Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 19:46, контрольная работа
Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
изучение сущности налоговых доходов федерального бюджета;
анализ формирования налоговых доходов федерального бюджета;
определение оптимизации налоговых доходов федерального бюджета.
Таким образом, можно говорить о том, что в 2008-2010 годах наблюдается реальный рост налоговых доходов консолидированного бюджета РФ – доходы за рассматриваемый период в сопоставимых ценах возросли в 1,2 раза.
В целом в 2008-2010 годах
наблюдается достаточно равномерный
рост налоговых доходов
Изучим динамику отдельных видов налогов. Она представлена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика отдельных видов налоговых доходов в 2008-2010 годах (в текущих ценах, в млрд. рублей)
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
Налоговые доходы всего в текущих ценах |
7058,4 |
8680,8 |
10656,7 |
из них: - налог на прибыль организаций |
1332,9 |
1670,6 |
2172,0 |
- НДФЛ |
707,1 |
930,4 |
1266,6 |
- НДС |
1472,2 |
1511,0 |
2261,7 |
- акцизы |
253,7 |
270,6 |
254,4 |
- налог с продаж |
0,3 |
- |
|
- налоги на совокупный доход |
77,5 |
95,9 |
123,7 |
- налоги на имущество |
253,1 |
310,9 |
411,2 |
- платежи за пользование природными ресурсами |
1001,6 |
1281,6 |
1317,5 |
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции |
1622,8 |
2237,4 |
2322,9 |
- единый социальный налог |
267,9 |
316,0 |
405,1 |
- прочие налоги и сборы |
69,3 |
56,4 |
121,6 |
Из приведенных данных видно, что ежегодно наблюдается как рост налоговых доходов консолидированного бюджета в целом, так и большинства статей его налоговых доходов. Так стабильный рост наблюдался по следующим статьям доходов – налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, налоги на совокупный доход, налоги на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, доходы от внешнеэкономической деятельности. По большинству других статей доходов также наблюдается рост, но с небольшими колебаниями, что связано, главным образом с изменениями в бюджетно-налоговой политике, происходившими в анализируемом периоде.
Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц является календарный год.
Налоговые ставки устанавливаются в размере 13% по всем видам доходов и для всех категорий плательщиков, за исключением доходов, по которым установлены иные ставки.
Анализ динамики структуры
налоговых платежей бюджета РФ показывает,
что в период формирования рыночных
экономических отношений, когда
налоговая система имела
Как видно из приведенных в таблице 3 данных, колебания доли указанного налога в доходах консолидированного бюджета РФ незначительны, что характеризирует его как стабильный налог.
Таблица 3
Динамика структуры основных налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, %
Виды налогов |
2008 |
2009 |
2010 |
НДС |
25,9 |
26,4 |
24,1 |
Налог на прибыль |
19,3 |
15,8 |
13,5 |
Акцизы |
7,6 |
10,2 |
11,2 |
НДФЛ |
10,9 |
10,8 |
11,2 |
Проанализировав поступления доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2008-2010 гг. (рис. 4) можно выявить, что регулирующая роль НДФЛ в налоговой системе с каждым годом увеличивается.
Рис. 4. Поступление доходов в консолидированный бюджет РФ за 2008-2010 гг
Не смотря на то, что налог на доходы физических лиц кажется наиболее предсказуемым и стабильным из всех входящих в российскую налоговую систему налогов, но это не говорит о том, что данный налог лишен каких-либо проблем. Например, можно рассмотреть такую проблему как «плоская шкала» налогообложения, которая не способствует выполнению налогом распределительной функции. По данным Росстата, почти половина денежных доходов населения концентрируется у группы людей с наиболее высокими доходами. Резкое снижение ставки подоходного налога с 2001 г. для этой группы еще более усилило и продолжает усиливать расслоение общества по уровню обеспеченности. Расслоение населения по уровню доходов становится угрожающе катастрофическим [11, C.71].
