Оба "среза" взаимообусловлены,
ибо только структура в виде организованного
коллектива людей известного уровня может
функционировать (осуществлять деятельность)
и лишь наличное, действительное функционирование,
выражаемое в объективных результатах,
свидетельствует о структуре и ее активности.
Одного "среза" нет без другого.
12
Управление призвано формировать,
поддерживать, преобразовывать, совершенствовать,
развивать и т.д. оба "среза"
организации взаимодействия людей.
Это исключительно трудная задача,
сложность которой возрастает буквально
в геометрической прогрессии по
сравнению с ростом числа людей, объединяемых
определенной организационной структурой.
Значит, управляющее воздействие должно
всегда и непременно содержать в себе
организационный момент, направлять и
практически осуществлять взаимодействие
людей.
13
В то же время, придавая какому-либо общественному
процессу определенные цели (пред намерения),
организуя в нем взаимодействие
людей, управление призвано, в рамках
этих целей и организации, конкретно регулировать
поведение и деятельность каждого из участников
данного (управляемого) процесса. В обществе
действует множество социальных норм,
направляющих и ориентирующих, оценивающих
и мотивирующих поведение и деятельность
людей. Традиции и обычаи, исторические
уроки и выводы, право и мораль, ценностные
и социально-технические нормы и многие
другие регуляторы выступают важнейшими
достижениями человеческой культуры,
помогающими разумнее и экономичнее созидать
настоящее и будущее.
Такие социальные нормы, в том числе
и закрепленные посредством законодательства,
в управлении приобретают реализуемость,
привязанность к какому-либо делу или
человеку, становятся необходимым моментом
управляющих воздействий. В управлении
осуществляется прямое и практическое
регулирование, при котором та или иная
социальная норма не только провозглашается,
признается, утверждается и т.д., но на
самом деле претворяется в жизнь, применяется
при решении обозначенных целей, как бы
опредмечивается.
14
Любые преобразования в обществе
не снимают проблем социального
нормирования, выработки и практической
реализации норм труда, нормативов расходов
сырья и энергии, стандартов получаемой
продукции, стимулов и санкций. Все это
крайне необходимые моменты, которые должны
быть надлежащим образом представлены
в каждом управляющем воздействии. В итоге
можно утверждать, что когда произносится
термин "управляющее воздействие",
то предполагается, что специфика такого
воздействия, выделяющего его из ряда
других, состоит в его целеполагающих,
организующих и регулирующих свойствах.
Наличие именно такой триады свойств позволяет
говорить о существовании управляющего
воздействия.
15
Следовательно, управление представляет
собой целеполагающее, организующее
и регулирующее воздействие людей
на собственную общественную, коллективную
и групповую жизнедеятельность, осуществляемое
как непосредственно (в формах самоуправления),
так и через специально созданные структуры
(государство, общественные объединения,
партии, фирмы, кооперативы, предприятия,
ассоциации, союзы и т. д.).16
Особенности управления
в обществе рассматриваются теорией управления
обществом (теорией социального управления),
изучающей общие законы управления в общественной
жизни, социологией управления, исследующей
взаимодействие управления с экономикой,
социальной сферой, политикой, наукой,
культурой, идеологией, психологией, а
также отраслевыми управленческими теориями,
занимающимися управлением в различных
сферах общества
Эти особенности заключаются
в том, что самоуправление здесь
- это сложная система, включающая
в себя человека, отношения между людьми и технику, технологию. Главным,
решающим является человек, который сознательно,
целенаправленно осуществляет воздействие
на объект управления. Поэтому управляющий
центр в виде специального органа или
руководителя здесь представляет собой
субъект управления. А само управление
- специфический вид деятельности, заключающийся
в воздействии субъекта управления на
его объект.
В то же время управление
- особый вид общественных отношений.
Можно вести речь об управленческих
отношениях, которые означают взаимодействие субъекта и объекта управления,
подчинение второго первому. Обладая относительной
самостоятельностью, управленческие отношения
определяются характером экономических,
социальных, политических и духовных отношений.
