Аспекты управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Предметом науки, т. е. объектом её изучения являются общие закономерности развития знаний и принципов об управлении, а также взгляд на управление с различных точек зрения. Эти точки зрения традиционно называются аспектами и представляют собой угол восприятия проблемы, предмета или явления исходя из какого-то круга идей и понятий конкретной области жизни. В данном случае темой реферата являются аспекты управления, т. е. стороны этого понятия и всего с ним связанного, наполняющие этот термин различным смыслом и содержанием, в зависимости от точки зрения, с которой он рассматривается.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЯ, СИСТЕМА, ЭТАПЫ И СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ.
ГЛАВА 2. АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
2.1.Экономический аспект
2.2. Социологический аспект
2.3. Политический аспект
2.4. Культурный аспект
2.5. Психологический аспект
2.6. Исторический аспект
2.7. Философский аспект
2.8. Правовой аспект
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

3. АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский федеральный  университет

имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

 

 

Институт социальных и политических наук

Департамент психологии

Кафедра социальной философии

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

На тему: «АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ»

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент

Пятого курса

Сабонин Александр

Научный руководитель

                                                                                                          Потеряева О.Б

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012  год

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

ГЛАВА  1. ПРЕДМЕТ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЯ,  СИСТЕМА, ЭТАПЫ И СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ.

 

ГЛАВА 2.  АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ

2.1.Экономический аспект

2.2. Социологический аспект

2.3. Политический аспект

2.4. Культурный аспект
2.5. Психологический аспект
2.6. Исторический аспект
2.7. Философский аспект
2.8. Правовой аспект
Заключение

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ
Институт государства существует уже 6000 лет. За этот период общество прошло путь от аграрного до информационного. За это время менялась и роль государства в обществе. В начальный период развития главным было захватить власть и удержать её. В ту эпоху не существовало понятия «государственное управление», а тем более, специальной науки о нём.
Лишь промышленный переворот и  переход к индустриальному обществу дали миру устойчивое значение понятия  управления и первых специалистов в  этой области. Не случайно к истокам управления относят Г. Форда, Ф. Тейлора, А. Файоля, Г. Эмерсона и других организаторов производства, сумевших впервые соединить знания, технику  и человека в сложную динамическую систему, которая в экономической теории получила название «менеджмент». А в области государственно-правового знания эта наука стала называться «теория государственного управления».
Предметом науки, т. е. объектом её изучения являются общие закономерности развития знаний и принципов об управлении, а также взгляд на управление с  различных точек зрения. Эти точки зрения традиционно называются аспектами и представляют собой угол восприятия проблемы, предмета или явления исходя из какого-то круга идей и понятий конкретной области жизни. В данном случае темой реферата являются аспекты управления, т. е. стороны этого понятия и всего с ним связанного, наполняющие этот термин различным смыслом и содержанием, в зависимости от точки зрения, с которой он рассматривается.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЯ,  СИСТЕМА, ЭТАПЫ И СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ.

 

 Для того, чтобы  охарактеризовать (раскрыть) данную  тему, необходимо, прежде всего, дать  определения ключевых терминов, составляющих тему курсовой работы: «аспект» и «управление».

Аспект (от лат. aspectus — вид) — точка зрения, с которой рассматривается предмет, явление, понятие; перспектива, в которой выступает явление, сторона предмета, сторона предмета, изучаемого определённой наукой: философский аспект, экономический аспект и др.1

Управление — функция организованных систем (биологических, технических, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию ее программы, цели. Социальное управление — целенаправленное воздействие на общество для упорядочения, сохранения, совершенствования и развития его определенной качественной специфики. Оно обусловлено системной природой общества, общественным характером труда, необходимостью общения людей в их жизнедеятельности, в процессе обмена продуктами материальной и духовной деятельности.

Управление как система предполагает наличие подсистем: организации отношений ее элементов, режима ее функционирования в виде совокупности определенных механизмов, действующих под определенным контролем сообразно определенным нормам, развития по известной программе в направлении к какой-то цели.

