Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 08:21, реферат
Дипломатическая служба — это профессиональная деятельность федеральных государственных служащих, замещающих должности дипломатической службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации. Реализуется она служащими, занимающими государственные должности государственной службы в центральном аппарате МИДа России, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных и межправительственных) организациях, представительствах Министерства иностранных дел на территории Российской Федерации, а также в некоторых иных подведомствен¬ных МИДу организациях.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
ГЛАВА 1.1.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Зарождение российской дипломатии и дипломатической службы
2. Дипломатическая реформа Петра I: переход к европейской модели дипломатической службы
3. Дипломатическая служба в послепетровские времена
4. Внешнеполитический аппарат российской империи конца XIX — начала XX в.
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 1.2.
СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 1.3.
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Государственная служба: статус, принципы, функции
2. Политическая нейтральность и профессиональная ответственность государственного служащего
Контрольные вопросы
Литература
РАЗДЕЛ II
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВА 2.1.
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ СНОШЕНИЙ РОССИИ
1. Министерство иностранных дел Российской Федерации,его статус и задачи
Оперативная работа центрального аппарата МИД России
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 2.2.
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ДИППРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ, КОНСУЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИХ ПЕРСОНАЛА
1. Понятие и принципы правового статуса загранпредставительства Российской Федерации
2. Неприкосновенность помещений и порядок ее обеспечения
3. Свобода сношений с аккредитующим государством
4. Основные иммунитеты и привилегии средств передвижения
5. Иммунитеты и привилегии персонала дипломатических представительств и консульских учреждений
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 2.3.
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА: СТАТУС, ФОРМЫ И МЕТОДЫ СЛУЖЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Классификация дипломатических представительств
2. Персонал дипломатического представительства
3. Дипломатический корпус
4. Посольство Российской Федерации: его структура и функции
5. Вопросы межгосударственного обмена
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 2.4.
КОНСУЛЬСКАЯ СЛУЖБА И ЕЕ ФУНКЦИИ
1. Установление консульских отношений и создание консульских учреждений
2. Консульские функции
3. Консульские отношения со странами — участницами СНГ
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 2.5.
ОСОБЕННОСТИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МИССИЯХ И ПОСТПРЕДСТВАХ РОССИИ ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1. Постоянные представительства и специальные миссии: правовой статус, формы и приоритеты
служебной деятельности
2. Постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях системы ООН
3. Постоянные представительства Российской Федерации при региональных организациях
5. Дипломатическое представительство Российской Федерации на форумах новых международных структур
Контрольные вопросы
Литература
РАЗДЕЛ III
ПРОХОЖДЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
ГЛАВА 3.1.
РАБОТНИК ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ: ПОНЯТИЕ, СТАТУС, КОМПЕТЕНЦИЯ
1. Работник дипломатической службы и его социально-правовой статус
2. Профессионально-личностные качества работника дипломатической службы
3. Особенности работы с молодыми специалистами
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 3.2.
ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Прохождение дипломатической службы и его правовая база
2. Планирование — основа оптимизации системы прохождения дипломатической службы
3. Государственная должность дипломатической службы и порядок ее замещения
4. Ротация дипломатических служащих
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 3.3.
БЕЗОПАСНОСТЬ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Безопасность как проблема дипломатической практики
2. Современные проблемы безопасности и пути их решения
3. Антитеррористическая безопасность
4. Обеспечение безопасности МИД России и его аппарата
Контрольные вопросы
Литература
РАЗДЕЛ IV
КАДРЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ:
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, СТИЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ,
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ГЛАВА 4.1.
ОРГАНИЗАЦИОННО-КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Кадровая ситуация в системе дипломатической службы
2. Департамент кадров МИД и его основные функции
3. Формы и методы профессионального совершенствования работников дипломатической службы
4. Резерв как форма работы с кадрами дипломатической службы
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 4.2.
СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В ОПТИМИЗАЦИИ СЛУЖЕБНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Понятие стиля служебных отношений
2. Классификация стилей служебной деятельности
3. Основные характеристики оптимального стиля служебной деятельности
4. Пути овладения эффективным стилем служебных отношений
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 4.3.
ДЕНЕЖНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТНИКОВ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Должностной оклад государственного служащего системы МИД России
2. Система надбавок к должностному окладу
3. Финансирование денежного содержания на дипломатической службе
Контрольные вопросы
Литература
РАЗДЕЛ V
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
ГЛАВА 5.1.
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Информация и ее роль в системе государственного управления
2. Требования к дипломатической информации
3. Источники информации
4. Обработка информации
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 5.2.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ РАБОТА МИД РОССИИ И ЕГО ЗАГРАНПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ
1. Экономическая дипломатия
2. Культурная дипломатия
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 5.3.
ПРОТОКОЛЬНАЯ СЛУЖБА
1. Понятие дипломатического протокола
2. Дипломатические приемы: подготовка и проведение
3. Визиты
При наличии обычного паспорта гражданин должен самостоятельно обратиться в диппредставительство или консульское учреждение иностранного государства за получением въездной визы, а также ознакомиться с иммиграционными и иными требованиями государства, в которое он планирует выехать. С некоторыми государствами заключены соглашения о безвизовых поездках граждан. Имеется ряд стран с визовым режимом, визы для въезда в которые выдаются в пунктах прибытия. В отдельные страны можно въезжать без виз, но при наличии приглашения. Со многими странами заключены соглашения о безвизовом въезде по дипломатическим и служебным паспортам. Однако следует отметить, что последнее время наметилась тенденция к отказу от ранее подписанных соглашений о безвизовом режиме въезда граждан России. Это касается прежде всего стран Центральной и Восточной Европы, стран — участниц СНГ.
Особо следует осветить режим въезда в страны т.н. Шенгенской группы. Начало Шенгенскому процессу положило подписание 14 июня 1985 г. в городе Шенгене (Люксембург) Договора о поэтапной отмене контроля на общих границах между ФРГ, Францией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом. Это был крупный шаг на пути европейской интеграции. Речь шла об упразднении систем национального пограничного контроля на внутренних границах, создании единого визового пространства, обеспечении перемещения через общие границы стран-участниц людей, товаров и услуг. 26 марта 1995 г. Шенгенское соглашение вступило в силу. Наряду с указанными странами в него вошли Испания, Португалия, Австрия и Греция. 25 марта 2001 г. членами Шенгенского соглашения стали также Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция.
На внешних границах стран Шенгенской группы введены унифицированная система пограничного контроля, единая визовая практика, повседневное сотрудничество полицейских служб, а также скоординирована система правовой взаимопомощи по всем вопросам иммиграционной политики, борьбы с наркобизнесом. Действует также единая информационная система с центральным компьютером в Страсбурге, где сосредоточены сведения о лицах, чей въезд в страны ЕС нежелателен, об украденных документах, автомашинах и т.п. Эта система имеет прямую связь с национальными банками данных.
Для пребывания иностранцев — нерезидентов Европейского Союза (ЕС) в стране (странах) Шенгенской группы требуется получить въездную визу единого образца, которая выдается сроком до 3-х месяцев посольством страны, рассматриваемой как основная или первая цель поездки. Отказ от выдачи визы по существу означает запрет на въезд в единое визовое шенгенское пространство в целом. При этом сохраняется возможность выдачи национальной визы одной из стран Шенгенской группы.
Выдача въездных виз владельцам дипломатических, служебных паспортов и паспортов международных организаций осуществляется на основе национального законодательства. Дипломаты и приравненные к ним лица, получившие разрешение на длительное пребывание в одной из стран Шенгенской группы, пользуются правом свободно выезжать в другие страны группы на непрерывный срок до трех месяцев.
