Форма государства:исторический опыт и современные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 01:26, курсовая работа

Описание работы

Исходя из актуальности указанной темы, целью данной работы является анализ теоретических и организационных вопросов форм государственного устройства на современном этапе, а также на примере Республики Беларусь рассмотрение основ реализации формы государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 5
ГЛАВА 2 ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 9
2.1 Понятие формы правления 9
2.2 Особенности белорусской республики 12
ГЛАВА 3 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 17
3.1 Форма государственного (политико-территориального) устройства 17
3.2 Особенности белорусского унитаризма 18
ГЛАВА 4 ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 25
4.1 Понятие политического режима 25
4.2. Особенности белорусского политического режима 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

Форма государства.docx

— 74.38 Кб (Скачать файл)

Примером более тесного  взаимодействия и примером союзного государства можно считать Союзное государство Беларуси и России, договор о создании которого был подписан 8 декабря 1999 года. Он стал завершающим в серии документов, являющихся правовой основой этого образования (2 апреля 1996 года был подписан договор об образовании Сообщества России и Беларуси, а через год – Договор о Союзе Беларуси и России).

Союз создан в целях  обеспечения мирного и демократического развития, укрепления дружбы, повышения  благосостояния народов Беларуси и России, обеспечения социально-экономического развития обоих государств, проведение согласованной политики в области внешних отношений и обороны, формирования единой правовой системы демократического государства.

В основу деятельности Союзного государства положены принципы суверенного  равенства государств-участников, добровольности, добросовестного выполнения своих  обязательств. Союз не является закрытым образованием, поэтому любое государство, являющееся субъектом международного права, разделяющее цели и принципы Союзного государства и готовое  принять на себя обязательства, обусловленные  членством в нем, может с согласия других государств-участников присоединиться к нему. Договор устанавливает  и процедуру выхода: для этого  проводится референдум и на основании  его результатов государство-участник может принять решение о выходе с уведомлением об этом высшие органы Союзного государства и других участников. Через 18 месяцев после референдума, на котором было поддержано решение  о выходе, договор о создании Союзного государства прекращает свое действие в от ношении выходящего государства.

К исключительному ведению  Союзного государства относятся:

  • создание единого экономического пространства;
  • единая валютная, налоговая и ценовая политика;
  • объединенные транспортная и энергетическая системы;
  • система технического обеспечения вооруженных сил;
  • бюджет и управление собственностью Союзного государства и др.

В сферу совместного ведения  Союзного государства и государств-участников:

  • принятие в состав Союза других государств;
  • совместная оборонная политика;
  • гармонизация законодательства государств-участников;
  • охрана окружающей среды;
  • развитие образования и науки;
  • борьба с преступностью и др.

Союз не только обладает международной правоспособностью, но и имеет другие атрибуты суверенного  государства: герб, флаг, гимн. В союзном  государстве устанавливается собственное  гражданство, которое автоматически  получает каждый гражданин государства-участника  Союза.

Для реализации задач Союза  государства-участники создают соответствующую  систему органов: Высший Государственный  Совет, Парламентское собрание и  Совет Министров Союза.

Высшим органом является Высший Государственный Совет, состоящий  из глав государств, глав правительств, руководителей палат парламентов  государств-участников. Организация  работы Высшего Государственного Совета и ведение некоторых дел от имени Союза возложено на Председателя, функции которого поочередно выполняют  главы государств-участников.

Представительным органом  Союза является Парламент Союзного государства, состоящий из Палаты Союза (куда входят по 36 представителей от обеих  палат парламент Беларуси и России) и Палаты Представителей (в нее  входят 28 депутатов от Республики Беларусь и 75 депутатов от России, которые  непосредственно избираются от своих  стран). Помимо принятия нормативных  актов Союза (которые являются обязательными  к исполнению), Парламент заслушивает  послания Высшего Государственного Совета и отчеты Совета Министров, принимает  бюджет Союзного государства. Как и  другие представительные органы, Парламент  регулярно проводит свои заседания, утверждает регламент, образует из числа  своих членов постоянные и временные  комиссии. Совет Министров – постоянно  действующий исполнительный орган, председатель которого назначается  Высшим Государственным Советом. В  его состав входит равное число представителей от каждого из государств. Все решения  принимаются по принципу «одно государство  – один голос».

