Дипломатическая служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 08:21, реферат

Описание работы

Дипломатическая служба — это профессиональная деятельность федеральных государственных служащих, замещающих должности дипломатической службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации. Реализуется она служащими, занимающими государственные должности государственной службы в центральном аппарате МИДа России, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных и межправительственных) организациях, представительствах Министерства иностранных дел на территории Российской Федерации, а также в некоторых иных подведомствен¬ных МИДу организациях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
ГЛАВА 1.1.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Зарождение российской дипломатии и дипломатической службы
2. Дипломатическая реформа Петра I: переход к европейской модели дипломатической службы
3. Дипломатическая служба в послепетровские времена
4. Внешнеполитический аппарат российской империи конца XIX — начала XX в.
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 1.2.
СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 1.3.
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Государственная служба: статус, принципы, функции
2. Политическая нейтральность и профессиональная ответственность государственного служащего
Контрольные вопросы
Литература
РАЗДЕЛ II
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВА 2.1.
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ СНОШЕНИЙ РОССИИ
1. Министерство иностранных дел Российской Федерации,его статус и задачи
Оперативная работа центрального аппарата МИД России
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 2.2.
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ДИППРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ, КОНСУЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИХ ПЕРСОНАЛА
1. Понятие и принципы правового статуса загранпредставительства Российской Федерации
2. Неприкосновенность помещений и порядок ее обеспечения
3. Свобода сношений с аккредитующим государством
4. Основные иммунитеты и привилегии средств передвижения
5. Иммунитеты и привилегии персонала дипломатических представительств и консульских учреждений
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 2.3.
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА: СТАТУС, ФОРМЫ И МЕТОДЫ СЛУЖЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Классификация дипломатических представительств
2. Персонал дипломатического представительства
3. Дипломатический корпус
4. Посольство Российской Федерации: его структура и функции
5. Вопросы межгосударственного обмена
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 2.4.
КОНСУЛЬСКАЯ СЛУЖБА И ЕЕ ФУНКЦИИ
1. Установление консульских отношений и создание консульских учреждений
2. Консульские функции
3. Консульские отношения со странами — участницами СНГ
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 2.5.
ОСОБЕННОСТИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МИССИЯХ И ПОСТПРЕДСТВАХ РОССИИ ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1. Постоянные представительства и специальные миссии: правовой статус, формы и приоритеты
служебной деятельности
2. Постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях системы ООН
3. Постоянные представительства Российской Федерации при региональных организациях
5. Дипломатическое представительство Российской Федерации на форумах новых международных структур
Контрольные вопросы
Литература
РАЗДЕЛ III
ПРОХОЖДЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
ГЛАВА 3.1.
РАБОТНИК ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ: ПОНЯТИЕ, СТАТУС, КОМПЕТЕНЦИЯ
1. Работник дипломатической службы и его социально-правовой статус
2. Профессионально-личностные качества работника дипломатической службы
3. Особенности работы с молодыми специалистами
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 3.2.
ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Прохождение дипломатической службы и его правовая база
2. Планирование — основа оптимизации системы прохождения дипломатической службы
3. Государственная должность дипломатической службы и порядок ее замещения
4. Ротация дипломатических служащих
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 3.3.
БЕЗОПАСНОСТЬ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Безопасность как проблема дипломатической практики
2. Современные проблемы безопасности и пути их решения
3. Антитеррористическая безопасность
4. Обеспечение безопасности МИД России и его аппарата
Контрольные вопросы
Литература
РАЗДЕЛ IV
КАДРЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ:
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, СТИЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ,
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ГЛАВА 4.1.
ОРГАНИЗАЦИОННО-КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Кадровая ситуация в системе дипломатической службы
2. Департамент кадров МИД и его основные функции
3. Формы и методы профессионального совершенствования работников дипломатической службы
4. Резерв как форма работы с кадрами дипломатической службы
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 4.2.
СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В ОПТИМИЗАЦИИ СЛУЖЕБНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Понятие стиля служебных отношений
2. Классификация стилей служебной деятельности
3. Основные характеристики оптимального стиля служебной деятельности
4. Пути овладения эффективным стилем служебных отношений
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 4.3.
ДЕНЕЖНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТНИКОВ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Должностной оклад государственного служащего системы МИД России
2. Система надбавок к должностному окладу
3. Финансирование денежного содержания на дипломатической службе
Контрольные вопросы
Литература
РАЗДЕЛ V
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
ГЛАВА 5.1.
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Информация и ее роль в системе государственного управления
2. Требования к дипломатической информации
3. Источники информации
4. Обработка информации
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 5.2.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ РАБОТА МИД РОССИИ И ЕГО ЗАГРАНПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ
1. Экономическая дипломатия
2. Культурная дипломатия
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 5.3.
ПРОТОКОЛЬНАЯ СЛУЖБА
1. Понятие дипломатического протокола
2. Дипломатические приемы: подготовка и проведение
3. Визиты

