Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 01:26, курсовая работа
Исходя из актуальности указанной темы, целью данной работы является анализ теоретических и организационных вопросов форм государственного устройства на современном этапе, а также на примере Республики Беларусь рассмотрение основ реализации формы государства.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 5
ГЛАВА 2 ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 9
2.1 Понятие формы правления 9
2.2 Особенности белорусской республики 12
ГЛАВА 3 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 17
3.1 Форма государственного (политико-территориального) устройства 17
3.2 Особенности белорусского унитаризма 18
ГЛАВА 4 ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 25
4.1 Понятие политического режима 25
4.2. Особенности белорусского политического режима 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Министерство образования Республики Беларусь
Частное учреждение образования
«Международный гуманитарно-
Факультет заочного обучения
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Общая теория права»
НА ТЕМУ
«Форма государства:
Выполнил:Студентка 1 курса,группа №101,
Правоведение.
Стельмашонок Т.П.
Минск 2013г.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ
И СТРУКТУРА ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
ГЛАВА 2 ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 9
2.1 Понятие формы правления 9
2.2 Особенности белорусской республики 12
ГЛАВА 3 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 17
3.1 Форма государственного (политико-территориального) устройства 17
3.2 Особенности белорусского унитаризма 18
ГЛАВА 4 ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 25
4.1 Понятие политического режима 25
4.2. Особенности белорусского политического режима 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
В теории государства и права, равно как и в некоторых иных общественных науках, рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.
Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Было бы неверным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением которых занимается юридическая наука; однако представляется более верным в рамках курсовой работы опираться на современные знания и теории, а прочим уделять часть времени и места, упоминая их как гипотезы или дополнительные аспекты данной проблемы.
Важность четкого определения формы государства становится понятной после того, как разрешается вопрос о сущности государства. После определения того, чем же является государство, необходимо четкое, ясное представление о его разновидностях, классификации; о форме государства.
Форма государства – это организация государственной власти,структура ее органов,совокупность методов осуществления власти
Форма государства - это фактически
и есть государство, так как именно
в форме проявляется
Рассмотреть форму государства - это значит изучить его составные части, структуру, методы осуществления государственной власти. В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявления признаков государства и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства, и политического режима. Это три составляющих и образуют форму государства. Поэтому представляется необходимым рассмотреть их по отдельности, с конкретными историческими и политическими примерами, а затем представить себе форму государства в целом, во всем многообразии ее составляющих.
Актуальность темы не вызывает сомнения, так как развитие современного миране не стоит на месте, постоянное изменение экономической и политической ситуации на международной арене показывает, в той или иной степени, об устойчивости форм государственного устройства. Отсюда следует важность понимания основ, касающихся форм государственного устройства и самого процесса трансформации государств в те или иные формы, так как от этого будет зависеть последующая политическая ситуация как внутри государства,так и в отношении с другими государствами.
Необходимо отметить, что в данной работе использовалась литература по теории государства и права.
Исходя из актуальности указанной темы, целью данной работы является анализ теоретических и организационных вопросов форм государственного устройства на современном этапе, а также на примере Республики Беларусь рассмотрение основ реализации формы государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
Термин «форма государства»
употребляется в различных
Для действующего права той
или иной страны, прежде всего для
ее конституционного права, форма государства
– это правовой институт (в разных
характеристиках – комплексный
институт или комплекс институтов),
система внутренне
В политических науках, государствоведческих дисциплинах форма государства понимается как один из институтов государства (государственности) в соответствии с различными подходами к понятию института. Она изучается этими отраслями науки как фактическое явление, существующее зачастую в соответствии с конституционными нормами, а в ряде без такого соответствия и даже в противоречии с ними. В общей теории права форма государства изучается как конкретный комплексный институт, имеющий свои особенности в каждой стране, даже если для характеристики такого института или его составных частей используется одно и тоже название. При одинаковом названии президентские республики США и Кении – не одно и тоже явление, индийский федерализм отличается от канадского, методы управления в парламентарной монархии Таиланде во многом не похожи на методы управления в парламентарной монархии Великобритании и т.д. Для сравнительного государствоведения все эти особенности имеют первостепенное значение.
