Варианты разработки внутрифирменного бюджетирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 06:55, курсовая работа

Описание работы

Вопросам организации бюджетного планирования на предприятии посвящено много исследований ученых различных стран, накоплен значительный опыт. Поэтому важно обобщить и дополнить основные положения теории и практики в данной области.
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов бюджетирования, а также изучение методологии постановки системы бюджетирования на предприятии на современном этапе и основных проблем с этим связанных.
Предметом работы является система знаний, связанных с целенаправленным воздействием на совершенствование внутрифирменного бюджетирования на предприятии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ______________________________________________________3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ВНУТРИФИРМЕННОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ_____________________6
Понятие бюджета и бюджетирование___________________________6
Методы составления и виды бюджетов _________________________7
Основные принципы разработки бюджета предприятия __________10
Учет в бюджетировании_____________________________________13
Контроль исполнения бюджета_______________________________15
ГЛАВА 2. ВАРИАНТЫ РАЗРАБОТКИ ВНУТРИФИРМЕННОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ____________________________________________22
2.1 Производственная программа_________________________________22
2.2 Формирование расходов по элементам_________________________24
2.3 Смета производственной себестоимости продукции______________26
2.4 Смета общехозяйственных расходов___________________________30
2.5 План прибылей и убытков: полная себестоимость продукции______33
2.6 Сметы подразделений _______________________________________34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________________36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ__________________

Файлы: 1 файл

бюджетирование организации.doc

— 305.50 Кб (Скачать файл)

 “Прочие общехозяйственные  расходы” относят расходы, не  вошедшие ни в одну из перечисленных  выше статей: отчисления, выплачиваемые  на основании судебных решений; 

Сборы и отчисления:

“Налоги, сборы и прочие обязательные платежи” включают расходы на оплату налогов в соответствии с действующим законодательством, включаемых в себестоимость продукции, госпошлины, оплату надзора за паровыми котлами;

Общехозяйственные расходы  непроизводительного характера:

 “Потери от простоев”  относят сумму оплаты труда производственных рабочих, начисленную во время простоев;

“Недостачи от порчи  материалов при хранении на складах” включают недостачу материальных ценностей  на складах предприятия в пределах норм убыли;

Порядок распределение  общехозяйственных расходов между отдельными объектами учета регулируется соответствующими нормативными актами.

В большинстве случаев  базой распределения общехозяйственных  расходов является начисленная оплата труда за изготовленную продукцию.

Если вспомогательные  производства предприятия оказывали услуги на сторону, то соответствующая часть общехозяйственных расходов подлежит включению в издержки производства. Остатка по счету 26 на конец месяца не бывает. Такой порядок списания общехозяйственных расходов является традиционным для практики отечественного учета.

Однако в условиях рыночных отношений исходя из требований международных стандартов бухгалтерского учета общехозяйственные расходы  не относят на счета производственных затрат, а полностью списывают  на реализованную продукцию, где они подлежат распределению между видами реализованной готовой продукции пропорционально выручке от реализации продукции. Порядок списания общехозяйственных расходов предприятие определяет самостоятельно при выработке учетной политики на предстоящий год. [14]

 

    1. План прибылей и убытков: полная себестоимость продукции

Прогнозный отчет о  прибылях и убытках – это форма  финансовой отчетности, составленная до начала планового периода, которая  отражает результаты планируемой деятельности. Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется для того, чтобы определить и учесть выплату налога на прибыль в оттоке денежных средств в бюджете денежных средств.

Прогнозный отчет о  прибылях и убытках составляется на основе данных, содержащихся в бюджетах продаж, себестоимости реализованной продукции и текущих расходов. При этом добавляется информация о прочих прибылях, прочих расходах и величине налога на прибыль.

Наиболее ответственным  этапом здесь является оценка себестоимости. Для того, чтобы сделать процесс  оценки себестоимости адекватным процессу оперативного финансового планирования, необходимо построить модель себестоимости, с помощью которой происходит автоматический пересчет себестоимости в зависимости от изменения факторов потребления ресурсов и цен.

Вся совокупность потребляемых предприятием ресурсов представляется в виде стандартного набора, который может расширяться в зависимости от планов освоения предприятием новых видов продукции. Для каждого вида ресурса устанавливается расходный коэффициент ik, который определяет потребление i-го ресурса k-ым продуктом. Помимо этого оценивается цена каждого i-го ресурса pi. [9, с.188]

 

    1. Сметы подразделений

Основной формой планирования расходов подразделений как центров  ответственности является составление  их смет. Смета охватывает все расходы подразделения на производство продукции (предоставление услуг) за плановый период независимо от степени ее готовности. В подразделениях с коротким производственным циклом изготовления продукции смету и производственная себестоимость конечной продукции за определенный период, как правило, совпадают. Если производственный цикл длительный и изменяются остатки незавершенного производства на начало и конец планового периода, такого соответствия нет. [16]

Сметы подразделений  выполняют такие важные функции, как организующая, контролирующая и стимулирующая. Организующая функция сметы состоит в том, что, имея установленную плановую величину расходов, сотрудник, ответственный за их уровень, старается придерживаться действующего регламента и норм использования ресурсов.

Сметы подразделений  позволяют контролировать работу сотрудников, ответственных, уровня расходов. Это  осуществляется путем сравнения  фактических затрат с плановыми, предусмотренными в сметах. Отклонение анализируются, что является основой для реализации стимулирующей функции в отношении работников, которые влияют на величину затрат и отвечают за нее. Стимулирование осуществляется через ответственность за необоснованные расходы и поощрения в их снижении.

