Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Кроме того, серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его традиции, религия, национальные особенности, географические и природные условия и многие другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями и объединениями, партиями, общественными движениями и другими организациями

Файлы: 1 файл

Курсовая по тгп.docx

— 58.71 Кб (Скачать файл)

Государство при  тоталитаризме берет как бы на себя заботу о каждом члене общества. Со стороны населения при тоталитарном режиме развивается идеология и  практика социального иждивенчества. Члены общества полагают, что обеспечивать  поддерживать, защищать  их во всех случаях должно государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере. Развивается психология уравнительности, идет существенная люмпенизация  и деградация общества.

Тоталитарные режимы существовали в фашистских государствах, в некоторых африканских и  других странах с пожизненными президентами, в условиях военных режимов.

Авторитарный  режим

При любой форме  авторитаризма государственная  власть не формируется и не контролируется народом. Не смотря на то, что существуют представительные органы, реально они  никакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе  с вождем или группой лиц (олигархией).

Реально жизнь в  стране направляется элитой, которая  себя не ограничивает законом, особенно в части привилегий, льгот. В ее среде выделяется еще более узкий  круг людей, небольшая группа высших должностных лиц, осуществляющих политическое руководство. Тогда, когда руководство  государства формируется вследствие военного или государственного переворота, авторитарный режим называют кликой. Внутри правящей клики выделяется лидер. Его влияние очень значительно. Однако единолично он не склонен принимать решения. Советы, рекомендации, учет мнений, обсуждение того или иного вопроса со своей командой становятся для него необходимыми. Лидером является обычно сильная личность. И хотя общественное мнение не обожествляет лидера, не называет его вождем, но, тем не менее, ориентируется на эту сильную личность.

Зачастую авторитарные режимы в относительно “мягкой” форме  осуществляются для проведения реформ, укрепления государства, его целостности, единства, противопоставления сепаратизму, экономическому развалу. В авторитарном государстве управление осуществляется, как правило, централизованно.

Решения центральной  власти, не учитывающие зачастую экономические, национальные, географические, бытовые, религиозные и другие особенности  тех или иных групп населения, исполняются отнюдь не добровольно. В случае отклонения людей от “главной идеи” применяется принуждение. Использование насилия становится характерным для авторитарного  режима. Вот почему авторитарное государство  не может существовать без опоры  на полицейский и военный аппараты. Суд в таком государстве - вспомогательный  инструмент, поскольку широко используются внесудебные методы принуждения  людей.

Оппозиция при авторитаризме  не допускается. В политической жизни  могут участвовать и несколько  партий, однако все эти партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они запрещаются, разгоняются. Оппозиционеры, как организации, так и граждане, жестоко наказываются. Власть применяет  к инакомыслящим законные и незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически не может  пользоваться конституционными правами  и свободами, даже если они и провозглашаются  формально, так как отсутствует  механизм их реализации, гарантии. Она  лишена также гарантий своей безопасности в ее взаимоотношениях с властью, поскольку власть не стесняет себя в применении принуждения. Провозглашается  полный приоритет интересов государства  над личностью, а права личности игнорируются.

В настоящее время  авторитарные режимы отнюдь не редкость и встречаются во многих странах (Индонезия, Малайзия, Таиланд, Гондурас, Парагвае и др.). Авторитарному режиму противостоит демократический режим, прежде всего наиболее современная форма последнего либерально-демократический режим.

3.5 Либерально-демократический, либеральный, демократический режим

Либерально-демократический  режим

Либерально-демократический  режим существует во многих странах. Его значение такого, что некоторые  ученые полагают: либеральный режим -- это собственно не режим осуществления  власти, а условие существования  самой цивилизации на определенном этапе ее развития, даже финальный  итог, которым и заканчивается  вся эволюция политической организации  общества, наиболее эффективная форма  такой организации[13] . Но с последним  утверждением трудно согласиться, так  как в настоящее время идет эволюция политических режимов и  даже такой ее формы, как либерально-демократический  режим. Новые тенденции в развитии цивилизации, стремление человека уйти от экологических, ядерных и иных катастроф порождают новые формы  определения государственной власти (возрастает роль ООН, появляются международные  силы быстрого реагирования, растут противоречия между правами человека и наций, народов).

В теории государства  и права либеральными называются также политические методы и способы  осуществления власти, которые основаны на системе наиболее демократических  и гуманистических принципов.

Эти принципы характеризуют  экономическую сферу взаимоотношений  личности и государства. При либеральном  режиме в этой сфере человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе становится политически  самостоятельным. В отношении личности и государства приоритет сохраняется  за личностью. 

Либеральный режим

Либеральный режим  обусловливается, прежде всего, потребностями  товарно-денежной, рыночной организации  экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает  формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается  свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике.