Основные этапы процесса управления:

  • сбор и обработка информации;
  • ее анализ, диагноз и прогноз;
  • систематизация (синтез);
  • установление на этой основе цели (целеполагание);
  • выработка решения, направленного на достижение цели;
  • последовательная конкретизация общего решения в виде планирования, программирования, проектирования, выработки конкретных (частных) управленческих решений;
  • организация деятельности для выполнения решения;
  • контроль за этой деятельностью (включая вопросы подбора и расстановки кадров);
  • сбор и обработка информации о результатах деятельности и новый цикл этого непрерывного в идеале процесса.

На практике наблюдаются два типа социального управления: стихийный и сознательный (плановый). При первом воздействие на общество происходит в результате взаимодействия различных социальных сил (рынок, традиции, обычаи и т. п.), второе предполагает наличие специальных органов управления, действующих по заданной программе. Для социалистического общества характерно научное плановое управление социальными процессами, предполагающее активное познание закономерностей его развития и разработку соответствующей целенаправленной программы деятельности. Социальное управление при социализме осуществляется на принципах демократического централизма, постепенно развиваясь в коммунистическое общественное самоуправление. Из социального управления, как особые его отрасли, выделяются управление государственное, управление производством, управление в технике и др.2

Важно понимать разницу между управлением и менеджментом. Менеджмент – рациональное управление современным производством, тесно связанное с улучшением организации на основе постоянного внедрения новых принципов, форм, структур и методов управления с целью повышения эффективности производства, бизнеса.

