Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 13:26, курсовая работа
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что краеугольной проблемой в повышении прибыльности торгового предприятия является проблема оптимизации оптового товарооборота, как одного из наиболее важных аспектов коммерческой деятельности организации. Данная проблема особенно волнует крупные оптовые торговые предприятия, где имеется значительное количество товарных групп и товарных позиций, а четкой и понятной системы по управлению ими (добавление новых и перспективных, избавление от нерентабельных, количество штук закупаемых по той или иной позиции) руководство торгового предприятия зачастую не имеет.
Введение 3
1. Теоретические основы управления оптовой продажей товаров 6
1.1. Оптовые организации и их роль в оптовой реализации товаров 6
1.2. Сущность, функции и направления коммерческой деятельности в оптовой торговле 15
1.3. Оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий оптовой торговли 18
2. Анализ оптовых продаж товаров в деятельности предприятия ООО «СК «Держава» 23
2.1. Характеристика деятельности предприятия ООО «СК «Держава» 23
2.2. Анализ выполнения плана и динамики оптового товарооборота 38
2.3. Влияние факторов на выполнение плана и динамику оптового товарооборота 46
3. Основные направления совершенствования управления оптовой продажей товаров ООО «СК «Держава» 52
3.1. Совершенствование обеспеченности и рационального использования товарных ресурсов 52
3.2. Повышение эффективности использования трудовых ресурсов как фактор совершенствования оптового товарооборота 67
3.3. Совершенствование материально – технической базы ООО «СК «Держава» 77
Заключение 81
Список использованной литературы 84
Рыночные отношения привели к коренным изменениям договорных отношений между поставщиками и покупателями товаров. Оптовые базы и покупатели товаров превратились в самостоятельных, равноправных партнеров, руководствующихся в хозяйственных взаимоотношениях исключительно своими интересами и финансовой выгодой. Покупатели товаров имеют право свободного выбора поставщиков и сами определяют формы хозяйственных связей с ними. При разовых, эпизодических закупках товаров у поставщиков покупатели по своему усмотрению могут закупать товары без заключения договоров на основе предъявленных заказов (заявок) ими по договоренности сторон путем оформления платежных документов. Договоры купли-продажи заключаются при стабильных хозяйственных взаимоотношениях сторон и достаточно крупных регулярных объемах поставок. В договоре купли-продажи следует предусматривать количество, ассортимент и сроки поставки товаров, порядок поставки, качество и комплектность товаров, имущественную ответственность сторон. В частности, в договорах важно предусмотреть порядок представления заявок на текущий завоз товаров, ответственность оптовых предприятий за каждый случай невыполнения заявки на доставку в магазины товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем, а также ответственность розничных торговых предприятий за каждый случай непредставления или несвоевременного представления заявки на доставку (завоз) в магазины товаров. В договоре следует предусмотреть возможность централизованной доставки товаров в подсортированном виде непосредственно в розничные торговые предприятия, порядок личной отборки товаров у поставщика, порядок расчетов, цены, порядок оказания оптовых торговых услуг и их стоимость и другие условия.
Оптовая продажа товаров в отличие от розничной представляет собой продажу товаров оптовым покупателям (предприятиям). Результат такой продажи выражается определенной суммой оптового товарооборота, одного из основных показателей деятельности базы. Оптовая продажа товаров может осуществляться в двух формах – транзитом, когда оптовая база продает товары без завоза их на свои склады, и продажей товаров со своих складов.
Результатом этих форм продажи будет являться оптовый транзитный оборот и соответственно оптовый складской товарооборот. В оптовом товарообороте торговых баз преобладающий удельный вес приходится на оптово-складской товарооборот. Транзитный оборот оптовых баз, в свою очередь, подразделяется на оборот с участием в расчетах (оплаченный или с вложением базой собственных средств) и без участия в расчетах неоплаченный, организуемый).
При транзите с участием в расчетах база оплачивает поставщику стоимость отгруженного товара, которую затем получает со своих покупателей. При транзите без участия в расчетах поставщик предъявляет к оплате счета не оптовой базе, а непосредственно получателю. При организации транзитного оборота оптовая база выполняет посредническую роль между поставщиком и получателем. Однако она заключает с поставщиком и получателем договоры, предъявляет разнарядки (наряды), контролирует выполнение договоров.
Трудоемкость транзитного оборота значительно ниже складского, поэтому при относительно высоких размерах транзитных наценок (накидок) он выгоден для оптовых баз. Оптовым покупателям следует в договорах с базами предусматривать возможность транзитных поставок товаров и размеры транзитных наценок (накидок).