Файлы: 1 файл

diplomaticheskie predstavitelstva.docx

— 1.07 Мб (Скачать файл)

К функциям посольств относится также:

—  консульская деятельность, включающая, помимо консульской работы как таковой, общее руководство деятельностью консульских учреждений в стране пребывания. Особое значение при этом придается установлению и развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими в государстве пребывания;

—  осуществление мер по обеспечению безопасности как самого посольства, так и всех загранучреждений Российской Федерации, их сотрудников и членов семей, организация действий российских граждан в условиях чрезвычайных ситуаций и руководство этими действиями;

—  представительство и защита в государстве пребывания интересов третьих стран на основе соответствующих договоренностей.

 

Помимо Положения, определяющего их основные задачи и функции, структуру и организацию Посольства, специальным Положением определяются функции, права и обязанности Посла.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в иностранном государстве является высшим официальным представителем Российской Федерации, аккредитованным в государстве пребывания. Он возглавляет Посольство Российской Федерации, непосредственно руководит его работой, определяет структуру в соответствии с нормативными актами МИД России, распределяет должностные обязанности между сотрудниками, несет персональную ответственность за выполнение полученных возложенных на Посольство задач и осуществление им функций и отчитывается перед МИД России за выполнение полученных указаний и поручений.

С помощью аппарата посол обеспечивает проведение единой внешнеполитической линии Российской Федерации в государстве пребывания, направленной на защиту национальных интересов, суверенитета, безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, а также прав и интересов ее граждан и юридических лиц. С этой целью осуществляет координацию деятельности и контроль за работой находящихся в государстве пребывания иных представительств Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов Российской Федерации. В свою очередь, руководители указанных представительств, делегаций и групп обязаны согласовывать свою деятельность с послом, оказывать ему содействие в осуществлении его полномочий и информировать о своей деятельности.

Послу предоставлено право с уведомлением МИД России приостанавливать исполнение решений и предотвращать действия перечисленных выше органов, учреждений, организаций и предприятий, в случае, если такие решения и действия не отвечают интересам Российской Федерации. При необходимости он может также решать (по согласованию с МИД России) вопросы досрочного прекращения работы как сотрудников Посольства, так и иных, находящихся в государстве пребывания представительств Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, членов их делегаций и групп специалистов, а также сотрудников представительств субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем послу предоставлено право поощрения сотрудников подчиненного ему аппарата. Он вносит в установленном порядке предложения о представлении особо отличившихся сотрудников к награждению государственными наградами, присвоении почетных званий, о повышении их в ранге и должности, о продлении сроков работы за границей.

На посла возложена также обязанность принимать необходимые меры, чтобы в государстве пребывания обеспечивались в соответствии с международным правом и законодательством государства пребывания привилегии и иммунитеты, предоставляемые как посольству, так и иным представительствам Российской Федерации, их сотрудникам и членам их семей, дипломатическим курьерам и следующей с ними дипломатической почте.

Структура Посольства Российской Федерации как, впрочем, и структура дипломатического представительства любой страны зависит от штатно-финансовых возможностей. Многое определяется также политическим режимом и характером государства, с которым установлены дипломатические отношения, степенью их развитости в экономическом и социально-культурном плане, местом и ролью в мировом сообществе.

Выше мы рассматривали порядок установления дипломатических отношений. После совершения всех формальностей наступает подготовительный период открытия посольства.

В этих случаях обычно принято направлять в страну аккредитования специальную «передовую группу», в обязанности которой входит подыскание временного или постоянного здания для размещения представительства. Иногда передовой группе поручают решение вопросов строительства здания представительства с учетом предъявляемых к нему требований.