Смету составляют на основе производственной программы подразделения и соответствующей нормативной базы, а также цен и тарифов на ресурсы. Структурно он может строиться по статьям и элементам расходов.

Каждый из этих аспектов построения сметы имеет свои положительные  стороны и назначения. Постатейный смета позволяет согласовать его со сметой косвенных расходов (общепроизводственных расходах), а также калькуляциям на отдельные изделия подразделения.

Построение его по элементам затрат показывает их ресурсную  структуру, материало- , зарплата- и капиталоемкость производства и, что немаловажно, позволяет более четко увязать расходы подразделения (цеха) в целом с издержками его структурных единиц (участков, рабочих мест), поскольку в последнее планируются лишь отдельные их элементы. На практике для центров ответственности высокого уровня доминирует постатейно структура смет.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Жизнедеятельность фирмы  невозможна без планирования, "слепое" стремление к получению прибыли  приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное планирование и бюджетирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику.

Бюджетирование —  процесс составления и принятия бюджетов, последующий контроль над их исполнением. Одна из составляющих системы финансового управления, предназначенная для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени.

Основное отличие бюджетирования от финансового планирования заключается  в делегировании финансовой ответственности.

Задачи бюджетирования:

  • повышение эффективности работы организации при помощи целевой ориентации и координации всех событий на предприятии;
  • выявление рисков и снижение их уровня;
  • повышение гибкости и приспособляемости к изменениям.

Главной целью бюджетирования является обеспечение производственно-коммерческого процесса необходимыми денежными ресурсами.

Для достижения этой цели должны быть выполнены следующие задачи:

  • установление объектов бюджетирования;
  • разработка системы бюджетов операционных и финансовых;
  • расчёт соответствующих показателей бюджетов;
  • вычисление необходимого объема денежных ресурсов, обеспечивающих финансовую устойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса предприятия;
  • расчёт величины внутреннего и внешнего финансирования и выявление резервов их дополнительного привлечения;
  • прогноз доходов, расходов и капитала организации.

Основой любого бюджета  является бюджет продаж, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов, с составлением соответствующих бюджетов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли.

Бюджетирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.

Планирование и моделирование  дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный  характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность  учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.

В настоящее время  бюджетирование является одной из основополагающих дисциплин, которые необходимо знать  любому менеджеру. Процесс бюджетирования включает в себя ряд важных операций: планирование издержек, планирование производства, планирование сбыта и финансовое планирование (планирование прибыли).

Бюджетирование позволяет  предпринимателю так спланировать деятельность фирмы, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной  прибыли с минимальными затратами  в условиях изменчивости состояния рынка.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая [Текст]: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 52_ФЗ / Российская Федерация. Законы // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - N 32. - ст. 3301.
  2. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) от 6.05.1999 г. №33н (ред. от 08.11.2010)
  3. Бочаров В.В. Внутрифирменное финансовое планирование и контроль [Текст] / В.В. Бочаров- СпБ.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. - 339с.
  4. Бочаров В.В. Коммерческое бюджетирование [Текст] / В.В. Бочаров- СпБ.:Питер, 2006. - 368с.
  5. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование [Текст] / М.И. Бухалков - М.: ИНФРА-М, 2006. - 400 с.
  6. Герчикова И.Н. Менеджмент [Текст] : учеб. / И.Н. Герчикова - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. - 501с.
  7. Грузинов В.П. Экономика предприятия [Текст] / В.П. Грузинов, В.Д. Грибов- М.: Финансы и статистика, 2006. - 208с.
  8. Джай К. Шим Основы бюджетирования и больше. Справочник по составлению бюджетов [Текст] / Джай К. Шим, Джойл К.Сигел - Вершина - М., С-Пб., 2007., 368 с.
  9. Добровольский Е.Ю., Карабанов Б.М., Боровков П.С., Глухов Е.В., Бреслав Е.П. Бюджетирование: шаг за шагом. — М.: Питер, 2009. — С. 448.
  10. Дрозбина Л.А. Финансы [Текст] / Л.А. Дрозбина- М.: ЮНИТИ, 2007. - 527с.
  11. Ириков В.А., Технология финансово-экономического планирования на фирме [Текст] / В.А. Ириков , И.В. Ириков - М.: Финансы и статистика, 2007. - 248с.
  12. Карпов А. 100% практического бюджетирования. Книга 3. Финансовая модель бюджетирования. — М.: Результат и качество, 2009. — С. 528.
  13. Ковалёв В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры [Текст] / В.В. Ковалев - М.: Финансы и статистика, 2007. - 560с.
  14. Ковалев В.В. Финансы [Текст] / В.В. Ковалев - М.: ПБОЮЛ, 2007. - 640с.
  15. Колчина Н.В. Финансы предприятий [Текст] /Н.В. Колчина М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 326с.
  16. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент [Текст] /М.Н. Крейнина - М.: Дело и сервис, 2007. - 478с.
  17. Немировский Игорь Борисович, Старожукова Инна Альбертовна Бюджетирование. От стратегии до бюджета — пошаговое руководство. — М.: Диалектика, 2006. — С. 512.
  18. Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование. — М.: Финансы и статистика, 2006. — С. 400.
  19. Хруцкий В.Е., Хруцкий Р.В. Системы бюджетирования. Семь шагов по эффективной постановке бюджетирования. — М.: Финансы и статистик

Информация о работе Варианты разработки внутрифирменного бюджетирования