Несовершенство налоговой
системы является одним из факторов
на пути развития экономики и
Масштабы фактической
мобилизации доходов в
Нездоровая ориентация российской налоговой системы на косвенные формы налогообложения – еще один негативный стереотип в налоговой политике. До 70% всех налоговых поступлений в бюджет составляют косвенные налоги на бизнес. Такого дисбаланса налоговой структуры в пользу инфляционных регрессивных по отношению к доходам потребителей налогов, коими являются косвенные налоги на бизнес, нет ни в одной развитой стране. Высокие косвенные налоги, будучи ценообразующим фактором, сокращают платежеспособный спрос, а следовательно, и объемы производства, реализации и потребления товаров и услуг, что влечет за собой сокращение налоговых поступлений [6, C.34].
При неблагоприятном в целом налоговом режиме разрастаются теневой и льготный секторы экономики, которые практически не участвуют в формировании государственных доходов. Налоговая политика сосредоточена преимущественно на фискальных целях, не выполняя должным образом задачи стимулирования и регулирования экономики.
Нгуен Суан Тханг в книге «Методологические подходы к формированию налоговых доходов бюджета: зарубежный опыт» пишет, что, невзирая на множество способов и методов прогнозирования бюджетных доходов, они являются, как правило, результатом усовершенствования известных и достаточно распространенных общих подходов к прогнозированию, в том числе путём органического сочетания нескольких методик, которые Россия должна учитывать.
В целях снятия всех налоговых преград на пути экономического роста и превращения налоговой системы в эффективную систему налогообложения Правительством РФ определены приоритетные направления налоговой политики:
- создание стабильной и ясной налоговой системы;
- формирование стимулов
к повышению собираемости
- создание благоприятных
условий для повышения
- укрепление доходной части бюджета.
В качестве основных результатов бюджетной политики в 2010 г. и в начале 2011 г. было отмечено, что бюджетная система в целом достаточно эффективно способствовала послекризисному восстановлению экономики, стабильному выполнению социальных обязательств государства. В 2010 - 2011 гг. экономический рост стабилизировался на уровне около 4%, удалось существенно сократить дефицит федерального бюджета.
Также были внесены изменения
в налоговое законодательство РФ,
направленные на осуществление инноваций,
расширена поддержка
Были отмечены успехи в социальной сфере - рост пенсий и пособий, обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, успехи в реформировании системы государственных и муниципальных закупок, начался переход на программный принцип формирования федерального бюджета.
В Бюджетном послании были определены следующие основные проблемы бюджетной политики:
- отсутствие полной
настроенности государственной
политики, в том числе в бюджетной
и налоговой сферах, на стимулирование
инновационного развития
- неэффективность принимаемых
в ручном режиме мер (в
- существование барьеров,
препятствующих созданию
- проблемы, связанные
с формальным подходом к
- инерционность планирования
и увеличения расходов без
оценки их реальной отдачи
и соответствия целям
Интересно, что одной из основных проблем бюджетной политики было названо повышение ставки страховых взносов до 34%, а точнее, негативные последствия, которые это повышение повлекло. Отрицательные финансовые последствия глобального экономического кризиса не позволили сбалансировать принятое решение о повышении с 1 января 2011 г. суммарной ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 26 до 34 процентов мерами по частичной компенсации возросшей финансовой нагрузки на работодателей, что оказало негативное влияние на перспективы экономического роста.
В 2011 г. и среднесрочной перспективе должно быть обеспечено решение семи основных проблем в области налоговой политики:
1) введение в действие
начиная с 2012 г. новых правил
регулирования трансфертного
2) завершение подготовки к введению местного налога на недвижимость по мере готовности субъектов РФ начать взимание данного налога в 2012 г.;
3) инвентаризация установленных
федеральным законодательством
льгот по региональным и
4) систематизация действующих
льгот и их оценка на предмет
согласованности и проблем
5) совершенствование механизмов налогообложения нефтяной и газовой отрасли, табачной и алкогольной продукции;
6) последовательное устранение
элементов налоговой системы,
которые препятствуют
- внесение изменения
в порядок применения
Информация о работе Теоретические основы формирования налоговых доходов федерального бюджета