Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 08:21, реферат
Дипломатическая служба — это профессиональная деятельность федеральных государственных служащих, замещающих должности дипломатической службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации. Реализуется она служащими, занимающими государственные должности государственной службы в центральном аппарате МИДа России, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных и межправительственных) организациях, представительствах Министерства иностранных дел на территории Российской Федерации, а также в некоторых иных подведомствен¬ных МИДу организациях.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
ГЛАВА 1.1.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Зарождение российской дипломатии и дипломатической службы
2. Дипломатическая реформа Петра I: переход к европейской модели дипломатической службы
3. Дипломатическая служба в послепетровские времена
4. Внешнеполитический аппарат российской империи конца XIX — начала XX в.
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 1.2.
СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 1.3.
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Государственная служба: статус, принципы, функции
2. Политическая нейтральность и профессиональная ответственность государственного служащего
Контрольные вопросы
Литература
РАЗДЕЛ II
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВА 2.1.
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ СНОШЕНИЙ РОССИИ
1. Министерство иностранных дел Российской Федерации,его статус и задачи
Оперативная работа центрального аппарата МИД России
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 2.2.
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ДИППРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ, КОНСУЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИХ ПЕРСОНАЛА
1. Понятие и принципы правового статуса загранпредставительства Российской Федерации
2. Неприкосновенность помещений и порядок ее обеспечения
3. Свобода сношений с аккредитующим государством
4. Основные иммунитеты и привилегии средств передвижения
5. Иммунитеты и привилегии персонала дипломатических представительств и консульских учреждений
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 2.3.
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА: СТАТУС, ФОРМЫ И МЕТОДЫ СЛУЖЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Классификация дипломатических представительств
2. Персонал дипломатического представительства
3. Дипломатический корпус
4. Посольство Российской Федерации: его структура и функции
5. Вопросы межгосударственного обмена
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 2.4.
КОНСУЛЬСКАЯ СЛУЖБА И ЕЕ ФУНКЦИИ
1. Установление консульских отношений и создание консульских учреждений
2. Консульские функции
3. Консульские отношения со странами — участницами СНГ
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 2.5.
ОСОБЕННОСТИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МИССИЯХ И ПОСТПРЕДСТВАХ РОССИИ ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1. Постоянные представительства и специальные миссии: правовой статус, формы и приоритеты
служебной деятельности
2. Постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях системы ООН
3. Постоянные представительства Российской Федерации при региональных организациях
5. Дипломатическое представительство Российской Федерации на форумах новых международных структур
Контрольные вопросы
Литература
РАЗДЕЛ III
ПРОХОЖДЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
ГЛАВА 3.1.
РАБОТНИК ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ: ПОНЯТИЕ, СТАТУС, КОМПЕТЕНЦИЯ
1. Работник дипломатической службы и его социально-правовой статус
2. Профессионально-личностные качества работника дипломатической службы
3. Особенности работы с молодыми специалистами
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 3.2.
ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Прохождение дипломатической службы и его правовая база
2. Планирование — основа оптимизации системы прохождения дипломатической службы
3. Государственная должность дипломатической службы и порядок ее замещения
4. Ротация дипломатических служащих
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 3.3.
БЕЗОПАСНОСТЬ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Безопасность как проблема дипломатической практики
2. Современные проблемы безопасности и пути их решения
3. Антитеррористическая безопасность
4. Обеспечение безопасности МИД России и его аппарата
Контрольные вопросы
Литература
РАЗДЕЛ IV
КАДРЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ:
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, СТИЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ,
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ГЛАВА 4.1.
ОРГАНИЗАЦИОННО-КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Кадровая ситуация в системе дипломатической службы
2. Департамент кадров МИД и его основные функции
3. Формы и методы профессионального совершенствования работников дипломатической службы
4. Резерв как форма работы с кадрами дипломатической службы
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 4.2.
СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В ОПТИМИЗАЦИИ СЛУЖЕБНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Понятие стиля служебных отношений
2. Классификация стилей служебной деятельности
3. Основные характеристики оптимального стиля служебной деятельности
4. Пути овладения эффективным стилем служебных отношений
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 4.3.
ДЕНЕЖНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТНИКОВ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Должностной оклад государственного служащего системы МИД России
2. Система надбавок к должностному окладу
3. Финансирование денежного содержания на дипломатической службе
Контрольные вопросы
Литература
РАЗДЕЛ V
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
ГЛАВА 5.1.
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Информация и ее роль в системе государственного управления
2. Требования к дипломатической информации
3. Источники информации
4. Обработка информации
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 5.2.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ РАБОТА МИД РОССИИ И ЕГО ЗАГРАНПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ
1. Экономическая дипломатия
2. Культурная дипломатия
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 5.3.
ПРОТОКОЛЬНАЯ СЛУЖБА
1. Понятие дипломатического протокола
2. Дипломатические приемы: подготовка и проведение
3. Визиты
А вот правовой режим дипломатической и консульской почты (вализы65) различен. В Конвенции 1961 г. понятие «дипломатическая почта» не дается, ничто не указывает на допустимые размеры и вес вализы. В то же время в Конвенции говорится, что все места, составляющие дипломатическую почту, должны иметь видимые внешние знаки, должны содержать только дипломатические документы и предметы, предназначенные для официального пользования. Дипломатическая почта не подлежит вскрытию и задержанию как в государстве пребывания, так и на территории третьих стран. Эти иммунитеты носят абсолютной характер.
Несколько иначе обстоит дело с консульской почтой (вализой). В Конвенции 1963 г. говорится, что консульская вализа не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Однако в тех случаях, когда имеются серьезные основания полагать, что в ней содержится что-то другое, кроме корреспонденции, документов или предметов, предназначенных исключительно для официального пользования, компетентные власти государства пребывания могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта в их присутствии уполномоченным представителем аккредитующего государства. В том случае, если уполномоченное лицо откажется выполнить это требование, вализа может быть возвращена в место отправления. Такие требования включены в большинство двусторонних конвенций.
Чтобы избежать вскрытия и досмотра консульской вализы, ее иногда вкладывают в дипломатическую почту, которая наделена статусом полной неприкосновенности. Такая практика не соответствует действующим международным нормам и может расцениваться как противоправное действие. Примеров такого рода действий немало. Например, в июле 1984 г. на швейцарскую границу из СССР прибыл грузовик с полуприцепом общим весом несколько тонн, которые в сопроводительных документах значились как «дипломатическая почта». Местные таможенники не признали их вализой, опечатали транспорт и отправили в Женеву. В Женеве руководство швейцарской таможни подтвердило отказ признать грузовик в качестве «дипломатической почты», заявив при этом, что рассматривает содержащийся в нем груз как «предметы, предназначенные для официального пользования». Таможня потребовала представить инвентарный список товаров, находящихся в грузовике, чтобы произвести таможенный досмотр. Советское посольство бездоказательно продолжало настаивать на том, что грузовик является «дипломатической почтой». Тогда швейцарские власти отправили грузовик обратно в СССР, но на границе его задержали западногерманские таможенники, которые тоже отказались признать грузовик в качестве «дипломатической почты» и направили его в Бонн, где советское посольство было вынуждено согласиться на то, чтобы таможенные органы ФРГ произвели осмотр грузовика, но без вскрытия находившихся в нем ящиков. Только после осмотра водителю грузовика было разрешено следовать в СССР.
Транспортное средство не было признано дипломатической почтой и не может рассматриваться в качестве дипломатической почты. Признание автофургона дипломатической почтой создало бы противоправный прецедент, давало бы повод для возможного оформления в будущем в качестве дипломатической почты (вализы) самолетов, морских и речных судов, железнодорожных вагонов и других транспортных средств. А это нормами международного права не предусмотрено.
