Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 13:36, курсовая работа
Целью является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом.
Задачи курсовой работы:
–раскрыть понятие формы государства и факторы, которые влияют на ее структуру;
–исследовать понятие политического режима и виды государственно-правового режима;
–рассмотреть виды форм правления ;
– анализ видов территориального устройства государства
Введение 2
Форма государства 3
Государственно-правовой (политический) режим 5
Форма правления 17
Территориальная организация государства 25
Заключение 33
Список используемой литературы 34
Содержание
Оглавление
Введение 2
Форма государства 3
Государственно-правовой (политический) режим 5
Форма правления 17
Территориальная организация государства 25
Заключение 33
Список используемой литературы 34
Предметом изучения теории государства и права является государство и право как феномен и понятия, позволяющие понять сущность государства и правая. Рассматривая проблему формы государства, затрагиваешь непосредственно проблему формирования особой формы общественной жизни человека – государства.
Ведь форма государства –это способ образования, организации и осуществления государственной власти, то есть она выражает все общественные отношения в государстве, обстановку данной страны. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Актуальностью курсовой работы по теме форма государства является то, что проблема изучения формы государства приобретает не только теоретическое, но и политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.
Целью является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом.
Задачи курсовой работы:
–раскрыть понятие формы государства и факторы, которые влияют на ее структуру;
–исследовать понятие политического режима и виды государственно-правового режима;
–рассмотреть виды форм правления ;
– анализ видов территориального устройства государства
Форма государства – это
организационно-функциональная структура
государства, выражающая способ организации
и осуществления
О многообразии форм
государства говорил и
Цицерон, например, выделял
в зависимости от числа
В эпоху Нового времени
в трудах Дж. Локка, Ш. Монтескье,
Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, А. Н.
Радищева и многих других
По вопросу о понятии формы государства в советской юридической науке
имелись различные взгляды. Одни авторы под формой государства понимают "организацию политической власти в государстве, взятую в единстве ее трех основных элементов (или сторон) - формы правления, формы государственного устройства и политического режима. При этом под формой правления имеется в виду организация верховной власти государства, характеризующая ееисточниками, взаимоотношениями органов государства между собой и с населением.
Другие
авторы различают форму
В юридической литературе высказана также точка зрения, согласно
которой следует различать внутреннею и внешнею форму государства. Под внутренней формой при этом, применительно к социалистическому государству, понималась социалистическая демократия, а под внешней формой - конкретная организация политической власти.
Некоторые
авторы считают, что в
Таким образом, в юридической науке не было выработано единое понятие формы государства.
В настоящее время
в юридической и
Научное исследование различных
аспектов формы государственности
имеет важное теоретическое и
практическое значение. Подтверждением
служит современное государственное
строительство в Российской Федерации.
Малейшие ошибки и просчеты в разрешении
этих жизненных вопросов чреваты
острыми политическими
Югославии, сложная ситуация в бывших республиках СССР, межнациональные распри подтверждают слова И. А. Ильина, который считал, что каждому народу должна быть свойственна "своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может быть гибельным".
Среди причин и условий, определяющих форму государства, можно назвать: сущность государства ; характер отношений между классами; внешнее влияние; культурные традиции общества. А также ,по словам Ильина : «Государственная форма должна считаться с территориальными размерами страны и с численностью ее населения. Государственная форма должна считаться с климатом и с природою страны. Природа влияет на характер людей , на продовольствие страны , на ее промышленность»
Государственно-правовой (политический) режим - это совокупность приемов и методов, с помощью которых органами государства осуществляется власть в обществе. В теории государства и права, где рассматриваемая категория употребляется весьма часто, под политическим режимом, в самом общем смысле, принято понимать совокупность приемов и методов, при помощи которых осуществляется политическая власть. Истории известны самые различные политические режимы: деспотический, теократически-монархический, аристократический (олигархический), демократический, абсолютистский, клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский, «просвещенного абсолютизма», бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, фашизмоподобный, марионеточный, авторитарный, тоталитарный и ряд других.
Тем не менее, в научном
обороте категория «
В первом значении политический
режим полностью
Во втором значении политический
режим рассматривается не только
и не столько как
В третьем значении политический
режим используется для характеристики
различных способов, приемов и
методов осуществления
Политический режим настолько
важная для всей политической жизни
общества динамическая категория, что
некоторые юристы и политологи склонны
отождествлять с формой государства
вообще. Включая целиком политический
режим в понятие формы
Можно с уверенностью утверждать, что ни в одном государстве мира не существует и не существовало абсолютно идентичных политических режимов. Каждый из них имеет свои особенности, свою специфику, которые обусловливаются влиянием огромного количества социально-экономических, общественно-политических, классовых, религиозных, нравственных и иных факторов.
К числу основных признаков демократического режима можно отнести следующие:
1. Свободные и регулярные выборы.
«...Демократия покоится на принципе, согласно которому правительство может считаться законным только тогда, когда его власть и назначение обеспечивается согласием управляемых... Оно вправе осуществлять только такую власть, выполнять только такие функции, на которые народ дает свое согласие. А народ не дает его раз и навсегда, ибо дарование согласия есть непрерывный процесс. Более того, согласие задумано... как активное одобрение. Для того чтобы правительство функционировало на этой основе... существуют определенные институты»А именно, свободные и регулярные выборы, которые предполагают, по крайней мере, три условия – свободу выдвижения кандидатур будущих избранников как следствие свободы образования и функционирования партий; свободу избирательного права, то есть всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек - один голос»; свободу голосования, понимаемую как тайное голосование и равенство всех в получении информации и возможности вести пропаганду и агитацию в пользу того или иного кандидата во время избирательной кампании. Демократический режим может быть определен как режим, приобретающий свою легитимность от народа с помощью выборов. Избранный лидер, даже если он получил подавляющее большинство голосов избирателей, не может приостановить свободные выборы. Как только встает вопрос о продлении полномочий избранного лица, какими бы серьезными ни были обоснования необходимости этого, проблематичной становится и сама демократия, ибо в демократическом режиме легитимность власти нуждается в периодическом подтверждении. Это же подчеркивает и Ф. Лово в своей работе «Ведущие современные демократии», когда пишет, что демократия - это такой «институциональный режим, при котором назначение руководителей осуществляется на ограниченный срок мирным способом в результате выборов, регулярно проводимых на конкурентной основе»
2. Функционирование