Теоретические основы формирования налоговых доходов федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 19:46, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
изучение сущности налоговых доходов федерального бюджета;
анализ формирования налоговых доходов федерального бюджета;
определение оптимизации налоговых доходов федерального бюджета.

Файлы: 1 файл

Налоговые доходы феденрального бюджета курс.01.doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)

2.1. Формирование доходной части  федерального бюджета

В Законе "Об основах  налоговой системы" реализован принцип  единства налоговой политики государства, проявляющийся, в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих  на всей территории Российской Федерации. В то же время в данном законе, а также в статье 12 Налогового Кодекса Российской Федерации в зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает, выделены три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов Российской Федерации и местный. Важно отметить, что отнесение налогов к тому или иному уровню осуществляется в зависимости от компетенции органов законодательной (представительной) власти в применении налогового законодательства.

На практике это означает, что независимо от распределения  налогов по уровням бюджетной системы принимать решение по отдельным вопросам взимания налогов (определение конкретных размеров ставок, расширение перечня налоговых льгот и т. д.) соответствующие органы власти могут лишь в пределах своей компетенции. Например, предоставление местным органам власти права распоряжаться частью федеральных налогов (НДС, налогом на прибыль, подоходным налогом с физических лиц, транспортным налогом и т. д.) не является основанием для изменения по их усмотрению установленного порядка исчисления и уплаты этих налогов.

Следовательно, уровни налоговой  системы не совпадают с уровнями бюджетной системы: если доходы федерального бюджета в части налоговых поступлений формируются только за счет федеральных налогов, то в региональные бюджеты поступают как налоги субъектов РФ, так и федеральные налоги. Аналогичная картина наблюдается и при формировании доходов местных бюджетов. Кроме закрепленных за ними местных налогов, они включают в себя соответствующую часть федеральных налогов и налогов субъектов РФ.

Таким образом, федеральные  налоги (размер их ставок, объекты обложения, льготы и плательщики, а также порядок зачисления их в бюджет) устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. Перечень налогов и сборов, относящихся к федеральным, устанавливается статьей 13 «Федеральные налоги и сборы» Налогового Кодекса Российской Федерации.

Ставки федеральных  налогов устанавливаются Федеральным  Собранием Российской Федерации. При  этом ставки налогов на отдельные  виды природных ресурсов, акцизов  на отдельные виды минерального сырья  и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ. Льготы по федеральным налогам могут устанавливаться только федеральными законами о налогах. Однако органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут вводить дополнительные льготы в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджет. Обоснование права на налоговую льготу возлагается на налогоплательщика.

 Специалист Финансового управления, ответственный за работу с доходной частью федерального бюджета, формирует прогноз поступления доходов, администрируемых Федеральным дорожным агентством, в федеральный бюджет. Затем указанный специалист формирует задания по сбору доходов в разрезе органов управления дорожным хозяйством (далее - ОУДХ), при необходимости осуществляет их корректировку, после чего периодически осуществляет внесение данных о фактических поступлениях в федеральный бюджет[8, C.78].

2.2. Анализ состава и структуры налоговых доходов

Налоговые доходы федерального бюджета являются основными в  их общем объеме и характеризуют объем налоговой нагрузки на субъектов экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.

К налоговым доходам  федерального бюджета относятся  федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым  кодексом РФ.

Основным источником доходов федерального бюджета (около 70 %) являются налоговые доходы (Рис. 1). В федеральный бюджет поступают такие виды налогов, как: налог на добавленную стоимость и акцизы, составляющие около 19% от общего дохода бюджета, налог на прибыль (около 11%), налог на доходы физических лиц (около 11%). Остальную часть образуют налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, страховые взносы.

 

Рис.1. Струтура  доходов консолидированного бюджета субъектов РФ за 2013 г.

 

Рис. 2. Величина НДС в доходах бюджета за 2008-2010 гг

Поступления НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории РФ, в 2008 году равны 998,4 млрд. руб., в 2009 году они составили 1177 млрд. руб. (по сравнению с 2008 годом рост составил 18%). А вот НДС на товары, ввозимые на территорию РФ из Республики Беларусь, наоборот, поступило в 2009 году меньше на 24% — 31 млрд. руб.

Поступление налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, за 2010 год составило 1 328749,3 млн. рублей, что на 88709,3 млн. рублей или на 7,2% больше суммы, учтенной при формировании бюджета.

На увеличение поступления  налога на добавленную стоимость  в 2010 году оказали влияние следующие  факторы:

- улучшение администрирования НДС (снижение задолженности по налогу и повышение уровня собираемости НДС по результатам проведенной контрольной работы налоговых органов) привело к увеличению поступления НДС на 83626,8 млн. рублей;

- изменение законодательства  привело к росту доходов федерального бюджета от уплаты НДС на 28210,6 млн. рублей, в том числе от уплаты НДС при оказании услуг по перевозке грузов, осуществляемых ОАО «РЖД» (Соглашение от 25 января 2008 г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе» с вступлением в силу с 1 июля 2010 г.) - на 12100,0 млн. рублей; за счет уменьшения сумм возмещения налога по заявительному порядку – на 16110,6 млн. рублей.

Вместе с тем уменьшение объема ВВП снизило поступление НДС на 23128,1 млн. рублей.

Поступление налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, за 2010 год составило 1 169 514,5 млн. рублей, что на 68268,3 млн. рублей или на 6,2% больше суммы, учтенной при формировании бюджета, в результате роста объема импорта.

