Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:07, курсовая работа
Кроме того, серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его традиции, религия, национальные особенности, географические и природные условия и многие другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями и объединениями, партиями, общественными движениями и другими организациями
Среди трех основных
видов форму государственного устройства
стоит выделить автономию, как отдельное
государственное образование. Слово
“автономия” (греч. – Свой закон) обозначает
самостоятельность, самоуправление. В
современном понимании автономия — это
внутреннее самоуправление районов государства,
отличающихся географическими, национальными,
бытовыми особенностями (Крым на Украине,
Корсика во Франции, Азорские острова
в Португалии). В зависимости от объема
полномочий существуют две формы территориальной
автономии: административная (местная)
и политическая (законодательная). В законодательной
автономии ее органы имеют право издания
местных законов по строго определенным
вопросам, точно зафиксированным в конституции
либо иных законах государства. Автономия
такого рода существует, например, в Финляндии
(Аландские острова, населенные преимущественно
шведами). Административная же автономия
не обладает правом издавать собственные
местные законы, а может издавать только
постановления и иные нормативные акты),
однако по сравнению с обычными административно
--территориальными единицами наделена
некоторыми дополнительными правами (например,
в Китае такие автономии могут участвовать
во внешнеэкономических отношениях с
другими государствами). В некоторых странах,
где национальности проживают не компактно,
а разрозненно, создана национально-культурная
автономия. Такая автономия носит экстерриториальный
характер. Представители определенной
национальности этой автономии создают
свои выборные органы, иногда посылают
своего представителя в парламент, имеют
собственное представительство при правительстве
государства. С ними консультируются при
решении вопросов, касающихся языка, быта
и культуры.
3. Государственно-правовой режим
Политический режим
— это методы осуществления политической
власти, политическое состояние в
обществе, которое складывается в
результате взаимодействия и противоборства
различных политических сил, функционирования
всех политических институтов и характеризуется
демократизмом или
3.1 Деспотический, тиранический и фашистский режим
Деспотический режим
Деспотический режим
(греч. – despotia - неограниченная власть)[10]
. Этот режим характерен для монархической
формы правления, а именно для
абсолютистской монархии, когда власть
осуществляется исключительно одним
лицом, становящимся деспотом. Деспотии
возникли в древности и
При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают воображение своей суровостью, причем, как правило, они не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Жесткое подавление применяется весьма широко.
Психологические основы деспотии также своеобразны: страх пронизывает все поры в государстве. Деспотия держится на страхе. Характеризуя деспотию, Монтескье пишет о том, что все должны чувствовать ежеминутно вечно поднятую руку государя. “Если государь хотя бы на мгновение опусти угрожающую руку, если он не может без промедления уничтожить лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как страх - единственное начало этого образа правления - исчез, и у народа нет более защитника”[11] .
Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке, словом, в государствах азиатского способа производства, рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров, монархов, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление противников режима.
Тиранический режим
Тиранический режим - также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. В тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестких способов: осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет; захватчики широко используют и принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Тиранические режимы можно наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах.
Тирания, как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и самовластие обрушиваются, прежде всего, на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем не стремится их создать.
Фашистский режим
Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью.
Фашизм, как правило,
основывается на националистической,
расисткой демагогии, которая возводится
в ранг официальной идеологии. Целью
фашистского государства
Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма.
Для фашистского
режима характерны опора на круги
крупного капитала, слияние государственного
аппарата с монополиями, военно-бюрократический
централизм, который ведет к упадку
роли центральных и местных
Фашизм питается националистическими, шовинистическими предрассудками, заблуждениями. Он использует сохраняющиеся национальные структуры в обществе для достижения своих целей, для натравливания одних наций на другие. Фашистское право - это право неравенства людей, прежде всего по критерию их национальной принадлежности.
В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах (Германия и Италия).
3.2 Тоталитарный и авторитарный режим.
Тоталитарный режим
Тоталитарный режим
является, как правило, порождением
ХХ в., это фашистские государства, социалистические
государства периодов “культа личности”.
Сам термин появился в конце 20-х
годов, когда некоторые политологи
стремились отделить социалистическое
государство и искали четкое определение
социалистической государственности.
Тоталитарный режим является крайней
формой авторитарного режима. Тоталитарное
государство выступает как
Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа в большинстве случаев харизматическим.
Тоталитарный режим
допускает только одну правящую партию,
а все другие, даже ранее существовавшие
партии, стремится разогнать, запретить
или уничтожить. Правящая партия объявляется
ведущей силой общества, ее установки
рассматриваются как священные
догмы. Конкурирующие идеи о социальном
переустройстве общества объявляются
антинародными, направленными на подрыв
устоев общества, на разжигание социальной
вражды. Правящая партия захватывает
бразды государственного управления:
происходит сращивание партийного и
государственного аппаратов. В результате
этого становится массовым явлением
одновременное занятие
В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.
Центром тоталитарной системы является вождь. Его фигура становится сакральной для всех. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается.
На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов, возникает всевластие номенклатуры, т. е. должностных лиц, назначение которых согласуется с высшими органами правящей партии или производится по их указанию. Номенклатура-бюрократия осуществляет власть в целях обогащения, присвоения привилегий в образовательной, медицинской и иных социальных областях. Возрастают законом не предусмотренные и не ограниченные полномочия, растет свобода усмотрения административных органов. Особенно выделяется на фоне разросшихся исполнительных органов “силовой кулак” (армия, полиция, органы безопасности, прокуратура и т.п.), т.е. карательные органы.
При тоталитаризме
устанавливается полный контроль над
всеми сферами жизни общества.
Государство стремится
Тоталитарный режим использует полицейский сыск, поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его “великой” идеей, например борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Именно на “врагов”, “вредителей” списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения.
Милитаризация - также одна из основных характеристик тоталитарного режима. Идея о военной опасности становится необходимой для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем.