Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Целью является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом.
Задачи курсовой работы:
–раскрыть понятие формы государства и факторы, которые влияют на ее структуру;
–исследовать понятие политического режима и виды государственно-правового режима;
–рассмотреть виды форм правления ;
– анализ видов территориального устройства государства

Содержание работы

Введение 2
Форма государства 3
Государственно-правовой (политический) режим 5
Форма правления 17
Территориальная организация государства 25
Заключение 33
Список используемой литературы 34

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 83.17 Кб (Скачать файл)

3. Правовое государство.  Данное понятие еще во второй  половине 19 века получило широкое  распространение в ряде европейских  стран, в том числе в России. В начале нынешнего века в  России вышел целый ряд работ,  специально посвященных правовому  государству, появились его достаточно  строгие научные определения,  мало, чем отличающиеся от его  современных трактовок. В современной  научной литературе правовое  государство в самой общей  форме определяется как государство,  ограниченное в своих действиях  правом, защищающим свободу, безопасность  и достоинство личности и подчиняющее  власть воле суверенного народа. Первый признак - верховенство  правовых законов и среди них  основного закона - конституции,  второй - формально-юридические гарантии  свободы, самостоятельности и  собственности, гарантии не только  для индивидов, но и для коллективов,  ибо в современном обществе  человек удовлетворяет свои интересы  и реализует свободу, вступая  в различные ассоциации. К числу  формально-юридических гарантий  относятся, прежде всего, права  и свободы человека и гражданина, а также иные субъективные  права индивидов и ассоциаций, вытекающие из конституции и  законов. Третий признак правового  государства - система институциональных  гарантий свободы.

Обобщая опыт возникновения  и развития различных правовых государств и существующие в научной литературе их различные определения, можно  выделить следующие общие признаки правового государства:

 

1. Приоритет прав и  свобод человека над законами  государства, наличие отлаженного,  несложного и легкодоступного  юридического механизма практической  реализации конституционных прав  и свобод граждан и их защиты

2. Равноправие всех граждан,  всеобщность права, его распространение  на все население государства,  его организации и учреждения, в том числе сами органы  государственной власти.

3. Наличие независимого  правосудия, выступающего высшим  арбитром и гарантом соблюдения  прав человека и законов государства  гражданами, государственными и  общественными службами, организациями  и учреждениями.

4.Приоритет в государственном  регулировании общественных отношений  и процессов следующего принципа: в правовом государстве по  отношению к гражданам действует  правило «разрешено все то, что  не запрещено законом». Государство  же обязано действовать в пределах  дозволенного, в рамках установленных законом полномочий.

5. Свобода и права других  людей как важнейший или даже  единственный ограничитель прав  индивида. Правовое государство  не означает абсолютной свободы  личности. Свобода каждого заканчивается  там и тогда, где и когда нарушается свобода других.

6. Строгое соответствие текущего законодательства конституционному, нормам международного права, практическое обеспечение верховенства закона по отношению к подзаконным нормативным актам.

7. Наличие отработанных  демократических процедур участия  граждан в правотворческом процессе.

8. Наличие совершенного  юридического механизма разрешения  спорных и конфликтных ситуаций  между субъектами права на  всех уровнях политической, государственной  и социальной структуры. 

Следует сказать, что в  современной науке существуют различные  предложения о возможных классификациях демократических режимов. Так, А.Л  Громыко в своей работе «Политические  режимы», подразделяет демократические  режимы на следующие виды: либерально-демократические, консервативные и охлократические, которые он характеризует следующим  образом.

 

Итак, исходя из вышесказанного, демократический режим – это разновидность политического режима, характеризующаяся наличием правового государства и развитого гражданского общества; функционированием государственного механизма на основе свободных, регулярных выборов и принципа разделения властей; предоставлением населению гарантированных фундаментальных прав и свобод человека и гражданина.

«Либерально- демократические режимы - это такие режимы, в центре которых стоит личность, ее права и свободы и роль государства сводится к защите прав, свобод и собственности граждан./Италия/.

Консервативные демократические  режимы - это такие режимы, которые  опираются не столько на конституцию, сколько на политические традиции, которые являются, основой данных режимов./Великобритания/.

