Аналогия закона и аналогия права: понятие и соотношение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 00:44, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – рассмотрение понятия и соотношения аналогии закона и аналогии права.
Для достижения поставленной цели в работе решается ряд задач:
- определяется понятие и сущность аналогии права;
- выделяется понятие и сущность аналогии закона;
- раскрывается соотношение аналогии права и аналогии закона.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие и сущность аналогии права………......................................5
1.1. Понятие аналогии права…………………………………………….5
1.2. Причины возникновения аналогии права………………………..7
2. Понятие и сущность аналогии закона……………………………..12
2.1. Понятие аналогии закона………………………………………….12
2.2. Проблемы аналогии закона……………………………………….14
3. Соотношение аналогии права и аналогии закона……………......21
Заключение……………………………………………………………….32
Библиографический список……………………………………………34

Файлы: 1 файл

АНАЛОГИЯ ЗАКОНА И АНАЛОГИЯ ПРАВА.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

В конце прошлого года суд освободил Светлану от дальнейшей уплаты алиментов и списал часть долга. Осталось двадцать тысяч. Однако закон тут бессилен"16.

Особенно впечатляет такой вывод из статьи: "Как  ни парадоксально, все по закону". Что же является законным основанием столь абсурдного решения? С точки  зрения суда, то, что Светлана не выдвинула требования освободить ее от алиментов. Действительно, согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ "суд принимает решение по заявленным истцом требованиям". Строгое следование содержанию ч. 3 ст. 196 ГПК РФ лишает суд возможности самостоятельно, по собственной инициативе выйти за пределы заявленных истцом требований. Исключения из этого правила могут иметь место в случаях, предусмотренных федеральным законом. Разбираемый юридический казус к таким случаям не относится. С формальной юридической стороны получается, что суд решил верно, поскольку отменить прежнее решение суда о взыскании с нее алиментов Светлана не потребовала, а с новым заявлением, теперь уже о взыскании алиментов с отца ребенка, в суд не обратилась. Но можно решение суда оценить иначе: "Формально правильно, по существу издевательство". Следовательно, решить формально юридически еще не значит поступить по праву, а значит, справедливо.

Думается,  выход  из  юридического "тупика"  как  раз  поможет найти  обращение  к смыслу законодательства, в котором отражена современная (естественно-позитивная) конституционная модель правопонимания. Концентрированно она воплощена в конституционных положениях: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью" (ст. 2). Права и свободы "... определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием" (ст. 18). Данные положения имеют всеобщее, универсальное значение, с опорой на них должны начинаться и заканчиваться все правоприменительные действия, затрагивающие права и свободы человека.

Определение порядка  и формы предоставления содержания несовершеннолетним детям (алиментных обязательств) - лишь один из комплекса  вопросов охраны и защиты прав ребенка  в Российской Федерации. Концепция охраны и защиты прав ребенка закреплена в различных нормативно-правовых документах: Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Федеральном законе "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Семейном кодексе РФ и т.д. В их статьях закреплены принципы, цели, задачи правовой политики в области детства. Без уяснения их смысла правильное применение отдельных норм права невозможно, что и подтверждает разбираемое решение суда.

Да, ч. 3 ст. 196 ГПК  РФ запрещает суду по собственной инициативе изменить предмет и размер заявленных требований. Но у суда есть и другая обязанность - разъяснить родителю, которому передается ребенок, что теперь ему переходит осуществление субъективного права ребенка на получение содержания. Отказ от получения алиментов на несовершеннолетних детей законом не допускается. Именно данная обязанность и не была исполнена судом. В результате неквалифицированных, ошибочных действий судьи добросовестный родитель (мать ребенка) стала должником по отношению к недобросовестному родителю (отцу ребенка). К сожалению, примеров, когда формальное следование закону приводит к юридическим ошибкам, в отечественной практике предостаточно.

