Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:32, шпаргалка
Экономическая сущность и функции бюджета государства.
Дотации, субвенции и субсидии и трансферты, их содержание и значение.
Роль бюджета государства в условиях рыночной экономики.
Государственные и муниципальные заимствования в РФ.
Роль бюджета государства в распределении ВВП.
Бюджетный контроль, его содержание, формы, виды и методы.
Бюджетные права представительных и исполнительных органов власти в России.
Государственные внебюджетные фонды, их состав и значение.
Бюджетное устройство Российской Федерации.
33. Порядок
исполнения федерального
Третья стадия бюджетного процесса - исполнение бюджетов. Исполнение федерального бюджета обеспечивается Правительством РФ..
Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи, которая составляется главным распорядителем по распорядителям и получателям бюджетных средств. На основании бюджетных росписей главных распорядителей составляется сводная бюджетная роспись и направляется в орган, исполняющий бюджет.
Уведомления о
бюджетных ассигнованиях
Орган, исполняющий бюджет, утверждает для распорядителей и получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств (расходование средств определенного бюджета в течение определенного срока в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью).
Для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ Федеральное казначейство открывает в ЦБ РФ, через которые осуществляются все кассовые операции по исполнению бюджетов.
Возможна блокировка расходов бюджета. Она осуществляется по решению руководящего финансового органа на любом этапе исполнения бюджета (например, при нецелевом использовании бюджетных средств).
Если доходы бюджета превышают утвержденные законом показатели, то превышение используется на покрытие дефицита и погашение долговых обязательств бюджета. При этом изменения в закон о бюджете не вносятся..
Размещение бюджетных средств на банковских депозитах и получение за счет этого доходов не допускаются.
Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита и расходы бюджета подлежат бюджетному учету, основанному на едином плане счетов. Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Представляет ее уполномоченный исполнительный орган в законодательный орган, контрольные органы и Федеральное казначейство. Годовой отчет об исполнении бюджета — законодательный орган.
Финансовый год завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие также 31 декабря.
38. Расходы
бюджетной системы на
На социальную
сферу расходы финансируются
из всех уровней бюджетной системы
и из территориальных ВБФ. Внебюджетные
фонды – это средства федерального
правительства и местных
36.Основы
планирования доходов
Планирование доходов бюджетов предполагает определение параметров поступающих в бюджет налоговых и неналоговых платежей на очередной финансовый год по видам платежей. Определение возможных поступлений доходов связано с изучением факторов, которые влияют на каждый платеж. Первая группа факторов - общеэкономические и социально-политические факторы. Они включают в себя учет изменения цен и ценовой политики государства, учет факторов, влияющих на изменение конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка. На основе изменения этих факторов определяются важнейшие макроэкономические показатели, от которых зависит размер налоговых и неналоговых платежей. Эти показатели фиксируются в прогнозе социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год. Это:1.Изменение ВВП в очередном финансовом году. 2.Уровень инфляции. 3.Средний курс рубля к доллару на очередной финансовый год. 4.Доходы, которые получит государство от экспорта. 5.и т.д. Определение этих показателей осуществляется МинЭкономРазвития и торговли, совместно с МинФином РФ. Вторая группа факторов - это факторы, которые учитываются при определении конкретных видов доходов. Они связаны с изменением порядка взимания отдельных платежей, в первую очередь налогов, а также с изменением налогового законодательства РФ. Факторы: 1.Данные экономического анализа исполнения доходов бюджетов в прошлом и в текущем году и выявление тенденций развития доходов в целом и по каждому отдельному источнику. 2.Изменение состава налогоплательщиков, количества объектов налогообложения, размера налоговой базы, ставок и льгот по налогам. 3.Изменение системы налогового администрирования, на основе которого определяется уровень собираемости налогов в очередном году. Исходя из этих факторов определяется поступление налоговых и неналоговых платежей и распределение этих поступлений между отдельными видами бюджетов. За общий объем поступлений и за распределение налоговых и неналоговых платежей между бюджетами отвечает МинФин РФ, а также региональные и местные финансовые органы. МинФин, на основе обобщенных сведений о текущих поступлениях доходов, определяет ожидаемое исполнение федерального бюджета на текущий год. Территориальные финансовые органы осуществляют ту же работу, но в рамках региональных и местных бюджетов. МинФин РФ получает основные макроэкономические показатели от МинЭкономРазвития и торговли, и на основе этих показателей рассчитывается общая сумма доходов федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ. Одновременно с этим МинФин определяет поступления по каждому виду налоговых и неналоговых платежей. Расчеты налоговых поступлений основаны на планировании налоговой базы, средних ставок налогов и коэффициентов собираемости. По каждому налогу имеется собственная методика планирования, которая в основном отличается особенностями определения налоговой базы. На практике используются два основных способа расчета налоговой базы. Первый - прямое определение отдельных показателей, которые составляют налоговую базу. Такой способ применяется в случае, если налоговая база состоит из небольшого количества элементов. Второй способ - аналитический. Налоговая база определяется методами статистического или математического программирования и экономико-математических моделей. После расчета налоговой базы определяется средняя ставка налога на очередной год. Если по налогу используется несколько ставок, то средняя ставка рассчитывается по текущему году как отношение ожидаемых поступлений налога к налоговой базе, умноженное на 100. Учитывается также коэффициент собираемости налогов. При этом определяется возможное повышение собираемости в следующем финансовом году. Общая сумма поступления налога на следующий год рассчитывается: «налоговая база*средняя ставка*коэффициент собираемости». Неналоговые доходы также планируются МинФином и территориальными финансовыми органами на основе данных, которые предоставляет МинЭкономРазвития и торговли. Сумма поступлений определяется, исходя из темпов внесения этих доходов в предшествующем году, возможного исполнения этих доходов в текущем году и изменения поступления этих средств в следующем году.