Таким образом, организация и технология оптовой продажи товаров является важнейшим объектом коммерческой и маркетинговой деятельности фирмы. Содержание коммерческой работы по оптовой продаже товаров можно свести к выполнению следующих операций: установление хозяйственных связей с покупателями товаров; организация и технология оптовой продажи; организация учета и пополнения запасов; рекламно-информационная деятельность. При оптимальной реализации всех этих направлений возможно успешная деятельность оптовой фирмы.
В 2010 году оборот оптовой торговли увеличился по отношению к 2009 году на 13,4% и составил 24457,1 млрд. рублей.
В 2010 году оборот оптовой торговли на 77,0% формировался организациями оптовой торговли, оборот которых составил 18829,8 млрд. рублей или 117,9% к 2009 году. На долю малых предприятий приходилось 42,7% оборота оптовой торговли.
Среди факторов, ограничивающих деятельность оптовых организаций в наибольшей степени, респонденты выделяют неплатежеспособность покупателей и недостаток собственных финансовых средств – по 60%, высокий уровень налогов – 53%.
На рисунке 1.1.2 представлены доли федеральных округов в российском обороте оптовой торговли за 2010 г.
Рис. 1.1.2. Доли федеральных округов в российском обороте оптовой торговли за 2010 г.
Анализ рисунка 1.1.2 показывает, что основную долю в российском обороте оптовой торговли (50%) занимает Центральный федеральный округ. Крупнейшие оптовые компании расположены именно в этом округе.
Для примера распределения оптового товарооборота в региональном разрезе рассмотрим Центральный федеральный округ (рисунок 1.1.3).
Рис. 1.1.3. Доли регионов Центрального федерального округа в федеральном обороте оптовой торговли этого округа за 2010 г.
Анализ рисунка 1.1.3 показывает, что Московский регион занимает 86% в общем объеме оптового оборота за 2010 год. В Москве и Московской области расположены как московские, так и региональные оптовые фирмы, которые реализуют свою продукцию практически по всей стране. Доля других регионов Центрального федерального округа составляет в среднем 1% от объема оптового оборота Центрального федерального округа.
На рисунке 1.1.4 представлен удельный вес продажи отдельных товаров организациями оптовой торговли в ресурсах данного товара в декабре 2010 года, в процентах.
Рис. 1.1.4. Удельный вес продажи отдельных товаров организациями оптовой торговли в ресурсах данного товара в декабре 2010 года
По результатам выборочного обследования конъюнктуры и деловой активности в оптовой торговле, проведенного в конце 2010 года, в оптовой торговле сохранилась благоприятная ситуация для предпринимательской деятельности. Как «благоприятную» и «удовлетворительную» ее охарактеризовали 90,1% руководителей торговых организаций.
Достаточно оптимистично оценивают предприниматели перспективы развития экономической ситуации в оптовой торговле в 1 квартале 2011 года: 88,3% из них полагают, что она не ухудшится, в том числе 20,2 % рассчитывают на ее улучшение, прогнозируя увеличение портфеля заказов на реализуемую продукцию, оптового оборота и объема продаж в натуральном выражении. Оборот организаций оптовой и розничной торговли, организаций по продаже, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования в 2010 году составил 26108,6 млрд. рублей, что в фактически действовавших ценах на 31,1% больше, чем в предыдущем году.
Коммерческая деятельность торговой организации предусматривает выполнение комплекса торгово-организационных операций и управление ими. Она базируется на теоретических и практических знаниях вопросов организации и техники осуществления коммерческих операций. Коммерческие операции на потребительском рынке обслуживают процесс обмена (купли-продажи). Для того чтобы обмен состоялся, необходимо осуществить взаимосвязанные, выстроенные в определенной последовательности действия, обеспечивающие организационные, социальные и правовые аспекты процесса, которые носят коммерческий характер: изучить рынок и определить потребность в товарах, найти поставщиков, покупателей, заключить договор, обеспечить его выполнение и т.д.
Через коммерческую деятельность устанавливаются связи изготовителей товаров с их потребителями и осуществляется управление обменом. Операции, осуществляемые в процессе этой деятельности, носят коммерческий характер и оказывают влияние на конечные результаты работы торговых организаций.
