Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:19, курсовая работа
Предметом науки, т. е. объектом её изучения являются общие закономерности развития знаний и принципов об управлении, а также взгляд на управление с различных точек зрения. Эти точки зрения традиционно называются аспектами и представляют собой угол восприятия проблемы, предмета или явления исходя из какого-то круга идей и понятий конкретной области жизни. В данном случае темой реферата являются аспекты управления, т. е. стороны этого понятия и всего с ним связанного, наполняющие этот термин различным смыслом и содержанием, в зависимости от точки зрения, с которой он рассматривается.
Введение
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЯ, СИСТЕМА, ЭТАПЫ И СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ.
ГЛАВА 2. АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
2.1.Экономический аспект
2.2. Социологический аспект
2.3. Политический аспект
2.4. Культурный аспект
2.5. Психологический аспект
2.6. Исторический аспект
2.7. Философский аспект
2.8. Правовой аспект
Заключение
Литература
В управлении всегда задействованы люди со своими интересами, Целями, идеалами, ценностями, волей, мотивами, установками и другими психологическими элементами. Часто как раз эти субъективные элементы играют решающую роль в управлении, определяют его содержание, форму и результативность. Акцент на психологических аспектах управления, инициированный идеями психоанализа (3. Фрейд), позволил приступить к познанию управления как очень сложного и актуального механизма психологического взаимодействия людей. Были вскрыты источники и формы индивидуальной, коллективной и общей доминирующей воли, обоснованы структуры и процедуры согласования интересов и жизненных ориентации (компромисс, консенсус, конфликтология и т.д.), сформировались различные по исходным посылкам концепции (доктрины) «человеческих отношений». Началась разработка психологической теории решений (Ю. Козелецкий). Стало все более проясняться понимание того, что только знание и учет многообразия и «таинства» человеческого сознания создают условия для действительно рационального и эффективного управления. 24
В настоящее время
стало правилом иметь в организациях
корпоративные кодексы или
При этом совершенно не важно, российская это фирма или западная. Возьмем, “скандинавский стиль менеджмента”, отличительной чертой которого является неиерархическая, “плоская” модель управления. То есть ответственность в компании децентрализована и распределена между топ-менеджерами. Они обходятся без секретарш и решают вопросы со своими сотрудниками напрямую, без барьеров. Согласитесь, такой подход отличается от американского. И это несмотря на то, что обе культуры являются западными.
Анализируя теорию и практику, следует заметить, что российский менеджмент переживает сейчас очень интересное время становления. Исторически капитализм в России строился на базе управленческих принципов советской эпохи, то есть качественно другой экономической формации. Новые собственники поняли, что такого рода практика управления ограничивает развитие бизнеса, и начали агрессивно внедрять технологии западного образца. Это привело к появлению смешанных моделей, так как в ряде случаев внедрение западных практик проходило формально, без учета российских особенностей.
Индикаторов качественного развития управленческой среды России, на мой взгляд, два. Первый - бурный рост образовательных учреждений. Стали появляться факультеты менеджмента в ведущих университетах, бизнес-школы. В них преподает все больше и больше западных специалистов. Второй - это возникновение в крупных компаниях корпоративных университетов. В их рамках происходит переосмысление ценностей и обучение современным принципам управления. Они позволяют обобщить опыт и знания, накопленные корпорацией, формируют единую корпоративную культуру. Право на жизнь имеют и демократическая и авторитарная модели. Их эффективность зависит от роли человека в организационной культуре. 32
Психологический аспект управления включает в себя три момента. Первый - психологическое состояние объекта управления с точки зрения его способности воспринимать управляющее воздействие, в качестве которого выступают общество, его определенная сфера, социальная группа, коллектив. Второй - психологическое состояние субъекта управления, которым является орган управления, руководитель, лидер. Третий - психологические связи, отношения между субъектом и объектом управления, психологическое воздействие субъекта на объект, активность субъекта. 33
Психологический аспект управления находит свое выражение в таких моментах, как 1) влияние психологического фактора на сферу управления, 2) состояние управленческого сознания общества, 3) использование психологических способов управляющего воздействия.
1.Влияние психологического фактора на сферу управления - это влияние на нее мыслей, чувств, эмоций, мотивов, установок, ожиданий, настроений общества, социальных групп. Эффективность управления во многом зависит от того, в какой мере учитывается психологический фактор.
Характер общения органов управления, руководителей с теми, кем они управляют, определяется настроениями последних, их отношением к управляющим.
Отражением существующих в обществе управленческих отношений является его управленческое сознание, включающее в себя управленческую идеологию, то есть систему идей, взглядов, теории, и управленческую психологию, то есть совокупность или систему (в зависимости от степени ее развития) мыслей, чувств, эмоций, установок, мотивов, ожиданий, настроений по отношению к существующим управлению, управленческим отношениям.
Состояние управленческого сознания, в том числе управленческой психологии, зависит от того, в каком обществе существуют данные управленческие отношения: в демократическом или тоталитарном.
Психологические способы управляющего воздействия - это эмпатия и толерантность, сочетаемые с требовательностью, побуждение (мотивация), убеждение, внушение, поддержание внимания, его избирательности и устойчивости (или переключения), опора на лидеров, влияние авторитета органа управления (руководителя), способность привлекать к себе. Важно использовать весь арсенал психологических способов, акцентируя внимание на тех из них, которые соответствуют особенностям объекта управления и сложившейся ситуации. 34
Управленческое сознание, управленческая психология достигают наиболее высокого уровня развития в условиях гражданского общества и правового государства. Это - общество экономически и политически независимых людей, владеющих частной собственностью, объединенных в ассоциации, через которые осуществляется их определяющее влияние на государство путем участия в принятии решений и осуществления контроля за чиновниками. Это - государство, в котором защищаются права и свободы человека, господствует не власть должностного лица, а правовой закон. Поэтому здесь -установка на участие в управлении, чувство хозяина, заинтересованность в делах общества и государства, стремление иметь информацию, необходимую для принятия решений. Такой уровень управленческого сознания способствует гуманизации управления, достижения его высшей цели - права и свободы личности.