Демократическое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование правовых основ демократического государства и особенностей его построения в РФ.
Поставленная цель достигается посредством реализации следующих задач:
- рассмотреть и раскрыть истоки и содержание понятия «демократия»;
- исследовать понятие и сущность демократического государства;
- выявить и исследовать конституционно-правовые характеристики демократического государства

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Глава I ОБЩЕТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА..…………………………………………………….………..…….6
1.1 Истоки и содержание понятия «демократия»…………..........………...6
1.2 Понятие и сущность демократического государства……..…...……..12
1.3 Правовые стандарты демократического государства ……………….18
Глава II ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА В РФ……………………………..……...………………………24
2.1. Представительная демократия в России………………………..…...24
2.2. Прямая (непосредственная) демократия в России……………….…31
Заключение…………………………………………………………………41
Библиографический список……………………………………………….44

Файлы: 1 файл

КурсовикТПГ3.doc

— 274.50 Кб (Скачать файл)

Гуманистическое мировоззрение основано на признании неотъемлемых прав человека, в том числе права на достойную, полноценную и счастливую жизнь для каждого, независимо от его национальных, расовых, религиозных, возрастных, половых, индивидуальных или социальных особенностей. Человеческое достоинство неприкосновенно, — гласит ч. 1 ст. 1 Основного закона Германии и устанавливает далее, что уважение и защита его составляют обязанность всей государственной власти. Согласно ч. 2 Основного закона Германии, немецкий народ привержен поэтому нерушимым и неотчуждаемым правам человека, как основе любого сообщества людей, мира и справедливости в мире.

В некоторых конституциях имеются главы, закрепляющие основные принципы (Италия), которые устанавливают конституционные основы общественного строя. Эти же основы закреплены, например, во вводной главе Конституции Испании, которая называется "Общие положения". В части 1-й этой Конституции "Об основных правах и обязанностях" содержится третья глава "О руководящих принципах социальной и экономической политики"25.

Всенародным голосованием 12 декабря 1993г. была принята Конституция Российской Федерации. Конституция РФ нормативно закрепила краеугольные, исходные положения демократии.

К общим нормам-принципам можно отнести следующие конституционные установления: 1) Россия - правовое, демократическое государство с республиканской формой правления (ст. 1); 2) человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2). Данный фундаментальный принцип предполагает, что все действия субъектов права (в том числе коллективных) должны соизмеряться с приоритетным положением человека в государстве и обществе; 3) верховенство закона (ст. 15). Соблюдение законов является всеобщей обязанностью, которая распространяется и на государство (в виде его органов и должностных лиц), и на гражданское общество (в виде граждан и их объединений); 4) идеологическое многообразие, политическое многообразие, многопартийность (ст. 13); 5) равенство субъектов права перед законом и судом (ст. 13, 19).

Вторая группа конституционных норм-принципов включает в себя следующие:

- носителем суверенитета  и единства источников власти  в Российской Федерации является  ее многонациональный народ (ч. 1 ст. 3);

- народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3);

- высшим непосредственным  выражением власти народа является  референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3);

- граждане Российской  Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32).

Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства традиционно считается основным, определяющим саму природу политических прав и свобод граждан. Право граждан на управление делами государства есть реализация принципа народовластия. Это право раскрывается в целом ряде конкретных форм его осуществления:

- местное самоуправление  осуществляется гражданами путем  референдума, выборов, других форм  прямого волеизъявления, через выборные  и другие органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 130 Конституции РФ);

- местное самоуправление  в Российской Федерации обеспечивает  самостоятельное решение населением  вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной  собственностью (ч. 1 ст. 130);

- структура органов местного  самоуправления определяется населением самостоятельно (ч. 1 ст. 131);

- граждане Российской  Федерации имеют право на объединения (ст. 30);

- граждане Российской  Федерации имеют право собираться  мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31);

- граждане Российской  Федерации имеют право обращаться  лично, а также направлять индивидуальные  и коллективные обращения в  государственные органы и органы  местного самоуправления (ст. 33).

Третья группа конституционных установлений, которую Е.М. Шкилева условно определила как специальные26, включает в себя нормы, закрепляющие элементы механизма реализации народовластия в России:

- граждане Российской  Федерации имеют право избирать  и быть избранными в органы  государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32);

- не имеют право избирать  и быть избранными граждане, признанные  судом недееспособными, а также  содержащиеся в местах лишения  свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32);

- ссылка на наличие федерального конституционного закона о референдуме Российской Федерации (ст. 84), специальных федеральных законов о порядке выборов Президента Российской Федерации (ст. 81) и о порядке формирования Совета Федерации и выборах депутатов Государственной Думы (ст. 96);

- обязанность Президента  Российской Федерации назначить  референдум (ст. 84);

- отсутствие права назначить  референдум у временно исполняющего  обязанности Президента Российской  Федерации (ст. 92);

- обязанность Президента  Российской Федерации назначить выборы Государственной Думы (ст.ст. 84, 111, 117);

- установление гарантий  проведения выборов: выборы Президента  Российской Федерации должны  состояться не позднее трех  месяцев с момента досрочного  прекращения исполнения полномочий  в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности (ст. 92); в случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов, с тем чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска (ст. 109);

- обязанность Совета Федерации  назначить выборы Президента  Российской Федерации (ст. 102);

- закрепление принципов  выборов Президента Российской  Федерации: на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 81);

- установление избирательных  цензов.

Федеральный закон от 04.04.2005 №32-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "Об Общественной палате Российской Федерации"27, определяя цели и задачи этого института гражданского общества, прямо указывает на то, что Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для защиты прав и свобод граждан Российской Федерации.