После превращения Шенгенского соглашения в реальный фактор европейской интеграции и присоединения к нему практически всех стран — членов ЕС встал вопрос о его интеграции в Европейский Союз. Это случилось 17 мая 1999 г., когда вступил в силу Амстердамский договор, предусматривающий замену Исполкома Шенгенского договора Советом Евросоюза. Расширение ЕС на восток создает качественно новую ситуацию: в течение ближайших лет «визовый пояс» придвинется вплотную к границам стран СНГ, и России следует считаться с проведением в будущем более жесткой визовой политики в отношении граждан этих стран.
Значительная работа консульскими учреждениями проводится в части обеспечения въезда и пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации. Порядок приема и передвижения иностранных граждан в Российской Федерации установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. Другим постановлением Правительство утвердило перечень территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан. Этот перечень имеется во всех консульских загранучреждениях и учитывается при оформлении виз.
Порядок оформления и выдачи документов для въезда и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства определен Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», а также соответствующими международными договорами России с иностранными государствами.
Основанием для оформления въезда иностранцев и выдачи визы является их письменное обращение в дипломатическое представительство или консульское загранучреждение, наличие действительных документов, удостоверяющих их личность, а также приглашения или надлежащим образом оформленного договора о туристической поездке, если иной порядок въезда-выезда не предусмотрен двусторонними или многосторонними соглашениями.
В 1995 г. было принято Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к сертификату об отсутствии ВИЧ-инфекции, предъявляемому иностранными гражданами и лицами без гражданства при их обращении за визой на въезд в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев».
С 1 июля 1999 г. для въезда и пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации введено условие наличия полиса медицинского страхования (на основе взаимности).
Департамент консульской службы и представительства МИД России в субъектах Российской Федерации оформляют приглашения на специальных, защищенных от подделки, бланках. Они выдаются по обращениям организаций, являющихся российскими юридическими лицами, действующих на территории Российской Федерации в соответствии с ее законодательством и прошедших регистрацию в МИД России или его представительствах. Приглашения иностранных граждан для посещения Российской Федерации с целью встречи со своими родственниками или поездки по частным делам оформляются на основании анкет-приглашений, подаваемых приглашающими физическими (частными) лицами в паспортно-визовые службы органов внутренних дел Российской Федерации. Порядок оформления приглашений для этих категорий иностранных граждан регламентируется отдельной инструкцией, утверждаемой МВД России.
Посещение Российской Федерации иностранными гражданами в туристических целях, в том числе и специализированный туризм (с целью лечения, обучения, на выставки, фестивали, конференции и т.п.), оформляется через лицензированные российские туристические организации. Иностранные граждане в этих случаях получают визы в консульских загранучреждениях России по предъявлению необходимых документов, включая ваучер направляющей туристической фирмы и подтверждение российской турорганизации о готовности принять конкретных иностранных граждан в качестве туристов. С 15 апреля 1999 г. введена единая форма подтверждения о приеме иностранных туристов и утвержден бланк такого подтверждения.
Практикуется также такая форма визовой поддержки, как направление в консульские загранучреждения указаний о выдаче виз по каналам факсимильной и электронной почты.
Консульские загранучреждения имеют право выдавать, продлевать, погашать визы на въезд в Российскую Федерацию и транзитный проезд через территорию Российской Федерации, а также вносить изменения в выданные визы. По категориям визы подразделяются на дипломатические, служебные, туристические и обыкновенные. По целям поездки виза может быть деловая, коммерческая, туристическая, на учебу. По видам визы подразделяются на въездные, въездные-выездные, выездные-въездные, транзитные. По кратности визы бывают однократными, двукратными и многократными.
Российские консульские учреждения за границей оформляют служебные и обыкновенные визы на вкладных визовых бланках серии «К», туристические — на бланках серии «Т». На российской территории все недипломатические визы оформляются на бланках серии «М». Исключение составляют российские консульские загранучреждения в тех странах, где визы оформляются на специальных машиносчитываемых, снабженных защитными элементами, в том числе голограммой, бланках типа тех, которые применяются европейскими государствами — участниками Шенгенского соглашения. Эта работа проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 г. «О создании общегосударственной автоматизированной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов новых образцов», дополненным Постановлением Правительства от 24 января 1998 года.
