные жилищные
субсидии на удешевление
4) продукты питания;
5) медикаменты и перевязочные средства;
6) проценты по государственному долгу;
7) погашение государственного долга;
8) оплата услуг научно-
Защищенными статьями расходов местных бюджетов являются:
1) заработная плата;
2) начисления на заработную плату;
3) трансферты населению (стипендии
и другие выплаты населению
в соответствии с
4) продукты питания;
5) медикаменты и перевязочные средства;
6) возмещение затрат по
оказанию жилищно-коммунальных
Для сбалансированности доходов и расходов местных бюджетов могут выделяться дотации из вышестоящих бюджетов.
Принятые в ходе исполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов или увеличению расходов, должны определять источники финансирования и предусматривать меры по компенсации потерь доходов бюджета.
Не допускается принятие решений, ведущих к образованию дефицита бюджета или увеличению его размера по отношению к утвержденному.
Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета или снижение поступлений по доходам бюджета более чем на 10 процентов от запланированного уровня, то применяются секвестр расходов по незащищенным статьям бюджета или блокирование по отдельным статьям его расходов.
В таких случаях секвестр или блокирование применяются для республиканского бюджета в порядке, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, для местных бюджетов - решениями местных Советов депутатов.
Секвестр - пропорциональное сокращение расходов по незащищенным статьям бюджета.