Положения, связанные с реализацией права граждан на демократию на уровне субъектов РФ и на уровне местного самоуправления, есть практически во всех имеющихся законах, уставах и конституциях субъектов Российской Федерации, где фиксируются как общие принципы, так и отдельные статьи, определяющие механизм демократических правоотношений.

В современной России в контексте корпоративных ориентаций реформирование как федеративных отношений, так и системы государственного управления направлено не на укоренение демократических принципов, а на безоговорочное усиление полномочий исполнительных органов разного уровня. Можно констатировать, что идейным основанием госреформирования является не концепт пусть и сильного, но все же демократического государства (немыслимого без активизации гражданской самодеятельности населения, усиления правовых гарантий его базовых свобод), а конструкция сильной властной вертикали, безотносительная к фундаментальным демократическим ценностям и способная служить основанием для формирования политических отношений совершенно иного исторического типа28.

Итак, правовые стандарты демократического государства представляют собой совокупность правовых норм, охраняющих права и свободы человека и закрепляющих демократическую систему государственной власти (а именно - формальное соответствие государства демократическим нормам). Именно правовые стандарты создают основы для дальнейшего развития государства как демократического. При помощи данных стандартов в демократическом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать индивидуальные и групповые взгляды и убеждения, что находит своё отражение в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, свободе прессы и т.п. Цель правового регулирования демократии - максимально полная реализация права граждан на демократию, контроль и анализ конечного результата для наибольшего удовлетворения потребностей граждан и формирование демократического гражданского общества. Реализация самих возможностей демократии - это одно из направлений для населения инициировать любые социальные изменения в соответствии со своими интересами.

 

 

Глава II ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА В РФ.

 

2.1 Представительная демократия в России

 

Конституции РФ предоставляет право на участие в управлении делами государства только гражданам РФ посредством своих представителей (депутатов) или непосредственно (ст.32 ч.1). Данная норма развивает принцип народовластия, закрепленный в основах конституционного строя РФ.

Реализация народовластия осуществляется в различных формах:

- через систему государственных  органов, общественные организации  и партии,

- через институты непосредственной демократии.

Единство, взаимосвязь и функционирование этих форм составляет политическую систему общественного строя. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть. Каждый гражданин как таковой участвует в осуществлении власти. Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении общими делами - неотъемлемое демократическое начало в ее организации. Даже в условиях тоталитарного режима это право формально декларировалось в Конституции. Предусматривалась и достаточно широкая система форм участия, которая, однако, на практике не работала.

Право, закрепленное в ст. 32 Конституции РФ, адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Конституции РФ).

Современный парламент - это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, признанный регулировать важнейшие общественные отношения путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц29.

Согласно ст. 94 Конституции РФ законодательная власть в РФ принадлежит Федеральному Собранию РФ. "Парламент в свете разделения властей – это общегосударственный орган, главная функция которого заключается в осуществлении законодательной власти"30.

В соответствии со ст. 95 Конституции России Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат — Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ, каждая из которых формируется с учетом необходимого представительства.

Конституция РФ (ст. 94) определяет, что парламент России — Федеральное Собрание — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Это означает, прежде всего, что Российский парламент состоит из представителей народа. О представительном характере Федерального Собрания РФ свидетельствует и его структура. Очень важной является также законодательная деятельность Федерального Собрания РФ. Положение Федерального Собрания РФ определяется принципом разделения властей, который в равной мере противостоит непомерному возвышению любой из трех властей и возможности контроля одной власти другой. Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание РФ как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11).

Представляется, что с целью совершенствования института парламента в России необходимо: предусмотреть в Конституции РФ характеристику Федерального Собрания (парламента) РФ не только как законодательного (представительного), но и как контрольного органа государственной власти; изменить конституционный порядок формирования Совета Федерации РФ, перейти к его территориальным выборам; устранить дисбаланс полномочий Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ в законодательном процессе, в том числе в направлении усиления позиций Совета Федерации РФ, и др.; расширить возможности Государственной Думы РФ по участию в формировании и направлении деятельности Правительства РФ, предусмотреть необходимость получения Президентом РФ согласия Государственной Думы РФ для осуществления назначений ряда министров; закрепить за Государственной Думой РФ полномочия по одобрению программ Правительства РФ.

Однако перспективу реализации названных предложений трудно определить во времени, так как Конституция РФ относится к категории "жестких", изменяемых в особо сложном порядке.

Граждане РФ выбирают также Президента РФ. Конституция РФ устанавливает, что Президент РФ избирается сроком на шесть лет31. Избрание Президента РФ осуществляется гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ч. 1 ст. 81). Многие вопросы, связанные с выборами, решаются в Федеральном законе от 10.01.2003 №19-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "О выборах Президента Российской Федерации"32.

В ст. 77 Конституции РФ предусмотрено право субъектов РФ самостоятельно устанавливать систему собственных органов государственной власти, но в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти. Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"33 (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") установил единый порядок избрания главы субъекта Федерации населением непосредственно на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. И такой порядок формирования региональных органов государственной власти действовал вплоть до трагических событий, вызванных захватом 1 сентября 2004 г. школы в г. Беслане и последовавших за этим многочисленных человеческих жертв. После этого начался процесс, названный "укреплением вертикали исполнительной власти", а 11 декабря 2004 г. в Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ  были внесены изменения, в соответствии с которыми губернаторы отныне назначались на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации из числа единственного кандидата на эту должность, предложенного Президентом РФ.

Информация о работе Демократическое государство