Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 15:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является полное и оригинальное изложение темы работы на основе определенных источников.
Реализация поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач:
выявить источники формирования древнерусского права;
проанализировать возникновение Русской Правды, рассмотреть редакции, состав и источники;
определить основные черты права по Пространной Редакции Русской Правды: правовое положение социальных групп, преступления и наказания, судебный процесс.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Формирование древнерусского права………………………………….5
1.1. Договоры Руси с Византией……………………………………..….….5
1.2. Закон Русский……………………………………..….………………….7
1.3. Церковные уставы………………………………..….………………...10
Глава 2. Возникновение Русской Правды………………..….………………...15
2.1. Редакции Русской Правды………………..…………………………...15
2.2. Состав Русской Правды………………..……………………………...18
2.3. Источники Русской Правды…………..……………………………....20
Глава 3.Основные черты права по Пространной Редакции Русской Правды.22
3.1. Правовое положение социальных групп……………………………..22
3.1.1 Привилегии феодалов…………………………………………...22
3.1.2 Статус свободного и городского населения…………………...24
3.1.3 Статус зависимого населения: смерды, закупы, холопы……..25
3.2. Преступления и наказания…………………………………..………...29
3.2.1. Уголовное право………………………….….………..………...29
3.2.2. Виды преступлений……………………….…………….……...32
3.2.3. Наказания за преступления……………….…………….……...35
3.3. Судебный процесс……………….…………….……............................36
Заключение……………….…………….…….......................................................41
Список использованных источников ….…….....................................................43
2.2. Состав Русской Правды
Краткая редакция Русской Правды - небольшой по объему документ, содержавший 43 статьи, состоит из двух частей.
Первая часть (Правда Ярослава), включает 18 статей (ст. 1-18), содержит нормы об побоях, убийстве, о вознаграждении за порчу чужих вещей, о нарушении права собственности и способах его восстановления. Первая часть, наиболее древняя, говорила еще о сохранении обычая кровной мести, об отсутствии достаточно четкой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего.
Вторая часть (Правда Ярославичей), включает 24 статьи (ст. 19-43), содержит решения, принятые на княжеском съезде потомков Ярослава, дополняющие уже имеющиеся статьи нормами судебных пошлин и расходов, отражает дальнейший процесс развития феодальных отношений: кровная месть отменялась, имущество и жизнь феодалов ограждались повышенными мерами наказания, что характерно для прав привилегии.
Краткая Правда включала в основном нормы уголовного права и процесса.
Пространная Правда состоит из двух частей: Суд Ярослава (ст. 1-52) и Устава Владимира Мономаха (ст. 53-121). Разделение Правды на «Суд Ярослава» и «Устав Владимира Мономаха» довольно условное: с именами этих князей связаны только первые статьи разделов, остальные статьи кодекса заимствованы из разных эпох и источников, ведь в задачу Правды входило собрать и включить в свой состав разные нормы, которые кодификатор считал необходимым закрепить.
Пространная Правда существенно отличалась от Краткой Правды и числом статей (121), и содержанием, она развивает положения Краткой, выстраивая их в более стройную систему, и добавляет к ним нормы, установленные законодательством Владимира Мономаха.
Пространная Правда значительно более развитый кодекс права феодального государства, отразивший дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правовой регламентации Пространная Правда определяла порядок заключения ряда договоров, передачи имущества по наследству.
Устав Владимира Мономаха отражал стремление несколько сгладить классовой борьбы. Он уменьшил проценты по займам, ограничил ростовщичество.
Большая часть статей Пространной редакции (как и Краткой) содержит нормы уголовного права и процесса.
Сокращенная Правда относилась к значительно более позднему периоду. Историки полагают, что она сложилась в XV в. в Московском государстве.
2.3. Источники Русской Правды
«Русская Правда как свод древнерусского феодального права представляла собой пример типичного кодекса раннего феодализма: нормы права изложены в ней без четкой системы, казуально, открыто определены привилегии господствующего класса и неравное положение зависимых сословий»15. Списки Русской Правды отличались один от другого, что свидетельствовало о партикуляризме права, об отсутствии единой правовой системы.
Источниками кодификации Русской Правды являлись нормы обычного права, законодательство князей и судебная практика.
