Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 00:12, контрольная работа
Программно-целевой метод (статья 10 Бюджетного кодекса) - используется при финансировании отдельных государственных программ социального и экономического развития. Дает возможность выявить источники ресурсов для выполнения программ и определить эффективность этих программ.
Вопрос № 7. Программно-целевой метод планирования.
Вопрос № 27. Компьютерные технологии бюджетного планирования.
Вопрос № 29. Методы прогнозирования деловой среды.
Список литературы
народнохозяйственных
социально значимым сферам экономики и конъюнктуры рынка.
Результаты прогнозов
прогнозы конъюнктуры рынка используются во время принятия органами
законодательной и исполнительной власти конкретных решений в области
экономической политики и во время разработки индикативных планов и
государственных программ.
Процесс разработки прогнозов и планов очень трудоёмкий. Кроме того, он
требует сведения прогнозов и планом разных уровней. Для проведения таких
работ необходимо обеспечения единства методологии.
Методология – это совокупность методов и приёмов исследования, которые
применяются в какой-либо науке с учётом специфики объекта его познания.
Экономическое прогнозирование – это система научных исследований про
возможные направления будущего развития экономики её отдельных отраслей. В
макроэкономическом планировании оно играет особую роль, потому как даёт
возможность вероятного видения исследования объекта в будущем. Научное
прогнозирование есть формой научного предвидения. Оно как правило
предшествует разработке социально-экономических и научно-технических
программ и планов.
В зависимости от сферы применения прогнозирование бывает социально-
экономическим и научно-техническим. Социально-экономическое прогнозирование
даёт оценку возможным перспективным изменениям экономических и социальных
условий жизнедеятельности общества. Научно-техническое прогнозирование
направлено на разработку научных, технических и технологических способов
реализации планов социально-экономического развития.
В зависимости от уровня управления прогнозирование делится на народно-
хозяйственное, отраслевое (или региональное) и прогнозирование развития
предприятия. Народно-хозяйственное прогнозирование учитывает возможности
оптимального достижения цели производства, выполнения задач экономического
развития. Отраслевое прогнозирование осуществляется с учетом предложения
различных отраслей и регионов. Прогнозирование развития фирм, корпораций,
предприятий выполняется с учётом новых тенденций экономического и
социального аспекта и новейших достижений техники и технологии
производства.
По уровню обоснованности прогнозы делят на поисковые
(исследовательские) и нормативные. Поисковое прогнозирование оценивает
перспективные тенденции развития экономики, а нормативное связано с
определением путей и сроков достижения желаемого состояния экономики и
социального развития страны на основе достигнутых результатов. Нормативное
прогнозирование осуществляется на основе заблаговременно определённой цели.
Его задание – определить пути и сроки достижения возможного состояния
экономики в будущем на основе заданных нормативов.
Типы прогнозирования
Для предсказания будущего фирмы используют следующие типы
прогнозирования:
1. Прогнозирование, основанное
на творческом видении
субъективное знание прогнозиста, его интуицию. Часто прогнозы такого
рода имеют фирмы “утопий” или “антиутопий” – литературных описаний
вымышленного будущего. Несмотря на кажущуюся отдалённость от мира
экономики, подобные произведения являются хорошим дополнением к сухому
количественному прогнозу. Недаром для обоснования своих идей некоторые
известные отечественные экономисты использовали не только научные
теории, но и литературные утопии. Прогнозирование, основанное на
творческом видении, может использоваться для непосредственного
предсказания менеджерами и др. участниками экономической организации
будущих результатов её деятельности.
2. Поисковое прогнозирование – способ научного прогнозирования от
настоящего к будущему. Прогнозирование начинается от сегодняшнего дня,
опирается на имеющуюся информацию и постепенно проникает в будущее.
Поисковое прогнозирование может быть двух видов:
. Традиционным, или экстраполятивным;
. Новаторским – альтернативным.
Экстраполятивный подход предполагает, что экономическое и прочее развитие
происходит гладко и непрерывно, поэтому прогноз, может быть, простой
проекцией (экстраполяцией) прошлого в будущее.
Экстраполятивный подход означает, во-первых, оценку прошлых показателей
деятельности фирмы и
перенесение этих тенденций в будущее.
Таким образом, главное предположение экстраполятивного подхода в
прогнозировании заключено в признании того, что в диапазоне ключевых
интересов фирмы силы прошлого в состоянии контролировать будущее.
