Демократическое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование правовых основ демократического государства и особенностей его построения в РФ.
Поставленная цель достигается посредством реализации следующих задач:
- рассмотреть и раскрыть истоки и содержание понятия «демократия»;
- исследовать понятие и сущность демократического государства;
- выявить и исследовать конституционно-правовые характеристики демократического государства

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Глава I ОБЩЕТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА..…………………………………………………….………..…….6
1.1 Истоки и содержание понятия «демократия»…………..........………...6
1.2 Понятие и сущность демократического государства……..…...……..12
1.3 Правовые стандарты демократического государства ……………….18
Глава II ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА В РФ……………………………..……...………………………24
2.1. Представительная демократия в России………………………..…...24
2.2. Прямая (непосредственная) демократия в России……………….…31
Заключение…………………………………………………………………41
Библиографический список……………………………………………….44

Файлы: 1 файл

КурсовикТПГ3.doc

— 274.50 Кб (Скачать файл)

В нашем государстве во время выборов в Государственную Думу РФ 1993, 1995, 1999 и 2003 гг. использовалась смешанная мажоритарно-пропорциональная избирательная система.44 Во время выборов в 2007г. и 2011г. использовалась исключительно пропорциональная система.

Следует критически оценить отмену федеральным законодателем института голосования "против всех"45, его исключение из избирательной системы РФ и тем самым изъятие из избирательного права граждан соответствующего правомочия46. Такое решение законодателя основано на представлении о якобы противоречии института голосования против всех демократической природе выборов: ведь если голосов "против всех" окажется больше, чем подано за лидирующего кандидата, выборы признаются несостоявшимися. Между тем голосование "против всех" характеризует неудовлетворенность избирателя в отношении предложенных кандидатами публично-политических решений социальных проблем и означает, что ни один из кандидатов на выборную должность не выражает тех интересов и целевых установок, которые разделяет избиратель47.

Поэтому, а особенно в сочетании с тем, что отменен и нижний порог явки избирателей, отмену института голосования против всех следует признать неконституционной, а именно противоречащей абз. 7 преамбулы, ст.ст. 1 (ч. 1), 2, 3 (ч. 1, 2 и 3), 13 (ч. 1), 18, 21 (ч. 1), 32 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 2) Конституции РФ.

Кроме того, поднятие планки прохода в Думу до 7% остается спорным моментом. Понятно, что законодатель считает достаточным для представительства интересов общества в Государственной Думе РФ малого количества партий. Такое положение не может не вызывать возражений, поскольку смысл народного представительства в том и заключается, чтобы аккумулировать в парламенте разнообразные, многочисленные интересы, что достигается действием в Думе различных политических партий, а не только наиболее крупных угодных властям объединений. Намерения законодателя понятны - желание избежать раздробления депутатского корпуса на множество мелких групп и сосредоточить принятие решений в руках депутатов, получивших наибольшую поддержку избирателей. Однако это приведет к тому, что парламент будет монополизирован ограниченным числом политических сил (как уже упоминалось выше, на выборах в декабре 2011 г. в Государственную Думу РФ прошли только 4 партии), что нанесет непоправимый ущерб его представительности.

Следующая форма прямой (непосредственной) демократии - правотворческая инициатива.

Из самого понимания сущности демократии следует, что правотворческая инициатива должна принадлежать непосредственно народу (как единственному источнику и носителю власти) или выборному представительному органу государства (парламенту - основным предназначением которого является выражение воли народа посредством осуществления правотворческого процесса).

Правотворческая инициатива граждан представляет собой право граждан в установленном порядке возбуждать перед органом, должностным лицом местного самоуправления вопрос о рассмотрении и возможном принятии ими в рамках их компетенции нормативного (индивидуального) акта.

Конкретизирован институт народной правотворческой инициативы Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" этот существенно (ст. 26). Вместе с тем практика реализации института народной правотворческой инициативы на местном уровне отсутствует. Такое положение дел, по мнению ведущих специалистов48, объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, органы местного самоуправления вправе отказать гражданам в принятии их инициатив без всяких оснований, сославшись на нецелесообразность. Во-вторых, использование механизма правотворческой инициативы граждан в целях внесения проекта правового акта на рассмотрение органа местного самоуправления будет неоправданно сложным.

Гарантией осуществления народной правотворческой инициативы должна быть гласность. Она проявляется в том, что все решения органа местного самоуправления, касающиеся осуществления народной правотворческой инициативы, подлежат опубликованию в печати в течение установленного Законом срока. Традиционной гарантией является возможность обжалования решения органа местного самоуправления по вопросам осуществления народной правотворческой инициативы в суд.