К числу норм обычного права относятся прежде всего положения о кровной мести (ст. 1) и круговой поруке (ст. 19 КП). Законодатель по разному оценивает эти обычаи: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом (вирой). Круговая порука, напротив, сохраняется как политическая мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление («дикая вира» налагалась на всю общину).
Нормы, выработанные княжеской судебной практикой, многочисленны в Русской Правде и иногда связываются с именами князей, принимавших их (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха).
Определенное влияние
на эту кодификацию оказало
Русскую Правду можно определить как кодекс частного права - все ее субъекты являлись физическими лицами, понятия юридического лица закон не знал. С этим связаны некоторые особенности кодификации. Среди видов преступлений, предусмотренных Русской Правдой, нет преступлений против государства. Личность самого князя как объекта преступного посягательства рассматривалась в качестве физического лица, отличавшегося от других только более высоким положением и привилегиями.
С конкретными субъектами связывалось содержание права собственности; оно могло быть различным в зависимости и от объекта собственности. Русская Правда еще не знает абстрактных понятий «владение», «собственность», «преступление». Кодекс строился по принципу казуистичности, законодатель стремился предусмотреть все возможные жизненные ситуации.
Эти юридические особенности
обусловлены источниками
Нормы Русской Правды защищали частную собственность (движимую и недвижимую), регламентировали порядок ее передачи по наследству, по обязательствам и договорам.
Русская Правда применялась не только в XI-XII вв., но и позже, в период феодальной раздробленности и в начальный период создания единого Русского централизованного государства. Она оказала большое влияние на право Новгорода и Пскова, на последующее развитие русского права.
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА ПО ПРОСТРАННОЙ РЕДАКЦИИ РУССКОЙ ПРАВДЫ
3.1. Правовое положение социальных групп
Вся совокупность законов и правовых обычаев создала основу довольно развитой системы древнерусского права. Право Русской Правды, как всякое феодальное право, оно являлось правом-привилегией, т. е. закон прямо предусматривал неравенство различных слоев населения перед законом и судом, неравноправие людей, принадлежащих к разным социальным группам. Так, холоп не имел почти никаких человеческих прав. Весьма ограничена была правоспособность смерда, закупа. Зато права и привилегии верхушки феодального общества охранялись в усиленном порядке.
В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. Русская Правда большое внимание уделяла привилегиям господствующего класса и закреплению неравноправного положения смердов, закупов, холопов. Ее статьи (особенно Пространной Правды) подробно регламентировали права господ на холопов, закупов и других зависимых.
3.1.1 Привилегии феодалов
«Социальная структура Древнерусского государства была сложной, но уже вполне отчетливо вырисовывались основные черты феодальных отношений. Формировалась феодальная собственность на землю - экономическая основа феодализма. Соответственно складывались основные классы феодального общества - феодалы и феодально зависимые крестьяне»16.
Наиболее крупными феодалами были князья. Источники указывают на наличие княжеских сел, где жили зависимые крестьяне, работавшие на феодала под надзором его приказчиков, старост, в том числе и специально наблюдавших за полевыми работами. Крупными феодалами были и бояре - феодальная аристократия, богатевшая за счет эксплуатации крестьян и грабительских войн.
С введением христианства коллективным феодалом становятся монастыри, церковь. Не сразу, но постепенно церковь приобретает землю, князья жалуют ей десятину - десятую часть доходов с населения и иные, в том числе судебные, доходы.
Низший слой класса феодалов составляли дружинники и слуги, княжеские и боярские. Они формировались из вольных людей, но иногда даже и из холопов. Выслуживаясь перед господином, такие слуги получали порой земли с крестьянами и становились сами эксплуататорами. Князья могли передать право взимания дани и судебных пошлин вместе с правом суда над зависимыми крестьянами своим вассалам. Ст. 91 Пространной Редакции Русской Правды гласит «Аже в боярех любо в дружине, то за князя задниця (наследство) не идеть; но оже не будеть сынов, а дчери возмуть»17, то есть бояре и дружинники имели право передавать имущество по наследству как сыновьям, так и дочерям, после смерда наследство получали только сыновья и это приравнивает дружинников по порядку наследования к боярам и противопоставляет тех и других смердам.