Несмотря на возникновение альтернативного подхода, экстраполятивный
подход очень широко применяется в прогнозировании и так или иначе
отражается в большинстве
Альтернативный подход исходит из того, что внешняя и внутренняя
среда бизнеса подвержена постоянным изменениям, и в следствии этого:
. развитие фирмы происходит не только гладко и непрерывно, но и
скачкообразно и прерывисто;
. существует определённое число вариантов будущего развития фирмы
(или определённое число
Таким образом, в рамках альтернативного подхода, во-первых,
создаются прогнозы, включающие сочетание различных вариантов развития
выбранных показателей и явлений. Каждый из вариантов развития лежит в
основе особого сценария будущего. Во-вторых, альтернативное
прогнозирование может объединять в единой логике два способа
развития – гладкий и
будущего.
Альтернативный подход сравнительно молод (широкое применение
его началось в 80-е годы), однако он быстро завоёвывает популярность
в практике внутрифирменного планирования.
В целом поисковое прогнозирование опирается как на
количественные, так и на качественные методы.
* Примером качественных (не количественных) прогнозов могут быть
опросы руководителей промышленных предприятий, брокерских и
посреднических фирм. В основу опросов положена неколичественная
методика мюнхенского IFO-института. Респонденты оценивают
текущее и будущее состояние отрасли и фирмы не в количественных
показателях, а в категориях “больше-меньше”, “лучше-хуже”.
Специальные исследования, проводившиеся в Европе, показали, что
участники опросов признали подобные конъюнктурные опросы
полезными для себя, особенно в отраслевом разрезе. Фирмы –
участники опросов – сообщают, что используют прогнозы при
разработке краткосрочных
четверти респондентов применяют результаты опросов в бизнес-
планировании.
Исходя из результатов опросов о динамике объема производства,
предприятия фирмы определяют направленность деловой политики и
текущих планов.
Таким образом, качественные (не количественные) методы
прогнозирования оказывают не меньшую помощь в определении
будущей деятельности предприятия, чем прогнозы, выраженные в
конкретных цифрах и абсолютных показателях.*
3. Нормативное (нормативно-целевое) прогнозирование. В рамках
нормативного прогнозирования сначала определяются общие цели и
стратегические ориентиры на будущий период времени, а затем менеджеры
оценивают развитие фирмы, исходя из этих целей.
Чаще всего нормативный подход используется тогда, когда фирма не
обладает необходимыми исходными (историческими) данными. Поэтому для
нормативного подхода характерно преимущественное применение
качественных методов исследования.
Как и экстраполятивное, нормативное прогнозирование является в
большей степени традиционным подходом к предсказанию будущей среды
организации.
Виды прогнозов
Прогноз – это результат процесса прогнозирования, выраженный в
словесной, математической, графической или другой форме суждения о
возможном состоянии фирмы и её среды в будущий период времени.
Виды прогнозов можно
Во-первых, прогнозы разделяют в зависимости от их временного охвата.
Различная длительность прогнозов определяется существованием различных
горизонтов планирования: от краткосрочного до долгосрочного.
Существуют прогнозы на очень короткий период времени – сроком до
месяца. К таким прогнозам относятся месячные и недельные прогнозы движения
наличности.
Краткосрочные прогнозы обычно применяются при составлении годичных
планов.
Средние и долгосрочные прогнозы иначе называют перспективными.
Во-вторых, прогнозы делятся по типам прогнозирования на поисковые,
нормативные и основанные на творческом видении.
В-третьих, в связи с возможностью воздействия фирмы на своё будущее
прогнозы делятся на пассивные и активные.
Пассивный прогноз – исходит из того, что фирма в силу ряда причин
(отсутствие необходимых средств, наличие благоприятных тенденций развития и
т.д.) не намерена воздействовать на свою среду и предполагает возможность
самостоятельного, не зависимого от действий фирмы развития внешних
процессов.
Активный прогноз – предусматривает возможность активных действий фирмы
по проектированию собственного будущего, её реальное воздействие на внешнюю
среду.
В заключении можно отметить некоторые источники ошибок применения
методов прогнозирования среды бизнеса и способы их преодоления.
Основными источниками могут быть названы:
1. простое перенесение (экстраполяция) данных из прошлого в будущее
(например, отсутствие у фирмы иных вариантов прогноза, кроме 10% роста
продаж).
2. невозможность точного
на исследуемый объект.
3. непредвиденные трудности (разрушительные трудности), влияющие на
осуществление плана, например, внезапное увольнение начальника отдел
сбыта.
Ошибки первой категории могут быть сужены путем применения методов
регрессионного анализа, криволинейного сглаживания и других техник.
Ошибки второй категории частично могут быть преодолены при помощи
метода Дельфи, сценариев, моделей, анализа модели жизненного цикла.