Форма государства:исторический опыт и современные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 01:26, курсовая работа

Описание работы

Исходя из актуальности указанной темы, целью данной работы является анализ теоретических и организационных вопросов форм государственного устройства на современном этапе, а также на примере Республики Беларусь рассмотрение основ реализации формы государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 5
ГЛАВА 2 ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 9
2.1 Понятие формы правления 9
2.2 Особенности белорусской республики 12
ГЛАВА 3 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 17
3.1 Форма государственного (политико-территориального) устройства 17
3.2 Особенности белорусского унитаризма 18
ГЛАВА 4 ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 25
4.1 Понятие политического режима 25
4.2. Особенности белорусского политического режима 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

Форма государства.docx

— 74.38 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, любая форма  рассматривается ими сквозь призму содержания. В-третьих, идеалистический  и материалистический подходы к  анализу формы правления являются ограниченными для понимания  всех аспектов организации политической власти в государстве[3, c.7].

Государство на всем протяжении своего исторического развития имеет  только ему присущие полномочия и  обязанности, которые осуществляются посредством специального аппарата публичного господства. В результате этого возникают особые правоотношения, регулирующие структурирование и функционирование верховного управления в стране, которое  в каждом отдельном случае имеет  индивидуальные особенности [4, c.25]. Причиной публичного многообразия видов государственной организации высшего уровня политического механизма являются специфические стереотипы правовогосознания того или иного народа, занимающего главенствующее положение в державе. Практически всегда юридические конструкции конституционного господства верховной власти нивелируются фактическими общественными отношениями, отражающими интеллектуально-нравственную оценку людей существующего и желаемого правопорядка. И «если законодатель не будет идти на поводу народного правосознания, - пишет А.И. Овчинников, - то своим «независимым» правотворчеством он будет лишь увеличивать объем «права в книгах», которое никто не будет реализовывать»[5, c.191].

Испытывая воздействие вышерассмотренных  факторов, современная юриспруденция, как и любая другая гуманитарная отрасль научного знания (философия, политология, социология и т.д.), не выработала единственно верного, универсального понятия, описывающего феномен формы  государства. Поэтому справедливо  утверждение столетней давности Л. Гумпловича о том, что «учение  о различии государств или о государственных  формах является столь же шатким и  неустановленным, как и определение  понятий государства»[6; с.221].

Традиционно по форме правления  государства делятся на монархии и республики.

Монархия - это исторически  сложившаяся форма правления, при  которой во главе государства  стоит, как правило, единоличный  монарх (король, царь шах, император, калиф, герцог, султан и т.д.), являющийся источником верховной власти либо наделенный другими  органами государства или гражданами властью, соразмерной верховной, и  занимающий престол в соответствии с наследственным или выборным принципом, юридически не отвечающий за свои действия и осуществляющий функции государственного управления в рамках и на основе монархического правосознания и  монархического правового мышления народа.

Достаточно сложен, противоречив и дискуссионен вопрос о видах  монархической формы правления. Это связано с трудностями  построения логически не противоречивой классификации государственно-правовых моделей организации публичной  власти.

В классическом варианте теоретики  выделяют неограниченную (абсолютную) монархию, где царствующая особа  является высшим органом государства, и ограниченную монархию, в которой  высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другими органами. Некоторые авторы говорят о «дуалистической» монархии, сочетающей в себе черты  вышеназванных видов (Б.А. Страшун, В.Е. Чиркин)[7, c.208].



Республика - это исторически  сложившаяся форма правления, в  которой верховная государственная  власть осуществляется выборными, юридически ответственными, срочными органами в  рамках и на основе республиканского правосознания и республиканского правового мышления народа.

Выделяют три вида республиканского правления: президентское, парламентское, президентско-парламентское.

Парламентская республика - это форма правления, при которой  ведущая роль в осуществлении  государственной власти принадлежит  парламенту.

В такой республике правительство  формируется парламентом и несет  перед ним коллективную ответственность  за свою деятельность. Как правило, кабинет министров остается у  власти, пока пользуется поддержкой парламентского большинства, в противном же случае он подает в отставку или через президента добивается роспуска парламента.