34. Доходы и расходы местных бюджетов.
Расходы местного бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. Расходы местного бюджета возникают в результате принятия на себя соответствующих обязательств. Такие обязательства называют расходными обязательствами.
Расходные обязательства возникают в результате принятия закона, нормативного акта, договора или соглашения органов местного самоуправления с физическим или юридическим лицом, органом государственной власти. Органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств, как свод нормативных правовых актов и заключенных договоров и соглашений, предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств местного бюджета.
Из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:
• содержание органов мест.самоупр-я;
• формирование муниц. собственности и управление ею;
• организация, содержание и развитие учреждений обр-я, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
• содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
• организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
• муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
• благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
• организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
• содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
• организация транспортного обслуживания населения и учре¬ждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
• обеспечение противопожарной безопасности;
• охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
• реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
• обслуживание и погашение муниципального долга;
• целевое дотирование населения;
• содержание муниципальных архивов;
• проведение муниципальных выборов и местных референдумов.
Основные налоговые доходы бюджетов. В бюджеты поселений зачисляются доходы от местных налогов:
• земельного налога;
• налога на имущество физических лиц.
В бюджеты зачисляется часть доходов от следующих феде¬ральных налогов и сборов, налогов:
• налога на доходы физических лиц
• единого сельскохозяйственного налога
• единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
• государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов)
• за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы.
В местные бюджеты зачисляются налоговые доходы от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ.
Неналоговые доходы
местных бюджетов. Эти доходы местных
бюджетов формируются за счет части
прибыли муниципальных
Представительные органы местного самоуправления вправе вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством Российской Федерации.
39. Межбюджетные трансферты, их виды и условия предоставления.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в форме:
- дотаций на
выравнивание бюджетной
- субсидий бюджетам субъектов РФ;
- субвенций бюджетам субъектов РФ;
- иных м/бюд-х
трансфертов бюджетам
- м/бюд-х трансфертов бюджетам гос. внебюд-х фондов.
Условия предоставления:
1. Межбюджетные трансферты из фед-го б-та (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами гос. власти субъектов РФ бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах.
2. Субъекты РФ,
в бюджетах кот. расчетная
3 -/-/-/ превышала 20 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, не имеют права:
1) устанавливать
и исполнять расходные
2) превышать установленные Правительством нормативы формирования расходов на оплату труда гос. гражданских служащих субъекта РФ и (или) содержание органов гос. власти субъекта РФ.
4. -/-/ превышала
60 %объема собственных доходов
консолидированного бюджета
1) подписание
соглашений с Министерством
2) организация
исполнения бюджета субъекта
РФ с открытием и ведением
лицевых счетов источников
3) проведение
ежегодной внешней проверки
14. Сводное финансовое планирование
Финансовое планирование на общегосударственном и терри¬ториальных уровнях обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Каждый финансовый план решает задачи организации и управления финансами в конкретном зве¬не управления.
В систему финансовых планов входят:
• перспективные финансовые планы;
• сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальных уровнях управления.
Сводный финансовый баланс — это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.
В нашей стране сводные финансовые балансы на общегосударственном уровне стали составляться в 30-х годах.
Составление сводного финансового баланса является подготовительным этапом разработки адресного финансового плана, т. е. бюджета. Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы; обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов; произвести прогнозные финансовые расчеты; разработать направления финансовой политики.