Процесс управления, создание
и развитие его системы в обществе определяются
прежде всего потребностями личности,
социальных групп, общества, их интересами.
Исходя из этого формулируются цели управления.
Поэтому логика управления в обществе,
его алгоритм выглядят следующим образом:
потребности - интересы - цели управления
- его задачи - его функции - его структура.
Задачи управления обусловливают средства
управления (в том числе методы).
Управление в обществе
не может быть безвластным. Оно является
функцией власти, которая, по выражению
философа и логика Бертрана Расселя, существует
везде в обществе так же, как сохранение
и превращение энергии в природе. Власть
- это отношение подчинения одних другим,
это волевое отношение, включающее принуждение,
убеждение, авторитет. Она может осуществляться
как функционирование всех трех этих элементов,
или двух из них, или одного.
Управление в обществе
имеет находящиеся во взаимодействии
две стороны: объективную и субъективную.
Объективная сторона управления
- это все те природные и социальные
условия, определенная ситуация, которые существуют
в настоящее время независимо от сознания
субъекта управления и его деятельности.
Что же касается субъективной стороны
управления, то это - отражение, воспроизведение
субъектом управления объект/изной стороны
управления, его сознательная, волевая
деятельность, направленная на использование
и изменение объективных условий для достижения
поставленной цели.
Управление в обществе
выступает как единство его различных
аспектов: познавательного, экономического,
социального, политического, идеологического, психологического,
организационного, правового, административного,
нравственного, эстетического. Отсюда
следует, что процесс управления начинается
с познания объекта, законов его поведения
и воздействия на него, что дает возможность
прогнозировать и на основе этого принимать
и реализовывать решение.
Каждый из названных
выше аспектов управления находит свое
выражение в определенном виде управляющего
воздействия (например, экономическое
воздействие, психологическое воздействие)
и соответствующих ему методах управления
(например, экономические методы управления,
психологические методы управления).
ГЛАВА 2. АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
Управление как общественное явление,
отработанное и приспособленное людьми
для решения жизненных проблем, имеет
многогранный характер, состоит из разнообразных
элементов и взаимосвязей. Это обусловлено
тем, что в управлении как субъектом, так
и объектом управляющего воздействия
выступает человек — сложнейшее социальное
создание природы и общества. Влияет и
то, что управление органично включено
в механизмы взаимодействия природы, человека,
общества.
Управление, сущность которого, может
быть, осознается только в наше время,
имеет длительную историю становления,
развития и практического действия. Исторический
аспект управления содержит огромное
теоретическое и практическое знание,
ибо позволяет увидеть место и роль управления
в различных типах человеческой цивилизации
(А.Дж. Тойнби) и при решении самых различных
социальных, религиозных и национальных
проблем (по России: Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев,
М.М. Михайловский). Много об управлении
размышляли и испытывали его на собственном
опыте правители и государственные деятели,
полководцы и мыслители, начиная с времен
Древнего Китая, Вавилона, Древнего Египта
и Древнего Рима. Естественно, что сюжетами
об управлении очень богата художественная
литература на историческую тему. Как
раз исторический анализ более всего свидетельствует
о том, что управление всегда — в разные
исторические эпохи и в разных национальных
культурах — отличалось сложным, многогранным
характером. 17
Разумеется, что управление обычно
связано с властью (в широком социологическом
смысле), исходит из нее, опирается на власть,
вовлекает власть в свои управляющие воздействия.18 Значит, в нем явственно обнаруживаются
политические аспекты, характеризующие
возможности управления в распределении
ценностей и упорядочении общественных
процессов. Управление самым тесным образом
взаимодействует с правом, приобретает
во многих случаях правовую форму, использует
силу права, осуществляется в установленных
правовых процедурах. Правовые аспекты
управления принципиальны для практики
управления, поскольку их незнание (или
игнорирование) превращает часто управленческие
решения и действия в ничтожные. В управлении
осуществляются разнообразные виды человеческого
труда, используются соответствующие
орудия и средства труда. По этой причине
в его характеристике важное значение
принадлежит праксеологическим аспектам
(Т. Котарбинский). Но последние аспекты
оказывают на государственное управление
столь глубокое влияние, что они требуют
самостоятельного и обширного рассмотрения,
которое и будет сделано в последующих
темах
Комплексный и многогранный характер
управления порождает теоретические посылки,
которые необходимо учитывать при исследовании
и научном описании различных его элементов,
сторон, их взаимосвязей и проявлений. 19
Во-первых, каждый подход (взгляд, ракурс)
к управлению несет в себе познавательный
смысл, "схватывает" и высвечивает
какую-то особую грань, сторону этого сложного
общественного явления.