 

ГЛАВА 4 ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

4.1 Понятие политического режима

Термин «политический  режим» появился в 1970-х гг. В юридической  литературе отсутствует единый подход к его пониманию. Учение о различии государств или о государственных формах является столь же шатким и не установленным, как и определение понятия государства.

По определению юридического словаря, политическим режимом «называют понятие, обозначающее систему приёмов, методов, форм, способов осуществления политической власти». Не существует единой типологии политических режимов. Характер политического режима никогда прямо не указывается в Конституциях государств (не считая весьма распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании.

Исторические типы государств, как правило, не совпадали с типами политических режимов. Так, в рамках одного и того же типа государства и одной и той же формы правления могли существовать разные политические режимы.

Государственно-правовой режим – совокупность методов и средств осуществления государственной власти.  [17, c.9 ]

При рассмотрении политической системы какого-либо государства  или общества не надо ограничиваться лишь официально провозглашенными и  действующими в нём институтами  и правовыми нормами, конституционными актами, т.е. тем, что «заявляет»о себе само государство.

Существуют значительные различия и противоречия между внешним благополучием государства и его внутренними экономическими, политическими процессами, происходящими за этим фасадом. Для характеристики этих процессов и применяется понятие «политический режим» - система реальных методов властвования в данном государстве.

Всякие изменения, происходящие в сущности государства, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства. [18,c.76] Именно политический режим определяет политическую атмосферу общества, в отличие от сравнительно устойчивых правовых норм, он подвижен и способен эволюционировать в различных направлениях.

Рассматривая многообразные  формы политических режимов, существовавших в прошлом и настоящем, нужно, исходя из современных гуманистических  требований к политической науке, руководствуясь принципом, что, человек, индивидуум - «мера  всех вещей», основа общества и общественного  благосостояния, рассматривать каждый режим именно по отношению к конкретной личности, её важнейшим правам и  свободам.

В современном мире можно  говорить о 140-160 режимах, которые незначительно  отличаются друг от друга. Основные параметры  политического режима могут быть представлены следующим образом:

  1. Степень развития гражданского общества.
  2. Роль и значение негосударственных политических организаций в политической жизни.

Роль в государстве  и обществе силовых структур (армия, полиция).

  1. Реальная роль закона и функции правоохранительных органов, а также практика толкования и применения ими Конституции и других актов.
  2. Степень разделения властей и характер отношений между ними.
  3. Степень централизации власти.
  4. Механизм формирования представительных учреждений и их функционирование.

В соответствии с этими  критериями выделяются два резко  отличающихся друг от друга типа политических режимов:

  • демократический;
  • недемократический(тоталитарный,авторитарный,фашистский и др.)

Режим указывает на социальную природу власти: какие группы господствующего  класса находятся у власти, на поддержку  каких социальных слоев опирается  эта власть.

Таким образом, можно сформулировать следующее определение: политический режим - это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

4.2. Особенности белорусского политического режима

В течении долгих десятилетий  в нашей стране действовала однопартийная  система, которая исключала возможность  создания и функционирования легальных  оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся  марксизм-ленинизм. Современное демократическое  правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в  котором взаимодействуют различные  общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология  не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве  строится на основе идеологического, политического  многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим  важным звеном между личностью и  государством, в котором реализуется  большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического  плюрализма.

Рассматривая государственное  устройство Республики Беларусь в настоящее  время, можно сказать, что – Республики Беларусь это унитарное государство. Характеризуя форму государства  с точки зрения демократизма или  антидемократизма, следует признать, что в Республике – демократический  режим.

Основные принципы демократизма:

  1. Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под “соревновательными” понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы ( или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальные механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными.
  2. Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. Поэтому, необходимое условие демократического государства - лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по<span class="Norm

Информация о работе Форма государства:исторический опыт и современные проблемы