Глава государства в парламентских  республиках избирается парламентом  либо специально образуемой парламентской  коллегией. Так, в Италии президент  республики избирается членами обеих  палат парламента на их совместном заседании, но при этом в выборах  участвуют также по три делегата от каждой области, избранных областным  советом. В Федеративной Республике Германия президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В Австрии, например, президент избирается сроком на шесть лет.

Глава парламентской республики, наряду с представительством государства  на международной арене, обнародует законы, издает декреты, имеет право  распустить парламент, назначает главу правительства и возглавляет вооруженные силы страны.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров и  т.д.) назначается, как правило, президентом.

В отличие от парламентской  республики, в президентской - ведущая  роль в политической жизни страны принадлежит главе государства, который одновременно является и  главой правительства.

Основными признаками президентской  республики являются:

  1. внепарламентский метод избрания президента;
  2. ответственность правительства перед президентом, а не парламентом;
  3. запрет президенту распускать парламент.

Классическим примером президентской  республики являются США.

Вместе с тем иногда встречаются смешанные формы  республиканского правления, например, президентско-парламентские, как во Франции, где правительство несет двойную ответственность: перед всенародно избранным Президентом и Национальным собранием.

2.2 Особенности белорусской республики

Среди комплексных институтов конституционного права форма правления  представляет особый и постоянный интерес  для исследования. Именно форма правления  характеризует механизм организации  и взаимодействия основных властных структур, институциональный дизайн высших органов государственной  власти, и в предельно сжатом, сконцентрированном виде выражает суть государственности, прежде всего, ее внешнее  выражение. При этом форма правления  каждой конкретной страны определяется, прежде всего, конституционным статусом главы государства, порядком замещения  этого поста, объемом его полномочий, системой взаимоотношений с органами законодательной и исполнительной власти.

Особая значимость рассматриваемого института обусловило то, что он привлекает внимание не только ученых-правоведов, но и политических деятелей, всех слоев  гражданского общества. Более десяти лет существования института  президентства в Республике Беларусь, активная роль Президента в управлении государственными делами сформировали устойчивое представление о том, что Республика Беларусь по определению  является президентского республикой. Именно такое определение форме  правления давал и сам Глава  государства, подчеркивая, что Беларусь является не парламентской, а президентской республикой [8, c.4]. Аналогичное определение национальной форме правления дается и отдельными белорусскими учеными-конституционалистам[9; с.67]. В то же время существует как среди отечественных, так и среди зарубежных ученых весьма распространенным является отнесение Беларуси к числу полупрезидентских (смешанных) республик [10, с.148].

Следует отметить, что аналогичные  споры по данной проблематике идут среди специалистов - государствоведов и в других странах с формой правления, сходной с белорусской (Россия, Казахстан).

Такое расхождение в определении  формы правления государства, прошедшее  в целом ряде публикаций, в том  числе многих учебниках по конституционному праву, в определенной мере вызывает неясности. При этом сторонники и  той и другой точек зрения приводят достаточно веские аргументы в обоснование  своей позиции.

Проанализировав указанные  доводы, представляется возможным высказать  следующую точку зрения:оба вышеуказанных  определения не противоречат друг другу, они представляют собой две ипостаси одного явления - национальной модели организации государственной власти, свойственной именно для Беларуси формы  правления.

Данное утверждение вовсе  не означает, что данная форма правления  сформировалась как нечто уникальное, не имеющее аналогов в мире. И  хотя в мире нет абсолютно одинаковых конституционных конструкций функционирования властных институтов, в науке конституционного права сложилась довольно устоявшаяся  классификации форм правления. При  всех различиях и особенностях формы  правления конкретного государства  ее с определенной степенью допущения  и формализации можно отнести  к той или иной классической разновидности.

Особенность определения  формы правления в Республике Беларусь видится в другом - именно в Беларуси четко выделилось два  среза данного явления:политический и юридический.

