Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Целью является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом.
Задачи курсовой работы:
–раскрыть понятие формы государства и факторы, которые влияют на ее структуру;
–исследовать понятие политического режима и виды государственно-правового режима;
–рассмотреть виды форм правления ;
– анализ видов территориального устройства государства

Содержание работы

Введение 2
Форма государства 3
Государственно-правовой (политический) режим 5
Форма правления 17
Территориальная организация государства 25
Заключение 33
Список используемой литературы 34

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 83.17 Кб (Скачать файл)

7. Характер контроля над  обществом. Тоталитаризм, вследствие  этатизации гражданского общества, приводит к установлению всеохватывающего контроля над массой и личностью, растворению личности в массе. Причем при тоталитарном режиме предполагается выполнение функции контроля всем населением. Авторитаризм, смятая в значительной мере этатизацию общества, ослабляет контроль над массой и личностью, предоставляя последней известную автономию и возможность выбора. Функцию контроля выполняют главным образом только специальные органы. В условиях тоталитарного режима над всем социумом господствует одна сила - государство. Авторитарная же система, обеспечивая любым путем, политическую власть и не допуская в этой сфере никакой конкуренции, не вмешивается в те области жизни, которые не связанны с политикой непосредственно. Относительно независимыми могут оставаться экономика, культура и т.д. Авторитарное общество построено по принципу «разрешено все, кроме политики». Авторитарная власть отказывается от претензий на полный контроль. Выделяется лишь несколько сфер, в которых режим оставляет управление за собой - это общественная безопасность, оборона, внешняя политика и т.п.

8. Методы осуществления  политической власти. Тоталитарный  режим представляет собой открытую  террористическую диктатуру, когда  насилие и принуждение становятся  решающим средством достижения  политических целей, регулирования  общественной жизни, главным средством  управления обществом. При авторитаризме  насилие и принуждение играют  хотя и немалую, но не определяющую  роль, и в основном используются  против бесспорных противников  режима. Массовые репрессии для  него обычно не характерны. Репрессии  здесь по сравнению с тоталитарным  режимом носят ограниченный характер, массовый физический террор, как  правило, отсутствует.

9. Степень допускаемого  политического плюрализма. При тоталитаризме  происходит насильственное установление  однопартийной системы или единовластия  одной партии через уничтожение  других партий либо через их  полное подчинение тоталитарной  партии. Любая оппозиция запрещается  законом. Режим не признает  право меньшинства выражать свое  мнение. Тоталитарный режим в  принципе оппозицию не приемлет, уничтожает ее физически. Авторитаризм - это режим ограниченного плюрализма. При авторитарном режиме существует  оппозиция в урезанном, усеченном  виде.

Выше представлены характеристики режимов,  теперь хочется сказать  о их недостатках , минусы недемократических режимов очевидны , в современном обществе многие выступают за демократию, но не все задумываются, о недостатках данного политического режима .

 Используя параллель с экономикой, я предлагал допустить, что современным экономическим обществам свойственна конкуренция в большинстве областей. Политическое функционирование конституционно-плюралистических режимов — это организация соперничества, причем и организация, и соперничество неизбежны в наших обществах, так как уже немыслимы правители, ниспосланные Богом или традицией. Раз больше нет правителей, законных по праву рождения, то откуда возьмутся законные правители, если не в результате конкуренции? Если она не организована, она приведет к произволу и насилию.

Во-вторых, граждане могут разумно и гласно обсуждать распределение ресурсов сообщества или организацию труда. Трудно, к сожалению, обсуждать про-,. ведение внешней политики. Конституционно-плюралистические режимы более соответствовали бы своей сути, если бы способ отбора правителей и сама конструкция казались всем более приемлемыми. Гласное обсуждение управления экономическим режимом не только разумно, но и способствует 1 эффективности. Зато во время смут, когда интересы одного сообщества противопоставляются интересам других, любое действие может быть сковано именно вследствие того, что каждое решение гласно оспаривается.1 На основании этого можно сделать вывод о том, что идеального режима не существует, но все же, мне кажется , что режим, в котором хоть и с некоторыми нюансами царит мир, лучше режима, основанного на  насилии.

От политического режима как особой формы государства  необходимо отличать режим чрезвычайного  положения . « Чрезвычайное положение означает вводимый особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.»

Обстоятельства введения чрезвычайного положения

 Чрезвычайное положение  вводится лишь при наличии  обстоятельств, которые представляют  собой непосредственную угрозу  жизни и безопасности граждан  или конституционному строю и  устранение которых невозможно  без применения чрезвычайных  мер. К таким обстоятельствам  относятся:

а) попытки насильственного  изменения конституционного строя, захвата или присвоения власти, вооруженный  мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо  важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными  действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной  власти и органов местного самоуправления;

 б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Форма правления

Форма правления - организация  верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источниками  и принципами взаимоотношения органов  власти между собой и с населением. Форма правления - это та сторона  организации власти, в которой  выражаются принципы организации верховной, суверенной власти в государстве.

 Форма правления государства

Форма правления раскрывает три главные характеристики государства:

  • организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия
  • населения в их формировании;
  • взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;
  • компетенцию этих органов.

Форма правления показывает, кто правит в государстве, кто осуществляет верховную власть.2

Различают две основные формы  правления: монархическую и республиканскую

Различие между монархической  и республиканской формами правления, констатировал в связи с этим Н.М. Коркунов, заключается не в наличии  различного числа правящих или иных, второстепенных по своему характеру, лиц, их особенностей, а в различном  «юридическом положении» правящих лиц.