При либерализме  государственная власть формируется  путем выборов, исход которых  зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех  или иных партий, необходимых для  проведения избирательных кампаний. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей. Система “сдержек и противовесов”  способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные  решения принимаются большинством голосом.

В государственном  управлении используется децентрализация: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые  не может решить местная власть.

Наряду с другими  режимами, либеральный режим  имеет  свои проблемы, главные среди них - социальная защита некоторых категорий  граждан, расслоение общества, фактическое  неравенство стартовых возможностей. Использование этого режима наиболее эффективно становится возможным только в обществе, отличающимся высоким  уровнем экономического и социального  развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой. Либеральный режим может  существовать только на демократической  основе, он вырастает из собственно демократического режима.

Демократический режим

Демократический режим (греч. democratia - народовластие)[14] - это  одна из разновидностей либерального режима, основанного на признании  принципа равенства и свободы  всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам, широкие права и свободы демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате  широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.

В демократическом  государстве народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел. Представительные органы и должностные  лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются политические взгляды и профессионализм. Профессионализация власти - отличительный  признак государства, в котором  существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные  начала, гуманизм.

Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных  связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует множество  институтов и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы объединяют людей по различным интересам  и склонностям.

Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения  граждан участвуют в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в  выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым и идет по двум линиям: выборы управленцев - профессионалов и прямое участи в  решении общественных дел (самоуправление, саморегуляция), а также контроль за исполнительной властью.

Управление в демократическом  государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и  с использованием метода согласования при принятии решений.

Система разграничения  полномочий между центральными и  местными органами занимает важное место  при демократическом режиме. Центральная  государственная власть берет на себя только те вопросы, от решения  которых зависит существование  общества в целом, его жизнеспособность: экология, разделение труда в мировом  сообществе, предотвращение конфликтов и т.д. Остальные вопросы решаются децентрализовано. В результате этого снимается вопрос о концентрации, монополизации власти и необходимости ее нейтрализации.

Разумеется, и демократический  режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами  своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, порой создает условие  для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все, же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм.

Следует также иметь  в виду, что демократический режим  появляется зачастую в тех государствах, где социальная борьба достигает  высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки  народу, другим социальным силам, соглашаться  на компромиссы в организации  и осуществлении государственной  власти.

Демократический режим  существует во многих странах, например в США, Великобритании, Франции, Германии, Японии, во многих странах Европы.

Заключение

Рассмотрев все  три блока формы государства (форма  правления, форма государственного устройства и форма политического  режима) можно сделать вывод, что  все эти подразделения четко  взаимодействуют с друг другом. Я  считаю самой справедливой формой государства  демократическую федеративную республику. Именно в ней наиболее четко проявляются  все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Однако это  не означает, что человечество не может изобрести ничего более  совершенного. Возможно, в будущем  появятся принципиально новые элементы формы государства, и это лишь еще раз доказывает перспективность  и необходимость рассмотрения данной темы. Мне очень жаль, что Российская федерация на словах средств массовой информации, да и законодатель, стремясь к демократии, использует в своем правлении принципы авторитарного режима. Народ по прежнему не может контролировать государственную власть, благодаря своему бесправию. Чиновники свою материальную выгоду ставят выше интересов общества, а те, кто действительно стоят на стороне народа, как правило, находятся в меньшинстве и не  попадают в правящие рамки. К хорошему это, скорее всего не приведет. Очередная гражданская война, кровопролитие и, в конце концов, жесткий диктатор у руля Руси. Надеюсь на то, что государственные чиновники осознают последствия своего бездействия или действия направленные на выгоды своего кошелька. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы.

  1. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права.- М.,2004.
  1. Теория государства и права. Учебник / Под ред. М.Н.Марченко.  М.: «Зерцало», 2001
  1. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько.  М.: Юристъ,2001
  2. Хорошилов А.Н. История политико-правовых учений. - М., 2001.
  3. Матузов Н.И. и Малько А.В. Теория государства и права. - М., 2000.
  4. Теория государства и права: Учебник. Червонюк В.И. – М.: Высшее образование, 2006. - 704с.
  5. Теория государства и права. Учебник. / Под ред. В.Я. Кикоть, В.В. Лазарева. – М.: Форум-Инфра-М, 2008. - 624 с.
  6. Теория государства и права: Учебник ССУЗ. Малько А.В. – М.: Юристъ, 2007. - 304 с.
  7. Мелехин А. В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Маркет ДС, 2007. - 640 с.
  8. Основы государства и права: Учебник. 4-е изд., доп. и перераб. / Под ред. В.Т. Гайкова, В.А. Ржевского. - Р н/Д. : Феникс, 2003. - 704 с.
  9. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 520 с.
  10. Теория государства и права. Марченко М.Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2004. - 640 с.

Информация о работе Форма государства