Охлократические – это  такие политические режимы, которые  опираются на власть толпы, власть непосредственной митинговой демократии, где все важнейшие  властные решения принимаются толпой на митингах./Веймарская республика в Германии/».

Антидемократический режим  является противоположностью демократического и характеризуется обратным набором признаков. Особое значение имеет подразделение данной разновидности политического режима на собственно антидемократические и псевдодемократические. Для последних характерно формальное признание и конституционное закрепление наиболее значимых демократических институтов и ценностей, с одной стороны, и их полное или частичное игнорирование — с другой. Типичными примерами псевдодемократических режимов являются режимы, существовавшие в бывшем СССР и ряде других стран социалистического содружества. В настоящее время подобные режимы существуют в Корейской Народно-Демократической Республике и на Кубе.

В зависимости от степени  ограничения демократии антидемократические  режимы подразделяются на авторитарные, тоталитарные и фашистские.

Какие же сущностные качества характеризуют тоталитарные режимы? Следует отметить, что единой позиции  по этому вопросу нет. Разброс  мнений довольно широк. Выделяют от двух и до более десяти сущностных признаков. Подводя итог вышесказанного, выделим  характерные признаки тоталитаризма. Тоталитарный режим означает почти полную- ликвидацию или извращение всех существенных черт демократии, а именно:

1. Отсутствие разделения  властей, незначительная роль  выборов (их отсутствие) в формировании  органов государственной власти, неправовой характер государства.  При тоталитаризме принцип всеобщего  избирательного права отменяется  или превращается в фикцию, происходит  имитация участия широких народных  масс в решении жизненно важных  проблем общественной жизни. Вместо  него господствует принцип назначения.

2. Монопольный партийно-государственный  контроль над производством и  экономикой, СМИ, армией, полицией, органами  безопасности, всеми сферами жизни  общества Духовная, политическая и экономическая власть слиты воедино.. Стираются границы между гражданским обществом и политической системой, между политической и неполитической сферами. В условиях тоталитарного режима над всем социумом господствует сила - государство. Римский папа отождествлял себя и с государством, и с церковью. Тоталитарное государство идет гораздо дальше Цезарей и Божьих наместников... Сталин в отличие от короля-солнца имел основания сказать: «общество - это я». Гражданское общество полностью политизируется, лишается самостоятельности, деформируется и поглощается тоталитарной системой.

3. Однопартийная монопольная  система. Любая оппозиция запрещается  законом.

4. Срастание партийной  и государственной власти. Монополия  на власть принадлежит в обществе  партийно-государственной элите  во главе с всемогущим, всевластным  и неподконтрольным никому лидером,  возглавляющим единственную, организованную  по иерархическому признаку, массовую  партию. Ключевые властные функции  при тоталитаризме выполняет  не государство (как при любом  другом режиме), а партия - носительница  тоталитарной идеологии. Государство,  как заметил Р. Арон, превращается  во всеохватывающий и всемогущий инструмент партии. Государственные институты перестают быть институтами чисто публичной власти и становятся главными орудиями осуществления власти идеологической.

5. Исключительная роль  лидера, вождя при осуществлении  власти. При тоталитарном режиме  существует культ личности национального  вождя - лидера партии и государства. 

6. Единственная официальная  идеология. 

7. Система массового террора.  Тоталитарный режим представляет  собой открытую террористическую  диктатуру, когда насилие и  принуждение становятся решающим  средством достижения политических  целей, регулирования общественной  жизни, главным средством управления  обществом. Тоталитаризм характеризуется  массовым характером репрессий,  «функция которых, заключается  не столько в том, чтобы подавлять  врагов режима, сколько в том,  чтобы нагнетать и поддерживать атмосфер страха». Репрессии обрушиваются не только на подлинных противников режима, но нередко угрожают и вполне лояльным гражданам, а также верным сторонникам. Ни у кого нет достаточных гарантий личной безопасности. Однако поскольку тоталитарный режим имеет значительную поддержку в народе, то исходящее от него насилие, принуждение, террор и репрессии воспринимаются большинством как неизбежная необходимость, как меры, осуществляемые в интересах всего общества. Главным инструментом террора является секретная полиция и концентрационные лагеря.

