Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является описать сущность ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
1. показывается бюджетная система и федеральный бюджет Российской Федерации;
2. описываются общие положения о нарушении бюджетного законодательства;
3. показывается ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………3

Глава 1 Бюджетная система и федеральный бюджет Российской Федерации……………………………………………………………………………………………………………………………5
§1.1. Понятие бюджетной системы и ее звенья…………………………………5
§1.2. Федеральный бюджет и федеральное бюджетное финансирование……………………………………………………………………………………………………………10
Глава 2 Общие положения о нарушении бюджетного законодательства………………………………………………………………………………………………………13
§2.1. Проблема ответственности за нарушение бюджетного законодательства………………………………………………………………………………………………………13
§2.2. Положения о нарушении бюджетного законодательства………………………………………………………………………………………………………15
Глава 3 Ответственность за нарушение бюджетного законодательства………………………………………………………………………………………………………20
§3.1. Понятие бюджетного правонарушения…………………………………………20
§3.2. Ответственность, предусмотренная за нарушение бюджетного законодательства…………………………………………………………………………23
§3.3. Проект федерального закона «О внесении дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (об установлении ответственности за нарушение бюджетного законодательства)……………………………………………33
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………40
Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

201302.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………3

 

Глава 1 Бюджетная система и федеральный бюджет Российской Федерации……………………………………………………………………………………………………………………………5

§1.1. Понятие  бюджетной системы и ее звенья…………………………………5

§1.2. Федеральный  бюджет и федеральное бюджетное  финансирование……………………………………………………………………………………………………………10

Глава 2 Общие положения о нарушении бюджетного законодательства………………………………………………………………………………………………………13

§2.1. Проблема ответственности  за нарушение бюджетного законодательства………………………………………………………………………………………………………13

§2.2. Положения о нарушении бюджетного законодательства………………………………………………………………………………………………………15

Глава 3 Ответственность за нарушение бюджетного законодательства………………………………………………………………………………………………………20

§3.1. Понятие  бюджетного правонарушения…………………………………………20

§3.2. Ответственность, предусмотренная за нарушение бюджетного законодательства…………………………………………………………………………23

§3.3. Проект федерального закона «О внесении дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (об установлении ответственности за нарушение бюджетного законодательства)……………………………………………33

Заключение………………………………………………………………………………………………………………………40

Список  используемой литературы…………………………………………………………………42

 

Введение

В связи с  бурным развитием бюджетного законодательства РФ в последние годы новое наполнение получают многие институты бюджетного права, в том числе институт ответственности за нарушение бюджетного законодательства. До недавнего времени правовые нормы об ответственности в бюджетной сфере не были кодифицированы. Такие нормы содержались в федеральных и региональных законах о бюджете на соответствующий финансовый год, в Законе РФ «О субвенциях республикам в составе РФ, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу», Положении о Министерстве финансов РФ и Положении о Федеральном казначействе. С принятием Бюджетного кодекса РФ ситуация существенно изменилась: Часть 4 Кодекса посвящена ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ. Кроме того, с 1 июля 2002 года был введен в действие Кодекс РФ об административных правонарушениях, в Главе 15 которого предусмотрено несколько административных правонарушений в области финансов (бюджета), а также ответственность за их совершение. Таким образом, к настоящему времени мы имеем ряд в определенной мере систематизированных правовых норм, устанавливающих правонарушения в бюджетной сфере и ответственность за их совершение.

Тема данной курсовой работы – «Ответственность за нарушение бюджетного законодательства»  – актуальна в силу того, что, во-первых, вопрос об ответственности за нарушение бюджетного законодательства тесно связан с научной дискуссией о возможности выделения финансово-правовой ответственности в самостоятельный вид юридической ответственности, а также о сущности финансового правонарушения как основания финансово-правовой ответственности., во-вторых, изменения в законодательстве обусловили разные подходы специалистов к проблеме ответственности в финансовом праве.

Целью данной работы является описать сущность ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:

1. показывается  бюджетная система и федеральный  бюджет Российской Федерации;

2. описываются  общие положения о нарушении  бюджетного законодательства;

3. показывается  ответственность за нарушение  бюджетного законодательства.

Работа состоит  из Введения, трех Глав, Заключения и  Списка литературы.

В Главе 1 – Бюджетная система и федеральный бюджет Российской Федерации – решается первая из поставленных выше промежуточных задач, а именно: показывается бюджетная система и федеральный бюджет Российской Федерации.

В Главе 2 – Общие положения о нарушении бюджетного законодательства – решается вторая из промежуточных задач, а именно: описываются общие положения о нарушении бюджетного законодательства.

В Главе 3 – Ответственность за нарушение бюджетного законодательства – решается последняя из промежуточных задач, а именно: показывается ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

В Заключении делаются основные выводы по работе.

 

Глава 1 Бюджетная  система и федеральный бюджет Российской Федерации

§1.1. Понятие бюджетной системы и  ее звенья

Бюджетные отношения  представляют собой финансовые отношения  государства на федеральном, региональном (субъектов федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Бюджет - это  подробное описание расходов, а также финансовых планов отдельных людей, компаний или правительства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. 1

Совокупность  всех видов бюджетов образует бюджетную  систему государства. Взаимосвязь  между ее отдельными звеньями, организацию  и принципы построения бюджетной  системы называют бюджетным устройством.

Федеральные, региональные и местные органы государственной и муниципальной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.

Бюджетная система  РФ состоит из трех звеньев:

- федеральный  бюджет РФ;

- бюджеты национально-государственных  и  административно - территориальных  образований, называемые бюджетами  субъектов федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

- местные бюджеты.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы, при этом значение государственного регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами. 1

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в регулировании экономикой: как  на макроэкономическом уровне - в обеспечении  определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами; так и на микроэкономическом - перераспределение финансовых ресурсов между формами собственности, отдельными группами и слоями населения и т.п.

Через госбюджет  государство концентрирует значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной  власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Средства бюджета  направляются на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных  отраслей. Расходы бюджета в области  экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально - технической базы. Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, например - ликвидировать нерентабельные предприятия или перепрофилировать их.

Важная роль государственного бюджета не ограничивается только лишь финансированием сферы  материального производства, бюджетные  ресурсы также направляются и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.). Финансирование предприятий и учреждений социально-культурного направления осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходы бюджета, которые обуславливаются реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан государства в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту и др. 1

В сегодняшних  условиях перехода на рыночные отношения  государственный бюджет сохраняет  свою важную роль, изменяются только лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного  режима расходования бюджетных средств  и в связи с этим немного другого принципа регулирования самой экономикой и социальными сферами.

В последние  годы в условиях создания Российского  государства, развития рыночных отношений, многообразия форм собственности, усиления самостоятельности регионов произошли принципиальные изменения и в бюджетном устройстве. В соответствии с действующим законодательством стали самостоятельными: республиканский бюджет Российской Федерации (он получил название федерального бюджета), республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований. Это значит, что бюджеты вышестоящих уровней управления перестали включать в себя доходы и расходы бюджетов нижестоящих уровней управления. Для обеспечения самостоятельности бюджетов и автономного функционирования им установлены собственные источники доходов и предоставлено право определять направления их использования и расходования. Одновременно совершенствуется механизм бюджетных взаимоотношений между уровнями власти. Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе Российской Федерации, 56 краевых и областных бюджетов, включая одну автономную область, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса. 1Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Его составной частью является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней. Свод бюджетов в целом по Российской Федерации или соответствующей территории носит название консолидированных бюджетов. Такой объединительный бюджет законодательными органами не утверждается и используется для аналитических целей.

 

§1.2. Федеральный  бюджет и федеральное бюджетное  финансирование

Федеральный бюджет Российской Федерации является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается  Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим  статус федерального закона.

Через федеральный  бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. Кроме того, за счет средств федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, финансовая помощь субъектам федерации, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов, резервов и другое. 1

Составление и  исполнение бюджета базируется на бюджетной  классификации, в которой выделяются целевые направления государственной  деятельности, вытекающие из основных функций государства.

В зависимости  от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие (на обеспечение текущих потребностей) и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов). В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие (на обеспечение текущих потребностей) и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов).

Бюджетное финансирование, наряду с кредитованием и передачей  федеральных бюджетных средств  в управление, является одной из форм финансовой деятельности Российской Федерации в области государственных расходов. Основной признак бюджетного финансирования состоит в безвозвратности и бесплатности предоставляемых средств. Направления финансирования на каждый год определяются федеральным законом о федеральном бюджете.

При регулировании  процесса бюджетного финансирования в  нормативных документах Министерства финансов Российской Федерации используются такие термины, как бюджетные  назначения, распорядитель бюджетных  ассигнований. 1

Под бюджетными назначениями понимается сумма средств, предусмотренная в федеральном бюджете на соответствующий год.

Для осуществления  расходов, финансирование которых производится из бюджета, соответствующие средства предоставляются распорядителям ассигнований. Основным плановым документом, определяющим объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, отпускаемых из бюджета на содержание учреждения является смета. Финансирование учреждений, состоящих на федеральном бюджете, производится только по утвержденным для них сметам расходов. Расходование бюджетных средств без утвержденной сметы расходов не допускается и по сути является грубейшим нарушением бюджетного законодательства. Смета составляется, и, как следствие, финансирование производится в соответствии с подразделениями Бюджетной Классификации Российской Федерации, утвержденной законом. Бюджетная классификация является обеспечением адресного выделения финансовых ресурсов, с помощью которой решается проблема: кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета. Бюджетная классификация должна обеспечивать возможность экономического анализа государственных расходов. Согласно экономической классификации расходов бюджетов в Российской Федерации все затраты разграничиваются в соответствии с предметной (экономической) структурой бюджета, т.е. по направлениям расходования (на оплату труда государственных служащих, капитальные вложения в основные фонды, выплату субсидий предприятиям и населению и т.д.). 1Среди расходов федерального бюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внешнего и внутреннего долга. Он возникает при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита (его появление связано с превышением бюджетных расходов над доходами). Это значит, что государство становится заемщиком финансовых средств у населения, банков, и предприятий (в этом случае возникает внутренний государственный долг) или у другого государства, или международных финансовых организаций (внешний государственный долг). Формами привлечения заемных средств для финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещение государственных обязательств и различные займы.

Информация о работе Ответственность за нарушение бюджетного законодательства