В такую группу, как правило, возглавляемую опытным дипломатическим работником, входят специалисты, знакомые с требованиями, которые предъявляются к служебным помещениям представительства, размещению в нем соответствующих служб. Особое значение имеют вопросы, относящиеся к обеспечению безопасности служебных помещений. В такую группу может быть включен и финансовый работник для определения затрат, связанных с организацией представительства и финансовым обеспечением его нужд.

Работа передовой группы должна быть рассчитана на короткие сроки с тем, чтобы не задерживать приезда главы представительства и его сотрудников. Разумеется, предполагается, что группе будет оказано соответствующее содействие со стороны властей страны пребывания.

Примерная кадровая структура посольства при наличии достаточного штата может быть следующей:

 

Чрезвычайный и Полномочный Посол — высший официальный представитель России, аккредитованный в государстве пребывания. Возглавляет посольство, определяет его структуру, распределяет должностные обязанности между сотрудниками, несет персональную ответственность за деятельность посольства и каждого его служащего.

 

Дипломатический персонал:

советник-посланник — как правило, в случае отсутствия Посла в стране пребывания, исполняет функции временного поверенного в делах. Он может осуществлять руководство одной из групп, например, группой отношений со страной пребывания;

советник — руководит группой, занимающейся изучением внешней политики страны пребывания;

советник — руководит группой, изучающей внутреннее положение в стране пребывания (внутриполитическая группа);

советник — руководит экономической группой, изучающей экономику страны пребывания, ее внешнеэкономические связи, перспективы развития отношений с ней собственной страны;

1-й  секретарь — руководит группой культурных связей со страной пребывания;

1-й  секретарь — руководит пресс-группой (пресс-атташе посольства);

1-й  секретарь или 2-й секретарь — руководит консульским отделом посольства;

атташе84 — руководит группой, занимающейся вопросами дипломатического протокола. Нередко эти вопросы поручаются помощнику Посла.

Остальные члены дипломатического персонала входят в состав групп.

 

Здесь указано только возможное распределение основных обязанностей между дипломатическими сотрудниками посольства, исключая представителей других ведомств, в том числе военных атташе. Статус, права и обязанности каждого дипломатического служащего посольства зафиксированы в соответствующих должностных инструкциях, которые утверждаются руководителем посольства.

Разумеется, в тех случаях, когда штаты дипломатических представительств не велики, такую разбивку на отдельные группы сделать не удается, в силу чего одним и тем же дипломатическим сотрудникам приходится заниматься различными вопросами одновременно.

 

5. Вопросы межгосударственного обмена

 

Расширение международных связей вызвало к жизни различные формы межгосударственного обмена. Здесь и визиты глав государств и правительств, конференции, саммиты, совещания, обмен межпарламентскими делегациями, рабочие поездки представителей различных ведомств и обмен делегациями по общественной линии, приглашения музыкальных и артистических сил и многое другое: всякого рода официальные и неофициальные встречи, симпозиумы и т.п.

В случае визита в страну пребывания из России официального лица или делегации в задачу посольства входит участие как в подготовке визита, так и в его проведении. На работников посольства ложится уточнение программы визита, проработка всех организационно-содержательных вопросов предстоящих встреч, бесед, переговоров, поездок по стране, церемониальных и протокольных вопросов. Конечно, в основном эти вопросы решает приглашающая сторона. Но все это делается при консультациях с посольством, учитываются его рекомендации и советы.

Кроме того, такого рода визиты практически всегда предполагают встречи с представителями прессы, проведение пресс-конференций и брифингов, выступления по радио и телевидению. Организация такого рода мероприятий требует самого непосредственного участия посольства. Нередко работникам посольства приходится принимать участие в подготовке проектов коммюнике, текстов выступлений членов делегации и иных документов.

Немало сил и времени требует подготовка справочных материалов, которыми необходимо обеспечить членов делегации. В их числе а) общая справка о стране пребывания, содержащая краткие исторические сведения, информацию о государственном и социальном строе, включая сведения о политических партиях, профсоюзах, женских, молодежных и других общественных организациях, внутреннем положении страны и ее внешнеполитическом курсе; б) справки о городах и других местах, которые делегация посетит в соответствии с программой; в) справка об особенностях культуры, традиций и обычаев народов, населяющих страну.