 Основная цель менеджмента  — достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании.3 А понятие управления скорее ближе не к бизнесу, а к власти. С данной точки зрения нельзя, например, называть менеджерами представителей государственных структур, чиновников. Их можно называть «управленцы», «функционеры», даже «бюрократы». Соответственно, науку управления нельзя отождествлять с наукой менеджмента. Об управлении с точки зрения властных структур будет сказано ниже.
В раскрытии понятия государственного управления, а на его основе всего  богатства соответствующего научного знания важное значение принадлежит толкованию термина "управление". Дело в том, что в каждое в содержание понятия привнесено столько различных смыслов, интерпретаций, семантических нюансов, что порой даже специалистам трудно понять, о чем идет речь и что имеется в виду, в результате чего последнее стало охватывать почти безбрежное множество самых разнокачественных явлений, отношений и процессов.
В научной литературе управление рассматривается  в разных аспектах, и, соответственно, в его понятие вкладывается разное содержание. Причем имеются в виду не просто разные подходы к управлению, разные его стороны, а понимание самого управления, на базе которого и формулируются его концепции. Например, одно из определений термина — сознательное целенаправленное воздействие со стороны государства, экономических субъектов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия в нужное русло и получить желаемые результаты.4
Давно и преимущественно в юридической  науке управление характеризуется  через термин "деятельность", означающий, что управление состоит из специфических  видов человеческого труда, фиксируемого в адекватных им формах. Смысл такой деятельности видят в совершении действий административного свойства, в направленности ее на исполнение законов, в создании правовых актов, их реализации и проведении организационных мероприятий.
В управлении, вне сомнения, осуществляется деятельность людей и имеются  сложные проблемы ее организации, но термин "деятельность" не раскрывает социальной сущности управления, его  специфического места и роли в  жизни людей.
Немало научных публикаций характеризует управление как отношение, входящее в систему общественных отношений. В них показано, что управление представляет собой особое отношение в человеческой жизнедеятельности: в иерархической общественной структуре это отношение, как правило, вертикальное по характеру и связано с наличием у вышестоящей стороны способности властно выражать и осуществлять свою волю. 5
Следует признать, что в определенных своих проявлениях управление можно представить в виде отношения, ибо оно, действительно, входит в систему общественных отношений и формирует определенные отношения между людьми, как "по вертикали", так и "по горизонтали". Но столь абстрактное понимание управления опять же уводит в сторону от анализа и описания его собственных, уникальных качеств, в том числе выделяющих его из системы общественных отношений и позволяющих ему оказывать особое влияние на саму эту систему. 6
Наиболее близким, адекватным, отвечающим сущности управления является его определение посредством термина "воздействие", который указывает на главное в управлении — момент влияния на сознание, поведение и деятельность людей. Ведь управление существует тогда, когда некий его субъект на что-то влияет, что-то изменяет, преобразует, переводит из одного состояния в другое, чему-то придает новое направление движения или развития. Во многих процессах может быть деятельность ("объемная"), могут быть отношения (и прочные), но если нет действительного воздействия — влияния, обеспечивающего какую-то цель, то нет и управления. В известном смысле воздействие — это результирующая деятельности, взаимодействия, отношения. 7
Импульсом и формирующей силой  в управлении служат знания, мысль и воля человека. Управляющее воздействие, прежде чем осуществиться, стать реальностью, возникает в сознании человека, проходит в нем путь развития от интуитивного ощущения необходимости что-то изменить, от замысла и раздумий до конкретных решений, подкрепленных расчетами, ресурсами, проектами, моделями и главное волей — желанием и стремлением сделать дело. А это значит, что управляющее воздействие необходимо должно содержать в себе момент целеполагания (об этом сказано в определении). 8
Целеполаганием в той или  иной мере занят каждый человек. Огромная роль в целеполагании общественного развития и конкретных видов деятельности принадлежит науке, художественному творчеству, религии, идеологии, другим формам познания и мышления, политике и политическим институтам. Поэтому в управлении целеполагание имеет особый характер, который можно обозначить как практическую целенаправленность. 9
 В управлении все сказанное,  описанное и обдуманное, выраженное в литературной форме и политических документах выступает уже как бы проработанным применительно к реальным возможностям власти и собственности, сформулированным с учетом наличных материальных, финансовых, информационных, правовых и организационных ресурсов.
В этом смысле любое управляющее  воздействие должно всегда содержать в себе точную цель и точное направление движения к ней, к тому же оно должно быть практичным, т. е. вызывать действительное движение к цели и приближение к ней. 10
Далее, управление необходимо там  и тогда, где и когда возникает потребность в распределении и согласовании деятельности энного количества людей. Отдельный человек сам управляет своей социальной активностью. Но чтобы группа совершила какие-либо скоординированные поступки и действия, уже не обойтись без того, чтобы сообща не определить общие цели и их реализации не подчинить совместно намеченное поведение каждого из членов группы. Любая целенаправленная коллективная деятельность нуждается в управлении и таком его важном проявлении, как организационный момент.
"Организовывать" означает располагать  людей в пространственной (территория, сооружения) и функциональной (социальные роли, виды работ) координатах, соединять их с орудиями и средствами труда, обеспечивать их взаимодействие и взаимообмен в труде и общественной жизни, расширять их созидательные возможности путем согласования и концентрации усилий. Известно, что организация расширяет возможности людей, придает им новое качество. 11
В управлении осуществляется прямое и практическое регулирование, при котором та или иная социальная норма не только провозглашается, признается, утверждается и т. д., но на самом деле претворяется в жизнь, применяется при решении обозначенных целей, как бы опредмечивается. Любые преобразования в обществе не снимают проблем социального нормирования, выработки и практической реализации норм труда, нормативов расходов сырья и энергии, стандартов получаемой продукции, стимулов и санкций. Все это крайне необходимые моменты, которые должны быть надлежащим образом представлены в каждом управляющем воздействии.
Любая организация взаимодействия людей имеет два "среза": статичный (структурный), придающий взаимодействию устойчивость, определенность, последовательность, и динамический (функциональный), связанный с реальным, практическим взаимодействием, вследствие которого и возникает итоговый, совокупный результат труда.

Информация о работе Аспекты управления