Дипломатическая служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 08:21, реферат

Описание работы

Дипломатическая служба — это профессиональная деятельность федеральных государственных служащих, замещающих должности дипломатической службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации. Реализуется она служащими, занимающими государственные должности государственной службы в центральном аппарате МИДа России, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных и межправительственных) организациях, представительствах Министерства иностранных дел на территории Российской Федерации, а также в некоторых иных подведомствен¬ных МИДу организациях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
ГЛАВА 1.1.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Зарождение российской дипломатии и дипломатической службы
2. Дипломатическая реформа Петра I: переход к европейской модели дипломатической службы
3. Дипломатическая служба в послепетровские времена
4. Внешнеполитический аппарат российской империи конца XIX — начала XX в.
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 1.2.
СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 1.3.
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Государственная служба: статус, принципы, функции
2. Политическая нейтральность и профессиональная ответственность государственного служащего
Контрольные вопросы
Литература
РАЗДЕЛ II
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВА 2.1.
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ СНОШЕНИЙ РОССИИ
1. Министерство иностранных дел Российской Федерации,его статус и задачи
Оперативная работа центрального аппарата МИД России
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 2.2.
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ДИППРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ, КОНСУЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИХ ПЕРСОНАЛА
1. Понятие и принципы правового статуса загранпредставительства Российской Федерации
2. Неприкосновенность помещений и порядок ее обеспечения
3. Свобода сношений с аккредитующим государством
4. Основные иммунитеты и привилегии средств передвижения
5. Иммунитеты и привилегии персонала дипломатических представительств и консульских учреждений
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 2.3.
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА: СТАТУС, ФОРМЫ И МЕТОДЫ СЛУЖЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Классификация дипломатических представительств
2. Персонал дипломатического представительства
3. Дипломатический корпус
4. Посольство Российской Федерации: его структура и функции
5. Вопросы межгосударственного обмена
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 2.4.
КОНСУЛЬСКАЯ СЛУЖБА И ЕЕ ФУНКЦИИ
1. Установление консульских отношений и создание консульских учреждений
2. Консульские функции
3. Консульские отношения со странами — участницами СНГ
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 2.5.
ОСОБЕННОСТИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МИССИЯХ И ПОСТПРЕДСТВАХ РОССИИ ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1. Постоянные представительства и специальные миссии: правовой статус, формы и приоритеты
служебной деятельности
2. Постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях системы ООН
3. Постоянные представительства Российской Федерации при региональных организациях
5. Дипломатическое представительство Российской Федерации на форумах новых международных структур
Контрольные вопросы
Литература
РАЗДЕЛ III
ПРОХОЖДЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
ГЛАВА 3.1.
РАБОТНИК ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ: ПОНЯТИЕ, СТАТУС, КОМПЕТЕНЦИЯ
1. Работник дипломатической службы и его социально-правовой статус
2. Профессионально-личностные качества работника дипломатической службы
3. Особенности работы с молодыми специалистами
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 3.2.
ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Прохождение дипломатической службы и его правовая база
2. Планирование — основа оптимизации системы прохождения дипломатической службы
3. Государственная должность дипломатической службы и порядок ее замещения
4. Ротация дипломатических служащих
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 3.3.
БЕЗОПАСНОСТЬ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Безопасность как проблема дипломатической практики
2. Современные проблемы безопасности и пути их решения
3. Антитеррористическая безопасность
4. Обеспечение безопасности МИД России и его аппарата
Контрольные вопросы
Литература
РАЗДЕЛ IV
КАДРЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ:
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, СТИЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ,
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ГЛАВА 4.1.
ОРГАНИЗАЦИОННО-КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Кадровая ситуация в системе дипломатической службы
2. Департамент кадров МИД и его основные функции
3. Формы и методы профессионального совершенствования работников дипломатической службы
4. Резерв как форма работы с кадрами дипломатической службы
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 4.2.
СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В ОПТИМИЗАЦИИ СЛУЖЕБНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Понятие стиля служебных отношений
2. Классификация стилей служебной деятельности
3. Основные характеристики оптимального стиля служебной деятельности
4. Пути овладения эффективным стилем служебных отношений
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 4.3.
ДЕНЕЖНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТНИКОВ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Должностной оклад государственного служащего системы МИД России
2. Система надбавок к должностному окладу
3. Финансирование денежного содержания на дипломатической службе
Контрольные вопросы
Литература
РАЗДЕЛ V
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
ГЛАВА 5.1.
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Информация и ее роль в системе государственного управления
2. Требования к дипломатической информации
3. Источники информации
4. Обработка информации
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 5.2.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ РАБОТА МИД РОССИИ И ЕГО ЗАГРАНПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ
1. Экономическая дипломатия
2. Культурная дипломатия
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 5.3.
ПРОТОКОЛЬНАЯ СЛУЖБА
1. Понятие дипломатического протокола
2. Дипломатические приемы: подготовка и проведение
3. Визиты

