Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:07, курсовая работа
Кроме того, серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его традиции, религия, национальные особенности, географические и природные условия и многие другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями и объединениями, партиями, общественными движениями и другими организациями
Национальная федерация
В национальных федерациях
субъекты создаются на основе проживающих
в них национальностей. Тезис
о создании федераций только по национальному
признаку был безусловным требованием
марксистско-ленинской теории по вопросам
государства. Таким образом, строились
федерации в СССР и РСФСР, в
Югославии (Союз Сербии и Черногории),
этот подход был использован в 1968
г. в Чехословакии (Союз Чехии и
Словакии, распавшийся в 1993г.). Федерация
в странах тоталитарного
Смешанная федерация
Особый вид федераций
- национально-территориальные
Симметричная федерация
В идеале в юридически симметричной федерации все образующие ее составные части одинаковы и равноправны. Такая федерация состоит только из субъектов федерации (среди образующих ее частей нет не субъектов), имеющих один и тот же правовой статус. Только субъекты являются частями федерации в Германии (земли), в ОАЭ (эмираты), Аргентине (провинции), России (применяются разные названия субъектов). Однако абсолютно симметричных федераций нет, какие-то элементы различий между субъектами существуют. В Германии земли имеют неодинаковое число голосов в верхней палате парламента — бундесрате (от трех до шести голосов независимо от численности представителей земли), в однопалатном совещательном Национальном собрании ОАЭ эмираты имеют от 8 до 4 представителей, в России одни субъекты имеют свои конституции и называются в федеральной Конституции государствами (хотя и в скобках)[8] , другие — нет, в Бельгии тоже есть различия между субъектами и т.д. Пожалуй, только в Австрии, Мексике, Бразилии, Аргентине структура федераций ближе к идеалу симметричной федерации (с точки зрения правового положения ее составных частей).
Асимметричная федерация
Асимметричная федерация
состоит из различных частей, неодинаковых
по своему правовому положению (субъектов
и не субъектов), а статус субъектов
в свою очередь может быть неодинаков.
В США помимо штатов (субъектов) существуют
небольшие территории (владения)—
Виргинские Острова, Восточное Самоа,
федеральный округ Колумбия, Пуэрто-Рико,
которые не пользуются правами штатов
(их население, в частности, не участвует
в выборах парламента США). В Индии
есть шесть “союзных территорий”,
статус которых ниже статуса штатов:
штаты имеют местные
Статус самих субъектов может быть неодинаковым. В Индии некоторые штаты (штат Джамму и Кашмир) имеют более широкие права по сравнению с другими штатами (для первого штата сделано много исключений из конституции, законы парламента, относящиеся к Сиккиму, требуют согласования с ним), права мелких штатов (Метхалая, Нагаленд) урезаны, хотя в них с разрешения губернатора может не применяться федеральное законодательство по некоторым вопросам, регулируемым племенными обычаями. В Малайзии главы четырех из 13 штатов не участвуют в выборах главы государства. В России, как отмечалось, в составе федерации есть только субъекты (с разными названиями). Хотя Конституция говорит, что все они равноправны (ст. 5), по той же Конституции их правовой статус не совсем одинаков. Республики считаются государствами, имеют свою конституцию, могут иметь свое гражданство и государственный язык. Другие пять видов субъектов (области, края, города федерального значения, автономная область и автономные округа) такими правами не обладают[9] .
Нетрадиционные федерации
Наряду с другими
федерациями существуют также договорные,
учредительные и
2.2 Конфедерация
Конфедеративная форма государственного устройства - это объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определенных целей (экономических, военных, политических, социальных и др.), позволяющая создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своем общении преследуют, прежде всего, экономические цели, причем эти цели относятся к разряду постоянных: обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива капитала, денежного обращения и т.д. Конфедерация в отличие от федерации - это, как правило, союз государств, но вместе с тем представляющий некое государственное образование, объединение.
Для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел, объединяются добровольно. Размер их устанавливается по соглашению.
Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими в нее государствами и основан на принципе добровольности и согласии всех ее членов. Выход из конфедерации носит более простой характер, нежели выход из федерации. Он может производиться и на основе одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.
Исторический опыт
показывает, что конфедеративные
объединения имеют нестойкий, переходный
характер. Конфедерации распадаются
весьма быстро, либо преобразуются
в федерации. Например, штаты в
Северной Америки с 1776 по 1787 г. были
объединены в конфедерацию, что диктовалось
интересами борьбы против британского
господство. Вскоре конфедерация стала
США. А созданная в 1952 г. конфедерация
Египта и Сирии (Объединенная Арабская
республика) распалась. Все это
происходит потому что, у субъектов
конфедерации существует право сецессии
(односторонний свободный
Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения. Только интересующие всех субъектов конфедерации вопросы могут также стать предметом нормоустановительной деятельности конфедеративных органов.
2.3 Содружество
Содружество - это
весьма редкое, еще более аморфное,
чем конфедерация, но, тем не менее,
организационное объединение
Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самыми различными. Они затрагивают важные интересы государств, что не позволяет их отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится иногда ограничивать свой суверенитет. Как правило, члены содружества - это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений.
В содружестве могут
создаваться и
Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, которые могут принимать главы государств (устав Содружества, акты об их общих вооруженных силах и т.п.).
Для теории государства и права изучение такой формы организационного объединения государств, как содружество, стало относительно новым и особенно актуальным делом после распада СССР и образования Содружества Независимых Государств некоторыми республиками, ранее входившими в его состав.
В этой связи следует отметить, что Содружество как объединение государств может носить и переходный характер. Оно может развиться в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной дезинтеграции специфического союза государств.
2.4 Сообщество
Межгосударственные
образования знают и такую
форму, как Сообщество государств. В
основе Сообщества, как правило, лежит
межгосударственный договор. Сообщество
является еще одной своеобразной
переходной формой в государственной
организации общества. Оно в большинстве
случаев усиливает
В Сообщество могут входить ассоциированные члены - государства, принимающие те или иные правила, действующие в Сообществе. Порядок вступления в Сообщество и выхода из него устанавливается членами Сообщества.
В Сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-государств), надгосударственные органы.
Сообщество может
иметь цель выровнять экономический
и научно-технический
Надо подчеркнуть,
что не следует федеративные и
межгосударственные объединения - конфедеративные,
содружественные формы - понимать догматически.
В реальной жизни эти формы
могут иметь самый широкий
спектр, давать, например, такие сочетания,
как конфедеративно федеративные, когда
в одних областях между государствами
осуществляются федеративные, а в
других - конфедеративные связи. Или,
например, давать сочетание унитарно-
2.5 Союз
Союз — эта
еще одна разновидность государственных
соединений с определенной целью. В
теории государства и права
Среди зарубежных стран
наиболее отчетливо элементы союза
характерны для Европейского Союза
(ранее — Сообщества). В состав
союза входит 15 суверенных государств.
Союз имеет Европарламент, члены
которого теперь избираются прямым голосованием
избирателей в государствах-