Во-вторых, каждый аспект исследования
выполняет свою познавательную функцию
и их не следует противопоставлять друг
другу, выпячивать один и принижать другой,
считать один справедливым, а другой ошибочным.
Только равноправие и глубина различных
аспектов исследования способны приближать
нас к истине.
И, в-третьих, единство сущности
управления предполагает всё же, что различные аспекты
исследования управления, выявленные
ими различные его элементы, стороны, грани
и т. д. должны быть между собой логически
согласованы, соотноситься с сущностью
управления, отражать и характеризовать
именно управление, а не что-то иное, близкое
к нему или похожее на него. Это особенно
актуально для практики управления, в
которой управление проявляет себя как
сложная целостность во всем богатстве
своих элементов и их свойств. Здесь уже
ничего мысленно не выделишь, "не разложишь
по полочкам", а надо обо всем знать,
все учитывать и использовать. Не случайно
самые большие трудности управление вызывает
не в познании, а в применении. 20
В научной литературе
управление подразделяется на виды по
различным основаниям.
В зависимости от сфер общественной жизнедеятельности
выделяют: управление обществом в целом,
экономическое управление, социальное
управление, политическое управление,
духовно-идеологическое управление; от структуры общественных отношений: управление экономическим и,
соответственно, управление политическим,
социальным и духовным развитием общества; от объектов управления: экономическое (хозяйственное)
управление, социально-политическое управление,
управление духовной жизнью.
По другому основанию — характер и объем охватываемых
управлением общественных явлений — называют:
управление обществом, управление государством,
управление отраслями, сферами народного
хозяйства, управление предприятиями,
организациями, учреждениями, фирмами
и т.д. . 21
2.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Очень большое значение для осознания
сущности управления и его практического
использования имеют экономические исследования.
Именно усилиями прежде всего экономистов
был заложен менеджмент — теория управления
бизнесом, предпринимательством, производством,
услугами. Синтез экономических и технологических
знаний, осуществленный Г. Фордом, Ф. Тейлором,
Г. Эмерсоном, А. Файолем и другими известными
специалистами, стал фактически тем "первозданным"
толчком, который постепенно привел к
становлению той системы знаний, которую
в наши дни мы называем "теорией управления".
Опыт XX века доказал, что управление есть
обязательная интегрирующая функция любой
коллективной экономической деятельности,
обусловленная специализацией и кооперацией
труда, производства и обслуживания. Логично,
что при анализе экономических аспектов
управления особое внимание уделяется
вопросам функционирования и развития
производственных сил, в частности, с точки
зрения роста производительности труда,
взаимосвязям и взаимодействиям производительных
сил и производственных отношений, проявлениям
управления в свободной рыночной экономике,
государственному программированию экономической
жизни. К этому примыкают анализы сущности
и особенностей управления на различных
уровнях экономической деятельности:
территориальный экономический регион,
национальная и транснациональная корпорация,
холдинг, фирма, производственное объединение,
предприятие и т. д.
22
Экономически исследуется само
управление, которое, с одной стороны,
требует существенных общественных
затрат (духовных и материальных) на свое
формирование и осуществление, а с другой
— призвано приносить какие-то объективные
результаты, общественную пользу, давать
социальный эффект. И отдельным людям,
и их коллективам, и обществу в целом всегда
важно знать экономическую цену (стоимость)
управления — разницу между полученной
пользой (решенной проблемой) и издержками
на нее.
23