Транзитный проезд через территорию Российской Федерации осуществляется, как правило, без права на остановку. Транзитные визы выдаются иностранцам в тех случаях, когда они не имеют права на безвизовый транзит. Максимально разрешенный период транзитного пребывания на российской территории составляет срок до трех дней — при следовании авиатранспортом и до семи дней — при следовании морским, речным или железнодорожным транспортом.
Многократные визы дают право на многократный въезд в Российскую Федерацию и соответственно выезд за ее пределы. Такие визы выдаются сроком до одного года по согласованию с Департаментом консульской службы МИД России и представительствами МИД России на территории Российской Федерации. Многократные визы дают право их владельцам пребывать на российской территории не более 90 дней при каждом въезде в страну.
Групповые визы выдаются при въезде на территорию России групп иностранных граждан (школьников, военнослужащих, пенсионеров и др.) по разрешению Департамента консульской службы МИД России и представительств МИД в субъектах Российской Федерации, если иное не предусмотрено специальными соглашениями.
Важное место в консульской работе занимают проблемы гражданства. Согласно новому закону «О гражданстве Российской Федерации», вступившему в силу с 1 июля 2002 г., МИД России, представительства и консульские загранучреждения отнесены к числу государственных органов, ведающих делами о гражданстве. В Российской Федерации каждый человек имеет конституционное право на гражданство. Никто не может быть принудительно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Проживание гражданина России за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства. Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации за рубежом была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами и свободами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями. Они должны защищать их права и охраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан Российской Федерации.
К числу важнейших консульских функций относятся также вопросы консульской легализации документов. Консульская легализация — это подтверждение соответствия документов законодательству государства их происхождения для использования в международном общении. Легализация представляет собой засвидетельствование подлинности подписи должностного лица и печати государственного учреждения.
Легализации подлежат документы, исходящие от государственных учреждений, юридических лиц, нотариусов. Легализацию осуществляют следующие учреждения:
— в России — Департамент консульской службы МИД, представительства МИД России на территории Российской Федерации в части, отнесенной к их компетенции нормативными актами. Департамент консульской службы легализует документы, составленные на территории Российской Федерации и предназначенные для использования за границей. После легализации в Департаменте документы легализуются в аккредитованном в Российской Федерации дипломатическом представительстве или в консульском учреждении того государства, на территории которого они будут использоваться. Департамент консульской службы легализует также документы, составленные дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями иностранных государств и предназначенные для использования на территории Российской Федерации;
— за границей — консульские отделы дипломатических представительств, генеральные консульства, консульства Российской Федерации. Консульскими учреждениями за границей осуществляется легализация документов государства пребывания, предназначенных для использования на территории Российской Федерации. Представленные в консульское учреждение на легализацию документы должны быть сначала легализованы в Министерстве иностранных дел либо ином уполномоченном официальном учреждении государства пребывания.
В подлиннике легализуются следующие российские документы:
а) свидетельства о регистрации актов гражданского состояния, засвидетельствованные в Министерстве юстиции Российской Федерации;
б) документы об образовании, засвидетельствованные в Министерстве образования Российской Федерации;
в) документы, составленные нотариусом или при его участии.
В копиях могут быть легализованы все упомянутые документы, а также иные документы, исходящие от государственных учреждений или составленные при их участии.
Требования о легализации распространяются на все виды документов, связанных с правовой защитой личных и имущественных прав граждан, а также прав юридических лиц. Не требуется легализация документов, предназначенных для применения в странах, с которыми Россия заключила договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Не подлежат легализации паспорта и заменяющие их документы; военные билеты; трудовые книжки; удостоверения личности; водительские удостоверения; документы, имеющие прямое отношение к коммерческим или таможенным операциям (счета, документы о перемещении товаров через границу, соглашения о поставке товаров и предоставлении услуг, выполнении различных работ и расчетов по ним, таможенные декларации и т.п.).