Коммерческая деятельность непосредственно реализуется организациями, предприятиями, юридическими, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обеспечивает операции обмена между хозяйствующими субъектами на рынке товаров и услуг. Она осуществляется в соответствии с законодательством, правовыми и нормативными актами.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что коммерческая деятельность на рынке товаров и услуг представляет собой совокупность организационно-хозяйственных операций, обслуживающих обмен, совершение акта купли-продажи с целью получения прибыли.
При этом субъектами коммерческих операций выступают торговые организации и предприятия, наделенные правом их совершения. В процессе их деятельности определяются принципы этой работы, выбираются наиболее приемлемые в конкретной ситуации формы и методы ее выполнения, совершенствуются экономические рычаги и средства управления ею. Объектом коммерческих правоотношений на потребительском рынке являются товары и услуги. Коммерческие операции подразделяются на основные (операции по обмену, купле-продаже товаров и услуг) и обеспечивающие (операции по продвижению товара от продавца до покупателя) [19, с.7].
Таким образом, коммерческая деятельность состоит из десяти этапов [19, с.13]:
1. Информационное обеспечение коммерческой деятельности (информация о спросе и конъюнктуре рынка, объемах и структуре производства и предложения, товаре, потребителе, конкурентах);
2. Определение потребности в товарах (определение емкости рынка и его сегментов, объемов поставки и структуры ассортимента, сроков поставки и размеров единовременных партий);
3. Выбор партнеров для установления хозяйственных связей и каналов продвижения (изучение источников поступления, поставщиков и их возможностей; экономическое обоснование выбора поставщиков и оптимального варианта продвижения товара; распределение между партнерами функций по продвижению товаров на рынок);
4. Коммерческая деятельность по установлению хозяйственных связей между партнерами (выбор формы хозяйственных связей, разработка проекта договора, переговорный процесс по согласованию условий договора, подписание договора);
5. Организация оптовых закупок товаров (обоснование и отбор организационных форм закупок, организация оптовых закупок, документальное оформление закупок, контроль исполнения договора);
6. Коммерческая деятельность по оптовой продаже товаров (выбор формы оптовой продажи, разработка и подписание договора поставки, организация оптовой продажи, документальное оформление оптовой продажи, контроль исполнения договора поставки);
7. Коммерческая деятельность по организации розничной продажи товаров (изучение спроса покупателей, формирование ассортимента товаров магазина, определение партий и частоты завоза товаров, выбор форм и методов продажи, стимулирование увеличения объемов продаж, мерчендайзинг);
8. Рекламно-информационная работа (обоснование целесообразности использования рекламы, выбор вида рекламы и рекламных средств, разработка рекламной компании, оценка эффективности рекламы, формирование имиджа);
9. Сервисное сопровождение (отбор услуг, пользующихся спросом; оказание услуг в предпродажный, послепродажный периоды и в момент продажи товара, сервисное обслуживание);
10. Управление товарными ресурсами (формирование товарных ресурсов; поддержание товарных ресурсов в соответствии со спросом и требованиями рынка; маневрирование, нормализация товарных запасов; коммерческая деятельность по ускорению оборачиваемости товаров).
Коммерческая деятельность осуществляется на всем пути продвижения товара на рынок. В зависимости от вида деятельности торговой организации некоторые из представленных этапов могут быть исключены либо адаптированы к специфике деятельности. Так, для торговой организации, занимающейся оптовой торговлей, исключается седьмой этап, в свою очередь, розничная торговая организация не осуществляет коммерческую деятельность по оптовой продаже товаров.
Таким образом, можно выделить следующие основные направления коммерческой деятельности оптовой торговой организации [19, с.14]:
– организация хозяйственных связей и договорной работы в торговой организации;
– коммерческая деятельность по закупке товаров;
– коммерческая работа по продаже товаров;
– формирование ассортимента и управление товарными запасами в торговой организации;
– рекламная деятельность и продвижение товара.
Независимо от выбранной стратегии развития и методов ее реализации, главной целью каждой коммерческой организации является получение прибыли. В конечном итоге, осуществление любых коммерческих операций должно привести к получению фирмой положительного финансового результата.
Таким образом, коммерческая деятельность тесно связана с конечными результатами работы торговой организации – чем эффективнее коммерческая деятельность, тем лучше конечные результаты, и наоборот. Поэтому необходимо не только непрерывно вести коммерческую работу по установлению хозяйственных связей, оптовым закупкам, формированию ассортимента, управлению товарными запасами, оптовой продаже товаров, стимулированию продаж, но и постоянно проводить оценку ее эффективности. Это позволит своевременно выявлять «слабые места» и разрабатывать мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности фирмы и повышать ее эффективность.