В политическом смысле Республику Беларусь, бесспорно, следует рассматривать как президентскую республику.Рассматривая закрепленные Конституцией правовой статус и компетенцию Президента Республики Беларусь, можно однозначно прийти к этому выводу. Статья 79 Конституции Республики Беларусь определяет Президента как Главу государства, гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, который олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет страну в международной сфере, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между ними.

Не входя ни в одну из ветвей власти, Президент наделен  весьма широким кругом полномочий в  сфере законодательной, исполнительной и судебной власти. Ни один другой государственный  орган в нашей стране не обладает полномочиями, сопоставимыми по своей  значимости с полномочиями Главы  государства. Об этом свидетельствует  и то обстоятельство, что глава  Конституции, посвященная Президенту, располагается ранее глав, посвященных  другим органам государственной  власти.

Все это позволяет говорить о том, что Конституция Республики Беларусь определяет Главу государства  как наиболее значимого субъекта государственно-властных отношений, и  на этом основании делать вывод о  президентской форме правления.

При этом форму правления  в политическом смысле не следует  смешивать с государственным  режимом, хотя эти понятия достаточно близки. Под государственным режимом  обычно понимается реальный порядок функционирования и взаимодействия высших органов государственной власти, который определяется значительным количеством политических факторов и далеко не всегда совпадает с юридически закрепленными механизмами осуществления властных полномочий. Государственный режим показывает, кто из властных субъектов фактически доминирует в политическом процессе. В отличие от этого, форма правления в ее политическом аспекте демонстрирует, какой из государственных органов юридически является ведущим в проведении внутренней и внешней политики, наделен наиболее значимыми функциями. В этом контексте определяющим является объем конституционных полномочий главы государства.

В юридическом смысле Республику Беларусь следует определять как смешанную республику. Рассматривая форму правления в Республике Беларусь в ее формально-юридическом аспекте, необходимо исходить из сложившихся в науке конституционного права критериев классификации форм правления. К таким критериям традиционно относятся порядок избрания Президента, его место среди ветвей власти, статус и способ формирования правительства, наличие либо отсутствие ответственности правительства перед парламентом, наличие либо отсутствие у главы государства права досрочного роспуска парламента и некоторые другие.

Анализ формы правления  в Беларуси, исходя из названных  юридических критериев, не позволяет  определить ее как президентскую  республику.

Так, Президент Республики Беларусь не входит ни в одну из ветвей власти, ему посвящена отдельная  глава в Конституции. В то же время  в классической президентской республике президент одновременно является главой исполнительной власти.

В Беларуси существует Правительство  как самостоятельный орган власти, которому также посвящена отдельная  глава Основного Закона. Согласно части второй статьи 106 Конституции  Республики Беларусь Правительство  подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом [11, ч. 2 ст. 106]. В президентской республике правительство, как отдельный коллегиальный орган, отсутствует, при президенте существует кабинет, где министры имеют только совещательный голос. При этом ни глава правительства, ни министры политической ответственности перед парламентом не несут.

Президент Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией, вправе досрочно распустить одну или  обе палаты Парламента. С другой стороны Палата представителей вправе выразить вотум недоверия Правительству. В президентской республике осуществляется «жесткое» разделение властей: президент  не вправе досрочно распустить парламент, но и парламент не вправе смещать  министров путем вотума недоверия.

Таким образом, по всем основным критериям классификации Республика Беларусь подпадает под определение  полупрезидентской (смешанной) республики [12, c.148].

Давая такое определение, следует однако сделать оговорку, касающуюся используемой в научной  литературе терминологии. Так сложилось, что в доктрине конституционного права термины «полупрезидентская республика» и «смешанная республика»  используются практически как синонимы. При этом термин «полупрезидентская республика» чаще используется применительно  к конкретной форме правления, а  термин «смешанная республика» (обычно во множественном числе - «смешанные формы правления») - применительно  ко всему многообразию форм правления, не укладывающихся в традиционные рамки  президентской и парламентской  республик.

Информация о работе Форма государства:исторический опыт и современные проблемы