8. Административно-командное регулирование экономической жизнедеятельности общества. Для тоталитарного режима характерна государственная и (или) находящаяся под жестким бюрократическим-контролем частная собственность на средства производства, по крайней мере, на основную их часть. В научной литературе утвердилось мнение, что признаком тоталитарного режима является плановая экономика, уничтожение института частной собственности и тотальное ее огосударствление.

10. Контроль над всеми  средствами массовой информации  и цензура. 

Авторитарный режим характеризуется  нарушением принципа разделения властей, ограничением роли выборных государственных  органов и усилением роли исполнительных органов, концентрацией огромных властных полномочий в руках главы государства  или правительства, сведением роли парламента и других органов государственной  власти до положения сугубо формальных институтов и как следствие —  незаконным ограничением прав и свобод граждан, возможностью запрещения политических партий и других организаций.

Полностью отождествлять тоталитаризм и авторитаризм нельзя, поскольку между ними имеются немалые различия. В сравнении они могут быть представлены следующим образом:

1. Различие в основном  элементе политической системы.  Тоталитаризм характеризуется тем,  что основным звеном политической  структуры выступает партия. В  отличие от тоталитаризма основным  элементом политической системы  при авторитарном режиме выступает  государство. Опираясь на гражданскую  и военную бюрократию, оно способствует  сохранению абсолютной власти  и является решающей политической  силой общества.

2. Роль идеологии в  жизни общества. Тоталитаризм есть  в первую очередь идеологический  режим. В условиях тоталитарного  режима существует лишь одна  официальная идеология. Авторитаризм  же, как правило, не располагает  систематизированной государственно-обязательной  идеологией. Авторитарный режим  допускает некоторый ограниченный  и контролируемый плюрализм в  политической сфере и даже  мирится с наличием некоей  «полуоппозиции». В условиях авторитаризма идеология не доводится до такой степени детализации и догматизации как при" тоталитаризме. Авторитарный режим во многом идеологически индифферентен. Он опирается на присущие данному обществу обычные традиционные ценности и какой-то мессианской системы взглядов не выдвигает. Авторитарные государства не ставят своей задачей осуществление глубоких изменений в сознании общества.

3. Механизм установления  политического режима. Тоталитарный  режим устанавливается при самом  активном участии народных масс. Политическая власть при тоталитаризме  как бы навязывается народом  самому себе. Авторитаризм устанавливается  вопреки мнению большинства или,  в лучшем случае, без его поддержки  и согласия. Большинство населения  негативно относится к политическому  руководству страны.

4. Отношение масс к  режиму. Тоталитаризм, возникая, довольно  часто, с согласия и при непосредственном  участии населения, опирается  на массовую социальную базу, на широкое общественно-политическое  движение. Авторитаризм, возникая путем  верхушечных переворотов и без  участия значительной части населения,  массовой социальной базы, широкого  общественно-политического движения  не имеет. Поэтому его легитимность  большинством, или значительной  частью населения ставится под  сомнение. Иными словами, при авторитаризме народ и политическая власть противостоят друг другу.

5. Отношение масс к  политическому лидеру. При тоталитаризме  единство народа и власти, как  правило, в первую очередь выражается  в единстве масс и лидера. Только  в условиях тоталитарного режима  может существовать культ личности  национального вождя - лидера  партии и государства. При авторитаризме  между массами и лидером существует  значительная дистанция. Массы  часто видят в нем своего  антипода, даже врага. И культ  личности авторитарного лидера, за редким исключением, невозможен.

6. Характер взаимоотношений  государства и гражданского общества. Гражданское общество при тоталитаризме  полностью политизируется, лишается  самостоятельности, разрушается  и поглощается тоталитарной системой. Роль гражданского общества при  этом ничтожна, тоталитарный режим  не признает такого понятия.  При авторитаризме, несмотря на  значительную централизацию власти, государство и гражданское общество  в известной степени разделены,  режим не очень интенсивно  вмешивается в жизнь гражданского  общества. Государство хотя и  следит за гражданским обществом,  держит его под контролем, все  же создает ему для саморегулирования  определенные условия. Гражданское  общество в определенной степени  остается автономным, хотя и не  способно оказывать серьезное  воздействие на государство.

Информация о работе Форма государства