Главным правом и привилегией феодалов было право на землю и эксплуатацию крестьян. Государство защищало и иную собственность эксплуататоров.
Жизнь и здоровье феодала подлежали усиленной защите. За посягательство на них устанавливалась высокая мера наказания, дифференцированная в зависимости от положения потерпевшего. Привилегии феодалов определялись в статьях, устанавливающих более высокие штрафы за нанесение увечий, побоев, за убийство (ст. 1 ПП), за посягательство на имущество, кражу коней, нарушение границ земельных владений. Высоко оберегалась и честь феодала: оскорбление действием, а в некоторых случаях и словом влекло за собой также серьезные наказания.
Эти юридические привилегии распространялись на субъектов, поименованных в Русской Правде как князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане. В этом перечне не все лица могут быть названы феодалами, можно говорить лишь об их привилегиях, связанных с особым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору и имущественным положением.
Русская Правда формулировала право сильного, право господина, «кулачное» право. Эта особенность феодального права связана с тем, что собственность на землю совпадала с политическими правами относительно зависимого населения, с правом прямого принуждения и подавления феодально-зависимых их господином, феодалом.
3.1.2 Статус свободного и городского населения
Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, также существовали промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды-общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства).
Городское (посадское) население делилось на ряд социальных групп - боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и прочие).
В Древнерусском государстве существовали большие и многочисленные города. Уже в IX - X вв. их было не менее 25. В следующем веке прибавилось еще свыше 60 городов, а к моменту монголо-татарского нашествия на Руси было около 300 городов. Среди городского населения выделялись купцы, бывшие привилегированной категорией людей. Это особенно относится к гостям, ведшим иностранную торговлю. В Киеве, Новгороде и других городах жили также искусные ремесленники, возводившие великолепные храмы и дворцы для знати, изготовлявшие оружие, украшения и т. п.
3.1.3 Статус зависимого населения: смерды, закупы, холопы
Основную массу трудящегося населения составляли смерды. «Некоторые исследователи полагали, что смердами именовались все сельские жители (Б. Д. Греков). Другие (С. В. Юшков) считают, что смерды - это часть крестьянства, уже закабаленная феодалами. Последняя точка зрения представляется более предпочтительной»18.
Смерды жили общинами-вервями, которые выросли из родового строя, но в Древнерусском государстве имели уже не кровнородственный, а территориальный, соседский характер. Вервь была связана круговой порукой, системой взаимопомощи.
Кроме свободных смердов существовали и другие их категории, о которых Русская Правда упоминает как о зависимых людях. В литературе существует несколько точек зрения на правовое положение этой группы населения, однако следует помнить, что она неоднородна: наряду со свободными были и зависимые («крепостные») смерды, находившиеся в кабале и услужении у феодалов. Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, которое мог завещать детям (землю - только сыновьям). При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником.
Более сложной юридической фигурой является закуп. Краткая редакция Русской Правды не упоминает закупа, зато в Пространной редакции помещен специальный Устав о закупах. Закуп имеет свое собственное хозяйство, но нужда заставляет его идти в кабалу к господину. Он берет у феодала купу - денежную сумму или натуральную помощь (земля, скот, зерно) и в силу этого обязан работать на хозяина. Этот долг следовало отработать, причем установленных нормативов и эквивалентов не существовало. Труд закупа не идет в счет уплаты долга, он выступает как бы в качестве только уплаты процентов по долгу, объем работы определялся кредитором. С нарастанием процентов на заем кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время, поэтому отработать купу закуп не может и практически остается пожизненно у господина.
Впервые долговые отношения
закупов с кредиторами
Закуп в отличие от холопа имеет некоторые человеческие права. Закон охранял личность и имущество закупа. Его нельзя бить «не за дело», он может жаловаться на господина судьям, его нельзя продать в холопы (при такой обиде он автоматически освобождается от своих обязательств по отношению к господину), у него нельзя безнаказанно отнять имущество.
Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть «выдан головой», т.е. превращен в полного холопа. Его правовой статус резко менялся. За попытку уйти от господина не расплатившись закуп превращается в холопа. Господин имеет по отношению к закупу право вотчинной юстиции. Русская Правда отмечает, что феодал вправе бить нерадивого закупа (ст. 62 Пространной Правды).