Итак, установление смысла законодательства нецелесообразно  связывать с аналогией права. Исходить из смысла законодательства нужно всегда, как в ситуациях, урегулированных конкретными нормами (включая и сходными), так и не урегулированных ими. Реализация норм права без опоры на принципы, цели, задачи права ведет к искажению смысла законодательства, нарушает требования добросовестности, разумности и справедливости при решении юридических дел. Следовательно, есть основания для исключения из законодательства положения об аналогии права.

 

2. Понятие и сущность аналогии закона

2.1. Понятие  аналогии закона

Как известно, пробелы  в правовом регулировании общественных отношений неизбежны. В этой связи  перед правоприменителем зачастую возникает достаточно сложная проблема - каким образом разрешить спорную  ситуацию в отсутствие правовой нормы? Одним из действенных способов преодоления правовых пробелов выступает применение законодательства по аналогии.

Традиционно в юридической  литературе аналогия закона определяется через применение в ситуации пробела  в праве к конкретному случаю норм, которые подлежат применению к сходным случаям. Вместе с тем правовая природа аналогии закона не всеми авторами понималась одинаково.

Так, видный дореволюционный  юрист В.М. Хвостов указывал: "При  аналогии юрист идет дальше воли законодателя: он убеждается, что существуют отношения, о которых законодатель не думал при создании норм права, но которые лишь несущественно отличаются от отношений, для которых создана юридическая норма. Принимая во внимание, что для одинаковых отношений должно существовать и одинаковое право, иначе исчезнет всякая справедливость, юрист создает для отношений, не предусмотренных законодателем, правило, подобное тому, которое уже создано законодателем для подобных случаев"17.

Другой ученый дореволюционного периода - Н.С. Суворов - писал: "При  аналогии "..." выходят из того положения, что законодатель вовсе не имел в виду данного правоотношения, и применяют к этому правоотношению закон, выходя за пределы не буквы, а воли законодателя. Это переступление за пределы воли законодателя вызывается, однако, тем соображением, что если бы и самому законодателю в свое время представился повод высказаться по данному предмету, то и он высказался бы не иначе, а именно так, как разрешен этот вопрос аналогией"18.

Как видно из приведенных  высказываний, дореволюционные юристы при анализе вопросов применения законодательства по аналогии вели речь о некоем "выходе" за пределы воли законодателя, "переступлении" через нее, и даже о создании новых правовых предписаний.

Отечественные же специалисты  советского и современного периодов, рассматривая данный вопрос, смещали акценты.

Так, О.С. Иоффе под аналогией  закона понимал "распространение  на случаи, имеющие юридическое значение, но прямо не урегулированные в  законе, тех правовых норм, которые  предусматривают сходные случаи"19.

Н.Н. Вопленко также указывает, что "применение права на основе аналогии закона характеризуется решением юридического дела по существу при отсутствии конкретной для данного случая нормы, путем привлечения и использования нормы, регулирующей сходные, аналогичные отношения"20.

Как видно, современные ученые совершенно правильно исходят из того, что применение закона по аналогии не является нормотворчеством, поскольку  предполагает реализацию уже существующих норм, но к казусам, на которые эти  нормы не рассчитаны. Создания новых норм, новых правил поведения в подобных ситуациях не наблюдается, равно как не наблюдается и "выхода" за пределы воли законодателя, ибо именно эта воля, выраженная в конкретных правовых предписаниях, реализуется к конкретному казусу.

Данный вывод подтверждается и правовой позицией Конституционного Суда РФ, который указал, что закрепление права суда, рассматривающего конкретное дело, на применение закона по аналогии "вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия"21. "При применении такого рода аналогии, - продолжил Конституционный Суд РФ, - суд не подменяет законодателя и не создает новые правовые нормы, действуя в рамках закона"22.

 

2.2. Проблемы аналогии закона

При применении законодательства по аналогии у практических работников возникает немало проблем.

Первой подобной проблемой  является определение возможности  или невозможности применения по аналогии норм, устанавливающих ответственность участников гражданских правоотношений.

Юридическая ответственность, разновидностью которой является ответственность  гражданско-правовая, имеет фактическое  и нормативное основания. Фактическим  основанием выступает совершение правонарушения, а нормативным - наличие закрепленных в соответствующей норме права санкций за данное правонарушение23.