Итак, народная правотворческая инициатива граждан - это новый институт непосредственной демократии. Это форма непосредственного осуществления контроля определенной законом группой граждан местного самоуправления посредством внесения ими проекта правового акта по вопросам местного значения, отмене или изменении ранее принятых нормативно-правовых актов для последующего вынесения соответствующей инициативы на местный референдум или принятие представительным органом местного самоуправления.

Непосредственная демократия находит выражение в ряде организационно-правовых форм. К ним, помимо названных выше, необходимо отнести сходы, собрания, конференции жителей, территориальное общественное самоуправление жителей, публичные слушания, опросы, обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления. Общественное самоуправление жителей обеспечивается также посредством форм корпоративной демократии: негосударственных (немуниципальных) коммерческих и некоммерческих объединений. Среди некоммерческих объединений следует выделить общественные, религиозные объединения, СМИ.

Конституция РФ в ст. 33 закрепила право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Право на обращение является важным конституционно-правовым средством защиты прав и свобод граждан и одной из организационно-правовых гарантий их охраны.

Институт обращений граждан в органы государственной власти, местного самоуправления является важнейшим механизмом "обратной связи", позволяет судить о степени доверия населения, выявлять "узкие места", изучать социально-экономическое положение значительной части населения.

Еще один канал проявления самоуправления населения - митинги, демонстрации, уличные шествия, пикеты, тому подобные разовые публичные акции. Целью публичных мероприятий в основном является привлечение внимания общественности к проблемам социально-экономической, политической жизни страны и местного самоуправления49. Конституция РФ в ст. 31 закрепляет право на свободу собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования. Принят Федеральный закон от 19.06.2004 №54-ФЗ (ред. от 07.02.2011) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"50 , детализировавший содержание ст. 31 Конституции РФ.

Публичный характер собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования определяет необходимость соблюдения требований ч. 3 ст. 17 Конституции РФ о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Следует признать необходимость уточнения ряда положений Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Они должны быть формально определенными, точными, четкими и ясными, не допускающими расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения51.

Таким образом, конституционное право на свободу собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирований является важным элементом народовластия, формой участия граждан в управлении делами государства, как на общефедеральном, так и на уровне субъектов РФ и местного самоуправления.

В целом, реализация различных форм непосредственной демократии – это и важное средство осуществления и охраны прав личности, укрепления связи органов государственной власти и местного самоуправления с населением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог проведенному исследованию можно сделать следующие выводы.

Демократия - это общечеловеческая социальная и политическая ценность, исключающая произвол и одного лица, и большинства, и толпы, и всех по отношению к отдельному индивиду. Демократический строй предполагает механизм выявления интересов различных слоев общества и решение, строящееся на оптимально возможном консенсусе интересов, позиций, платформ, мнений. Демократия непременно предполагает и идейный, и политический плюрализм, отсутствие монополии одной партии.

Демократическое государство - это государство, в котором народ обладает высшим (суверенным) правом и реальными возможностями определять направления политики государства, контролировать деятельность его органов и должностных лиц и выносить оценку политическим объединениям и политическим деятеля.

Величайшим достижением российской демократии явилось признание и закрепление в Основном законе неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина.

Определено, что цель правового регулирования демократии в России - максимально полная реализация права граждан на демократию, контроль и анализ конечного результата для наибольшего удовлетворения потребностей российских граждан и формирование демократического гражданского общества.

Молодая демократия Российской Федерации является не только продолжением российской государственности, но и учитывает ее модернизацию. Развитие структуры демократических институтов нашего общества дает возможность людям выражать свои идеи, мнения, нужды с очень низкими издержками для себя, что и позволяет в принципе осуществлять любые изменения в обществе. Огромную роль в данном процессе призван сыграть механизм демократических правоотношений гражданина с органами местного самоуправления. Чем более развит этот механизм, тем эффективнее могут быть осуществляемые в обществе преобразования.

Разумеется, и демократический режим  имеет  свои  проблемы:  чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру  демократии (авторитарное господство большинства), а в  некоторых  исторических  условия этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию  к анархии,   охлократии,   порой    создает    условия    для    существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил.  Но  все  же  социальная ценность демократического  режима  намного  выше  его  некоторых  негативных конкретно-исторических форм.