Чтобы реально обеспечить соблюдение иммунитетов дипломатической и консульской почты широко используется отправление и получение почты непосредственно должностными лицами представительств непосредственно на аэродромах, морских и речных портах и железнодорожных станциях. Порядок прохода работников посольств и консульств к самолетам, судам, вагонам, в том числе и в режимные зоны портов и станций, устанавливается властями государства пребывания в соответствии с двусторонними соглашениями. Иностранным посольствам и консульствам выдается специальный пропуск, который позволяет получить дипломатическую (консульскую) почту у трапа самолета, морского (речного) судна непосредственно из рук дипломатических (консульских) курьеров или выполнявших их функции командиров самолетов или судов. Такая практика в наибольшей степени обеспечивает безопасность дипломатической (консульской) почты, надлежащим образом обеспечивает их иммунитет.
И все же наиболее распространенным и надежным способом доставки дипломатической и консульской почты была и остается ее пересылка в сопровождении дипломатических и консульских курьеров. Курьеры состоят на службе в ведомствах иностранных дел аккредитующих государств, как правило, не имеют дипломатических или консульских рангов, не входят в состав персонала посольств и консульств. Но они имеют дипломатические паспорта, пользуется при исполнении своих обязанностей защитой государства пребывания.
Дипкурьер пользуется личной неприкосновенностью, не подлежит аресту, досмотру или задержанию в какой бы то ни было форме. Упомянутые иммунитеты прекращаются в момент доставки курьером порученной ему дипломатической почты по назначению. Особо обращает на себя внимание то, что в международных конвенциях ничего не сказано об изъятии дипкурьеров из-под уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания. Курьеры не освобождаются от личного досмотра и досмотра принадлежащего им багажа во время таможенного контроля. Более того законодательство некоторых стран предусматривает возможность таможенного контроля дипкурьеров в том числе и с применением технических средств.
В Конвенциях 1961 и 1963 г. не регламентированы и многие другие вопросы дипкурьерской службы. Не пользуются неприкосновенностью жилые помещения курьеров, нередки случаи ограничения государством пребывания свободы их передвижения, остается неурегулированным и вопрос возможности иметь при себе при въезде в страну пребывания оружие.
Вопрос наличия у дипкурьеров оружия разными странами решается по-разному. Например, власти США используют невооруженных курьеров. Россия же, вооружает своих курьеров огнестрельным оружием и на условиях взаимности разрешает иностранным курьерам быть вооруженными при въезде в нашу страну с дипломатической или консульской почтой.
Средства передвижения, их безопасность и неприкосновенность играют важную роль для обеспечения нормального функционирования дипломатических представительств и консульских учреждений. Такими средствами являются автомобильные, воздушные, водные и другие транспортные средства, которые принадлежат на правах собственности, арендуются или предоставляются для регулярного пользования дипломатическим представительствам, консульским учреждениям, сотрудникам представительства, консульским должностным лицам и членам их семей. В международном праве, дипломатической и консульской практике не проводится различий между средствами передвижения, принадлежащими непосредственно посольству или консульству, со средствами передвижения, являющимися личной собственностью работников диппредставительства, консульских должностных лиц и членов их семей. Все они рассматриваются как представительские и консульские средства передвижения.
Отличительным признаком дипломатических и консульских средств передвижения является специальные номерные знаки. В Российской Федерации для дипломатических и консульских средств передвижения выделяются номерные знаки специальных серий66. Причем номерные знаки специальных серий — это не просто формальная атрибутика. Их наличие указывает на то, что посольские и консульские средства передвижения обладают соответствующими иммунитетами. Безосновательный отказ в выдаче (возобновлении) спецзнака может быть расценен как отказ в распространении иммунитета на данное представительское (консульское) средство передвижения. Понятно, что недооценивать это нельзя.
В доктрине международного права часто отмечается, что средства передвижения дипломатических представительств и консульских учреждений неприкосновенны и пользуются иммунитетом от принудительных мер. Между тем, этот тезис нуждается в конкретизации. Конвенция 1961 г. (пункт 3 ст. 22) установила, что «средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий», тогда как консульские машины нельзя только реквизировать.