На посольстве лежит обязанность своевременно и по возможности полно информировать главу и членов делегации о положении в стране пребывания, обратив внимание на те отличительные черты, которые гостям следует иметь в виду. В конечном итоге, посольство обязано сделать все от него зависящее, чтобы прибывшие с визитом не испытывали никаких неудобств и помех в выполнении возложенной на них миссии.

Иное дело, когда визиты совершаются в обратном направлении. Нередко предложения о приглашении тех или иных официальных лиц, представителей деловых кругов, общественности исходят от посольства. Разумеется, с такими предложениями посольство выходит лишь в том случае, если они достаточно аргументированы и обоснованы как в отношении выбора приглашаемых лиц, так и в плане полезности визита для развития двусторонних межгосударственных отношений. Понятно, что такая аргументация будет убедительной только в том случае, когда она опирается на глубокое знание страны пребывания, происходящих в ней процессов, расстановки политических сил, экономических возможностей, сложившейся ситуации в области культуры, искусства, спорта и других сфер, которые имеют отношение к предлагаемому визиту.

Любой визит осуществляется с определенной целью. Поэтому важно, чтобы такая цель была достигнута и визит себя оправдал. Только проанализировав все обстоятельства, тщательно взвесив все «за» и «против», можно быть уверенным в том, что предстоящий визит будет результативным и конструктивным.

Во всех случаях наиболее ответственной частью является деловая. Здесь от посольства могут потребоваться соображения относительно повестки дня переговоров, информационно-аналитические материалы по каждому конкретному вопросу, который предполагается обсуждать. Бывают случаи, когда посольству приходится высказывать свое мнение и по содержанию проектов итоговых документов. В особо важных случаях, когда визит осуществляется на высоком государственном или правительственном уровне, глава дипломатического представительства привлекается непосредственно к переговорам. Понятна та ответственность, которая при этом ложится на него, как человека наиболее полно осведомленного о положении в стране пребывания.

Выше говорилось, что Венская Конвенция 1961 г. допускает возможность совмещения главой дипломатического представительства или любым членом его дипломатического персонала аккредитующего государства своих обязанностей в стране пребывания с действиями в качестве представителя аккредитующего государства при любой международной организации. Это положение широко использовалось в советской дипломатической практике и продолжает использоваться в дипломатической практике современной России. Примером может служить участие Советского Союза, а впоследствии Российской Федерации в ЮНЕП — органе Генеральной ассамблеи ООН по проблемам окружающей среды85.

Штаб-квартира ЮНЕП находится в столице Кении Найроби. Постоянным представителем Российской Федерации при ЮНЕП по совместительству является Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Кении. На российского посла в Кении возложена и другая обязанность. Он является представителем Российской Федерации также в Центре ООН по населенным пунктам (ЦНП), который функционирует с октября 1977 г. и имеет штаб-квартиру в Найроби.

В задачу ЦНП входит координация всех видов деятельности в области населенных пунктов. Основные направления его деятельности: планирование развития населенных пунктов, жилищное строительство и общественные службы; развитие местного строительного сектора, и инфраструктура населенных пунктов; мобилизация финансовых ресурсов для развития населенных пунктов.

Назначение Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации Постоянным Представителем по совместительству при международных организациях ведет к увеличению объема выполняемых функций дипломатического представительства, что следует учитывать при определении состава посольства.

Особую форму контактов между правительствами государств, которые по каким-то причинам не готовы установить между собой дипломатические отношения или прервали установленные ранее, но заинтересованы поддерживать между собой контакты непосредственно являются так называемые «секции по интересам». В этих целях ими направляются в столицы друг друга группы дипломатов в посольства стран, согласившихся их принять для возможного поддержания такого рода контактов. Эти группы именуются «секциями по интересам». Дипломатический персонал этих секций заносится в дипломатический список и пользуется наравне с другими сотрудниками посольства дипломатическим иммунитетом, и, что является главным, получает возможность устанавливать необходимые связи с МИД страны пребывания.

Секции по интересам могут иметь свое помещение. Однако им не позволено демонстрировать флаг своего государства, а также другие государственные символы. Автомашины, используемые персоналом секции, также получают номера, присвоенные посольством, при котором они функционируют. В своей деятельности персонал секции строго следует указаниям своего правительства.

Информация о работе Дипломатическая служба