Создавая понятие формы государства, различные авторы оперировали тремя составляющими. Это форма правления, форма государственного устройства, политический (с другой точки зрения – государственный) режим. Рассматриваемое понятие конструировалось на основе сочетания трех, двух элементов. Отдельные авторы сводили его к одному из них (к политическому режиму). В настоящее время в отечественной науке обычно используется трехэлементная характеристика: форма государства рассматривается как совокупность форм правления (структура и взаимоотношения трех высших органов государства – главы государства, парламента и правительства), государственного устройства (унитаризм, федерализм, автономия) и государственного режима (методы осуществления государственной власти).
Элементный подход к форме
государства имеет практическое
значение и широко применяется в
учебных целях. Используя его
в научных исследованиях
Системный подход предполагает учет не только элементов с их качествами, но и связь между ними, образующих единое целое (форму государства), а также связи элементов с этим целым, ибо целое вступает вовне как новое образование, а не только через свои элементы. Связи элементов играют огромную роль в возникновении данной совокупности, ее было бы невозможно получения путем обычного примыкания друг к другу двух, трехэлементов. Более того, путем таких связей создается новое качество, присущее форме государства, которое не принадлежало ни одному из элементов, взятых отдельно.
С этой точки зрения, не только
форма государства составляется
из элементов, но и традиционно называемые
три элемента представляют собой
лишь главные стороны формы
Форма государства, как и
любая форма, определяется его содержанием,
ибо форма всегда есть организация содержания.
Таким содержанием является государственная
власть: та или иная форма государства
создается и изменяется с тем , чтобы наиболее
эффективно осуществлялась государственная
власть. Для этой цели образуются органы
государства, устанавливается определенное
административно-
Вместе с тем, форма государства определяется не только содержанием «первого порядка» – государственной властью как таковой, но и зависит от конкретного социального содержания последней.
Рассматривая связи содержания и формы, исследователи нередко ограничиваются социальным содержанием. Более внимательный анализ, однако, свидетельствует, что содержание государства имеет и другие стороны. Оно включает такие отношения, которые связаны с наличием управленческой элиты и необходимого кадрового состава для выполнения организационных задач, отношения, вытекающие из экологических проблем, из взаимосвязей с другими государствами и т. д. Да и само социальное содержание нельзя сводить только к отношениям классов и социальных слоев, как это нередко бывает. Социальное содержание включает национальные, этнические отношения, отношения территориальных коллективов – определенных регионов государства даже при одинаковом этническом составе их населения, проблемы, связанные с положением женщин и т.д.
Понятие формы государства в юридической литературе обычно дается путем перечня тех трех слагаемых, о которых говорилось выше. Иногда добавляется четвертый элемент – политическая динамика. Этот «перечневый подход» воспринят и в политологии, но определенные формы государства принимает там все же более синтезированный характер. Еще короче оно в некоторых философских работах, где акцент делается, прежде всего, на связи содержания и формы. Видимо, необходимо каким-то образом обобщить перечневый характер определения, а с другой стороны, не утратить его позитивных моментов, сведя определение к очень общей формулировке. Представляется, что можно было бы охарактеризовать форму государства, как особый комплексный институт государственности, следующим образом: это – обусловленная содержанием государства (прежде всего социальным, но не только им) организационно-функциональная структура государственности, выражающая способ организации и осуществления государственной власти в совокупности всех ее ветвей, включая методы прямой и обратной связи с населением.
В философии под формой понимают, прежде всего, внешнее очертание, наружный вид или внутреннее строение какого-либо предмета[1, c.489], зачастую определяющего процессы собственного становления и развития в объективной действительности. В юриспруденции для анализа публичного властвования государственных учреждений используется методологическая дефиниция «формы правления», неоднозначно трактуемая в правовой литературе различных исторических эпох и стран. Плюралистическое толкование данной категории обусловлено тем, что многочисленные юридические школы отталкиваются в интеллектуальном осмыслении формального конструирования верховной власти суверенных держав от двух фундаментальных философских точек зрения: идеалистической или материалистической[2, c.128]. Первая рассматривает идею как основополагающую сущность материи, выраженной в форме, а вторая опирается на внешние, осязаемые признаки вещественного развития общественных отношений и явлений, определяющих их структуру и предназначение.
В целом, следует признать,
что, несмотря на значительные различия
в подходах к определению формы
правления, эти теоретические позиции
имеют и ряд общих
Во-первых, они признают зависимость функционирования человеческого общества от определенной формальной деятельности, которая строго регламентирует юридические, нравственные и эстетические нормы, регулирующие поведение людей.
Информация о работе Форма государства:исторический опыт и современные проблемы