Таким образом, юридическая  ответственность, представляя собой  сложное правовое явление, устанавливается  и реализуется не произвольно, а  с привязкой к конкретным юридическим фактам, предусмотренным нормами права (правонарушениям), и к конкретным правовым последствиям, предусмотренным такими нормами. Иными словами, противоправность правонарушения - ключевой формальный признак, отсутствие которого не позволяет квалифицировать содеянное как нарушение и применить ту или иную санкцию. Правонарушением является именно это, конкретное деяние, предусмотренное соответствующим нормативно-правовым актом: "аналогичных" правонарушений быть не должно, равно как и не должно быть "аналогичной ответственности". Справедливо в этой связи, отмечено в науке, что применение аналогии закона в так называемых охранительных отраслях недопустимо24. В этой связи логичным, например, выглядит запрет на применение уголовного закона по аналогии (ч. 2 ст. 3 Уголовного кодекса РФ).

Вместе с тем возникает  резонный вопрос: чем отличается функция  охранительных норм гражданского права  в механизме гражданско-правового  регулирования от функции иных охранительных  норм? Необходимо признать, что ничем. Охранительные нормы во всех отраслях отечественного права выполняют одинаковую функцию - обеспечение соблюдения регулятивных норм.

Думается, что применение охранительных гражданско-правовых норм также должно основываться исключительно на законе и санкционируемых законом правовых актах (например, на договорах). Иными словами, и гражданско-правовые деликты должны быть конкретными, предусмотренными соответствующим правовым актом. Трудно не согласиться с О.А. Красавчиковым, достаточно категорично указывавшим, что "объем и форма гражданско-правовой ответственности устанавливаются законом"25.

Аналогичным образом следует  подходить к вопросам ограничения  гражданских прав, которое может  осуществляться только законом с  конструированием оснований и пределов таких ограничений.

Например, для гражданского права свойственно требование свободы  договора (ст. 421 ГК), выражающееся в том, что граждане и юридические лица самостоятельно вправе определять, вступать или не вступать в договорные отношения, с кем вступать и на каких условиях и т.д.

Вместе с тем законодательством  предусмотрены и исключения из данного  общего правоположения, например, в  отношении так называемых публичных  договоров. В силу п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). При этом отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (п. 3 ст. 426 ГК РФ).

В развитие приведенных  законодательных предписаний в нормативных правовых актах уровня федерального закона и в подзаконных нормативных правовых актах конкретизируются случаи публичного характера договоров. Например, публичным является договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод (п. 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 года N 16726), договор на оказание услуг по передаче электрической энергии (п. 9 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 86127) и т.д.

Иными словами, отнесение договора к категории  публичных и обязательных для  заключения хозяйствующим субъектом  должно быть прямо предусмотрено  в нормативных правовых актах. При  таких обстоятельствах признание в порядке аналогии закона любых других договоров публичными будет означать произвольное ограничение в правах (возложение дополнительной обязанности) того хозяйствующего субъекта, деятельность которого не подпадает под специальный нормативный режим.

В этой связи  представляется, что в порядке  аналогии закона недопустимо применение гражданско-правовых норм либо норм иных отраслей права, устанавливающих ответственность  или ограничивающих права субъектов  имущественных и связанных с  ними личных неимущественных отношений.

Данное правило  должно быть отражено в соответствующих  статьях ГК РФ, ГПК РФ и АПК РФ. Положительным примером может выступить подход законодателя ряда государств-участников СНГ: ст. 6 Гражданского кодекса Республики Армения, ст. 11 Гражданского кодекса Республики Азербайджан, ст. 5 Гражданского кодекса Республики Беларусь, ст. 5 Гражданского кодекса Республики Молдова, ст. 6 Гражданского кодекса Республики Таджикистан, ст. 6 Гражданского кодекса Республики Туркменистан содержат недвусмысленные положения, запрещающие применение по аналогии норм, устанавливающих ответственность или ограничивающих гражданские права.

Информация о работе Аналогия закона и аналогия права: понятие и соотношение