При республиканской форме  правления, пояснял автор, все лица, «участвующие в распоряжении властью», ответственны перед народом от «последнего избирателя до президента», стоящего во главе республики и призванного действовать от ее имени. В монархии же все обстоит как раз наоборот, а именно - в условиях монархии «имеется и безответственный орган власти», называемый монархом. Именно в этом различии ответственности и безответственности, подытоживал Н.М. Коркунов, заключается «различие президента республики и монарха, а не в объеме и характере их функций», как это иногда утверждается в литературе. В самом деле, президент США пользуется большей властью, нежели английская королева. Однако президент «ответствен перед конгрессом и потому не монарх». Английская же королева, напротив, «безответственна и потому, несмотря, на всю ограниченность своей власти, остается все же монархиней.

Выборность и наследственность как критерии подразделения форм правления государства на республики и монархии органически сочетаются с такими их немаловажными признаками, как срочность пребывания у власти главы государства в условиях республики и соответственно бессрочность - в условиях монархии.

Данные критерии, впрочем, как многие другие, имеют, естественно, относительный и к тому же формально-юридический  характер, поскольку в реальной жизни  иногда бывает все наоборот. Однако, тем не менее они довольно широко использовались раньше в процессе классификации форм правления как дополнительные критерии. В качестве таковых они могут быть использованы и сейчас.

Во-вторых, различное юридическое  положение носителей власти как  общий критерий классификации форм правления может выражаться, по мнению ряда авторов, в ответственности  их перед народом, нацией, парламентом  и т.д. в условиях республики и  «полной безответственности» в  условиях существования монархии.

Об ответственности государственных  органов - носителей власти как признаке республики и безответственности носителя власти как признаке монархии говорится  также в работах и других авторов.

Наконец, в-третьих, различное  юридическое положение носителей  власти в условиях республики и монархии проявляется в том, что в первом случае в организации и деятельности высших и местных государственных  органов преобладают принципы коллегиальности, а во втором - единоличности.

Абсолютная монархия (от лат. absolutus -- безусловный) -- разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.

Наиболее типичные черты монархической формы правления состоят в следующем:

1) наличие единоличного  правителя;

2) династическое наследование  власти;

3) пожизненность правления:  законы монархий не предусматривают  никаких оснований для

отстранения монарха от власти;

4) концентрация в руках  монарха всей полноты власти;

5) отсутствие какой-либо  ответственности монарха за то, как он управляет страной. Он  несет ответственность только перед Богом и Историей

В настоящее время она  практически полностью изжила себя, продолжая сохранять в неизменном виде внешнюю атрибутику и лишь отчасти  прежнее содержание в таких государствах, как Бахрейн, Саудовская Аравия, Катар, Оман, Бруней. В некоторых из этих стран сделаны первые шаги по переходу к конституционной монархии.

Дуалистическая монархия - первоначальная форма ограниченной, или конституционной,  монархии. Здесь мы наблюдаем уже возникающее  или довольно развитое разделение властей,  во всяком случае, отделение законодательной  власти от исполнительной.

 

Законодательная власть принадлежит  в принципе парламенту, который избирается подданными или определенной частью их, если избирательное право цензовое.  Исполнительная власть принадлежит  монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через  назначаемое им правительство.  Судебная власть принадлежит монарху, но может  быть более или менее независимой.

Однако разделение  властей  при  данной  форме  правления  обычно урезанное.  Хотя законы принимаются  парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето,  то есть без  его утверждения закон в силу не вступит.  Кроме того,  монарх обычно может издавать чрезвычайные указы,  имеющие силу закона и  даже более высокую, а главное, может  распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1974  г.  очередные  парламентские выборы состоялись лишь в 1989-м.

Правительство, если таковое  есть,  за  свою  деятельность несет  ответственность лишь перед монархом,  но отнюдь не перед парламентом. Последний  может воздействовать на  правительство, только используя   свое  правило  устанавливать  бюджет  государства. Рычаг этот,  хотя и достаточно мощный, может, однако, использоваться лишь раз в году,  а кроме  того, депутаты, вступая в конфликт с правительством или через него -  с  монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента.

Как и для абсолютной  монархии,  для  монархии  дуалистической типичен авторитарный политический режим.  Государственный же режим  может характеризоваться как  ограниченный  дуализм власти.  Дуалистическая  монархия  есть  выражение компромисса между  властвующей феодальной верхушкой  общества  и  остальной его  частью, в котором преобладание все  же остается за монархом и его окружением.

Парламентарная  монархия существует обычно в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного строя к индустриальному  сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада, Австралия и др.).

Здесь мы  наблюдаем развитое разделение властей при признании  принципа  верховенства  парламента  над   исполнительной властью, демократический  или по крайней мере либеральный политический режим.

Монарх при данной форме  правления "царствует,  но не правит". Правом вето в отношении законов,  принятых  парламентом, даже когда  оно ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это  право по  указанию  правительства.

Главный отличительный  признак  парламентарной монархии - политическая ответственность правительства  перед  парламентом (нижней палатой) за свою деятельность.  Если парламент (нижняя палата) выразит правительству  недоверие или откажет в доверии, правительство должно  уйти в  отставку либо должно быть уволено  в отставку монархом.

Информация о работе Форма государства