Файлы: 1 файл

diplomaticheskie predstavitelstva.docx

— 1.07 Мб (Скачать файл)

 

 

Контрольные  вопросы

  1. В чем состоят статус и принципы загранпредставительства Российской Федерации?
  2. Какие  существуют  категории  сотрудников дипломатических представительств?
  3. Какие существуют категории сотрудников консульских учреждений?
  4. В чем смысл и назначение дипломатических и консульских иммунитетов и привилегий?
  5. Что такое функциональный (служебный) иммунитет?
  6. Какова роль принципа взаимности в государственно-правовом регулировании статуса дипломатических представительств, .консульских учреждений и их персонала?
  7. Что понимается под «помещениями» дипломатических представительств и консульских учреждений?
  8. Пользуется ли  неприкосновенностью временная резиденция (номер в гостинице) дипломатического (консульского) курьера?
  9. Какими иммунитетами пользуются дипломатические и консульские средства передвижения? Имеются ли между ними различия?
  10. Каков таможенно-правовой режим для средств передвижения и перемещения на них через государственную границу посольских и консульских грузов?

 

 

Литература

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  2. Венская Конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961   г.   Ратифицирована  Президиумом  Верховного  Совета  СССР 11 февраля 1964 г.
  3. Венская Конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР о присоединении к Конвенции принят 16 февраля 1989 г.
  4. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 г. // Дипломатический вестник. 2000. № 8. С. 3—11.
  5. Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации.  Утверждено Указом Президента Российской Федерации  от 14 марта 1995 г. № 271 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 12. Ст. 1033.
  6. О некоторых вопросах организации деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 27 апреля 2002 г. № 417. Выписка // Дипломатический вестник. 2002. № 6. С. 11.
  7. Положение о посольстве Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации 28 октября 1996 г., № 1497.// Собрание законодательства РФ. 1996. № 45. Ст. 5090.
  8. Положение о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации 7 сентября 1999 г. № 1180 // Собрание законодательства РФ. 2000. № 1. Ст. 101.
  9. 9.  Положение о консульском учреждении Российской Федерации. Утверждено  Указом  Президента  Российской  Федерации  5  ноября 1998  г.,  №   1330 // Собрание законодательства РФ.   1998.  №  45. Ст. 5509.
  10. Блищенко И.П. Дипломатическое право. М., 1990.
  11. Богуславский М.М. Иммунитет государства. М., 1962.
  12. Ганюшкин В.В. Дипломатическое право международных организаций. М., 1972.
  13. Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. М., 1995.
  14. Зубков Н.Г. Международно-правовое положение консульских представительств и их персонала. М., 1980.
  15. Елисеев И.И., Жаров Ю.Ф. Консульская служба Российской Федерации. Учебное пособие. М., 2001.
  16. Матвеев В.М. Дипломатическая служба США. М., 1987.
  17. Плотникова О.В. Консульские отношения и консульское право. М., 1999.
  18. Попов В.И. Современная дипломатия. Теория и практика. Курс лекций. Часть 1: Дипломатия — наука и искусство. М., 2000.
  19. Тункин Т.Н. Вопросы посольского права на XI сессии Комиссии международного права ООН // Советское государство и право. 1957. № 12. С. 73-83.

 

Глава 2.3.

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА:

СТАТУС, ФОРМЫ И МЕТОДЫ СЛУЖЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

 

ПОСОЛЬСТВО — высший класс аккредитуемого государством дипломатического представительства за рубежом. Возглавляется послом, нунцием или лицом, эквивалентного ранга.

МИССИЯ — следующие за посольством два класса дипломатических представительств за рубежом. Возглавляются: одно — посланником или интернунцием, другое — поверенным в делах.

ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО — государственный орган внешних сношений, осуществляющий на постоянной основе представительство государства в международной организации.

 

Дипломатическое представительство — особый зарубежный государственный орган внешних сношений, возглавляемый в зависимости от вида представительства — послом, посланником или поверенным в делах Российской Федерации.