Следует также  иметь  в  виду,  что  демократический  режим  появляется зачастую в  тех  государствах,  где  социальная  борьба  достигает  высокого накала и правящая элита, господствующие  слои  общества  вынуждены  идти  на уступки народу,  другим социальным  силам,  соглашаться  на  компромиссы  в организации и осуществлении государственной власти.

Кроме того, демократический режим в  устройстве  государств  становится наиболее адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед  человечеством современное  состояние  цивилизации  с   его   глобальными   противоречиями, возможными кризисами.

К сожалению, следует констатировать, что действующие правовые механизмы, обеспечивающие демократическую взаимосвязь человека и государства в РФ, еще не совершенны. Нужны действенные механизмы демократических правоотношений гражданина и государства. Речь идет о формах, максимально приближенных к населению: сход граждан; правотворческая инициатива граждан, конференция граждан (собрание делегатов), опрос граждан, обращение граждан, общественные инициативы. Деятельность в этом направлении позволяет сглаживать множество конфликтов, которые закономерны в процессе реорганизации и модернизации всей системы управления государством.

В контексте развития демократических основ России необходимо обеспечить максимально честное проведение выборов в Государственную Думу РФ (4 декабря 2011 г.) и выборов Президента РФ (11 марта 2012 г.).

Развитие демократического государства является (особенно в современную эпоху) процессом со многими неизвестными. И хотя многие факторы, влияющие на этот процесс, представляются сегодня достаточно сложившимися и устойчивыми, было бы все же неверным говорить о некой предопределенности перспектив развития современной демократии и о необратимости тех тенденций, которые вырисовываются на сегодняшний день.

В ходе данной работы были решены поставленные задачи: рассмотрены и раскрыты истоки и содержание понятия «демократия»; исследовано понятие и сущность демократического государства; выявлены и исследованы конституционно-правовые характеристики демократического государства и проанализированы и определены особенности представительной и непосредственной демократии в  России.

В результате анализа изученного материала, были выявлены некоторые особенности построения демократического государства в России, сформулировано собственное мнение по данному вопросу, и изложено в соответствующих разделах данного исследования.

Данная работа подчеркнула актуальность поставленного выдающимися специалистами в области теории государства и права вопроса о правовых основах демократического государства и практики его становления в РФ, и оставила почву для дальнейшего более углубленного изучения данной темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

I ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. // Российская газета. – 1993. – 25 дек. . – №237;
  2. Федеральный закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» от 19.05.1995г. № 82-ФЗ// Российская газета . – 1995. – 25 мая - №100;
  3. Федеральный закон Российской Федерации «О политических партиях» от 11.07.2001г. №95-ФЗ// Российская газета. – 2001. – 14 июля. – №133;
  4. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный Закон «О политических партиях» от 02.04.2012г. №28-ФЗ// Российская газета. – 2012. – 04 июля. – №5746;
  5. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 №5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) "О референдуме РФ" // Российская газета. –2008. –30 апреля;
  6. Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Российская газета. – 2001. –22 июля;
  7. Федеральный закон от 05.08.2000 №113-ФЗ (ред. от 15.11.2010) "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // Российская газета. –2010. – 18 ноября;
  8. Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ (ред. от 23.07.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Российская газета. –2011. –27 июля;
  9. Федеральный закон от 10.01.2003 №19-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "О выборах Президента РФ" // Российская газета. . –2011. –27 июля;
  10. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Российская газета. 08.10.2003; 22.07.2011.
  11. Федеральный закон от 19.06.2004 №54-ФЗ (ред. от 07.02.2011) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" // Российская газета. 23.06.2004; 10.02.2011.
  12. Федеральный закон от 04.04.2005 №32-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "Об Общественной палате РФ" // Российская газета. 07.04.2005; 06.05.2011.
  13. Федеральный закон от 18.05.2005 №51-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" // Российская газета. 24.05.2005; 27.07.2011.
  14. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // Российская газета. 05.05.2006; 30.07.2010.
  15. Федеральный закон от 12.07.2006 №107-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)" // Собрание законодательства РФ. 2006. №29. Ст. 3125.
  16. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12.06.1990 // Ведомости СНД РСФСР и Верховного Совета РСФСР. -1993. -№2.- Ст. 22.;
  17. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.06.1998 "По делу о проверке конституционности положений ст. 4, 13, 19 и 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"" // Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. №8. С. 3-4.
  18. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.03.2003 "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ"" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. №6. С. 10-11.
  19. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.2007 "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6 и 15 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" в связи с жалобой граждан В.И. Лакеева, В.Г. Соловьева и В.Д. Уласа" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. №6. С. 2-3.

Информация о работе Демократическое государство