В соответствии с Конвенцией 1961 г. дипломатические средства передвижения не подлежат и таможенному досмотру, тогда, как консульские автомашины на таможне могут быть досмотрены. Что же касается дипломатических грузов и грузов консульских, то и те и другие, согласно национальному (в том числе и российскому) законодательству, подлежат таможенному досмотру независимо от способа доставки этих грузов и принадлежности транспортных средств, на которых они перемещались через государственную границу страны пребывания. Дипломатические и консульские грузы не являются частью автомашин, на которых они перевозятся, и поэтому нет препятствий для того, чтобы осуществить таможенный досмотр этих грузов.
Таким
образом, диппредставительские и
консульские машины, имеющие номерные
знаки одной и той же
В Конвенциях 1961 и 1963 г. содержатся положения о том, что транспортные средства дипломатического представительства и консульского учреждения, предназначенные для целей посольства или консульства, освобождаются от всех государственных, местных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин за исключением тех сборов, которые представляют собой оплату за конкретные виды обслуживания (услуги). Конвенции предусматривают и то, что государство пребывания разрешает ввозить и освобождает от всех видов таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов:
— предметы, включая транспортные средства, предназначенные для служебного пользования представительства (консульства);
— предметы, включая транспортные средства, предназначенные для личного пользования сотрудниками дипломатического представительства, работниками консульского учреждения и членами их семей.
Периодически возникают ситуации, когда посольские и консульские должностные лица и члены их семей пересекают государственную границу на автомашинах, в которых, как правило, находится их личный багаж. Вправе ли в таких случаях досмотреть автомашины? Да, вправе. Такая правовая норма имеет очень важное значение, поскольку направлена против злоупотребления указанной привилегией. Вскрытие багажа и его досмотр в таких случаях является правомерным действием таможенных властей. На практике предлагается открыть машину и досмотреть ее: поднять находящиеся в ней сумки, чемоданы и другие предметы личного багажа, чтобы убедиться в том, что под ними ничего не скрывается. В том же случае, когда есть серьезные основания полагать, что в личном багаже находятся предметы, ввоз (вывоз) которых запрещен законами и правилами государства пребывания, компетентными органами может быть произведен досмотр личного багажа, однако, в присутствии владельца или уполномоченного им лица — соответствующего посольского или консульского лица или члена его семьи.
Следует указать, что Конвенции 1961 и 1963 г. не предусматривают обязанность государства пребывания обеспечить специальную защиту (охрану) дипломатических и консульских средств передвижения от посягательств частных лиц. Поэтому государство пребывания вправе отклонить возможные требования иностранных представительств об установлении специальных постов для охраны дипломатических и консульских автомашин. В случае краж предметов из машин или угона самих машин посольствам (консульствам) следует заявить о случившемся местным органам власти. Только после этого возникают правовые основания для производства компетентными органами расследования в установленном порядке.
К персоналу дипломатического представительства относятся:
В зависимости от принадлежности к той или другой категории, работники наделяются определенными иммунитетами и привилегиями.
Прежде всего это личная неприкосновенность. Дипломатический служащий не подлежит аресту или задержанию, в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство. Личная неприкосновенность является самым важным иммунитетом, из которого вытекают все остальные иммунитеты и привилегии, которые и являются надежной гарантией нормального осуществления им дипломатических функций.
Хотя в реальной практике недопустимость ареста или задержания в определенной степени обеспечивает безопасность тех дипломатов, которые занимаются незаконной деятельностью в государстве пребывания. В связи с этим в практике подавляющего большинства стран в качестве одного из способов пресечения незаконной деятельности дипслужащих применяется так называемый «захват с поличным». После чего следует обмен нотами протеста и выдворение такого работника из страны пребывания.
Для обеспечения эффективной работы дипслужащих необходимо обеспечить их личную безопасность, повысить защиту от посягательств частных лиц, особенно в связи с резким усилением в последние годы терроризма. Впервые этот вопрос рассматривался на XXII сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в соответствии с решением которой в 1973 г. была открыта для подписания Конвенция «О предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой». Конвенция вступила в силу 20 февраля 1977 года.