Обмен дипломатическими представительствами — результат договоренности между государствами об установлении между ними как равноправными суверенными субъектами международного права дипломатических отношений. Установление дипломатических отношений оформляется особым актом: обменом нотами или телеграммами на высоком уровне, подписанием соглашения, публикацией согласованного коммюнике69.

Основным международно-правовым документом, которым в настоящее время регламентируется деятельность дипломатических представительств государств, является подписанная в  1961  г. в Вене Конвенция о дипломатических сношениях. Россия является участницей указанной конвенции, которая в своей основе отвечает курсу российской внешней политики на «развитие дружественных отношений между государствами, независимо от различий в их государственном и общественном строе».

Венская Конвенция определяет функции дипломатических представительств:

a)  представительство  аккредитующего государства в  государстве пребывания;

b)  защита  в государстве пребывания интересов  аккредитующего государства и  его граждан в пределах, допускаемых  международным правом;

c)  ведение  переговоров с правительством  государства пребывания;

d)  выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства;

e)  поощрение  дружественных отношений между  аккредитующим государством и  государством пребывания, конструктивное  развитие их взаимоотношений  в области экономики, науки, культуры.

Конвенция допускает выполнение дипломатическим представительством консульских функций.

Положения Венской Конвенции о функциях дипломатических представительств носят в основном рамочный характер. Их конкретизация относится к компетенции участников конвенции. Что касается России, то эту задачу выполняют положения о Посольстве Российской Федерации, Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве, о Постоянном представительстве Российской Федерации при Международной организации, утвержденные соответствующими указами Президента Российской Федерации70.

 

 

1. Классификация дипломатических представительств

 

Венская Конвенция 1961 г. подразделяет глав дипломатических представительств на три класса:

—  класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств.  К этому классу Конвенция относит также других глав представительств эквивалентного ранга71;

—  класс посланников и интернунциев, аккредитуемых также при главах государства72;

— класс поверенных в делах, аккредитуемых при министра иностранных дел73 (не следует смешивать с временными поверенными в делах74 — старшими сотрудниками представительства, замещающими его главу на время отсутствия).

Однако, согласно Конвенции, «в отношении старшинства и этикета, никакого различия между главами представительств вследствие их принадлежности к тому или иному классу не должно проводиться». Это положение отвечает принципу равенства государств, и тот или иной класс дипломатического представителя может служить лишь показателем степени развитости отношений между государствами-партнерами.

К концу минувшего столетия последние два класса глав дипломатических представительств постепенно вышли из употребления, и государства стали обмениваться дипломатическими представительствами, возглавляемыми послами или главами представительств в эквивалентном классе75. Россия в настоящее время обменивается дипломатическими представительствами на уровне посольств. Всего Россией открыто 136 посольств, в которых занято почти 1800 дипломатических служащих разного ранга и соответствующее количество административно-обслуживающего и технического персонала.

Иногда, особенно если дипломатические отношения развиты слабо, стороны договариваются об аккредитовании дипломатических представительств по совместительству. Венская Конвенция допускает аккредитование дипломатического представителя по совместительству даже в нескольких странах. В этих случаях глава представительства бывает в стране аккредитования наездами, по мере надобности. В этих странах, однако, могут создаваться аппараты представительства, возглавляемые временными поверенными в делах.

Допускаются случаи, когда два или несколько государств могут аккредитовать одно и то же лицо в качестве своего представителя в другом государстве, если оно не возражает против этого. Более того, Венская Конвенция предусматривает возможность совмещения главой представительства или любым из его сотрудников — членом дипломатического персонала — своего поста с постом представителя аккредитующего государства при любой международной организации.

Свои особенности имеет порядок назначения главы дипломатического представительства. Венской Конвенцией 1961 г. предусматривается, что аккредитующее государство должно убедиться в том, что государство пребывания дало агреман (согласие) на то лицо, которое оно предполагает аккредитовать как главу представительства в этом государстве. Агреман в различных случаях запрашивается по-разному. Если глава дипломатического представительства назначается впервые после установления между государствами дипломатических отношений, то запрос агремана может быть сделан в третьей стране через дипломатических представителей обеих договаривающихся сторон. В случае же замены одного главы дипломатического представительства другим запрос агремана может быть сделан его предшественником перед отъездом или временным поверенным в делах после отъезда прежнего посла. При этом сообщаются краткие сведения о кандидатуре: возраст, образование, семейное положение, занимавшиеся посты.