Налогообложение прибыли является важнейшим элементом налоговой политики любого государства.

Налог на прибыль —  значительный источник формирования доходной части бюджетов разных уровней.

Налог на прибыль представляет собой прямой, федеральный и регулирующий налог. В 2010 г. в федеральный бюджет поступило 1774,4 млрд. руб., или 23% от налоговых доходов. Большая часть налога перечисляется в бюджеты субъектов РФ.

Плательщиками налога на прибыль организаций являются: (1) российские организации; (2) иностранные организации, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в РФ через постоянные представительства и получают доходы от источников в РФ.

Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций такой прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину расходов.

Для иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность в  РФ через постоянные представительства, прибыль рассчитывается как полученный этим представительством доход за вычетом произведенных им расходов [11, C.56].

Кроме того, организация  может уменьшить налогооблагаемую прибыль на суммы отчислений в  резерв по сомнительным долгам, резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, ремонтный фонд и некоторые другие резервы.

Ставка налога на прибыль  с 2009 г. равна 20%, при этом в федеральный  бюджет зачисляется 2%, в бюджеты субъектов РФ — 18%. Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ. При этом указанная ставка не может быть ниже 13,5%. До 2009 г. ставка составляла 24%, этим можно объяснить резкое уменьшение доли данного налога в доходах бюджета с 2009 г. (Рис. 3.)

 

 

 

Рис. 3. Величина налога на прибыль в доходах бюджета с 2008 по 2010 гг

 

Поступление налога на прибыль организаций за 2010 год составило 255 026,1 млн. рублей, что на 27 294,5 млн. рублей или на 12,0% больше суммы, учтенной при формировании бюджета.

На увеличение поступления  налога на прибыль организаций в 2010 году оказали влияние следующие факторы:

- рост объемов прибыли  прибыльных организаций увеличил  поступление налога на прибыль  организаций на 7 002,8 млн. рублей;

- уточнение структуры налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2010 год, в том числе рост налога на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов, увеличило объем поступлений налога на прибыль организаций на 20 291,7 млн. рублей.

Налог на доходы физических лиц. В ряду налогов, уплачиваемых физическими  лицами, налог на доходы физических лиц является главным налогом, а для основной массы налогоплательщиков и единственным. Это один из немногих налогов, который существовал в годы советской власти, когда в стране почти отсутствовала система налогообложения.

2.3. Анализ динамики налоговых  доходов

Роль налога на доходы физических лиц обусловлена рядом факторов. Во-первых, это личный налог, т.е. налог, объектом которого является доход, действительно полученный плательщиком, а не предполагаемый усредненный доход, который мог бы быть получен в данных экономических условиях (на основе усредненного дохода устанавливают реальные налоги — на землю, имущество и т.п.), он затрагивает интересы более 80 млн. граждан. Во-вторых, налог на доходы физических лиц позволяет в максимальной степени реализовать основные задачи (помимо фискальной), стоящие перед налогообложением физических лиц, — обеспечить всеобщность и равномерность распределения налогового бремени.

Вместе с тем в  сегодняшних российских условиях налог  на доходы физических лиц не стал доминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то, что по объему поступлений в бюджет в 2010 г. за счет этого налога было сформировано 23,2% от налоговых доходов консолидированного бюджета, его доля явно недостаточна. Это объясняется низким по сравнению с экономически развитыми странами уровнем доходов подавляющего большинства населения России.

Плательщиками налога являются физические лица — налоговые резиденты РФ, а также лица, не являющиеся налоговыми резидентами, но получающие доходы от источников, расположенных на территории РФ.

Объектом налогообложения признаются доходы, полученные:

    • резидентами — от всех источников как на территории РФ, так и за ее пределами;
    • нерезидентами — от источников в РФ.

Налоговая база определяется как сумма всех доходов, полученных в денежной, натуральной форме или в виде материальной выгоды, уменьшенная на сумму налоговых вычетов.

Основными доходами налогоплательщиков являются:

1. Вознаграждение за  выполнение трудовых или иных  обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу.

2. Материальная выгода.

3. Доходы по договорам страхования.

4. Доходы в виде  процентов, получаемые налогоплательщиками  по вкладам в банках, находящихся  на территории РФ.

5. Дивиденды и проценты, полученные от российской организации,  иностранной организации в связи  с деятельностью ее постоянного представительства на территории РФ, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей.

При определении налоговой  базы налогоплательщики имеют право  на получение стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов.

С точки зрения изучения динамики налоговых доходов консолидированного бюджета представляется целесообразным представление данных, представленных в Таблице 1 в сопоставимых ценах. Для этого используем следующие индексы цен: 2009 год – 1,119; 2008 год – 1,220. Для расчета индексов использованы официальные статистические данные о годовых индексах цен в 2008-2010 годах. То есть, все данные будут приведены к ценам 2010 года.

 

Таблица 1

Динамика налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2008-2010 годах (в сопоставимых ценах, в млрд. рублей)

Показатели

2008

2009

2010

Налоговые доходы всего в текущих ценах

7058,4

8680,8

10656,7

Индекс инфляции

1,220

1,119

1

Налоговые доходы всего в сопоставимых ценах

8611,2

9713,8

10656,7

Темп прироста налоговых доходов в сопоставимых ценах

-

+12,8

+9,7

Информация о работе Теоретические основы формирования налоговых доходов федерального бюджета