После получения агремана кандидат на пост главы дипломатического представительства становится «персоной грата», т.е. желательным лицом76. Издается официальный акт аккредитующей страны о назначении (указом главы государства), о чем публикуется сообщение в прессе.

Правительство страны назначения может и не дать агремана. Сообщая об отказе, оно не обязано излагать его мотивы. Как отказ в агремане может рассматриваться и слишком длительная задержка ответа на запрос77. Напоминать о запросе агремана не принято. В этом случае агреман запрашивается на новое лицо.

Официальным подтверждением полномочий дипломатического представителя являются верительная грамота, подписанная главой государства. Грамота служит подтверждением доверия, которым посол облечен властями аккредитующего государства, и правильности всего того, что он будет говорить от их имени. Адресуются и вручаются грамоты главе государства страны назначения78.

Обычно вместе с верительными грамотами вновь назначенный посол вручает и отзывные грамоты своего предшественника. В них сообщается о решении властей аккредитующей страны отозвать прежнего посла, в общей форме указывается причина отзыва, выражается надежда, что он своей деятельностью способствовал развитию добрых отношений со страной пребывания. Иногда отзывные грамоты отъезжающий посол вручает сам при своем отъезде. В некоторых странах существует порядок направления от имени главы государства аккредитования в адрес главы аккредитующего государства отпускных грамот, содержащих удовлетворение деятельностью отъезжающего посла и комплимент в его адрес.

Чрезвычайный и Полномочный Посол считается приступившим к своим обязанностям в зависимости от практики, принятой в государстве аккредитования, которая, согласно Венской Конвенции 1961 г., должна применяться единообразно либо с момента вручения послом своих верительных грамот, либо с момента сообщения о своем прибытии и представления заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность. Очередность вручения верительных грамот или представление их заверенных копий определяется датой и даже часом прибытия посла.

В настоящее время Российская Федерация располагает высококвалифицированным и достаточно опытным составом послов. Практически все они — выпускники МГИМО(У) МИД России (более 80%), каждый третий прошел специальный курс обучения в Дипломатической Академии, каждый второй имеет ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла, остальные — Чрезвычайного и Полномочного Посланника Российской Федерации. Средний возраст — 55 лет, т.е. работники самого активного и плодотворного возраста. Все они обладают богатым опытом профессиональной дипломатической работы — 85% имеют стаж работы в системе МИД более 20 лет. Такой состав полпредов Российского государства позволяет ставить и решать самые сложные и неординарные проблемы международной жизни.

Процедура аккредитования в каждой стране проводится в соответствии с ее обычаями. Но независимо от этого, она должна применяться ко всем главам дипломатических представительств одного и того же класса одинаково, без дискриминации. Протокол вручения верительных грамот обычно отличается торжественностью: построение почетного караула, исполнение государственных гимнов, специальная форма одежды. В Великобритании, например, за послом посылается парадная карета, запряженная лошадьми. Посол отправляется на вручение верительных грамот королеве во фраке или в парадной униформе.

В России своя процедура вступления вновь назначенного посла в должность79. Прибывающего в аэропорт посла встречает заместитель директора или другой ответственный работник Департамента государственного протокола МИД России. Дата и час прибытия, как и во всех других странах, определяют очередность вручения верительных грамот Президенту. Свой первый визит посол наносит директору Департамента государственного протокола, во время которого уточняется процедура вручения. Второй визит наносится заместителю министра иностранных дел, которому посол передает копии своих верительных грамот, и с этого момента он уже считается приступившим к своим обязанностям. В день вручения верительных грамот Президенту ответственный сотрудник Департамента государственного протокола на автомашине из гаража Президента отправляется за вручающим верительные грамоты послом и следует с ним в Кремль к зданию, где в церемониальном зале собираются послы других государств в связи с наступившей очередностью вручения ими верительных грамот. Посол проходит в зал по лестнице, по сторонам которой выстраивается почетный расчет в специальной парадной форме. В назначенный час к послам выходит Президент России в сопровождении министра иностранных дел и заместителя руководителя Администрации Президента РФ по международным вопросам. Находящийся в зале директор Департамента государственного протокола в соответствии с очередностью называет имя посла, который подходит к Президенту и вручает ему свои грамоты. Президент и посол обмениваются рукопожатием. Процедура завершается фотографированием.

Информация о работе Дипломатическая служба